07 июня 2005
Обновлено 17.05.2023

Казаки 2: Наполеоновские войны

Казаки 2: Наполеоновские войны - изображение обложка

Жизнь, в принципе, штука непредсказуемая. Кто бы мог подумать в 1998 году, что никому не известная команда разработчиков со странным названием GSC Game World , на счету которой в то время была некая безумная пародия на Warcraft под названием Warcraft 2000: Nuclear Epidemic , через несколько лет станет настоящей легендой и докажет, что на Украине есть люди, способные не то что догнать, но и успешно перегнать Запад. Это стало очевидно после того, как в 2001 году на свет появилась игра под названием “ Казаки: Европейские войны ”. За, казалось бы, банальным клоном Age of Empires 2 скрывалась такая глыбища, что, будь жив дедушка Ленин, и он бы проникся масштабом игры. Собственно говоря, успех “Казаков” в странах бывшего соцлагеря и на Западе был настолько мощным, что обалдели не только издатели, но и сами разработчики. Разумеется, скоренько последовало несколько первостатейных аддонов, которые только закрепили успех игрушки. Спустя некоторое время родилась шикарная RTS “Завоевание Америки” — с отличной графикой и отменным геймплеем. А вот теперь мы наконец получили в свои руки полнокровное продолжение легендарной серии — “ Казаки II: Наполеоновские войны”.

Под барабанную дробь

На этот раз граждане из GSC Game World замахнулись на эпоху наполеоновских войн, что, собственно говоря, очевидно из названия. Следовательно, нас ждет уникальная возможность принять самое непосредственное участие в сражении под Аустерлицем, побить армию Наполеона под Москвой и даже активно повоевать в Египте, захватывая плацдарм для французской армии. Правда, отметим, что все это разнообразие представлено в одиночных миссиях. Создатели игры отказались от единой сюжетной линии и соорудили несколько значимых битв, а также глобальный балаган под названием “Завоевание Европы”. Суть проста и изрядно напоминает тот же Rome: Total WarKnights of Honor : сначала вы выбираете страну, за которую будете играть, генерала, который станет вашим альтер эго, а затем попадаете на глобальную карту, где вам предстоит захватить ни много ни мало — всю Европу. Такой вот размах, понимаете ли.

На самом деле здешний стратегический режим прост, как медный грош. Каждый участник Большой Игры волен сделать подопечным генералом один ход, который, как правило, заключается в том, чтобы атаковать очередной сектор-город, ибо больше генералом вы ничего сделать не можете. Перед тем как сделать судьбоносный ход, вы можете провести мирные переговоры с соседями, договориться с ними о праве прохода, заключить мир, альянс и так далее. Правда, надо сказать, что местные переговоры — довольно странное мероприятие, так как у любой страны можно тот же мир прикупить за 5000, а, например, право прохода за 3000 золотых. То есть, по сути дела, переговоров как таковых нет. И в любом случае, тот же альянс — дело сугубо временное (ходов на десять), так как, чтобы победить, все равно придется захватить все секторы без исключения.

Надо сказать, что по сравнению с первыми “Казаками” и “Завоеванием Америки” хозяйственная часть претерпела не просто существенные, а, можно сказать, революционные изменения. Так, например, в режиме Завоевания Европы вы не производите солдат в казармах, как раньше, а банально нанимаете целые отряды за ресурсы, энное количество которых поступает в ваши закрома каждый ход. Причем чем больше территории под вашей могучей пятой, тем, соответственно, больше ресурсов оседает на складах родины. На них вы можете не только нанимать войска, но и повышать обороноспособность ваших городов. Соль в том, что в тактический режим игра переключается только в том случае, если армия противника схлестнется непосредственно с вашим военачальником. Во всех остальных случаях сражение проходит автоматически, поэтому жизненно необходимо укреплять сектора, ибо враг не дремлет и постоянно норовит оттяпать у вас кусок пожирнее.

Надо сказать, что нанять сильную армию непросто, так как количество и качество подчиненных вам солдат напрямую зависит от статуса вашего генерала. Например, на первом уровне ваш полководец может управлять разве что пятью отрядами немытых мужиков с вилами, которые гордо именуются ополченцами. Конечно, такая орава, может, выглядит и внушительно, но выиграть с ее помощью даже самое пустяковое сражение — задача нетривиальная. Поэтому в самом начале игры надо без промедления бросаться в бой, дабы ваш генерал активно набирался опыта, который щедро выдается буквально за все: за проигранные битвы, за победы, а также за выполнение заданий, которыми вас услужливо нагружают в тактическом режиме. Собственно говоря, несколько ходов активной жизни — и ваш Кутузов стремительно поумнеет и сможет командовать грозными гусарами, батареями пушек и бородатыми гренадерами. Кроме того, вы сможете взять на службу больше подразделений. Например, если ваш командующий в звании лейтенанта может, дай бог, управлять десятком отрядов, то, дослужившись до генерала, без труда управится и с двадцатью.

…и ага!

Надо сказать, разработчики не случайно избрали именно наполеоновские войны, ибо это эпоха не только великих кровопролитных сражений, но и стремительного вытеснения с поля боя таких дедовских способов ведения войны, как размахивание направо и налево примитивной пикой. На театре военных действий главенствовали стрелковое оружие и артиллерия. И разработчики “Казаков II” на сто процентов учли эту особенность. Готовьтесь к тому, что навыки, приобретенные в первых “Казаках”, на этот раз могут оказаться бесполезными. Помните, как в “Казаках” можно было изучить чертову тучу апгрейдов и стремительно превратить какую-нибудь древнюю пищаль чуть ли не в автомат Калашникова? Перезарядка происходила стремительно, а войска противника, как подкошенные, падали под шквальным огнем. В “Казаках II” подобное безумие зарублено на корню. Теперь отряд, разрядив ружья в сторону супостата, будет около минуты перезаряжать оружие, что может закончиться трагически, если в этот момент с флангов налетит, например, вражья кавалерия. Поэтому каждый отряд обладает радиусом поражения. Дело в том, что если вы примитесь палить по наступающим отрядам противника, когда те будут в километрах эдак в десяти от вас, то ничего путного, ясное дело, из этого не получится, так как 90 процентов пуль уйдет в “молоко”, не причинив сколь-нибудь значительного урона противнику. А вот пока ваши подопечные в панике заряжают ружья, враги без проблем подойдут поближе и метким залпом разнесут ваших солдатиков в клочки. Мораль проста: стрелять необходимо в четко определенное время, таким образом, чтобы залп был как можно более эффективным. Это, поверьте, как минимум половина успеха. Разумеется, войска могут вести и рукопашный бой, яростно размахивая штыками и саблями, но если храбрецы налетят на стену пуль, то, поверьте, бравое подразделение, потеряв как минимум половину личного состава, с воплями ужаса разбежится в разные стороны.

Кроме того, разработчики “Казаков II” умудрились сделать так, что ландшафт — это не просто элемент оформления карты. Теперь его особенности необходимо использовать на практике. Например, если ваши бойцы засели в лесу, то враг может палить сколько угодно и практически без толку, ибо пули будут застревать в деревьях, не причиняя ущерба вашим солдатам. В свою очередь, ваше подразделение будет успешно садить по врагу из кустов, и, скорее всего, очень быстро от отряда противника не останется и медной пуговицы. Чтобы успешно воевать, жизненно необходимо учитывать такие факторы, как болота, горки, леса и овраги. В “Казаках II” выгодно занятая позиция — ключ к победе.

Еще один глобальный момент: в “Казаках II” одинокие юниты не представляют никакой угрозы вообще, а все операции с войсками проходят исключительно на уровне отрядов. Вы теперь просто не можете управлять одинокими солдатами, а для того, чтобы выиграть баталию, вовсе не обязательно, как в первых “Казаках”, свирепо вырезать под корень армию противника. Основная задача теперь — снизить моральный дух подразделения до критического уровня, после чего отряд в панике разбегается по норам. Достигнуть этого можно сотней разных способов. Например, долго и упорно бомбить вражеские ряды из пушек или резво налететь кавалерией с флангов и начать рвать иродов на флаги и знамена. А можно просто произвести пару прицельных ружейных залпов и, уложив порядочное число служивых, разогнать вражеский отряд ко всем чертям. Такая система на удивление практична, логична, да и играть куда интереснее. Радует уже то, что не приходится бродить по карте в поисках укрывшегося где-нибудь в лесу солдата.

Кроме того, ваши отряды получают опыт в битвах. Незаменимое приобретение, ибо чем сильнее отряд, тем больше у него шансов выжить. По мере роста уровня подразделения возрастает не только меткость его стрельбы, скорость перезарядки, а также, и это очень важно, боевой дух. В принципе, чтобы заставить разбежаться максимально прокачанный отряд, нужно отправить на тот свет как минимум 70 процентов личного состава. Очевидно, что войска необходимо всячески холить и лелеять, под пули зазря не подставлять и активно развивать, ибо один гвардейский отряд способен сдержать весьма серьезный натиск и даже без труда справиться с лютой вражеской кавалерией. Кроме того, очень важную роль играет способ перемещения войск. Если, например, послать несчастную армию боевым строем через леса и болота куда-нибудь на другой конец карты, то в конце пути боевой дух ваших подопечных будет полностью подорван и противнику хватит одного вшивого выстрела, чтобы ваша армия ретировалась с поля боя. Перед походом отряды нужно строить в колонны и отправлять их строго по дорогам, коими испещрена каждая карта. Мало того, что стройно марширующие солдаты смотрятся исключительно красиво, так еще у солдат не падает мораль и они готовы в любой момент встретиться с врагом и надрать ему уши.

И что особенно радует, на самом деле жутко навороченные в плане сражений “Казаки II” настолько легки в освоении, что диву даешься. Буквально через пару дней вы уже, как сам фельдмаршал Кутузов, сможете спокойно управлять многотысячной армией, ловко занимать выгодные позиции, удачно подгадывать момент вступления в бой кавалерии и совершать прочие стратегические финты, абсолютно при этом не напрягаясь.

Надо сказать, что практически приказала долго жить экономическая система, которая была в первых “Казаках”. Раньше, как мы помним, необходимо было найти побольше залежей полезных ресурсов вроде золота, угля и так далее, затем построить шахты и загнать туда уйму рабочих. Таким образом достигалось финансовое благополучие. Теперь же необходимо захватывать деревни, в которых местные жители уже добывают ресурсы. Приватизируйте деревеньку, и к вам на склад рекой потечет, например, уголь. Правда, даже тут разработчики блюдут приверженность реализму: тот же уголь на склад приходит не абы как, а доставляется караванами по дорогам.

Выше только звезды

Под занавес стоит рассказать о графике. Разумеется, на фоне всяческих блокбастер-стратегий вроде Act of War “ Казаки II” смотрятся пусть и скромно, зато весьма и весьма симпатично. Все солдатики прорисованы с любовью и тщанием, достойными бурных аплодисментов. Дым после залпа 400 ружей некоторое время висит над полем сражения, оставляя исключительно приятное впечатление. Разумеется, всякие там речки, деревья, хутора, города и веси смотрятся на ять. Удивительно, но “Казаки II”, даром что не щеголяют модными спецэффектами, выглядят не хуже, а то и лучше уже упомянутой дорогой Act of War.

Кроме того, в игре просто-таки восхитительная анимация. Любо-дорого смотреть, как наши отряды стройно маршируют по дорогам, разворачиваются в боевые порядки, а получив приказ “пли!”, вскидывают на плечо ружья и начинают стрелять. Тутошние человечки — не просто безликие юниты. Это, если угодно, живые характеры: вот расчет заряжает пушку, а вот отважный командир выхватил из ножен саблю и храбро бьется с превосходящими силами противника. В “Казаках II” перед нами разворачивается настоящее сражение, и — черт возьми! — сопереживаешь этому действу куда больше, чем безликим бойням многих последних RTS. А в качестве бесплатного бонуса ребята из GSC Game World набили игру множеством мини-видеороликов, которые, между прочим, снимали собственными силами. Весьма симпатичное видео сопровождает любые действия отряда, будь то марш, стрельба или же рукопашная. Очень, знаете ли, оживляет геймплей.

Генералы решают

Без сомнения, весьма привлекательной особенностью вторых “ Казаков ” стала возможность выбрать в режиме “Завоевание Европы” не только страну, за которую вы будете вести боевые действия, но и знаменитого полководца, который возглавит вашу армию. Надо сказать, разработчики подошли к делу со всей возможной ответственностью, в результате чего каждый военачальник сопровождается подробнейшей биографией. Если вдумчиво подходить к выбору своего альтер эго и внимательно читать тексты, то вы узнаете, где потерял глаз Кутузов, поймете, почему Наполеон возжелал захватить Москву, узнаете, кто такой Мурад-Бей и что он делает в “Казаках II”. В итоге вы наверняка сможете без труда сдать любой экзамен по истории наполеоновских войн.

К сожалению, генералы в игре абсолютно одинаковые и не обладают никакими уникальными характеристиками. Да и на поле боя они тоже, увы, не появляются. А все потому, что, по словам разработчиков, избранный вами командующий — это, натурально, вы сами. Такие дела.

* * *

В общем, дамы и господа, поздравляю всех с тем, что команда под названием GSC Game World вновь утерла нос всяческим дорогостоящим RTS, щеголяющим громкими названиями вроде недавней Battle for Middle-Earth , в которых за красивой оберткой скрывается пугающая пустота геймплея. “Казаки II” на удивление органично сочетают хардкорный геймплей и сотни разнообразных тактик сражений, и при этом игра крайне радушно относится к простому игроку. Вам не придется продираться сквозь дебри непонятного интерфейса или же плеваться от неповоротливости и тупости юнитов. В мире “Казаков II” все очень удобно, жутко интересно и весьма красиво. Единственные недостатки игры — безумно долгие загрузки, периодические вылеты игры в Windows, а также порой глупое поведение вражеских солдат. Верим, что все эти минусы будут исправлены ближайшим патчем. За исключением названных мелочей, перед нами — шикарная умная RTS, в которую нужно играть и получать удовольствие.


Реиграбельность да

Классный сюжет нет

Оригинальность нет

Легко освоить да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 9.0

Графика: 8.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Умельцы изGSC Game World создали по-настоящему красивую и чрезвычайно умную стратегию, играть в которую можно бесконечно долго. Наши бурные аплодисменты разработчикам и, конечно же, наш выбор!

Рейтинг “Мании”: 9.0

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь