22 декабря 2004
Обновлено 17.05.2023

Myst IV: Revelation

Myst IV: Revelation - изображение обложка
Myst IV: Revelation - фото 1

__ Все опять очень и очень сложно. Это как бездонный колодец, в который легко упасть, но очень нелегко выбраться обратно. Все разумное, но при этом играющее человечество находится в состоянии безостановочной миграции: относительно недавно в нашей с вами вселенной открылся еще один параллельный мир, в который в ближайшее время переселятся тысячи, а может, даже миллионы. Вышел Myst IV. Билеты в вечность пока еще в свободной продаже. Дыхание Погружение — моментальное и неотвратимое. Оказавшись внутри, тебе натурально кажется, что игра дышит , говорит сердцем, подмигивает третьими глазами и угрожающе шевелит чакрами. В Myst IV есть какая-то неописуемая человеческими словами магия, потрясающая, ни капли не надуманная и совершенно настоящая атмосфера. Кажется, что

Myst IV: Revelation - фото 2

Это — Ииша, дочь Атруса. Если вы собрались играть в “Мист”, то лучше узнайте заранее, кто это такие.
это и не игра вовсе, а какое-то загадочное живое существо, которое каким-то странным образом поселилось на твоем компьютере и теперь смотрит немигающим взглядом из монитора и о чем-то постоянно думает. Нет-нет, я все еще здесь, друзья. Я не впал в безумие и пока еще вполне адекватно воспринимаю окружающую действительность. На самом деле, конечно, вся магия нового “Миста” очень даже легко объяснима. В этой игре есть несколько высочайших технологических и дизайнерских достижений, которые, будучи состыкованы вместе, и образуют те странные субстанции, которые мы потом называем “жизнью”, “атмосферой” и тому подобной лирикой. Если говорить словами простыми и очевидными, то Myst IV — это торжество квест-дизайна сегодняшних дней. Это образец того, как должны выглядеть подобные игры. Крепкий платиновый эталон, на который надлежит равняться всем. Не спорю, за все прошедшие со времен Myst III: Exile годы в жанре нет-нет и появлялись достойные игры (да и сейчас появляются — вот отрецензированный буквально на соседних страницах Dark Fall чудо как хорош), но король, как известно, должен быть один. Начать хотя бы с того, что специально для Myst IV разработчики придумали замечательнейший графический эффект плавного размытия изображения. Выглядит он примерно так: вы крутите курсором по экрану и вдруг останавливаете

Myst IV: Revelation - фото 3

Вы не поверите, но эту тварь можно даже почесать за ухом.
взгляд… ну, скажем, на бочке с водой. Вы легко различаете на бочке каждую трещину и зазубрину, а тем временем весь остальной пейзаж слегка расфокусируется. Повернули голову в другую сторону: и вот уже четко видите далекие горы, а бочка и все остальное покрывается легким размытием. Странно и необычно, но эффект личного присутствия внутри картинки создается просто невероятный. Далее. Курсор — знаменитая “мистовая” рука — отныне действует… как настоящая рука. То есть если раньше, чтобы потянуть какой-нибудь завалящий рычаг, достаточно было просто кликнуть по нему, то теперь нужно действительно “схватиться” за него рукой, потом “потянуть” на себя мышкой и “отпустить” в конце. Звучит, казалось бы, дико, но на практике вызывает полнейший восторг. Трехмерная рука-курсор ведет себя абсолютно как настоящая: постукивает по всяким подозрительным предметам, приветливо разворачивается при наведении на какие-нибудь активные объекты и кокетливо манит куда-то за пределы экрана при переходе между локациями. Мало того, управляя этой чудо-рукой, можно

Myst IV: Revelation - фото 4

Загадка с отломанной трубочкой заставит вас до основания сгрызть ногти.
абсолютно реалистично… читать книги! То есть, натурально, хвататься за край листа и с характерным шорохом переворачивать страницы… К чему такое подробное описание простого курсора? Видите ли в чем дело: это один из самых ярких примеров подхода к дизайну Myst IV. В этой игре абсолютно все, начиная от курсора и заканчивая прорисовкой самой чахлой болотной поганки, проработано с таким невероятным тщанием, что авторам хочется немедленно послать открытку с большим и подробным признанием в любви. Каждая локация насыщена тысячами мелких деталей: движением каждого листика дерева, анимацией какой-нибудь мелкой живности, жужжанием насекомых, свистом ветра, кругами, которые остаются на воде, если резко провести курсором по ее поверхности… Игра дышит, существует этими деталями. И если их взять и убрать, то “Мист” из живого мира вдруг превратится в банальный набор головоломок на фоне красочных фотообоев. Завершает весь этот пир духа триумфальное возвращение видео с живыми актерами. Оные актеры, надо сказать, помимо того, что прекрасно вписываются в трехмерные бэкграунды, судя по всему, знакомы с системой Станиславского и **

Myst IV: Revelation - фото 5

**
На фоне зловещего неба решать механические головоломки особенно уютно.
весьма достоверно играют (Рэнд Миллер, если вам интересно, все еще выступает в роли Атруса). Фотоохота Внутренний голос подсказывает, что уже давно пора переходить к описанию более фундаментальных вещей вроде геймплея или сюжета, но, честно сказать, в случае с Revelation и то и другое — скорее данность, нежели какой-то жизненно важный элемент. Геймплей, по большому счету, за последние десять лет не изменился ни на грамм. Мы все так же бродим по локациям, ищем подсказки, читаем книги, рассматриваем чертежи и решаем хитрые механические головоломки — переставляем палочки, давим на кнопочки, настраиваем всевозможные синхрофазотроны и так далее. Идея стара как мир. Другое дело, что в четвертой части ее воплощение близко к идеальному. С одной стороны — ни одна из местных загадок не заставит вас часами яростно носиться по дому и прилюдно признаваться в полнейшем техническом кретинизме, но с другой — ни один местный паззл не решается за пять минут. Золотая, если хотите, середина между сложностью и интересностью после многолетних поисков была-таки найдена. Мало того, если, не дай бог, вы все-таки где-то застрянете, то специально на этот случай предусмотрена гибкая система подсказок — от тонких намеков до буквально пошагового решения каждой тутошней задачки. Кстати, для облегчения жизни юному мистоведу авторы придумали такую замечательную штуку, как фотоаппарат. Заметив что-нибудь интересное (подсказку, улику или просто красивый пейзаж) можно тут же сделать фотографию и поместить ее в специальный альбом. Проще говоря: играя в Myst IV, совсем не обязательно постоянно держать под рукой карандаш и бумагу — все необходимые путевые зарисовки можно сделать прямо в самой игре. Роза из навоза Оригинальный Myst , меж тем, вышел — ни много ни мало — ровно десять лет назад, в 1994 году, и буквально на глазах удивленных разработчиков за какие-то считанные месяцы дорос до статуса культовой игры, в котором и пребывал еще несколько лет, пугая все чарты продаж какими-то небывалыми тиражами.

Myst IV: Revelation - фото 6

Myst
Разработчики (маленькая контора Cyan , до того знаменательного момента промышлявшая созданием сопливых и стопроцентно детсадовских “живых книжек”), видимо, сами не ожидали такого успеха, поэтому долгое время история создания Myst держалась в строжайшей тайне. Страшная правда открылась лишь недавно, и вот в чем она, собственно, состоит. Окончательно озверев от “живых книжек”, братья Миллеры — отцы “Миста” — намеревались сделать стопроцентно контркультурный продукт. Игровой, если хотите, авангард. Квест о безумном мире и безумных людях. Миллерам не хватило денег, чтобы нанять актеров, поэтому они отчаянно кривлялись перед объективом любительской видеокамеры, периодически сбиваясь на смех или скабрезные шуточки, а потом из всего этого хоум-видео нарезали видеоряд для игры. У братьев решительно не было средств, чтобы арендовать профессиональных звукорежиссеров, поэтому, например, булькающие звуки загадочных болот Да’Ни они записывали засунув микрофон в бачок унитаза. Наконец, вконец задолбавшись с системой перемещений между локациями, они нашли легкое решение: за один вечер придумали всю эту навороченную телегу насчет Мира Волшебных Книг и тем самым здорово упростили себе задачу… Они пользовались чужими графическими библиотеками, за смешные деньги нанимали начинающих аниматоров, старались сделать игру как можно более нелогичной и запутанной… И кто бы, как говорится, мог подумать. Стопроцентно арт-хаусный проект вдруг нашел живой отклик среди граждан потребителей. В игру со странным названием Myst увлеченно играла не горстка сдвинутых фанатов, как предполагалось изначально, а, натурально, половина человечества. Мораль оказалась в том, что, несмотря на все преднамеренные безумства, Миллеры умудрились взрастить натуральную розу, абсолютно не пользуясь проверенными и заранее выигрышными технологиями “производства хита”. Может быть, именно поэтому ни один из многочисленных Myst-клонов не достиг и десятой доли популярности Великого Прародителя.

      • Revelation — слишком большая игра для одной маленькой рецензии. Она настолько большая, что даже не уместилась на одном DVD. Говорить в конце какие-нибудь банальные вещи вроде “лучший квест-с-головоломками на сегодняшний день”, простите, но очень не хочется. Четвертый “Мист”, как ни банально звучит, это гораздо больше чем игра. Это реальный ключ к воротам в параллельную вселенную. Вселенную, где можно натурально жить, но в которой, по большому счету, нет ничего кроме потрясающих пейзажей и умных головоломок. Как получается такой парадокс — черт его, если честно, знает.

Реиграбельность — нет Классный сюжет — да Оригинальность — нет Легко освоить — даОправданность ожиданий: 90% Геймплей: 8.0 Графика: 9.0 Звук и музыка: 9.0 Интерфейс и управление: 8.0 Рейтинг “Мании”: 9.0 Дождались? Наверное, самый гениальный отпрыск в благородном Myst-семействе со времен выхода самой первой части. В четвертый “Мист” нельзя играть, как во все прочие квесты. Им нужно жить.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь