Голос за кадром. Создание домашней студии звукозаписи

Голос за кадром. Создание домашней студии звукозаписи

Игровое кино — Голос за кадром. Создание домашней студии звукозаписи
Какой микрофон выбрать? Как обеспечить звукоизоляцию помещения для записи? С какими трудностями придется столкнуться в процессе записи звука? Как только вступаешь на стезю домашней звукозаписи, эти, а также другие, не менее волнующие вопросы тут же начина
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Игровое кино
Голос за кадром. Создание домашней студии звукозаписи
    В 2004 году на страницах “Игрового кино” мы рассказывали вам, как в домашних условиях делать закадровый перевод фильмов. Мы детально рассмотрели проблему программного обеспечения, а сегодня изучим “железную” сторону вопроса. Что нужно, чтобы сделать собственную студию звукозаписи. Какой микрофон выбрать? Как обеспечить звукоизоляцию помещения для записи? С какими трудностями придется столкнуться в процессе записи звука? Как только вступаешь на стезю домашней звукозаписи, эти, а также другие, не менее волнующие вопросы тут же начинают сыпаться словно из рога изобилия. Но, к счастью, на любой вопрос рано или поздно находится ответ, равно как и любая проблема имеет как минимум один вариант решения.

    Выбор микрофона
   
Прежде чем пуститься в рассуждения по поводу выбора подходящего микрофона, стоит вспомнить об одной простой аксиоме: любое приобретаемое оборудование должно быть адекватно по своим техническим характеристикам и стоимости тому оборудованию, в связке с которым его предполагается использовать. Применительно к теме нашей статьи это означает, что бессмысленно использовать копеечный мультимедиа-микрофон вместе с картами класса SB Live!, Audigy (а тем более с профессиональными звуковыми картами), — качество звукозаписи этого уродливого тандема будет просто ужасным. Однако сформулированное правило работает и в другую сторону: не менее бессмысленно приобретать для вышеупомянутых звуковых карт профессиональные вокальные или студийные микрофоны — в этом случае возможности дорогого микрофона не будут использованы даже на 50%, зато куча денег будет потрачена впустую. Другими словами, телега с реактивным двигателем так и останется телегой, но и лошадь, запряженная в новый “Мерседес”, не заставит его ехать быстрее.
    Теперь от лирических сравнений перейдем к практике. В грубом приближении почти все функции любой звуковой карты можно свести к двум задачам: преобразованию цифрового сигнала в аналоговый (воспроизведению звука) и преобразованию аналогового сигнала в звуковой (записи звука). Вполне очевидно, что главной из этих двух задач для непрофессиональных звуковых карт было и будет именно воспроизведение, тогда как возможность записи звука остается своего рода бонусом. Главное следствие этого расклада сил — использование недорогих АЦП (аналогово-цифровых преобразователей) в звукозаписывающем тракте. Результат вполне предсказуем — непригодный для профессиональной (подчеркиваю — профессиональной) работы со звуком уровень шумов.
66 Kb 11 Kb
Использовать дешевый мультимедийный микрофон с хорошей
звуковой картой так же бессмысленно,
68 Kb 11 Kb
...как и дорогой студийный.
    Проблема также усугубляется отсутствием экранирования платы, что приводит к появлению дополнительного звукового мусора. Но не спешите расстраиваться — все вышесказанное вовсе не означает, что для качественной записи звука придется потратить круглую сумму на профессиональную карту. Дело в том, что “непрофессионализм” звуковой карты при записи звука можно расслышать только на профессиональной акустике, стоимость которой исчисляется как минимум в килобаксах. Другими словами — для домашней работы со звуком (в том числе и для записи закадрового перевода) вполне достаточно старушки SB Live!, которая нынче стоит не дороже $25. Однако знание того, что нам предстоит использовать не ракету, а вполне прозаическую “звуковую телегу”, наталкивает на мысль о том, что выбирать микрофон нужно из класса обычных “рабочих лошадок”, то есть — в ценовом диапазоне от $30 до $60.
    В прошлой статье мы кратко коснулись вопроса классификации микрофонов и выяснили, что для наших задач нам нужен динамический микрофон типа кардиоида (то есть однонаправленный). Конденсаторные менее предпочтительны не только из-за более высокой цены, но и из-за особенностей питания — в лучшем случае такой микрофон нуждается в батарейках, но некоторые модели используют схему фантомного электропитания, которая подразумевает наличие аппаратного микшерского пульта. К этому можно добавить только одно: микрофон также должен быть ориентирован на применение в записи вокала, речи или использование для караоке — инструментальные микрофоны для нашей задачи не подходят.
    Выбор конкретной модели в обрисованных технико-ценовых рамках — скорее дело вкуса, чем трезвого расчета, так как в этой ценовой нише различия между конкурирующими моделями минимальны, да и наши требования к “крутизне” микрофона тоже невысоки. Из фирм-производителей можно порекомендовать всенародно любимый Shure, хорошо зарекомендовавших себя в микрофонном деле Audio-Technica, Nady, Behringer и Beyerdynamic, а также продукцию универсальных аудиогигантов — AKG, Philips и Sennheiser.

12 Kb
    Микрофоны на выбор
   
Конкретные модели на заметку:
    — до смешного дешевый (около $17) Nady Pro Performer Starpower, почти не уступающий 30-долларовым моделям Shure и Behringer XM2000;
    — недорогие (около $30) “Шуры” C-серии: Shure C606/C607/C608;
    — более качественный Shure PG48-XLR за $50.
    Также в описанный ценовой диапазон попадают модели:
    — Philips MD695;
    — Audio-Technica XM-5, Audio-Technica ATR30;
    — Behringer XM2000-S;
    — Beyerdynamic Opus-39 (и его продвинутая модификация Opus-39-S);
    — микрофоны Sennheiser E-серии (E815-S и E825-S);
    — недорогие модели AKG D-серии (D40-S, D50-S).

   
Усиление микрофонного сигнала
   
Ключевой особенностью работы микрофона является малая мощность выходного сигнала. Поэтому сигнал, снимаемый с выхода микрофона, всегда усиливают перед дальнейшим использованием. У музыкантов с усилением проблем, ясное дело, не возникает — представить себе концертирующую группу (а
18 Kb
Колонки — самый неудачный
вариант.
тем более — студию звукозаписи) без качественного усилителя попросту невозможно.
    А как решается проблема усиления микрофонного сигнала в компьютере? А практически никак! Дело в том, что на заре развития звуковых возможностей ПК никто всерьез и не думал, что когда-нибудь компьютеры будут использоваться хотя бы для полупрофессиональной работы со звуком. Поэтому усиление сигнала, снимаемого с микрофонного входа, “решили” самым дешевым и простым способом — воткнули в микрофонный тракт простой транзисторный каскад, интегрированный в небольшую микросхемку. Но не стоит думать, что это решение было обусловлено одной только недальновидностью — ведь сейчас звуковые возможности компьютеров используются достаточно активно, разве что-то мешает поставить нормальный микрофонный усилитель в современные модели звуковых карт? Оказывается, действительно мешает, и в первую очередь — элементарная нехватка места на плате.
    Разумеется, можно использовать и стандартные возможности звуковой карты по усилению сигнала, но в этом случае деньги, потраченные на покупку микрофона, можно считать выброшенными на ветер — шумы при записи будут слышны не только на дорогой акустике, но и на мультимедийных пластиковых “пищалках”, которые до сих пор по недоразумению называются колонками.
    Поэтому единственный способ получить нормальный результат при записи — использование предусилителя. При этом звук, снятый с микрофона и усиленный предусилителем, должен подаваться не на микрофонный вход звуковой карты, а на линейный.
    Самый грамотный способ решения этой проблемы — покупка специального микрофонного усилителя. Но это только в теории, а на практике такие девайсы стоят минимум $150, то есть — втрое дороже выбранного нами класса микрофонов. Единственная известная мне модель такого усилителя за разумную цену — Helios M/MIX (около $35), однако найти его в продаже не так просто.
19 Kb 11 Kb
Открытые наушники —
уже лучше.
Закрытые наушники —
оптимальный выбор.
    Однако специализированному усилителю можно найти вполне разумную замену. Лучший вариант — усилитель из “декового” (сборного) домашнего музыкального центра. К сожалению, сейчас сборные музыкальные центры непопулярны, поэтому стоит подумать и о других вариантах. В принципе, в качестве предусилителя можно использовать любую бытовую аудиотехнику (от старых катушечных магнитофонов до современных музыкальных центров “все в одном” или домашних караоке-систем) — главное, чтобы устройство имело:
    а. линейный вход (line in);
    б. линейный выход (line out);
    в. возможность регулировки уровня выходного сигнала.
    Схема использования магнитофона в роли предусилителя проста, как мычание:
    — ко входу магнитофона подключаем микрофон;
    — переводим магнитофон в режим записи;
    — настраиваем уровень записи так, чтобы не было перегрузки;
    — линейный выход магнитофона соединяем при помощи кабеля с линейным входом звуковой карты.
    Аналогичным образом можно использовать и караоке-систему.

43 Kb
    Сверточные ревербераторы
   
Сверточные ревербераторы выпускаются как в виде плагинов к описанным в тексте статьи редакторам и мультитрекерам, так и в виде отдельных программ (например, SIR или Waves IR1).
    Единственный существенный недостаток сверточных ревербераторов — обработка звука только после записи, так как объемы вычислений не позволяют обрабатывать звуковую дорожку в реальном времени даже на самых мощных персоналках. Зато возможности этих программ безграничны. Сверточные ревербераторы могут очень качественно эмулировать любое устройство или акустическую среду, способную изменять звуковой сигнал — будь то усилитель, гитарный комбик, процессор эффектов, различные типы помещений и так далее. Разумеется, “оседлать” эти программы не так просто, но зато игра определенно стоит свеч.

   
Домашняя мастерская
   
По большому счету, на этом тему усиления микрофонного сигнала можно было бы и закрыть, если бы не одно “но”. Я, как человек здравомыслящий, отлично понимаю, что для многих компьютерщиков со стажем домашний ПК с успехом заменил и видеомагнитофон, и тем более музыкальный центр. Поэтому ситуация,
34 Kb
Специализированный
микрофонный предусилитель.
когда в соседстве с домашним компьютером выживают лишь маленькие CD/MP3-плееры, а все остальные аудиобронтозавры стройной колонной отправляются на свое законное место — на свалку истории, вовсе не редкость. У меня, например, музыкального центра и магнитофона нет уже минимум лет семь.
    Но и из этой, на первый взгляд безвыходной ситуации тоже есть выход — правда, не настолько элегантный и эффективный, как многим хотелось бы. Итак, еще один способ усиления микрофонного сигнала — программная обработка. Суть этого метода заключается в “пересчете” поступающего в звуковую карту сигнала при помощи специальных алгоритмов, имитирующих работу “железного” усилителя. При этом микрофон подключается непосредственно к линейному (но не микрофонному!) входу звуковой карты.
    К сожалению, подробные инструкции по использованию программного усиления получились бы слишком объемными, поэтому описание этого метода будет носить исключительно обзорный характер.
    Также сразу необходимо отметить, что вариант с программным усилением стоит использовать с рядом оговорок и только в самом крайнем случае, так как он ощутимо снижает качество записываемого звука. Первое, что необходимо усвоить: чем дешевле используемая звуковая карта и чем дешевле применяемый для записи микрофон, тем хуже будет качество
34 Kb
Катушечный магнитофон.
программного усиления. Причина элементарна: если мы подаем на линейный вход карты уже усиленный сигнал, то собственные шумы АЦП карты и электромагнитные наводки в системном блоке будут “прибавляться” уже к “громкому звуку”, и их влияние на общее качество записи будет незначительным. Однако в случае, если мы сначала подаем на вход слабый сигнал, а уж потом усиливаем его специальным алгоритмом, то вместе с полезным сигналом усилятся и все вышеописанные паразитные шумы.
    Поэтому для такого варианта усиления наилучшим образом подойдут модели звуковых карт с выносным дочерним модулем (Audigy Platinum eX) или полностью внешние звуковые карты, подключаемые к ПК через USB (например, карта Creative Extigy). Такие карты лучше защищены от паразитных наводок, неизбежных в чреве системного блока, однако их стоимость ощутимо выше bulk-вариантов SB Live! и Audigy, поэтому еще неизвестно, что выгоднее — дорогая выносная карта или дешевая “внутренняя” плюс усилитель. Также для варианта с программным усилением нужно выбрать микрофон с наибольшим уровнем выходного сигнала (указывается в мВ).
    Саму программную обработку можно провести тремя способами:
    — при помощи альтернативных драйверов для карт семейств SB Live! и Audigy;
    — с помощью программ-мультитрекеров и звуковых редакторов;
    — поддерживающих DirectX- или VST-плагины, а также при помощи программ с мудреным названием — сверточные ревербераторы.
    Начнем с самого простого способа — альтернативных драйверов для карт на базе чипов Emu10k1 и Emu10k2 (сюда попадают почти все модели SB Live! и Audigy, кроме OEM-вариантов для компьютеров брендовой сборки). Эти драйвера носят название kX Project и доступны для скачивания на
32 Kb
Дековый hi-fi-усилитель.
Kxproject.Lugosoft.Com. Подробно о возможностях этого программного обеспечения можно почитать на сайте разработчиков или в сопроводительной документации, а мы сосредоточимся на нужном нам программном усилении сигнала.
    Одной из особенностей kX является доступ к управлению DSP-чипом звуковой карты, включая подключение дополнительных модулей (то есть добавление дополнительного микрокода в DSP). В числе стандартно поставляемых с kX модулей также имеется и программный усилитель GainHQ. Вкратце схема включения GainHQ выглядит так: устанавливаем kX, открываем окно kX-микшера, переходим на закладку DSP, добавляем плагин GainHQ и соединяем входы GainHQ с выходами AC97 Left и AC97 Right модуля Prolog, а выходы GainHQ подключаем к модулю Epilog (либо ко входам RecL и RecR, либо к одной из пар ASIO-выходов, если используемая вами программа для записи звука поддерживает работу с ASIO — Audio Stream Input/Output). В дальнейшем для регулировки уровня записи необходимо просто задать нужный уровень усиления сигнала в настройках GainHQ (в пределах от -60 до 60 дБ).
    Способ номер два — использование мультитрекеров (Cubase SX, Cakewalk, Samplitude Producer, Cool Edit Pro) или звуковых редакторов типа Sound Forge. Ключевая возможность этих программ — поддержка плагинов для обработки звука, в число которых также входят всевозможные программные усилители. Причем, в отличие от простого GainHQ, в этих программах параллельно можно и “подчистить” звук при помощи компрессоров и нойз-гейтов, о применении которых кратко было рассказано в предыдущей части нашего цикла. К слову, нормальная работа с тем же Cubase SX подразумевает поддержку ASIO, без которой невозможна обработка звука в реальном времени, и в этом случае без уже упомянутого kX никак не обойтись, поэтому дельный совет: если собираетесь работать со звуком и в дальнейшем, устанавливайте kX Driver и изучайте документацию к нему.

   
Звукоизоляция помещения
   
При записи звука также нельзя обойти вниманием и такие моменты, как борьба с нежелательным шумом и эхом от собственного голоса. Комната в обычной квартире — явно не идеальное помещение для организации студии звукозаписи, но определенные шаги для улучшения результатов можно и нужно предпринять.
    В первую очередь необходимо максимально ослабить или вовсе убрать источники шумов: плотно закрыть дверь, занавесить дверь и окно в комнату плотным одеялом для экранирования наружных шумов, обязательно убрать со стола системный блок и установить его подальше от микрофона на мягкий ворсистый ковер или поролоновую подкладку.
    Следующий шаг — использование наушников для мониторинга процесса записи. Попытки использовать для мониторинга колонки неизбежно приведут к “замыливанию” записываемой дорожки, в худшем случае из-за обратной связи может “завестись” микрофон. Причем наушники нужны закрытые, так как открытые и даже полуоткрытые модели весьма слышно “орут” в окружающее пространство. С учетом того, что расположены наушники непосредственно на вашей голове в нескольких десятках сантиметров от микрофона, то их звучание неизбежно будет улавливаться и микрофоном.
    Еще один важный момент — эхо. В лучшем случае оно просто слегка ухудшит запись, в худшем — может привести к возникновению стоячих волн (эффект резонанса). Главный источник эха в комнате — акустически непрозрачные материалы с гладкой поверхностью: голые стены, полки и стекла шкафов, зеркала и так далее. Поэтому для снижения уровня эха все подобные поверхности также рекомендуется завесить плотной материей. Если вы собираетесь превратить звукозапись в одно из своих основных увлечений, то хорошим выходом будет установка на стены звукопоглощающих панелей — их сейчас предлагают многие строительные фирмы и магазины.

    Артикуляция
   
Во время записи голоса одна из важнейших проблем — правильная артикуляция. Поскольку мало кто из нас мечтал о карьере профессионального диктора, типичные проблемы с артикуляцией будут гарантированы при первых же сеансах записи. В первую очередь это касается произнесения взрывных согласных (б, п, т) и шипящих-свистящих (ш, щ, с). Основной метод борьбы с перегрузом микрофона на этих звуках — тренировка, тренировка и еще раз тренировка собственной дикции. Есть, правда, еще один способ — использование звукового демпфера, но он может помочь лишь в ослаблении эффекта взрывных и шипящих согласных, но не в его ликвидации. Простейший способ демпфирования звука — установка между губами и микрофоном нескольких слоев марли, натянутой на каркас.

   
* * *
   
Последний по счету, но далеко не последний по важности момент — размещение микрофона при записи. Главное правило заключается в том, чтобы ни в коем случае не держать микрофон в руках — этот вариант пригоден лишь для концертных выступлений вокалистов. В студии ручное “жонглирование” может привести лишь к двум результатам — “плавающей” громкости звука и дополнительным шумам от перемещения пальцев по ручке микрофона. Для крепления микрофона в домашней студии необходимо использовать микрофонную стойку типа “журавль”, желательно с резиновыми ножками для гашения нежелательных вибраций от пола.
    Итак, цель ясна, проблемы обрисованы, методы решения описаны. Осталось только одно: воспитание “сына ошибок трудных”, то бишь — набор опыта. Без него, родимого, и без его двоюродной сестры — целеустремленности — любое начинание неизбежно обречено на провал. Поэтому смелее кидайтесь “в бой”: изучайте, экспериментируйте, созидайте.
Комментарии
Загрузка комментариев