28 июля 2004
Обновлено 17.05.2023

Руль для настоящего гонщика. Обзор четырех современных рулей

Руль для настоящего гонщика. Обзор четырех современных рулей - изображение обложка

Каждый любитель автосимуляторов рано или поздно понимает, что играть на клавиатуре — дело неблагодарное. Настоящему фанату гонок для полного погружения в игру нужен хороший руль и педали. А для пущего удовольствия и максимального реализма руль должен поддерживать технологию Force

Руль для настоящего гонщика. Обзор четырех современных рулей - фото 1

FeedBack ( FFB ) — тогда он будет вырываться из рук на кочках трассы, трястись на высоких скоростях, сопротивляться при входе в повороты и всячески докучать вам так, как это делает настоящая машина. Стоит сразу сказать, что эффекты отдачи у рулей в большей степени зависят от конкретной игры. Сила сопротивления уже полностью зависит от модели руля. В нашей статье мы разберем разные модели автобаранок. Каждый из участников теста обладает своими преимуществами и недостатками. Итак, встречаем: комплект от ACT-LABS — руль Force RS , педали Clutch Perfomance Pedal System и коробка передач GPL USB Shifter; Thrustmaster Enzo Ferrari Force FeedBack; Thrustmaster NASCAR Pro Force FeedBack 2. Хотя рулевая система от ACT-LABS уже довольно старая, она по сей день остается одной из лучших! Кроме того, интересно было ее протестировать в новых играх. Еще одним участником нашего тестирования стал Genius Speed Wheel 3 Vibration. Ну а теперь приготовьтесь к захватывающей гонке без пит-стопов. __ В каких играх мы тестировали рули? Тестирование рулей проводилось в различных гоночных играх: • симулятор “Формулы 1” — F1 Challenge 99-02, • раллийный симулятор — Colin McRae Rally 04, • кузовной симулятор — Life For Speed (только для ACT-LABS ) • аркадный симулятор — NFS Porsche Unleashed.
ACT-LABS Force RS, Clutch Perfomance Pedal System и GPL USB Shifter

Руль для настоящего гонщика. Обзор четырех современных рулей - фото 2

Дизайн руля Force RS довольно необычен, но держать его кожаную баранку в руках очень удобно.
Руль Force RS от ACT-LABS с поддержкой Force FeedBack поставляется в комплекте с простеньким двухпедальным блоком. Отдельно к нему можно докупить семиступенчатую механическую коробку передач и трехпедальный блок. Начнем обзор с самого руля. Он достаточно тяжелый, рулевое колесо большое и обтянуто натуральной кожей. При подключении к сети через адаптер руль сам поворачивается в нейтральное положение. На торпеде есть четыре зеленых лампочки и одна красная, а также три кнопки — одна слева и две справа. Под рулем находятся два рычага для переключения передач, ну а сам руль усеян кнопками. В центре, на месте клаксона, расположен четырехпозиционный джойстик. На двух верхних спицах руля находятся по три кнопки, и еще одна на нижней спице. Крепление к столу осуществляется с помощью двух струбцин, встроенных в торпеду руля. Именно к этим струбцинам у нас возникли некоторые претензии. На первый взгляд, они очень удобны и надежны, но при частом откручивании и прикручивании выявилась одна досадная мелочь. Внутри винт крепится к барашку при помощи обычной гайки. После нескольких прикручиваний-откручиваний гайка открутилась, и надежность крепления заметно ослабла. Вылетевший шкив мог порвать резиновую прокладку между торпедой и столом. Нам пришлось разобрать руль и произвести небольшую починку. Внутри

Руль для настоящего гонщика. Обзор четырех современных рулей - фото 3

Стандартные педали явно не удались.
мы увидели большой мотор, который отвечает за обратную отдачу. Он соединен с осью баранки при помощи ремня. Такая конструкция позволяет исключить ступенчатое дерганье и люфты механизма отдачи. Все оси заключены в огромные массивные крепления и создают впечатление надежной системы. Так или иначе, все манипуляции прошли без эксцессов. В комплекте с рулем также поставляются и педали. Обычные двойные педали. Выглядят они неказисто и ничего общего с реальными педалями не имеют. Они разве что напоминают педальный узел троллейбуса, ибо более похожи на две большие кнопки. Хотя у них есть один плюс: педали установлены на большую, массивную пластиковую платформу, и сдвинуть их с места ногами сложно даже при резком торможении. _Педали Clutch Perfomance Pedal System _ Педальный узел Clutch Perfomance Pedal System разборный и состоит из трех частей: педаль газа и тормоза, педаль сцепления, блок расширения, который можно наполнить бетоном для большего веса (именно так советуют на сайте производителя). Сам педальный блок весит 2,5 кг, если заполнить резервуар блока расширения, можно будет увеличить массу всей системы до 4 кг. Размах самой платформы под педали оказался большим, а ее резиновые ножки надежно цепляются за пол. Сдвинуть педальный

Руль для настоящего гонщика. Обзор четырех современных рулей - фото 4

Другое дело Clutch Perfomance Pedal System. Вот это педали как настоящие!
блок почти невозможно. Накладки педалей сделаны из металла и оформлены в агрессивном спортивном стиле. Сами педали установлены под удобным углом, нажимать их всегда удобно. Газ и сцепление легкие, а тормоз ватный и тяжелый — все как в жизни. Нажать педаль тормоза до упора достаточно сложно, в педали используется механизм с прогрессирующим сопротивлением: чем сильнее давишь на педаль, тем жестче она становится. В комплект педалей добавлена распределительная коробка с USB -разъемом с одной стороны и портами для педалей — с другой. Кстати говоря, самих педалей существует две версии. Первая предназначена конкретно для Force RS, вторая версия — универсальная. Ее можно использовать с любым рулем! **_Коробка передач GPL USB Shifter _**Для полного счастья ACT-LABS выпускает и коробку передач GPL USB Shifter. Изначально на коробку установлена накладка для семиступенчатой коробки передач. Поскольку не все автомобили используют семиступенчатую коробку, в

Руль для настоящего гонщика. Обзор четырех современных рулей - фото 5

Хотите отличную коробку передач для симуляторов? Выбирайте эту!
комплекте есть накладки, позволяющие превратить ее в шести- или пятиступенчатую. GPL USB Shifter крепится просто: снизу прикручивается металлическая пластина, которую в дальнейшем можно прикрепить к столу, заведя ее под торпеду руля, либо ее можно прижать к столу красной струбциной, которая поставляется в комплекте. Последний вариант крепления нам не понравился, потому что коробка передач держалась неуверенно. Более надежный способ крепления — завести всю пластину под торпеду руля и прикрутить струбциной руля. GPL USB Shifter можно крепить как с правой, так и с левой стороны. Рычаг коробки передач удобно лежит в руке. Переключение передач идет очень четко. Сам рычаг вы можете заменить на любой другой — даже настоящий. В комплект поставки, кроме двух накладок, идет диск с программным обеспечением и демкой Rally Championship , а также распределительная коробка. То есть, если вы купите весь комплект, у вас будет сразу несколько распределительных коробок… _Подключение и установка _ Весь комплект занимает два USB-порта и одну розетку. Однако рулевая колонка оснащена и COM-портом, который можно использовать вместо USB. Мы же выбрали первый вариант. После установки всех драйверов в папке “Игровые устройства ” появились два новых пункта — RS Shifter и RS Wheel. А в пусковом меню разместилась программа Shifter Launch. Она предназначена для обеспечения совместимости всех функций комплекта с играми, не поддерживающими сцепление и ручную коробку передач. Такой подход сильно расширил список совместимых игр, в которых можно насладится всеми преимуществами ACT-LABS. Также с помощью этой программы можно переназначить передачи на коробке. Есть возможность сделать коробку двух- или трехступенчатой (пригодится для езды на старинных автомобилях в Mafia или NFS: Porsche Unleashed ). Стоит добавить, что абсолютная совместимость возможна только в играх, специально поддерживающих этот комплект. Например, такой игрой является Live For Speed. Игры с полной поддержкой сцепления и механической коробки передач не требуют запуска программы Shifter Launch, все настойки выполняются непосредственно в опциях игры. Нужно помнить, что настройку сцепления надо инвертировать, так как сцепление без нажатия на педаль должно быть включено. Все игры с неполной поддержкой работают через Shifter Launch. Программа сама блокирует включение передачи без нажатия сцепления. Количество передач на машине, на которой вы едете, должно соответствовать выставленному режиму в Shifter Launch. Иначе при включении задней передачи произойдет раскалибровка коробки, и когда вы попытаетесь включить первую передачу, включится вторая или третья. _Тестирование в играх _ Мы начали тестирование с популярной игры F1 Challenge 99-02 от Electronic Arts. Игра полностью поддерживает все функции ACT-LABS. Но для того, чтобы все заработало, пришлось выполнить небольшую модификацию в одном файле. После создания своего персонажа надо выйти из игры. Далее в директории игры зайти в поддиректорию SAVE и открыть файл “имя”.plr с помощью “Блокнота”. В этом файле нужно изменить один параметр — Gear Select Button Hold=“0” на “1”. После этих нехитрых манипуляций в настройках игры появится возможность настраивать коробку передач и назначать на ней передачи. Управлять болидом “Формулы 1” в ручном режиме весьма тяжело, особенно если установить реалистичность на максимум. Благо в настройках игры можно включить различные послабления и постепенно освоиться с игрой. В игре Colin McRae Rally 04 приходится много работать рулем (а куда деваться, это все-таки раллийный симулятор!). Машина постоянно скользит по дороге и пробуксовывает. В данном случае отдача не должна мешать быстро крутить руль, поэтому силу FFB имеет смысл ослабить, особенно учитывая силу отдачи у Force RS. Играть с таким рулем в эту игру было одно удовольствие. Теперь переходим к аркадным гонкам — NFS: Porsche Unleashed (мы решили тестировать рули именно в этой игре, так как она до сих пор остается одной из самых лучших в серии). Здесь уже пришлось использовать Shifter Launch для того, чтобы задействовать дополнительные функции руля. Программа перехватывает сигнал на сцепление и на коробку передач. В итоге руль ведет себя довольно необычно, не слишком реалистично. Хотя с точки зрения ощущений и увлекательности это плюс. Во время игры, когда машина вылетела на брусчатку на скорости 170 км/ч, со стола от тряски попадали все книжки и карандаши! При ударе о препятствие или бордюр руль буквально вырывало из рук. Завершает наш обзор этого руля — тестирование в игре Live For Speed. Оговоримся сразу, что ее мы тестировали только с этим рулем, так как она полностью поддерживает все функции набора (включая сцепление). Сама игра представляет собой качественный кузовной симулятор. На первом месте у этой игры физика. А вот графика, по сегодняшним меркам, смотрится довольно слабо. Но нас интересует степень реализма, которую комплект от ACT-LABS может нам продемонстрировать. В игре двигатель резво отзывается на нажатие педали газа. Нажимаем педаль сцепления, рука ложится на рычаг коробки передач, и мягко включаем первую передачу. Увеличиваем обороты двигателя до средних, ждем зеленого цвета и быстро отпускаем сцепление. Машина набирает скорость, быстро переключаемся на вторую. Раскручиваем двигатель до пяти-шести тысяч оборотов и переходим на третью, потом на четвертую передачу. Впереди поворот — и, не отпуская сцепления, слегка нажимаем на педаль тормоза, он работает плавно и аккуратно. Управление машиной в этой игре — процесс захватывающий и сложный. Держать в голове все параметры и при этом четко вписываться в повороты весьма непросто. Вот нас и вынесло на обочину. Выкрутив руль до упора, жмем на газ, отпускаем руль и сцепление, пытаясь уличить игру в нереалистичности. Не удалось. Руль послушно выкрутился в среднее положение так же, как это происходит в реальной жизни. Подводя итоги, скажем, что в этой игре поддержка набора находится на высоте. Подводя итоги по данному набору, порекомендуем чаще заходить на сайт компании ( www.act-labs.ru ), где можно скачать патчи для разных игр и прочитать рекомендации по их настройке. И еще одно: несмотря на все свои плюсы, комплект стоит слишком дорого. Стоимость самого руля — более $200, коробка передач обойдется в $120, а педали — еще $100…

Руль для настоящего гонщика. Обзор четырех современных рулей - фото 6

Удобный руль и удачное расположение кнопок — что еще нужно?
Genius Speed Wheel 3 Vibration Genius Speed Wheel 3 Vibration — самый простой представитель рулевого братства в нашем обзоре. Мы его даже вынесли отдельно, так как руль не поддерживает Force FeedBack, но использует технологию вибрации. Руль выполнен полностью из пластика и обладает довольно специфичной формой — двухспицевой. На практике такой дизайн оказался удобным, и все 8 кнопок, разбросанных на руле, размещены очень удачно. А вот подрулевые клавиши

Руль для настоящего гонщика. Обзор четырех современных рулей - фото 7

Качество педалей оказалось на высоте.
выполнены примитивно. Само рулевое колесо подпружинено и всегда само возвращается в нейтральное положение — довольно странное решение. К столу руль крепится присосками и двумя струбцинами. Причем крепление таково, что всегда остается небольшой люфт у торпеды относительно стола. Пожалуй, основное преимущество комплекта — педали. Платформа достаточно большая, а сами педали удобно нажимать. _Тестирование в играх _ Во всех играх руль вел себя одинаково, другого и ждать от него не стоило. Объясняется это тем, что в нем отсутствует технология Force FeedBack. А как же вибрация, спросите вы. Она проявляла себя довольно слабо, на неровностях и при столкновениях руль слегка трясется и не более того. Данный набор можно было бы посоветовать как экономичное решение, если бы не цена. Speed Wheel 3 Vibration стоит почти 80 долларов. Лучше добавить еще $15-20 и купить руль с полноценной реализацией Force FeedBack.
Thrustmaster Enzo Ferrari Force FeedBack Как следует из названия, руль является точной копией баранки, которая установлена в самой быстрой машине от итальянской конюшни — Ferrari Enzo. На месте клаксона эффектно красуется эмблема компании. Руль и торпеда очень компактные. Торпеда полностью выполнена из пластика. Руль частично сделан из

Руль для настоящего гонщика. Обзор четырех современных рулей - фото 8

Точная копия руля уже ставшего легендой Ferarri Enzo.
пластика, а его боковины резиновые. Это сделано для того, чтобы руль надежно держался в руках и не скользил. Крепление к столу осуществляется с помощью вращающейся струбцины. Такой метод крепления позволяет быстро устанавливать и снимать руль со стола. Enzo Ferrari FFB обладает низкой посадкой, баранка практически перпендикулярна полу. На руле размещено восемь кнопок и восьмипозиционная кнопка для обзора. Еще одна кнопка отвечает за включение Force FeedBack. За рулем установлены две клавиши для переключения передач и две клавиши, дублирующие педали.

Руль для настоящего гонщика. Обзор четырех современных рулей - фото 9

Педали поставлены слишком высоко.
Педальный узел вызвал множество нареканий. Платформа плохо фиксируется на полу, сами педали торчат из площадки слишком высоко. Пользоваться ими не очень удобно. Само подключение руля и установка драйверов не вызывают никаких сложностей. После их установки руль калибруется сам. Правда, есть один нюанс с драйверами: если у вас до этого был руль от другой фирмы и вы не удалили драйвера к нему, в играх не будет работать Force FeedBack (может и еще что-то не работать). Рецепт прост: удаляйте драйвера к старому рулю, и все заработает. Это правило относится ко всей продукции Thrustmaster. _Тестирование в играх _ Как обычно, начнем с F1 Challenge 99-02. Реализация FFB в F1 Challenge 99-02 выполнена на высоком уровне. Руль вел себя адекватно, но сила отдачи была относительно слабая. Просто в Enzo Ferrari установлен довольно слабый мотор. Это цена за его компактность. В Colin McRae Rally 04 руль показал себя достойно, FFB работал как надо, но сила отдачи была не очень сильная. Хотя в подобном симуляторе это скорее преимущество, но, с другой стороны, силу Force FeedBack можно самому изменить в настройках игры. Далее у нас по списку — NFS: Porsche Unleashed. В этой игре, как ни в одной другой, данный руль показал себя откровенно слабо. Отдача практически отсутствовала несмотря на то, что в опциях был выставлен максимальный параметр FFB . На трассе она практически не чувствовалась, а на бездорожье ощущается лишь невнятная тряска. Переход с одного покрытия на другое ощущается слабо. Как уже говорилось ранее, педали не очень удобные, и лучше использовать вместо них подрулевые рычаги газа и тормоза. В итоге мы получили компактный руль, но без изюминки. Если вы заядлый фанат Ferrari и хотите руль с логотипом любимой компании, то лучше присмотреться к F1 Force Feedback Racing Wheel или Force Feedback GT Racing Wheel от все той же Thrustmaster.

Руль для настоящего гонщика. Обзор четырех современных рулей - фото 10

Руль выполнен на славу, жаль только мало кнопок.
Thrustmaster NASCAR Pro Force FeedBack 2 Thrustmaster NASCAR Pro Force FeedBack 2 появился в продаже совсем недавно. Его рулевая торпеда темно-синего цвета выглядит довольно массивно, но эргономично. Сзади у нее находятся разъем для питания, для подключения педалей, выключатель Force FeedBack и встроенный USB-шнур. Рулевое колесо полностью покрыто мягкой, приятной на ощупь резиной. Это удобно еще и тем, что руки не будут проскальзывать. Руль очень удобно держать в руках. Подрулевые рычаги для переключения передач обладают мягким ходом. На баранке установлено два джойстика: один

Руль для настоящего гонщика. Обзор четырех современных рулей - фото 11

Педали оказались довольно удачными. Хотя до Clutch Perfomance Pedal System им далеко.
четырехпозиционный, второй восьмипозиционный. Весьма сомнительный ход, потому как в результате на руле, кроме них, остается всего две кнопки традиционного типа. К столу руль крепится довольно просто и надежно с помощью широкой скобы и корректирующего винта. Для дополнительной устойчивости в нижней части торпеды установлены две резиновые присоски. Педали у комплекта выполнены достаточно качественно, угол наклона невысокий, расстояние между ними оптимальное. Вот только площадка не очень велика. Вообще, самое интересное, что этот комплект очень напоминает Force FeedBack GT Racing Wheel от той же Thrustmaster. Но вернемся к нашему рулю и перейдем к тестам в играх. **_Тестирование в играх _**Как и прежде, наши тесты мы начинаем с игры F1 Challenge 99-02. Здесь руль показал себя во всей красе. FFB был настолько силен, что мы уменьшили отдачу в установках игры! Управлять болидом Ф1 на этом руле — одно удовольствие, разве что педалям не хватает веса и они чуть-чуть ездили по полу. Во время игры особенно запомнился один момент: наша машина задела передним колесом заднее колесо соперника. Руль вначале слегка повело в сторону, а когда машину соперника развернуло, руль резко вывернулся в обратную сторону, следуя за колесом. В итоге гравий встретил нас с распростертыми объятьями. А сейчас перейдем к узким трассам и жестким гравийным покрытиям в игре Colin McRae Rally 04. Коллега по цеху во время игры, как истинный штурман, давал ценные указания: “…правый тридцать, скорость пятьдесят”. В этой игре руль тоже справился со своей задачей на ура. В NFS: Porsche Unleashed все та же картина — абсолютная идиллия. При езде по шоссе создавалось впечатление, как будто ведешь машину по автобану. Поведение руля очень порадовало: при прохождении длинных плавных поворотов руль заметно тяжелел, при вылете с трассы его бросало из стороны в сторону. NASCAR Pro Force FeedBack 2 составил достойную конкуренцию рулю от ACT-LABS. Его недостатком можно считать лишь малое количество кнопок и легкие педали. В целом, руль выполнен качественно и надежно, педали оказались удобные. Инженеры из Thrustmaster потрудились на славу, при всем при этом цена оказалась довольно демократичной. NASCAR Pro Force FeedBack 2 стоит $96. Название ACT-LABS Force RS ACT-LABS Clutch Perfomance Pedal System ACT-LABS GPL USB Shifter Thrustmaster Enzo Ferrari Force FeedBack Thrustmaster NASCAR Pro Force FeedBack 2 Genius Speed Wheel 3 Vibration
Цена ($) 227 115 135 95 79
Поддержка Force FeedBack + - - + + (только вибрация)
Ручная и автоматическая коробка передач Ездить при использовании автоматической коробки передач всегда легче, но использование ручной коробки позволяет гораздо более эффективно управлять машиной — оптимально подбирать передачу и вовремя ее переключать. Автомат безусловно легче — не надо задумываться над тем, когда переключать передачу, насколько понизить при торможении. К тому же каждая машина индивидуальна, и надо будет запоминать, на каких оборотах двигатель набирает максимальную мощность и когда лучше всего переключать передачу. Первое время придется частенько смотреть на тахометр, а не на дорогу. Но лучше всего просто прислушиваться к двигателю и по его звуку определять момент, когда надо переходить на более высокую или низкую передачу. Это сложно только поначалу, но игра стоит свеч. После того как выработается привычка играть с ручной коробкой передач, вы сможете показать высший пилотаж в любом автосиме и пройти круг с таким временем, которое никогда нельзя будет достичь с автоматом.
Финиш! Бесспорно, игровой комплект от ACT-LABS остается одним из самых лучших, несмотря на свой возраст. Сильные эффекты отдачи, удобный и тяжелый педальный блок и коробка передач позволяют достичь максимальной реалистичности в играх, но вот цена совсем не радует. Общая стоимость трех элементов составит более 400 долларов. Не всякий геймер захочет потратить такую сумму на руль, коробку и педали. К недостаткам стоит отнести слабую поддержку коробки передач и сцепления со стороны разработчиков игр. Shifter Launch лишь частично решает эту проблему, да и то не всегда. Конечно, можно купить только руль со штатными педалями, а затем приобрести и педали. Но цена все равно будет высокой. А вообще, педали Clutch Perfomance Pedal System отрабатывают свою цену. Уж больно удачными они получились. Кроме того, есть универсальная версия педального блока, который совместим с любым другим рулем. Руль Thrustmaster Enzo Ferrari можно рекомендовать тем, у кого мало места на компьютерном столе, а также убежденным фанатам Ferrari. Среди недостатков стоит отметить слабую отдачу и не очень удобные педали. Кроме того, цена этого руля явно завышена. Другое дело Thrustmaster NASCAR Pro Force FeedBack 2. При невысокой цене, его удобство и качество исполнения позволит погрузиться в игровой процесс с головой. Единственное, к чему можно придраться, — это педали, они недостаточно тяжелые, к тому же на самом руле мало стандартных кнопок, джойстиком не всегда удобно пользоваться. Genius Speed Wheel 3 Vibration во всей этой компании выглядит однозначным аутсайдером. Этот набор не оправдывает свою цену. Хотя сам руль обладает очень удобным дизайном и удачным расположением кнопок. Да и педали у него достаточно удобные. Подводя итоги, дадим несколько советов будущим Шумахерам. Если вам не жалко денег, покупайте руль, педали и коробку передач от ACT-LABS, это — лучший выбор. Хотя коробка не столь уж необходима. А для того, чтобы уложиться в сотню долларов, берите NASCAR Pro Force FeedBack 2. Он стоит своих денег. Если захочется чего-то большего от набора, можно будет прикупить к нему педали от все той же ACT-LABS. До встречи на трассе! Выражаем благодарность интернет-магазину “ Слейм ” ( www.computer-online.ru ) за предоставление тестового стенда. Благодарим следующие компании: Ultra Computers (www.ultracomp.ru) — Thrustmaster Enzo Ferrari, Thrustmaster NASCAR Pro Force FeedBack 2, Genius Speed Wheel 3 Vibration; “ Игалакс(www.igalax.ru) — ACT-LABS Force RS, Clutch Perfomance Pedal System и GPL USB Shifter.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь