30 августа 2004
Обновлено 17.05.2023

Кодекс благородного грабителя. Грамотный перевод домашней аудиоколлекции в mp3

Кодекс благородного грабителя. Грамотный перевод домашней аудиоколлекции в mp3 - изображение обложка

Этот жестокий мир учит всех и каждого, что формат mp3 — удел пиратов, халявщиков и алкоголиков. Можете от нашего имени плюнуть этому жестокому миру в его наглую рыжую корпоративную морду. Нижеследующий материал описывает практику аудиоколлекционера (но не аудиофила, естественно), который половину своих доходов тратит на покупку легальной и фирменной поп/рок продукции и вот уже три года ежедневно перегоняет ее в злополучные mp3-файлы. Кроме того, эта статья подводит итог под нашей долгой mp3-эпопеей (похожие темы мы уже не раз и не два поднимали в нашем “ Полезном софте ”), и в дальнейшем ее можно использовать как прямое руководство по созданию и управлению собственной аудиобиблиотекой… Пролог Как только на горизонте возникла опасность появления в квартире еще одного, дополнительного к хомяку и аквариумным рыбкам животного, а именно — ребенка, счастливый обладатель CD-коллекции в тысячу с хвостиком наименований основательно призадумался. Было от чего, ведь дети обожают потрошить, топтать, мять и изощренно уничтожать самые важные фетиши коллекционеров — диски, буклеты и коробочки. Правое и левое полушария мозга провели экстренное совещание, после которого пришли к консенсусу — все диски упрятать на чердак, в погреб, на балкон — куда угодно, лишь бы они были вне пределов досягаемости ребенка. Но слушать-то их хочется, правда? И вот тогда был прикуплен самый крупный по тем временам 80 Гб винчестер, и на протяжении 2-3 месяцев вся музыка переписывалась на него. И тут неожиданно выяснилось, что хранение коллекции в таком виде имеет массу плюсов. Во-первых, при возникновении вполне объяснимого желания прослушать ту или иную пластинку в данный конкретный момент времени теперь уже не надо тратить два часа на поиск диска в огромных завалах. За это время желание переслушать сие творение может с грустью улетучиться. Во-вторых, вы можете в любую минуту скопировать любую песню/альбом/самодельный сборник на свой портативный mp3-плеер. Именно поэтому, кстати, коллекцию необходимо содержать именно в данном формате, а не mp3-pro или Ogg Vorbis. Полный дубликат собрания можно отнести на работу и радовать своих сотрудников чарующими мелодиями Cannibal Corpse или Atari Teenage Riot до посинения (или трупного окоченения). Плюс — коллекционеры меня ой как поймут — отныне нет нужды раздавать альбомы друзьям, соседям и любовницам. Если ваш коллега до остервенения жаждет узнать, кто же такой этот легендарный педофил Майкл Джексон и что у него за музыка, вам вовсе не обязательно давать ему раритетный 70-долларовый бокс-сет, который он по пьяни потеряет в электричке. Легким движением руки вы за 5 минут “варите” Джексона на болванку за 10 рупий и выдаете ее страждущему. Однако сие деяние уже подпадает под “пиратскую” статью. Так что если вы (не дай бог, конечно) считаете себя честным юношей или благородной девицей, требуйте вернуть свою болванку обратно! Третий момент: вы никогда не задумывались о том, во что вам встает хранение уже купленных CD? В деле экономического анализа нам поможет программа “калькулятор” (calc.exe, взять в ближайшей форточке). Итак, средней паршивости стойка под 150 дисков стоит около $50. Соответственно, если у вас 1500 дисков, вы тратите $500 только на их красочное складирование в домашнем интерьере. На один кв.м. жилой площади влезает порядка шести таких “этажерок”. При средней стоимости одного кв. метра жилой площади в Москве $1500 у.е. вы отгрызаете жизненно полезную площадь на сумму где-то на $2500! Таким образом, единовременный вклад в размещение аудиоколлекции на 1500 позиций пожирает $3000! Сравните с жалкой ценой 120 Гб винчестера, который уместит как раз оное количество записей, и блаженно улыбнитесь. Конечно, вы лишаетесь возможности любоваться пестрыми буклетами и перечитывать на ночь гениальную лирику Kraftwerk , запрятанную под диваном или на серванте. Но никто не мешает вам хранить полиграфию отдельно. Опять математика Самый суровый выбор, который мы делаем на перекрестке жизненных путей, — решить, в каком виде мы будем хранить всю эту кладезь мировой культуры. Выше я указывал причины, по которым следует игнорировать все иные стандарты, кроме банального mp3. Тем более что на высоких битрейтах разница в качестве между разными форматами компрессии почти нивелируется (к тому же новых эффективных форматов появляется все больше с каждым днем, а коллекцию вы пишете раз и навсегда). Увы, с горечью приходится констатировать, что значительная часть аппаратных плееров так и не желает корректно разруливать потоки с переменным битрейтом. Так что скрепя сердце соглашайтесь на постоянный. Вот только какой? По ночам меня мучают две глобальные загадки человеческой цивилизации. Первая — гибель Несси в Бермудском треугольнике Атлантиды. Вторая — какими фантастическим соображениями руководствуется пиратская братия, торгующая на рынках mp3-сборниками, оцифрованными на 128 килобит в секунду. 128 килобит —это смерть всему живому. Это вам скажет даже ваша стереопищалка Genius за $10. Если электронная музыка и легковесный поп еще могут с трудом пережить 128-килобитное надругательство, то рок-музыка и металл испускают дух не приходя в сознание. Минимальный прожиточный минимум — 160 kbs, это должны знать даже глухие тетери, передайте им это, пожалуйста. Не секрет, что разная музыка требует разных прожиточных минимумов. Речь даже не о сопоставлении классики и рока. Как ни странно, но чем хуже звучит оригинал, тем сложнее его подвергнуть компрессии. Самые капризные записи — старый сырой рок середины 60-х и панк-рок. Чем “грязнее” записаны инструменты, тем больше шансов загубить mp3-файл на корню. По этой же причине тяжело “ужимать” виниловые пластинки — предварительно их желательно прогнать через фильтры, убирающие паразитные гармоники. Конечно, при нынешних ценах на винты можно не утруждать себя глупыми думами (ни слова о парламенте!) и гнать все подряд на 320 kbs. Но вы можете сами себе подложить свинью: такие жирные и откормленные файлы в большом количестве не умещаются на CD и флэшках для портативных mp3-плееров. А значит, с собою много музыки вы не утащите. Трехлетние поиски консенсуса убедили автора этой статьи в том, что на роль золотой середины наиболее всего подходит цифра 224. В принципе, уже на 192 килобитах вы не будете испытывать дискомфорта, но на каждые 20-25 дисков всегда найдется один, который будет вести себя непослушно… в буквальном смысле слова — не послушать его и все. Так что не жадничайте — хорошего файла должно быть много! Грабеж средь бела дня Цивилизация начала XXI века предлагает нам феноменально богатый выбор программ для аудиограббинга. Мы очень этому рады, и нашу искренность укрепляет вера в то, что большинство из них бесплатны! Каждый индивидуум волен выбирать что угодно по вкусу. Даром что почти все они используют одни и те же кодеки. В мире доминируют три кодека: Blade , Lame и Frankenstein… то есть Fraunhofer (о двух из них мы писали в июньском номере за этот год). Последний входит в состав довольно популярной в народе программы Windows. Именно поэтому его лучше не использовать. Если такая мотивация вас не устроит, добавлю, что этот кодек очень медленный. Вот Blade и Lame практически адекватны. Но вашим выбором станет, вероятно, Lame — хотя бы потому, что Blade уже не поддерживается разработчиками, а Lame регулярно обновляется и совершенствуется. Эти два кодека вы можете активировать в любой вашей любимой программе “аудиограбежа”. Единственный принципиальный момент — убедитесь, что она умеет отслеживать ошибки чтения, в первую очередь так называемый “джиттер”. Ниже мы будем рассматривать аудиограббинг на примере CD-ex , маленькой и бесплатной, как школьница, утилиты, о которой мы уже рассказывали в июньском номере. Единственный недостаток CD-ex не самая удобная реализация “частичного” грабежа фрагмента песни. Это делает процесс записи т.н. “скрытых” треков audio-CD недостаточно увлекательным занятием. “Грабить” диски лучше на лету — я знаю, что есть многие любители, кидающие на винт несусветные гигабайты wav-файлов и потом натравливающие на них mp3-кодеки. Но это лишает их приятной возможности автоматически генерировать изящные и приятные на вид ID-тэги, что не есть хорошо. И, вспомнив о существовании ID-тэгов, мы подходим к теме каталогизации и организации файлов. Счастливые обладатели небольшого собрания в 50-100 дисков, как правило, не утруждают себя ювелирной сортировкой музыки на винчестере. Но поверьте, что аккуратное размещение тысячи альбомов требует аккуратности. Итак, если в ваших mp3-файлах отсутствуют ID-тэги, а сами файлы живут в папке, названной, например, Fatboy Slim 99 , и зовутся track 01.mp3 , track 02.mp3 и т.д., то вы самоубийца. Позвоните в службу психологической поддержки. К счастью, это легко лечится с помощью программ типа PZ Tag Editor , но об этом ниже. Трехлетний мучительный поиск и творческие метания привели к формуле эргономичного складирования — в главной папке хранятся плейлисты (файлы с расширением m3u), а в нее уже вложена подпапка SOUNDS (на худой конец SUPERMEGAFILES), где лежат папки с альбомами. Постарайтесь назвать плейлист так же, как и папку, на которую он ссылается, — вы даже не представляете, как это вам облегчит жизнь, когда количество композиций в вашем собрании перевалит, скажем, за пять сотен. К счастью, все эти подпапки, имена файлов и ID-тэги генерируются автоматически в CD-ex, стоит только настроить его таким образом. Всегда начинайте название файла с номера трека! В противном (очень противном) случае многие бытовые аппараты будут крутить песни альбома в абсурдном порядке.

Кодекс благородного грабителя. Грамотный перевод домашней аудиоколлекции в mp3 - фото 1
Кодекс благородного грабителя. Грамотный перевод домашней аудиоколлекции в mp3 - фото 2

Настройка генератора имен файлов и ID-тэгов для CD-ex. Как ты песню назовешь, так она и запоет.
Больше 500 плейлистов в одном каталоге — скверная штука. Так что по-любому вы в конце концов разобьете всю коллекцию хоть по алфавиту, хоть по жанрам. Перед первым и всеми последующими “ограблениями” убедитесь, что вы включили отслеживание всех ошибок (режим paranoia full в CD-ex) и отключили “нормализацию”, то есть подгонку уровня громкости к единому номиналу. Нормализация — это воплощения вселенского зла. В ней сконцентрировано все худшее, что породил болезненный человеческий разум. С ней надо бороться и нещадно выкорчевывать, убивать, грабить и насиловать. Грамотная подгонка громкости — это серьезный процесс для белых людей, который относится к разделу “постпродакшн” и будет рассмотрен ниже. Противохалява Последние годы буржуазия стращает пуритан защитой от копирования, именуемой audioCD. Насколько это усложняет жизнь законопослушному грабберу? Да никак не усложняет. Из имеющихся в наличии полутора тысяч лишь один (повторяю — ОДИН) защищенный диск не дал скопировать пару треков: Tom Petty Greatest Hits. Еще 2-3 диска, снабженных страшилками типа " Содержит защиту от копирования ", прекрасно сграббились, не успев хрюкнуть.
Вечер трудового дня после грабежа Дележ… простите… обработка “награбленного” — увлекательный и удивительно приятный процесс. После того как красивые и нежные mp3-файлы легли в папочку (к примеру, LED ZEPPELIN), изредка может понадобиться их дальнейшая обработка. В данном случае двойной CD-альбом надо влепить в одну папку, сменив нумерацию песен как в именах файлов, так и в ID-тэгах. Такого рода процедуры лучше проделывать в тэг-редакторах. Их существует превеликое множество, как платных, так и бесплатных. Лично мне приглянулся простой, но всеобъемлющий PZ Tag Editor. Сие чудо умеет править файлы оптом и в розницу, конвертировать тэги первой версии во вторую и обратно, менять регистр символов, сохранять плейлисты, а главное — переименовывать файлы по содержимому тэгов… и САМОЕ главное — заполнять тэги в зависимости от названия файлов! Последняя фича просто неоценима в случае, если ваш винт уже забит неоформленными mp3-файлами, которые вы вдруг, начитавшись всякой ахинеи в этой статье, решили привести в порядок.

Кодекс благородного грабителя. Грамотный перевод домашней аудиоколлекции в mp3 - фото 3

Взглянув на свой любимый файл через призму PZ TagEditor, вы узнаете много нового.
Внимание! Некоторые версии этой софтинки иногда некорректно создавали ID-тэги второго поколения, что не переваривали многие плееры — вплоть до зависания оных. К счастью, это относилось только к созданию тэга, а не к редактированию уже существующего. Так как тэги мы создаем еще в CD-ex, то эта проблема не должна вас беспокоить. Итак, теперь у нас есть файлы. Много файлов. Один другого красивее. Точнее, один другого громче. Всякому аудиоману известно, что даже фирменные CD, изданные одним и тем же лейблом, порою катастрофически разнятся в уровне громкости. В частности, как показывают наблюдения, примерно в 1994 году многие европейские и американские CD начали звучать заметно громче. Причем это относится как к новым релизам, так и переизданиям древних пластинок. Шатания в уровне разных альбомов столь существенны, что делают практически невыносимым процесс прослушивания рандомных или рукодельных сборников. В принципе, с этим призвана бороться пресловутая “нормализация”. Но она отслеживает только пиковую мощность каждого трека в отдельности. Это как мертвому плагины. Умельцы сочинили “приблуду” для Winamp , которая умеет подравнивать громкость треков в процессе прослушивания, но это немногим лучше. Зато есть программа MP3Gain ( http://mp3gain.sourceforge.net ). Немного теории: если говорить упрощенно, то mp3-файл состоит из сегментов, у каждого из которых есть интересный атрибут — громкость. Это всего одна цифирка — увеличив или уменьшив оную, мы меняем уровень записи трека без каких-либо изменений в остальных цифрах эмпега. То бишь мы имеем полное право менять громкость любой песни без потерь качества. Последние три слова переполняют душу радостью, не правда ли? Единственное ограничение — регулировка происходит с дискретностью в полтора децибела, но это нельзя назвать серьезным недостатком. MP3Gain совершенно бесплатно позволяет вам насладиться прелестями этой технологии. Причем уровень звучания она вычисляет не пиковый, как позорные нормализаторы, а по психоакустическим алгоритмам. Но и тут много подводных камней. Во-первых, существуют два режима децибельной подгонки — потрековая и поальбомная. Track (или т.н. radio ) gain берет тупо все указанные файлы и приводит их к единому знаменателю. На практике это немного неудобно. Если вы берете альбом, например Scorpions , где восемь железных боевичков и одна баллада для девственниц, программа уравняет их всех. В итоге баллада станет звучать столь же зычно и грандиозно, как и ее крикливые соседи. Разрыв барабанных перепонок и девственных плев дамам обеспечен. А уж что выделывает этот режим с " Обратной стороной Луны " Pink Floyd, я и говорить не буду. Намекну, что она становится совсем-совсем другой стороной… и, может, даже не Луны вовсе. Потому без капли страха пользуйтесь альтернативным режимом — album gain. Уровень громкости вычисляется не по отдельной песне, а усредненно по всем трекам, найденным в конкретной папке или подпапке. Иными словами, программа изучает средний уровень всего альбома, а потом уже присваивает каждой песне соответствующий атрибут. Работает практически безупречно.

Кодекс благородного грабителя. Грамотный перевод домашней аудиоколлекции в mp3 - фото 4

Некоторым песням откровенно не повезло — mp3gain отнес их ко второсортному разряду “перегруженных”.
Ключевой параметр MP3Gain — средний уровень громкости, к которому вы хотите привести музыкальное содержимое винчестера. Существует соблазн сделать его как можно больше. Например, 99 децибел. Вы даже не представляете, насколько громче будет звучать музыка в ваших хилых наушниках, пришпандоренных к походному плееру. Все грохочущее и шкворчащее метро будет у ваших ног, зуб даю. Подтвержден экспериментально. Но, увы, увы, увы — у цифровых файлов есть такая вещь, как “матрица: перегрузка”. Как только пиковая мощность музыкального фрагмента заскакивает за 100 децибел, амплитуда сигнала подрезается, и вы слышите махонький щелчок. Скажу честно — как правило, это незаметно на фоне насыщенной и мощной музыки. И моя радость от мегадецибел NOFX , Chemical Brothers или Napalm Death была беспредельной, до тех пор пока не пришлось столкнуться с Velvet Underground и сольниками Джона Леннона. Композиции с тихой, “грязноватой” музыкой с резкими фортепианными и струнными всплесками были беззастенчиво испорчены. Пришлось сыграть на понижение. К счастью, MP3Gain отслеживает перегрузки и сообщает о них в колонке С lip , закрашивая перегруженные файлы в красный цвет ( см. рис. 3 ). Авторы программы рекомендуют по умолчанию значение 89 децибел. Но для походных условий это не шибко много, поэтому после многочисленных экспериментов я выбрал 92. Изредка треки зашкаливает, но на слух дефекты обнаружить не удалось. Замечено, что старые CD — опять-таки, примерно до пресловутого 1994 года — сильнее подвержены перегрузкам. Подозреваю, что дело в их динамическом диапазоне или еще какой-нибудь ерунде, которую без осциллографа не просечешь. Впрочем, я и с осциллографом ни черта не пойму. Эпилог Итак, вы стали счастливым обладателем уникального mp3-собрания. Как ни странно, но иногда у вас будет возникать непреодолимое желание послушать кое-что из награбленного. Постарайтесь его побороть. Если не получается, существует масса способов проделать это с максимальным комфортом, который у большинства пользователей ассоциируется с программой Winamp. Специалисты, правда, не будут довольны такой постановкой ответа. Winamp не причисляется к самым качественно звучащим софтверным плеерам. Особенно это относится к третьей версии. Продвинутые пользователи рекомендуют сменить раскодировщик, встроенный в Winamp, но это далеко не самая тривиальная процедура и заслуживает отдельной статьи. Как вариант, используйте альтернативные плееры, среди которых особой любовью пользуется Apollo. Последний выдает весьма изящный звук, но он обладает скверным и неухоженным внешним видом. Словом, мордой далеко не Аполлон! У Winamp есть два недостатка. Во-первых, отсутствует грамотная поддержка нон-стоп режима. Микропаузы между концертными треками или в альбомах Pink Floyd устрашат даже далекого от хай-энда юзера. К счастью, это лечится рядом плагинов, лучший из которых — Gapless Audio Output. Во-вторых, в Winamp невозможно копировать файлы, перечисленные в плейлисте, в нужное указанное место. Это тоже лечится плагинами, но столь криво и косо, что даже не буду ничего советовать. Напоследок ответ на мучительный вопрос: ежели аппаратные mp3-плееры зачастую звучат лучше PC, нет ли смысла потратиться на покупку солидной аудиокарты? Теоретически — да. Практически — нет. ЦАП есть ЦАП, и законов цифрово-аналогового преобразования никто пока не отменял (хотя, по слухам, администрация президента замышляет). Однако звуковой поток mp3-файла не настолько серьезен, чтобы напрягать до предела дешевые китайские микросхемы. Вероятно, дело просто в том, что предварительные усилители брендовых плееров (например, от Sony ) приукрашивают звук. Замена встроенной в “мать” пищалки на Audigy , безусловно, снизит уровень шумов… но в остальном ничего такого интересного, что побудит вас встать на колени промеж гигантских колонок, вознести руки к небу и воскликнуть: " Ё-мое, это был лучший апгрейд в моей жизни! " Как и чем копировать Как показала практика, самый шустрый аудиограббинг в дешевом сегменте рынка почему-то демонстрируют аппараты NEC. Порой их преимущество в скорости измеряется даже не секундомером, а сантиметрами выкуренных сигарет! Иногда на показатели ощутимо влияет нагрев драйва. Уже на третьем-четвертом CD подряд изредка наблюдается падение скорости и даже возникновение ошибок. Можно, конечно, оптимизировать охлаждение CD-драйва, но согласитесь, что это звучит очень глупо. А вот давать ему отдохнуть не повредит. В идеале — задействовать пару приводов. Пока один грабит, второй стоит на “шухере”. Можете для него параллельно забивать список песен, если нет желания использовать интернет-базы трек-листов.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь