25 января 2005
Обновлено 17.05.2023

Men of Valor

Men of Valor - изображение обложка
Men of Valor - фото 1

**__**Иногда мне кажется, что я знаю в лицо каждый клочок этих джунглей. Каждое дерево, каждый кустик, каждая лиана — все они уже давно мне как друзья. Я знаю, что джунгли эти состоят из коридоров, обычно из одного, но по праздникам бывает и больше. Знаю, что иногда коридоры эти упираются в маленькие, дома в три или четыре, бутафорские деревушки, — и тогда лучше не расслабляться. Знаю, что враги, которых в местных растительных коридорах просто тьма-тьмущая, чувствуют себя в этих джунглях аки рыбы в воде: подсовывают подлые ловушки, перемещаются там, где мне не дано, организовывают дерзкие засады и вообще — резвятся, как могут. Знаю, что патронов на всех не хватит и что рано или поздно очередного убиенного вьетконговца придется обыскать, дабы призвать на службу демократии старенький ППШ с тремя полными дисками. В этом мире в последние годы родилось слишком много экшенов про войну во Вьетнаме. Мы горячо спорим о том, у кого из разработчиков реалистичнее получилось воссоздать джунгли — у Pterodon или Guerrilla Games. Пытаемся угадать причины мистической неубиваемости подконтрольных компьютеру бойцов американской армии (почти во всех играх так, ей-богу). И, наверное, горячо жаждем увидеть, наконец, про Вьетнам что-нибудь новое. Стратегию. Или симулятор. Но вместо этого компания 2015, Inc в своей игре Men of Valor предлагает всем нам взять в лапы старенький “томми-ган” и углубиться в компании как и прежде неубиваемых коллег в ставшие уже родными джунгли. Опять. Снова. Радость возвращения Впрочем, несмотря на весь негатив, разлитый во вступлении, достаточно всего несколько минут провести в местных джунглях, чтобы понять — это наша игра. Men of Valor не добавляет к избитой теме ровным счетом ни-че-го кардинально нового (маленьких приятных мелочей, однако, целое море, и им мы обязательно

Men of Valor - фото 2

У врагов явно что-то хорошенько рвануло. Разбегаемся, любуясь спецэффектами.
еще подарим место на этих страницах), но то, с какой тщательностью подается старая тема, с какой любовью вылизан геймплей, заслуживает настоящего уважения. В игре мы выступаем в роли рядового первого класса Шепарда, который служит в Корпусе морской пехоты США. Шепард пачками пишет письма домой, чаще всего отцу, иногда брату. Матери старается писать поменьше — боится, что она будет переживать. Шепард, по армейским меркам, еще совсем “зеленый”, тем не менее — благодаря 2015, Inc — на его долю одно за другим выпадают потрясающие задания. Men of Valor по праву может гордиться своей компанией. Здесь нет ничего лишнего — есть только приключение , сконструированное для того, чтобы ухватить игрока за правую ногу, волоком протащить его по сюжету и отпустить только где-нибудь в районе финальных титров. Других вариантов быть не может, по крайней мере в том случае, если вы поклонник военных экшенов. Приключение это никогда не будет повторяться — практически каждая миссия в нем уникальна. Вот два бронетранспортера попадают под обстрел буквально в чистом поле. Отбиваемся, прячась за железными коробками, а когда становится совсем худо, вызываем артиллерию и начинаем выходить из опасного района по сплетениям заполненных грязной водой оросительных каналов. Вот зачистка нескольких мелких деревушек — ничего сложного, обычный ближний бой. Вот потрясающая гонка по реке на патрульной лодке. Со стрельбой и врагами, разумеется. Вот захват и эвакуация офицера противника — тушку последнего, между прочим, приходится тащить на себе, что значительно уменьшает боевые способности. Вот спасение попавшей под обстрел колонны. А вот засада на патруль вьетконговцев. Каждую минуту игра старается показать нам что-то новое, чего мы еще не видели. Да, разумеется, в Men of Valor не обошлось без цитирования. Начинающийся с вертолетного десанта на пляж штурм “высоты 43” —

Men of Valor - фото 3

Победит в этой перестрелке, конечно же, хороший. Тем более что он бессмертен.
самая настоящая Нормандия в миниатюре. Зрелищная, жестокая, хаотичная — янки получают здесь самую настоящую взбучку. Другой эпизод — эвакуация на вертолете с захваченной минометной батареи — сразу напоминает легендарный фильм “Взвод”. Винтокрылый “Ирокез” нарезает круги в воздухе, мы сидим за турелью, расстреливая толпы бегущих “чарли” и пытаясь отыскать взглядом спасающегося от них сержанта Элайза. Впрочем, концовка здесь оказывается куда менее трагичной — внизу появляется желтый дым, наш вертолет приземляется и подбирает на борт нескольких парней из дружественного подразделения. Подобных цитат можно набрать еще немало — как из игр, так и из фильмов. Но в то же время вы почти не найдете в Men of Valor цитирования самой себя, что очень и очень приятно. Отдельный абзац из добрых слов стоит подарить подаче сюжета и атмосфере. Игра буквально кишит интересными событиями и неожиданными поворотами. “Джи-ай лучше всех!” — кричит выбежавшая из вьетнамской деревни женщина и падает на колени. А уже через несколько секунд в наше подразделение летит граната. На пресловутой “высоте 43” нам встречается совершенно невменяемый лейтенант, орущий на всех подряд, раскидывающий бумаги и всякими другими способами намекающий на то, что его лицо давно уже пора познакомить с кулаком. Знакомство это, разумеется, состоится. А вот от ранения гибнет наш командир, и бойцы в отчаянии начинают палить по окружающим джунглям, матеря вьетконговцев. В нескольких первых миссиях под ногами путается съемочная группа, приехавшая во Вьетнам для того, чтобы показать американским домохозяйкам “правду про войну”. Журналисты всюду суют свой нос, мешаются. Ну а в тот момент, когда становится совсем жарко и в каждом наступающем “чарли” начинает видеться хромая с косой, завалившийся на землю репортер изрядно подбадривает окружающих своим верещащим голоском и трусливыми конвульсиями. Оператор, правда, снимает до последнего — настоящий мужик. Потом в одном из роликов нам показывают репортаж этих самых горе-папарацци и их видение правды… Браво, 2015, Inc! Ответный удар

Men of Valor - фото 4

Красный дым. Спасительная птичка уже на подходе.
Впрочем, восхищения все-таки придется прервать — в определенный момент конкуренты собираются с силами и устраивают Men of Valor небольшую взбучку. Первый щелчок по лбу — это мягкий намек на то, что искусственный интеллект в игре, скорее всего, действительно искусственный, но отнюдь не интеллект. Впрочем, не стоит увиливать, лучше признать прямо: напарники здесь — клинические кретины. Воюй такие в настоящей американской армии — и Сайгон бы пал в первые недели войны. И вроде бы разработчики честно старались, учили искусственный интеллект грамотно подбирать огневые позиции, маневрировать, уходить от гранат. Но — не вышло. Во-первых, ориентируются во время сражения бойцы просто погано, развернуться спиной к врагу для них — обыденное дело. Особенно извращенные формы это занятие принимает тогда, когда противники сближаются и организовывают ближний бой. Смотреть на это просто страшно. Во-вторых, компьютерные дуболомы очень плохо координируют свои действия с игроком. Например, они просто обожают перекрывать нам сектор обстрела. Наконец, в-третьих, стоит отметить потрясающее косоглазие коллег — такое впечатление, что главными критериями отбора в Корпус морской пехоты США являются слепота и трясущиеся руки. Причем исключительно в комбинации друг с другом. Ну и еще масла в огонь добавляет отсутствие даже самого простенького тактического интерфейса, позволяющего отдавать подчиненным хотя бы элементарные команды. Поиграв несколько часов в такой компании, понимаешь, что неубиваемость коллег в Men of Valor — решение вынужденное. Иначе бы панихиду по ним заказывать приходилось еще на выходе из базы. Кстати, враги-вьетконговцы выглядят в бою куда сообразительнее “джи-ай” — видимо потому, что их как раз убивать позволяется. Впрочем, заслуга разработчиков искусственного интеллекта здесь вряд ли большая — просто создатели игровых миссий, как всегда, подобрали врагам хорошие позиции да еще и предоставили им внушительное численное преимущество.

Men of Valor - фото 5

“Вертолетный тир” закончился падением нашей винтокрылой машинки. Вообще, только ради одной этой миссии стоит сыграть в Men of Valor.
Второй удар под дых — сложность игры. Бегать по Вьетнаму достаточно проблемно даже на самом “детском” уровне сложности. Причины этого вполне понятны. Во-первых, видно, что разработчики изначально не задумывали делать из Men of Valor простенькую увеселительную прогулку — в некоторых местах приходится изрядно попотеть. Во-вторых, кретинизм компьютерных братьев по оружию приводит к тому, что все серьезные заварушки приходится расхлебывать самому. Без ансамбля. Кто бросит к бункеру дымовую гранату, чтобы его накрыла авиация? Рядовой Шепард. Кто перестреляет вьетконговцев с зенитными ракетами, дабы они перестали обижать вертолеты? Опять рядовой Шепард. Кто заложит C4 на пути следования патруля противника? Снова рядовой Шепард. Коллеги же способны только бестолково прикрывать огнем, радуясь каждому случайно убитому “чарли”. В большинстве случаев с такой постановкой вопроса, конечно же, смиряешься, но есть и ситуации, когда тупость кремниевых соратников банально мешает прохождению. Например, в упомянутом выше случае с эвакуацией вражеского офицера игрока прикрывает темнокожий дядька, которого уже к середине миссии со злости хочется пинками прогнать обратно в его Африку, обозвав при этом всякими неполиткорректными словами. Еще бы — врагов много, глупый негритоска с ними не справляется, так что уничтожать проклятых “гуков” приходится самому. А сделать это, когда на плече висит здоровенный мужик, заметно стесняющий движение, ой как сложно. Наконец, третий тумак — это техническая реализация игры, которая по причине того, что Men of Valor разрабатывалась не только для PC, застряла где-то в прошлом. Впрочем, тумак этот уже не со стороны прямых конкурентов, большинство из которых также замечено в заигрываниях с престарелыми консолями, а скорее — от свежих PC-экшенов. По сравнению с последними, графика Men of Valor выглядит совсем грустно. Грусть эту вызывают не очень высокая детализация, теснота некоторых уровней и отсутствие всяких новомодных спецэффектов. Хромает и интерактивность — в стоящую на столе бутылку можно без успеха высадить хоть весь боезапас, а здания рушатся

Men of Valor - фото 6

Бомбардировщик только что полил деревню напалмом. Вертолетам осталось добить тех, кто выжил.
исключительно под грузом навалившегося скрипта, но никак иначе. Сюда же стоит добавить и анимацию, мерзость которой больше всего заметна в роликах на игровом движке. Ну и стандартные приставочные заскоки также никуда не делись — сохраняться можно только в специальных местах, управление чуточку странноватое и так далее. Звук особых эмоций не вызывает. Оружие “говорит” достаточно скромно, без эмоций. Зато бойцы противоборствующих сторон во время потасовки матерят друг друга очень и очень азартно. Кстати, сотрудники 2015, Inc, в отличие от своих коллег, почти не стали применять для озвучивания игры репертуар американских радиостанций конца 1960-х — разве только во время замечательной “вертолетной” миссии играет зажигающая Wully Bully от Sam the Sham и The Pharaon. Чаще же в Men of Valor мы слышим нечто восточное, необычное и очень радующее слух. Смелый и актуальный ход. Вампиры на тропе войны Как и в большинстве других “вьетнамских” игр, обыскивать трупы поверженных врагов в Men of Valor приходится очень часто — в основном для того, чтобы пополнить стремительно иссякающий боезапас (штатное оружие обычно выкидывается еще в первой половине миссии). Кроме того, почти каждый “чарли” таскает с собой аптечку, так что если энергия вашего бойца поиссякла, то сразу после обыска она чуточку пополняется. Чувствуешь себя после этого обычно не очень комфортно, начинаешь смотреть — не выросли ли клыки, не появилась ли боязнь солнца или какие другие “вампирские”

Men of Valor - фото 7

Лучше всего у коллег по отряду получается делать агрессивно- воинственный вид.
особенности. Такая вот курьезная мелочь. Впрочем, большинство мелочей, из которых состоит Men of Valor, вызывают куда более приятные ощущения. Возьмем, например, боевую систему. На первый взгляд — это простая стрелялка. И в то же время — с множеством изюминок. Трава, самая обычная, в огромных количествах растущая под виртуальными ногами играющего в любую “вьетнамскую” игру, здесь совсем неожиданно выступает в очень важной роли. Ведь в ней не только не видно вас, но и вы сами в большинстве случаев не видите почти ничего из-за лезущих в глаза сорняков. Получается весьма курьезная ситуация — залечь, спрятавшись от врага, можно почти всегда, однако расплачиваться за это придется практически полной потерей связи с внешним миром, и встать вы рискуете совершенно не понимающим боевую обстановку. Разумеется, нечто подобное было и раньше, но все же не в таких масштабах. Еще один приятный момент — работа артиллерии. Засевшие в тылу “боги войны” в Men of Valor работают с энтузиазмом, азартно удобряя поле боя взрывчаткой. При этом абсолютно непонятно, чья именно батарея сейчас “дает прикурить” — наша или вьетнамская — снаряды зачастую валятся и на тех, и на этих. Прорываться под огнем, вжимаясь в землю каждый раз, когда раздается звук падающего снаряда, — привычное занятие. Стоит поблагодарить и создателей графики, которые не поленились добавить в игру эффект “смазывания” изображения во время недалекого взрыва — очень впечатляет. А еще в Men of Valor есть то, что нам так обещали в ShellShock: Nam’67 , жестокость. Причем если разработчики последней всеми силами выпячивали эту самую черту, за что в итоге и поплатились, то сотрудники 2015, Inc вписали ее в игру намного изящнее, аккуратнее. У них избиения вьетконговцев, мат, кровища — это просто один из элементов войны, на которой иначе, если честно, нельзя. **

Men of Valor - фото 8

Морская пехота во Вьетнаме __Война во Вьетнаме началась для Корпуса морской пехоты США 15 апреля 1962 года, когда немного южнее Сайгона была развернута 362-я вертолетная эскадрилья, предназначенная для поддержки армии Республики Вьетнам. Чуть позже к летчикам добавился зенитный батальон для прикрытия от атак с воздуха. В середине 60-х годов, когда стало ясно, что армия Республики Вьетнам плохо справляется со своими обязанностями, количество американских солдат в этой стране было решено увеличить. В марте 1965 года в Дананг прибыла 9-я экспедиционная бригада морской пехоты, усиленная в апреле самолетными частями. Впоследствии число морпехов увеличивалось еще несколько раз. Первая серьезная операция Корпуса морской пехоты произошла 18 августа 1965 года, когда 7-й полк выбил части армии Северного Вьетнама с полуострова Ван Тонг. Уходили морские пехотинцы из Вьетнама последними — именно их подразделения охраняли посольство США, эвакуированное только 30 апреля 1975 года. Всего за время войны Корпус морской пехоты потерял убитыми 13067 человек — это более 20% потерь всей армии США во Вьетнаме.* * * ** Признаюсь честно — в военных играх я всегда ценю реализм, аутентичность. Men of Valor вроде бы не подходит — слишком уж все упрощено. В почете ходит и возможность управлять подчиненными. Men of Valor и здесь мимо кассы. Однако — понравилось, причем очень. У 2015, Inc получилась интересная и сбалансированная игра с качественным и увлекающим геймплеем. За что им мое персональное спасибо в виде достаточно высокой оценки.


Реиграбельность — нет Классный сюжет — да Оригинальность — нет Легко освоить — да Оправданность ожиданий: 80% Геймплей: 8.0 Графика: 7.0 Звук и музыка: 8.0 Интерфейс и управление: 6.0 Дождались? Пожалуй, лучший в этом году экшен про Вьетнам. Ну а если же выбраться за рамки 2004-го, то встать в один ряд с Men of Valor сможет только Vietcong , причем без всяких, понимаешь, Fist Alpha. Рейтинг “Мании”: 8.5

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь