24 ноября 2004
Обновлено 17.05.2023

Игровая археология. Принципы хранения данных в современных играх

Игровая археология. Принципы хранения данных в современных играх - изображение обложка

Время летит. А за ним, не отставая, летит прогресс. На смену старым технологиям приходят новые — более совершенные. Еще несколько лет назад не было четких стандартов хранения ресурсов в играх. Для вскрытия приходилось разрабатывать индивидуальную систему, прощупывать все сильные и слабые стороны игры. Главное в то время было — понять, в каком файле лежит звук, в каком графика, в каком видео. Ведь по размеру файлы были весьма схожи, да и

Игровая археология. Принципы хранения данных в современных играх - фото 1

Старый добрый Total Commander позволяет работать с архивами. Одно из главных достоинств — он открывает даже архивы, у которых изменено расширение (например, с zip на pak).
по расположению данных отличались несильно. Сейчас ситуация изменилась. В подавляющем большинстве случаев разработчики прибегают к стандартным способам архивации данных. С одной стороны, разработчиков можно понять, придумывать что-то новое при современном темпе разработки игр — слишком долго. С другой — современные стандарты далеко не всегда дают необходимый уровень защиты. Вот и разрываются игроделы — либо пользоваться чужими наработками и сдавать издателям игры в срок, либо… Нет, собственные стандарты сейчас почти никто не разрабатывает. А вот чуть подправить уже существующие — да, могут. И эти незначительные изменения зачастую заметно осложняют жизнь “потрошителям” игровых ресурсов.

Игровая археология. Принципы хранения данных в современных играх - фото 2

WinRAR — популярная оболочка для работы с архивами, изначально была ориентирована исключительно на формат RAR, позже разработчики добавили функцию работы с другими форматами.
Важен и еще один момент. Давно обкатаны схемы не только разбирания стандартных архивов, но и их обратного запаковывания. А значит — можно не просто выдрать из игры звук, музыку, графику… Но и поместить на их место свои собственные творения. Кто-то решит поставить свою фотографию на фон загрузки любимой игры. Другой — наполнить игру веселой и жизнерадостной музыкой. Третий перерисует текстуры. Итак, какие же существуют на сегодняшний день стандарты? Что разработчики чаще всего используют для архивации данных в своих играх? Давайте разбираться… Архивация Несколько лет назад сложнее всего было разобраться в структуре игрового архива — множества вариантов структур, сжатий и различных проверок. Разработчики игр уделяли сокрытию игровых данных очень много времени. Правда, вскоре выяснилось, что игры, имеющие возможность

Игровая археология. Принципы хранения данных в современных играх - фото 3

Данную пасхалку можно увидеть, просматривая в IrfanView содержимое модификации “Испытатель” для Half-Life.
модифицирования, намного популярней своих собратьев и дольше не надоедают игровому сообществу, благодаря творениям народных умельцев. Ярким примером подобного творения является Counter-Strike. Он дал фактически вторую жизнь Half-Life. Оценив сложившуюся ситуацию, множество разработчиков перешло на простой, а главное распространенный формат ZIP. Несмотря на то, что этот формат поддерживает сжатие данных, файлы в нем просто “хранятся”, то есть занимают свой полный объем. На лицензионных дисках с играми обычно лежит набор утилит для модифицирования игры, в том числе руководство по модифицированию. Специально для неумелых пользователей с

Игровая археология. Принципы хранения данных в современных играх - фото 4

IrfanView — один из самых продвинутых среди графических вьюверов, а благодаря возможности подключения плагинов становится просто незаменимой программой в игровой археологии.
шаловливыми ручками, которые не знакомились с данным руководством и могут своими действиями вызвать сбой в программе, многие разработчики нарочно меняют расширения файлов с zip на что-нибудь абстрактное вроде pak или pk4. Таким образом (из последних игр) поступили разработчики проектов “ В тылу врага ” и Doom 3. Открыть zip -файлы можно, например, внутренним распаковщиком Total Commander или WinRAR. Важен один момент. Практически все игры, оперирующие zip-архивами, легко грузят одноименные неархивированные файлы. То есть — можно распаковать архив в ту же папку, а сам архив удалить. В результате игра будет грузиться в несколько раз быстрее — ведь движку не придется каждый раз тратить время на работу с архивом. К примеру, если распаковать все архивы Doom 3 в соответствующие каталоги, то игра будет и грузиться, и работать заметно шустрее. На слабых машинах это особенно актуально. Все хорошо, только не забывайте один важный момент: распаковывать архивы следует строго в том порядке, в котором они пронумерованы, иначе можно получить не очень приятный сюрприз в виде не запускающейся игры. В архивах лежит все: графика, звук, музыка, скрипты, файлы локализации, игровые уровни и так

Игровая археология. Принципы хранения данных в современных играх - фото 5

DXTtools — это набор программ, в которые входит плагин для Photoshop, позволяющий работать с графикой в формате dds.
далее. Также в архивах иногда хранятся пасхалки. Например, в игре “ Аллоды: Проклятые земли ” в игровом архиве лежал специальный текстовый файл с приветствием к любителям игровой археологии от разработчиков игры. Иногда разработчики забывают в архивах элементы, которые по каким-либо причинам не вошли в игру. Например, кто знал, что в Call of Duty имеются боты в сетевой игре? А они — есть! Болванчиков даже научили бегать и стрелять. Графика и видео Несмотря на свою мультиплатформенность, OpenGL в последнее время уступил место DirectX. Из-за чего графику в

Игровая археология. Принципы хранения данных в современных играх - фото 6

Всего несколько минут работы в Photoshop, и заставка игры Thief 3 приобретает совсем другой оттенок.
место всеми любимых jpeg и tga теперь все чаще и чаще хранят в формате DDS. Это позволяет снизить нагрузку на графический процессор при просчете удаленных от игрока текстур. Просмотреть этот графический формат можно благодаря пакету программ DXTtools (в их комплект входит плагин для Photoshop ). Также с dds работает графический вьювер IrfanView. Одна проблема — IrfanView не умеет сохранять картинки в формате dds, а только просматривает готовые. А вот Photoshop можно использовать и как смотрелку, и как конвертер. Так что IrfanView стоит использовать тогда, когда нужно быстро просмотреть большое количество dds-графики (в Photoshop это сделать крайне сложно), а Photoshop — когда необходимо конвертировать картинку, например, из jpg в dds. Картинки обычно хранятся в dds, а как обстоят дела с видео? Чаще всего разработчики пакуют видео в формат BIK. Правда, тут не все так гладко. Под маской *.bik могут скрываться различные форматы. Чаще всего видео можно проиграть утилитой Bink Video , разработанной компанией RAD Game Tools (ребята в свое время помогали Blizzard в разработке Warcraft 2 ). Для просмотра соответствующих видеофайлов нужно сначала установить утилиту, затем зайти в каталог с заветными bik-файлами — и легким нажатием на левую кнопку мыши запустить видео. Программа также умеет конвертировать bik -файлы в avi и обратно. Что же касается классических avi -файлов, то существует огромное количество программ для работы с ними. Начиная с AVIEdit , идеально подходящей для начинающих, и заканчивая мощным Adobe Premiere , с которым даже не каждый профессионал справится. До сих пор разработчики многих игр активно используют avi или mpeg -формат. Правда, стараются это скрыть путем смены расширения с avi или mpeg на всевозможные dat и vid. Но меняется только расширение файлов — достаточно в любом файл-менджере переделать его на стандартное, и можно просматривать видео в любом плеере.

Игровая археология. Принципы хранения данных в современных играх - фото 7
Игровая археология. Принципы хранения данных в современных играх - фото 8

Программа Rad Video Tools: выбираем нужный игровой видеоролик и проигрываем его.
Звук и музыка Те разработчики, у которых хватает денег на лицензию, используют стандартный формат MP3 ; те, у кого не хватает — хранят музыку и звуки либо в сжатом формате WAV , либо используют довольно неплохой бесплатный звуковой формат OGG. Обычно кодеки, которыми сжимаются wav , поставляются вместе с игрой.

Игровая археология. Принципы хранения данных в современных играх - фото 9

Один из самых известных аудио-, а теперь уже и видеопроигрывателей. Любимец публики — WinAMP.
Редактировать же файлы можно программой sndrec32.exe ( Звукозапись ), входящей в стандартный набор Windows. Если же у вас на винчестере установлен SoundForge , то работа со стандартными музыкальными форматами превратится в настоящее удовольствие. Если вы хотите заменить игровые саундтреки, для конвертирования лучше всего подойдет именно SoundForge. Он не только переконвертирует звуковые файлы, но и даст возможность серьезно изменить звучание, оптимально подстраивая его под игру. К тому же утилита поддерживает множество звуковых и видеоформатов: несложно “дублировать” видеоролики, добавлять в них звуковые эффекты. Скрипты Скрипты… ну что, казалось бы, в них сложного. Открыть и отредактировать их может любой текстовый редактор. Но вот грамотно написать скрипт под силу далеко не каждому пользователю. Именно поэтому на страницах “Вскрытия” мы так подробно из номера в номер разбираем значения скриптов из самых популярных игр. Случается, что разработчики пишут комментарии к скриптам — в

Игровая археология. Принципы хранения данных в современных играх - фото 10

Одна из лучших программ для монтирования звука в домашних условиях — SoundForge.
этом случае разобраться, что к чему, гораздо проще. Но это скорее исключение из общего правила — комментариев к скриптам не оставлять. Обычно скрипты пишутся на специальном скриптовом языке XML или на C , так что программисты, знающие эти языки, без особых проблем могут писать соответствующие скрипты. Остальным же пользователям остается только, что называется, наугад пробовать менять в скриптах различные значения, а потом смотреть, что изменилось в игре. Бывают скрипты, в которых находятся определенные значения, используемые игрой. Их можно назвать конфигурационными скриптами. Если вспомнить игры Legion и Chariots of War , то разработчики данных проектов почти все игровые параметры хранили в скриптах. Почитав комментарии, можно без особого труда избавить города от чумы и сделать “вечно довольное” население, либо — наоборот, увеличить смертность и устроить постоянное недовольство подчиненных, приводящее к массовым восстаниям. Например, в Far Cry скриптами описано поведение всех игровых персонажей в различных ситуациях. Если серьезно

Игровая археология. Принципы хранения данных в современных играх - фото 11

Младший брат SoundForge — минимум функций, но всеобщая доступность и простота использования.
взяться за работу и переписать все скрипты, отвечающие за искусственный интеллект, можно даже сделать игру наподобие “ Сталкера ” уже сейчас. Локализация Во многих играх в архивах лежат файлы локализации (перевода игры на тот или иной язык). Чаще всего это несколько текстовых файлов, в которых хранится вся смысловая начинка игры, а также пара-тройка шрифтов. Шрифты могут быть как закодированные, так и лежать в открытом виде — либо в картинках с прозрачным фоном, где все символы расставлены друг от друга на одинаковом расстоянии, либо в стандартном TTF ( TrueType ) формате Windows. В таком случае шрифты можно заменить на свои собственные и переписать сюжет игры, превратив, к примеру, жестоких агрессоров в потомков футбольных фанатов, которые никак не могут забыть поражение любимой команды. *** * *** Для вскрытия большинства современных игр вам понадобятся: приличный архиватор, набор аудиокодеков, SoundForge , программы Rad Video Tools и DXTtools , а также простейший текстовый редактор. Вооружившись столь нехитрым набором инструментов, можно на базе любимой игры создать собственный мод.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь