01 марта 2005
Обновлено 17.05.2023

Вызываем духов Voodoo. Тестирование GeForce 6800 Ultra в SLI-режиме

Вызываем духов Voodoo. Тестирование GeForce 6800 Ultra в SLI-режиме - изображение обложка
Вызываем духов Voodoo. Тестирование GeForce 6800 Ultra в SLI-режиме - фото 1

Теоретическая статья про NVIDIA SLI в августовском номере “ Игромании ” заинтересовала многих геймеров, и вот теперь у нас есть возможность узнать на практике, так ли хороша эта задумка. Сегодня мы займемся тестированием видеокарт в SLI-режиме! Концепция SLI давно знакома, суть ее заключается в том, что две видеокарты совместно обрабатывают изображение. Впервые она была реализована в картах 3dfx Voodoo2 для PCI. Затем появился порт AGP , и о парных вариантах пришлось забыть. Но в июне 2004 появилась шина PCI Express , и тут все началось по новой — появилась возможность устанавливать два слота PCIE x16. История получила свое продолжение: NVIDIA выпустила чипсет nForce4 SLI с поддержкой двух слотов PCIE для видеокарт. Все, что нужно для геймерского счастья Для построения SLI-системы нужна материнская плата на чипе nForce4 SLI, мост для соединения двух карт и две идентичные карты NVIDIA GeForce 6800 Ultra , 6800 GT или 6600 GT с поддержкой PCIE-шины и много денег на все это добро. Вообще, системная плата с поддержкой SLI обойдется дороже обычной версии. Также следует обзавестись блоком питания мощностью не меньше 450 Вт, желательно с 24 -контактной вилкой, так как не все материнские платы будут совместимы с 20 -контактными вилками. У владельцев 17 -дюймовых ЖК-мониторов возникнут проблемы другого рода: у большинства таких экранов “родное” разрешение составляет всего 1280x1024.

Вызываем духов Voodoo. Тестирование GeForce 6800 Ultra в SLI-режиме - фото 2

ASUS A8N-SLI Deluxe построена на чипе nForce4 SLI.
Однако потенциал SLI-системы на двух картах серии GeForce 6800 можно раскрыть только в разрешении 1600x1200 , так что придется еще прикупить 19 - или 21 -дюймовый ЖК-монитор. И это еще не все: вам понадобится очень мощный процессор, что-нибудь вроде Athlon 64 4000+ и выше, иначе центральный процессор просто не будет успевать загружать видеосистему информацией. Для наших тестов мы использовали две карты GeForce 6800 Ultra с интерфейсом PCIE x16. На обратной стороне видеокарт был расположен дополнительный разъем питания PEG ( PCI Express Graphics ). Поскольку не у всех блоков питания он есть, не забудьте купить соответствующие переходники. _Чипсет NVIDIA nForce4 SLI _ Теоретически, шина PCIE позволяет использовать бесконечное число параллельных линий, однако новые чипсеты ограничены 20 линиями. Если учесть, что слот PCIE x16 разом отнимает 16 из них, то для остальных слотов остается всего четыре полосы. NVIDIA пошла следующим путем: в nForce 4 SLI при работе одной видеокарты используются все 16 линий, при установке двух карт на каждую приходится по 8 линий. На практике подобное решение практически не сказывается на производительности — пропускная способность PCIE x8 соответствует AGP 8x , и ее хватает для современных игр. За основу мы взяли плату ASUS A8N-SLI Deluxe. Устроена она необычно — между двумя слотами PCIE x16 размещены два разъема PCI x1. Спецификация PCIE допускает максимальное питание 75 Вт на один графический слот. И тут могут возникнуть проблемы с блоками питания с 20 -контактными вилками ATX , в которых нет двух дополнительных 12 -вольтовых линий. Так что мы рекомендуем купить блок питания стандарта ATX 2.0 с 24 -контактным разъемом с двумя линиями по 12 В, это позволит равномерно распределить нагрузку между двумя картами. К счастью, в плате от ASUS есть разъем питания EZ Plug — он помогает эффективно распределить нагрузку даже со стандартным блоком питания ATX. __Таблица 1 Тестовый стенд
Процессор AMD Athlon 64 4000+
Материнская плата ASUS A8N-SLI Deluxe (nForce4 SLI)
Память 2x512 Мбайт Kingston DDR400 KHX3200
HDD Seagate Barracuda 7200.7 120GB S-ATA (8 Мбайт, 7200 об/мин)
DVD Hitachi GD-7000
Блок питания Antec True Control 550 Вт
Драйверы и конфигурация
Графические карты NVIDIA 66.93
ОС Windows XP Pro SP1
DirectX DirectX 9.0c
Графические карты (PCIE x16)
ATI Radeon X800 XT PE 256 Мбайт
NVIDIA GeForce 6800 Ultra 256 Мбайт
__Таблица 2 3D Mark05 1.10
1600x1200 1600x1200 FSAA x4, 8x AF
Radeon X800 XT PE 3714 3020
GeForce 6800 Ultra 3596 2479
GeForce 6800 Ultra SLI 6619 4259
Режимы работы SLI Существует три режима работы SLI: режим совместимости ( Compatibility Mode ), альтернативный рендеринг кадров ( Alternate Frame Rendering , AFR ) и разделенный рендеринг кадров ( Split Frame Rendering , SFR ). **

Вызываем духов Voodoo. Тестирование GeForce 6800 Ultra в SLI-режиме - фото 3

**
В режиме SFR изображение разбивается две части. Каждую из них обрабатывает только одна карта.
В режиме совместимости работает только одна карта из двух. Само собой, никакого прироста производительности ждать в этом случае не стоит. В режиме AFR одна из карт выдает все четные кадры, вторая карта — нечетные. В режиме SFR изображение разбивается на две части, и первая карта обрабатывает верхнюю часть картинки, а вторая — нижнюю. Благодаря динамической балансировке нагрузки, драйвер равномерно распределяет ее между картами. Интересно, что SLI-режим можно включить, даже если вы не установите мост, но производительность в этом случае существенно упадет. Для примера приведем результаты тестов в Unreal Tournament 2004 в разрешении 1600x1200 4xAA/8xAF без подключенного моста SLI: NVIDIA GeForce 6800 Ultra SLI с мостом (2 карты): 153,3 FPS; NVIDIA GeForce 6800 Ultra SLI SLI без моста (2 карты): 133.0 FPS; NVIDIA GeForce 6800 Ultra (1 карта): 101,1 FPS. _Все дело в драйверах _ После установки всей системы SLI была сразу же распознана драйвером видеокарты. Визуально работа никак не изменилась: качество картинки ничуть не хуже, никаких артефактов. Наглядно работу новой технологии можно увидеть, только включив режим SLI HUD в драйвере, — будет выведено распределение частей экрана для просчета. После нескольких тестов мы столкнулись с медленной производительностью в старых играх. После включения SLI HUD мы увидели, что в них SLI вообще не работает! Даже форсированное включение в настройках драйвера не привело к нужному эффекту. Оказалось, что проблема кроется в драйверах. Для включения SLI-режима драйвер использует профили для игры: он сам распознает игру и включает подходящий режим обработки изображения — разделенный или альтернативный. Если настроек под конкретную игру нет, то SLI не будет включен. Создать свой профиль невозможно. Известно, что драйвер NVIDIA 66.93 уже поддерживает более 50 игр в SLI-режиме. Если же игра совсем новая, то придется ждать выхода новых версий драйверов. Но и здесь нет никаких гарантий, что в них появится поддержка вашей любимой игры, некоторые из них просто несовместимы с новой технологией, например Microsoft Flight Simulator 9 и Joint Operations. Будем надеяться, что NVIDIA выпустит список игр, которые совместимы со SLI. Тестовая конфигурация Мы протестировали карты GeForce 6800 Ultra в SLI-режиме на плате ASUS A8N-SLI Deluxe. Для замера производительности одной видеокарты мы использовали ту же материнку. В качестве процессора мы выбрали Athlon 64 4000+ и оснастили систему гигабайтом оперативки. Блок питания у нас был с 20-контактной вилкой. Во время тестирования никаких проблем не было. **

Вызываем духов Voodoo. Тестирование GeForce 6800 Ultra в SLI-режиме - фото 4

Мечта геймера в собранном виде.ТестированиеНаши первые тесты сразу же показали, что SLI-система требует очень мощного процессора. При работе скоростных карт GeForce 6800 GT и Ultra в этом режиме даже самый быстрый камень не успевает обеспечивать их данными. Вся мощь SLI раскрывается только на высоких разрешениях —1600x1200с включением режимов полноэкранного сглаживания (FSAA) и анизотропной фильтрации (AF), которые максимально нагружают видеокарты. В низких разрешениях без FSAA/AF вы не получите практически никакого прироста в большинстве случаев. ВUnreal Tournament 2004иCall of Dutyмы можем наблюдать и вовсе парадоксальный эффект, когда система с двумя видеокартами показывает меньшую производительность, чем с одной картой! Возможно, это связано с дополнительными затратами мощности на распределение нагрузки, которые лежат на плечах центрального процессора. В современных играх типаDoom 3**,Far CryилиHalf-Life 2, в которых использованы все самые последние достижения трехмерной графики, прирост производительности от использования двух видеокарт просто поражает. Особенно это касается тяжелых режимов в высоких разрешениях. Но с детищем компании Valve ситуация сложнее — во многом производительность зависит от того, где и на каком уровне записана демка. Эффект от использования двух видеокарт может сходить и вовсе на нет.Таблица 3Игровые тестыCall of Duty
Разрешение 1024х768 1280х1024 1600x1200
Radeon X800 XT PE 182,6 168,3 158,7
GeForce 6800 Ultra 210,7 203,8 191,9
GeForce 6800 Ultra SLI 209,7 200,8 189,2
Call of Duty FSAA x4, AF 8x
Разрешение 1024х768 1280х1024 1600x1200
Radeon X800 XT PE 169,0 144,4 123,4
GeForce 6800 Ultra 199,4 172,2 144,4
GeForce 6800 Ultra SLI 198,0 174,7 147,0
Doom 3 AF 8х
Разрешение 1024х768 1280х1024 1600x1200
Radeon X800 XT PE 102,6 82,0 61,4
GeForce 6800 Ultra 108,9 92,4 74,9
GeForce 6800 Ultra SLI 110,8 110,4 104,4
Doom 3 FSAA x4, AF 8x
Разрешение 1024х768 1280х1024 1600x1200
Radeon X800 XT PE 73,8 52,2 37,2
GeForce 6800 Ultra 80,1 57,2 42,8
GeForce 6800 Ultra SLI 106,3 91,5 73,4
Far Cry
Разрешение 1024х768 1280х1024 1600x1200
Radeon X800 XT PE 111,1 69,0 47,9
GeForce 6800 Ultra 102,9 68,7 50,2
GeForce 6800 Ultra SLI 135,2 112,5 87,3
Far Cry FSAA x4, AF 4x
Разрешение 1024х768 1280х1024 1600x1200
Radeon X800 XT PE 77,5 49,8 36,5
GeForce 6800 Ultra 71,5 48,3 34,6
GeForce 6800 Ultra SLI 115,6 83,4 61,0
Half-Life 2
Разрешение 1024х768 1280х1024 1600x1200
Radeon X800 XT PE 150,3 147,7 126,5
GeForce 6800 Ultra 147,3 147,5 135,5
GeForce 6800 Ultra SLI 138,9 139,3 133,4
Half-Life 2 FSAA x4, AF 8x
Разрешение 1024х768 1280х1024 1600x1200
Radeon X800 XT PE 148,7 142,5 105,9
GeForce 6800 Ultra 147,9 128,3 96,0
GeForce 6800 Ultra SLI 138,4 139,1 132,2
Unreal Tournament 2004
Разрешение 1024х768 1280х1024 1600x1200
Radeon X800 XT PE 165,0 163,9 160,0
GeForce 6800 Ultra 163,4 162,4 159,8
GeForce 6800 Ultra SLI 157,3 156,1 155,6
Unreal Tournament 2004 FSAA x4, AF 8x
Разрешение 1024х768 1280х1024 1600x1200
Radeon X800 XT PE 162,7 147,1 113,4
GeForce 6800 Ultra 160,1 132,0 101,0
GeForce 6800 Ultra SLI 156,7 154,1 153,3
Заключение Компьютер с поддержкой SLI и двумя картами GeForce 6800 Ultra или GT может обставить любого одиночку! Скоростные резервы подобных систем впечатляют. Даже с таким мощным процессором, как Athlon 64 4000+, производительность почти всегда упиралась в него. Только в разрешении 1600x1200 с включением 4x FSAA и 8x AF система работала на полную катушку. Успех SLI находится в руках разработчиков, так как если игра интенсивно использует шейдеры (Doom 3, Far Cry) и другие современные примочки, преимущество от новой технологии будет заметно даже в низких разрешениях. В то же время на относительно старых играх типа Unreal Tournament 2004 и Call of Duty прирост оказывается куда меньшим, а некоторые игры в SLI-режиме вообще не запускаются. Тем, кто уже собрался строить систему с двумя видеокартами, еще раз напомним, что если драйвер не обнаружит у себя подходящего профиля для игры, система будет работать в стандартном режиме, используя одну карту. Еще одна проблема — финансовая. Не каждый готов выложить баснословную сумму за дорогую материнскую плату с двумя слотами PCIE x16 и две видеокарты класса GeForce 6800. До выхода SLI ходили слухи о том, что этот режим будут поддерживать только игры, выпущенные совместно с NVIDIA. К счастью, они оказались ложными. К тестированию систем в SLI-режиме мы еще обязательно вернемся, как только у нас появятся две карты GeForce 6600 GT.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь