Релиз полноценного танкового симулятора — явление исключительной редкости. Последняя попытка качественно сымитировать управление грозной бронированной машиной принадлежит издательской студии eSim, выпустившей весьма уважаемую среди увлекающихся военной техникой граждан игру Steel Beasts. Было это аж четыре года назад, и с тех пор мир не увидел ни одного “серьезного” tank sim’а. Поэтому нет ничего
странного, что на фоне установившегося кризиса выход “Т-72: Балканы в огне”, которая — ура! — посвящена отечественным танкам, выглядит настоящим событием. И игнорировать подобную роскошь, особенно если вы увлечены военной техникой вообще и танками в частности, просто непозволительно.
В погоне за реализмом
Несмотря на то что в названии игры упоминается всего один танк, список доступной в “Балканах” техники одним лишь Т-72 не ограничивается. Нам предлагают сесть за рычаги еще двух весьма известных детищ отечественного танкопрома: Т-34-85 и Т-55А. Общие принципы управления всеми тремя танками одинаковы. Экипаж машины состоит из трех человек —
механика-водителя, наводчика и командира. Первый рулит машиной, второй — ее вооружением, а третий — первыми двумя, подавая им разные ценные советы. В любой момент игрок может занять место любого из этой тройки, ну а управление остальными возьмет на себя компьютер. Не забыт и тот факт, что в бою экипаж танка стремится следовать максимально слаженно — поэтому с любого из постов можно отдавать простые команды своим коллегам. Впрочем, несмотря на все попытки разработчиков сделать “как лучше”, к интеллекту соседей по бронированному гробу можно выставить очень серьезный список претензий. Так, например, компьютерный наводчик довольно эффективно борется с вражеской техникой как на ближних, так и на дальних дистанциях. Однако при стрельбе по пехоте, едва показавшейся из-за горизонта, он начинает натурально сходить с ума и, независимо от дистанции, мигом переходит с фугасных снарядов на пулемет. Эффективная дальность стрельбы последнего, если вы вдруг не в курсе, не превышает 500 метров. В итоге — во время особо острых моментов игроку приходится играть не в танковый симулятор, а в народное развлечение “одной, хм, точкой на трех ярмарках”.
Несмотря на единую схему управления, у каждого из трех танков есть огромное количество индивидуальных особенностей, которые приходится учитывать во время игры. Первым агрегатом, который предстоит оседлать, является Т-34-85. Вести боевые действия на этой машине, пожалуй, наиболее сложно. Во-первых, созданная более полувека назад
конструкция жутко устарела — в ней даже нет банального стабилизатора орудия, позволяющего вести огонь с ходу. Поэтому стоит приготовиться к тому, что на стороне противника будет не только численное, но и технологическое превосходство — почти вся присутствующая в игре техника намного “моложе” достопочтенного ветерана. Ну а самую большую опасность для “тридцатьчетверки”, равно как и для всех остальных танков, представляют пехотинцы, вооруженные ПТУРами (противотанковая управляемая ракета). Пары попаданий в корпус обычно хватает, чтобы начать миссию с самого начала. При этом обнаружить самих злодеев бывает очень сложно. Впрочем, если вам все-таки удалось засечь мерзавца, то дальнейшая судьба пехотинцев обычно решается при помощи пары осколочно-фугасных зарядов. Стрелять ими лучше всего с дистанций, близких к километру. Пулемет же, как правило, применяется против спрятавшихся в лесу и траве партизан, увидеть которых издалека практически невозможно.
Переход с “тридцатьчетверки” на Т-55 заметно упрощает жизнь. Связано это прежде всего с возможностью
использования лазерного дальномера, изрядно облегчающего введение поправок при стрельбе. Если в Т-34-85 дальность до цели приходилось вычислять по специальной шкале, то на более “свежих” танках этот удивительно нудный процесс автоматизирован. Наибольшую опасность для Т-55 представляют все те же кумулятивные снаряды. На современных танках для защиты от кумулятивной струи используют навесную и встроенную динамические защиты. На Т-55А такой защиты нет, посему с направленным давлением приходится бороться банально — открывая люки. Гранату во чрево танка противник не забрасывает, поэтому делать это можно и нужно буквально на первой минуте миссии.
Наконец, последним идет танк Т-72Б — пожалуй, самый мощный представитель гусенично-бронированного племени в игре. Интересной особенностью этой машины является специальная танковая гладкоствольная пушка — пусковая установка 2А46М. Помимо “классических” снарядов, она позволяет вести огонь управляемой ракетой, наводимой по лазерному лучу.
Стрельба вышеупомянутыми УРами, как правило, производится на довольно большие дистанции — вплоть до четырех километров. Заметить вражескую технику в игре, равно как и в настоящем бою, на таком расстоянии очень затруднительно — местность весьма разнообразная (перепады высот, густая растительность). В результате, использовать высокотехнологичную погремушку “по полной программе” получается очень редко — большинство боев проходят на дальности в километр. Впрочем, есть в конструкции Т-72 и еще одно интересное нововведение, которое повышает шансы на выживание как раз в подобных схватках. Это — встроенное бульдозерное оборудование, позволяющее закопаться по самую башню в течение нескольких минут.
Имитатор
Игровая кампания потрясает очень неудачным дизайном большинства миссий. Так, в некоторых из них танк, которому на роду написано заниматься прорывом обороны, занимается освобождением заложников (!) и охотой на вражеских шпионов (!!!). Мало того — во многих миссиях действовать приходится без поддержки пехоты, что в реальных боевых условиях является форменным самоубийством.
Зато местный движок весьма хорош. С одной стороны, мы имеем живописные военно-полевые пейзажи, которые со всеми своими ромашками и елочками просто не могут не радовать глаз. С другой — эти же самые пейзажи являются важным элементом игровой механики.
Например, в густой траве зачастую скрываются пехотинцы, вооруженные РПГ. Компьютерный наводчик видит их далеко не всегда, и, сконцентрировавшись исключительно на маневрировании, можно получить роковой ожог в самом причинном для танка месте — в районе топливного бака. Другое дело — песчаная равнина. Пехота на ней видна издалека, а бронетехника при движении оставляет за собой характерный пылевой хвост. Потерять из виду такую цель практически невозможно. Впрочем, то же самое справедливо и в отношении подкомандного танка.
Еще задолго до появления “Т-72” на прилавках магазинов нам клятвенно обещали, что любое здание в игре можно будет, при желании, разрушить. Разработчики из CrazyHouse свое слово сдержали, забыв при этом связать вышеуказанную наработку с остальными элементами геймплея. В результате физически точный и баллистически выверенный деструктивный процесс больше походит на бессмысленное глумление. То есть на тактическую обстановку подрыв зданий влияет в последнюю очередь. Отдельного порицания заслуживают и сами постройки. За красивым фасадом, как правило, скрываются голые стены и растущая прямо из пола трава. Спрашивается, с какой целью мы защищаем эти “потемкинские” деревни ценой жизни своего, пускай и виртуального, экипажа?
* * *
Резюмируем. У CrazyHouse получился чуть ли не лучший на сегодняшний день симулятор танка, но отнюдь не лучший танковый симулятор. Чувствуете разницу? Мы искренне надеемся, что авторы исправят сложившуюся ситуацию, выпустив качественное и своевременное дополнение, благо “симуляторная” составляющая у “Т-72: Балканы в огне” просто блестящая.
Реиграбельность: да
Классный сюжет: нет
Оригинальность: да
Легко освоить: нет
Оправданность ожиданий: 85%
Геймплей: 8.0
Графика: 7.0
Звук и музыка: 6.0
Интерфейс и управление: 9.0
Дождались? “Т-72: Балканы в огне” — редкий и, что самое главное, меткий выстрел из стана пребывающего в агонии жанра.
Рейтинг “Мании”: 7.5
|
В погоне за реализмом
Несмотря на то что в названии игры упоминается всего один танк, список доступной в “Балканах” техники одним лишь Т-72 не ограничивается. Нам предлагают сесть за рычаги еще двух весьма известных детищ отечественного танкопрома: Т-34-85 и Т-55А. Общие принципы управления всеми тремя танками одинаковы. Экипаж машины состоит из трех человек —
|
Несмотря на единую схему управления, у каждого из трех танков есть огромное количество индивидуальных особенностей, которые приходится учитывать во время игры. Первым агрегатом, который предстоит оседлать, является Т-34-85. Вести боевые действия на этой машине, пожалуй, наиболее сложно. Во-первых, созданная более полувека назад
|
Переход с “тридцатьчетверки” на Т-55 заметно упрощает жизнь. Связано это прежде всего с возможностью
|
Наконец, последним идет танк Т-72Б — пожалуй, самый мощный представитель гусенично-бронированного племени в игре. Интересной особенностью этой машины является специальная танковая гладкоствольная пушка — пусковая установка 2А46М. Помимо “классических” снарядов, она позволяет вести огонь управляемой ракетой, наводимой по лазерному лучу.
Стрельба вышеупомянутыми УРами, как правило, производится на довольно большие дистанции — вплоть до четырех километров. Заметить вражескую технику в игре, равно как и в настоящем бою, на таком расстоянии очень затруднительно — местность весьма разнообразная (перепады высот, густая растительность). В результате, использовать высокотехнологичную погремушку “по полной программе” получается очень редко — большинство боев проходят на дальности в километр. Впрочем, есть в конструкции Т-72 и еще одно интересное нововведение, которое повышает шансы на выживание как раз в подобных схватках. Это — встроенное бульдозерное оборудование, позволяющее закопаться по самую башню в течение нескольких минут.
|
Игровая кампания потрясает очень неудачным дизайном большинства миссий. Так, в некоторых из них танк, которому на роду написано заниматься прорывом обороны, занимается освобождением заложников (!) и охотой на вражеских шпионов (!!!). Мало того — во многих миссиях действовать приходится без поддержки пехоты, что в реальных боевых условиях является форменным самоубийством.
Зато местный движок весьма хорош. С одной стороны, мы имеем живописные военно-полевые пейзажи, которые со всеми своими ромашками и елочками просто не могут не радовать глаз. С другой — эти же самые пейзажи являются важным элементом игровой механики.
Например, в густой траве зачастую скрываются пехотинцы, вооруженные РПГ. Компьютерный наводчик видит их далеко не всегда, и, сконцентрировавшись исключительно на маневрировании, можно получить роковой ожог в самом причинном для танка месте — в районе топливного бака. Другое дело — песчаная равнина. Пехота на ней видна издалека, а бронетехника при движении оставляет за собой характерный пылевой хвост. Потерять из виду такую цель практически невозможно. Впрочем, то же самое справедливо и в отношении подкомандного танка.
Еще задолго до появления “Т-72” на прилавках магазинов нам клятвенно обещали, что любое здание в игре можно будет, при желании, разрушить. Разработчики из CrazyHouse свое слово сдержали, забыв при этом связать вышеуказанную наработку с остальными элементами геймплея. В результате физически точный и баллистически выверенный деструктивный процесс больше походит на бессмысленное глумление. То есть на тактическую обстановку подрыв зданий влияет в последнюю очередь. Отдельного порицания заслуживают и сами постройки. За красивым фасадом, как правило, скрываются голые стены и растущая прямо из пола трава. Спрашивается, с какой целью мы защищаем эти “потемкинские” деревни ценой жизни своего, пускай и виртуального, экипажа?
* * *
Резюмируем. У CrazyHouse получился чуть ли не лучший на сегодняшний день симулятор танка, но отнюдь не лучший танковый симулятор. Чувствуете разницу? Мы искренне надеемся, что авторы исправят сложившуюся ситуацию, выпустив качественное и своевременное дополнение, благо “симуляторная” составляющая у “Т-72: Балканы в огне” просто блестящая.
Реиграбельность: да
Классный сюжет: нет
Оригинальность: да
Легко освоить: нет
Оправданность ожиданий: 85%
Геймплей: 8.0
Графика: 7.0
Звук и музыка: 6.0
Интерфейс и управление: 9.0
Дождались? “Т-72: Балканы в огне” — редкий и, что самое главное, меткий выстрел из стана пребывающего в агонии жанра.
Рейтинг “Мании”: 7.5