07 июня 2005
Обновлено 17.05.2023

Silent Hunter 3

Silent Hunter 3 - изображение обложка

В наш век политкорректности нечасто удается побывать непокорным бедуином или кабульским моджахедом. А вот бравым немецким воякой — запросто! Благо игровой рынок Германии — один из крупнейших в мире. Вот и появляются одна за другой в продаже игры про немцев на Второй мировой.

Однако в случае с Silent Hunter III , игрой о подводных сражениях главной войны прошлого века, выбор стороны — более чем правилен. Именно немцы во время Второй мировой круче всех взбаламутили воды мирового океана. Про подводников Третьего рейха до сих пор пишут книги и слагают легенды. Один из них — Эрих Тропп — даже стал консультантом Silent Hunter III.

Долгие часы в морском училище

Смотрели ли вы фильм Das Boot (отечественное название — “Лодка”), друзья? Ну, тот, что про немецкую подводную лодку. Там еще музыка такая была: “Та-рара-рарарам-рара-рарарам!”. И журналист, которого согнали с берега под воду — рассказывать о бравых немецких подводниках — и которому потом под этой самой водой было очень плохо. Так вот: давайте не будем повторять судьбу этого самого журналиста, ибо, попав в Silent Hunter III без должной подготовки, можно запросто отхватить тяжелую форму морской болезни. Привыкаем сразу. Слегка неряшливый мундир, голубые глаза, стильная фуражка — это теперь наш новый образ. Подводная лодка с черным крестом на красном флаге — наше главное оружие. Пройти путь от лычек старшего лейтенанта до адмиральских погон, оставшись при этом целым, — наша цель.

Впрочем, начать все-таки лучше с обучающего режима: игра сложная, реализм здесь поставлен во главу угла, так что освоить ее не очень просто. Поэтому учитесь, учитесь и еще раз… ну вы поняли, да? С помощью трех морских телеграфов отдаются приказы механикам, рулевым и штурманам. Компас показывает, где под этой чертовой водой север, датчик глубины демонстрирует, на сколько метров придется всплывать нашим телам, если вдруг посудина утонет. Сонар — уши подводной лодки. Найти врага акустики могут по шуму винтов, после чего на карте тут же появится красная линия направления. Те же самые акустики определяют курс корабля противника и его скорость. И даже более — они могут доложить вам об обнаружении подводной лодки “ушами” врага. Вот, собственно, и почти все органы управления и спортивного ориентирования — здесь вам не какой-нибудь ультрасовременный “Гепард”, а субмарина середины прошлого века.

Что еще нужно знать? Ну, разумеется, азы стрельбы из пушки. Вы, может, не поверите, но канонир — весьма уважаемая профессия на подводной лодке. Запас торпед ведь не бесконечен, а перезарядка торпедного аппарата — процесс очень долгий. Задача же у подводного капитана всегда проста: топить все, что движется. Результативность же в те времена измерялась тоннажем пущенных на дно кораблей. Поэтому у немцев было не принято тратить дорогостоящие торпеды на торговые посудины, идущие без конвоя, ведь их запросто можно разнести несколькими снарядами. Да и “подраненные” корабли, которые, словив в борт торпеду, оставались на плаву, зачастую добивали из пушки.

Учимся дальше. У нас два основных врага: эсминцы и самолеты. С последними расправляемся с помощью зениток (какой бы скромной по классу ни была наша подводная лодка, на ней всегда найдется пара этих малышек). Можно, конечно, от авиации и спрятаться. Но это не всегда получается. Скорость подлодки в погруженном состоянии невелика — от пяти до двенадцати узлов. Так можно проиграть гонку и парусной яхте. Это сейчас атомоходы ходят на глубине двухсот метров и всплывают только где-нибудь на Северном полюсе, чтобы фотокорреспонденты могли сделать пару кадров. Во времена же Второй мировой погружение считалось лишь боевым маневром, дабы на время скрыться от глаз противника.

Ну а что же эсминцы? Они, как и большинство других кораблей, обычно получают по рогам от наших торпед. В Silent Hunter III можно рассчитывать курс торпеды самостоятельно, а можно поручить это старшему помощнику по оружию — действия других членов экипажа игрой моделируются отлично.

Но перед тем как пущенная вами торпеда пронзит борт беззащитного транспорта или могучего крейсера, нужно будет сделать еще очень многое. Самые ценные корабли никогда не ходят без охранения, поэтому важно уметь вскрывать “скорлупу” из эсминцев, незаметно подходя к главной цели. Для этого придется освоить плавание на перископной глубине, научиться выбирать верный угол атаки и точку пуска торпед. Ну и самое главное — оставаться незамеченным. Основное оружие эсминцев — это глубинные бомбы. Как только акустики корабля обнаруживают подлодку, он тут же идет на сближение, а затем старается пройти над ней и сбросить расположенные на корме “подарки”. Если сделает это метко — мало не покажется. Впрочем, всегда есть шанс увернуться от врага, обмануть его хитрым маневром.

Реалистичность игры поражает. Корабль в Silent Hunter III не оснащен десятком атомных ракет, способных стереть с лица земли любого врага, он не является секретным оружием Третьего рейха. Лодочка у нас очень скромная, хлипкая, ранимая. Под водой долго плавать не желает — кончится воздух и сядут батареи. Некоторые корабли, схлопотав торпеду, могут гибнуть еще несколько часов. Сами же торпеды, надо сказать, запросто могут оказаться бракованными и подвести в любой момент. Ну и еще много разных мелочей, которые в итоге превращают игру в сложнейший и очень интересный симулятор.

Дорожка под водой

Закончили обучение? Милости просим в режим карьеры. В нем можно записаться добровольцем в первую или седьмую подводные флотилии. Разница между ними невелика, стартуют обе кампании в 1939 году. На первых порах командование не сильно доверяет игроку. Выбросят, например, где-нибудь возле берегов Камеруна и дадут задание: проследовать в квадрат BF13 и патрулировать его целые сутки. Впрочем, все честно. Во время Второй мировой немцы выпускали в море сотни подлодок-охотников, которые должны были отправлять на дно все мало-мальски серьезные корабли противника, попадавшиеся им на пути. Большинство миссий в Silent Hunter III заключается, как правило, в следующем: выходим в определенный район патрулирования, болтаемся по нему денек-другой, скармливаем всех встреченных врагов рыбам и отправляемся домой. При этом больше всего времени вы проведете на палубе подводной лодки с биноклем в руках, высматривая дымы кораблей противника. Заметили — идем на сближение. Иногда помогает разведка: по радио докладывают о замеченных неприятелях, и данные тут же наносятся на карту. Одна беда — информация эта очень быстро устаревает. И если вы пришли в указанное место, а там никого не оказалось, значит, караван торговцев успел покинуть этот квадрат. Можно попробовать отыскать беглецов специальными маневрами (это замечательно умеет делать помощник по навигации), но лучше не срывать выполнение боевой задачи и, если разведка донесла об отдаленном объекте, оставить его коллегам.

Подача сюжета потрясает. Особенно приятно в Silent Hunter III покидать базу, отправляясь в боевой поход. Вас провожают моряки с других лодок и… очень сексуальные медсестры в белых чепчиках с розами, которые они бросают вслед вашей подлодке. Барышень этих так приятно разглядывать в бинокль при отплытии. И к ним так хочется вернуться! А еще есть оркестр, который поднимает боевой дух. А еще дома, на базе, у нас свой отдельный кабинет, где мы бережно храним дневник и коллекцию полученных наград. Здесь же на досуге можно изучить вооружение своей лодки и полистать архив с тактико-техническими характеристиками военных кораблей Второй мировой войны.

Не радует в кампании только одно — некоторая однообразность. Противник попадается преимущественно надводный. Дуэли двух субмарин устроить никак не получается. Да и союзные лодки слишком уж строго следуют приказам командования — далеко не всегда выходит организовать что-нибудь совместное и веселое.

Оттеняет кампанию огромное количество одиночных миссий, в которых, кстати, куда проще набраться опыта. Все они строго следуют истории: расположение кораблей, состав конвоев — да что там, даже фамилии командующих соединениями настоящие! Если вам этого покажется мало, то в игре есть превосходный редактор сценариев, где можно смоделировать любое морское сражение. Например, так никогда и не случившуюся генеральную битву между флотами Германии, Великобритании и США. Или сражение между “Бисмарком” и американскими авианосцами…

Подводная гордость Кригсмарине

Удивительно, но в 1939 году подводный флот Германии был лишь на седьмом месте по численности. Всего пятьдесят немецких подводных лодок противостояли двумстам советским субмаринам, ста американским и семидесяти французским. А ведь еще был британский подводный флот — данные по нему очень противоречивы, однако даже по самым скромным оценкам он являлся самым многочисленным в мире. Даже у союзника Германии Италии было более ста подводных лодок — в два раза больше. Однако во время войны Германия быстро наверстала упущенное: на верфях заложили около двух тысяч субмарин самых разных классов. Спустить со стапелей, правда, успели меньше половины. За шесть лет Второй мировой войны в ней приняли участие 863 немецких подводных лодки. На дне практически всех океанов покоятся 718 из них. С войны не вернулись три четверти немецких подводников.

Жители подводного царства

Ходим в море мы, разумеется, не в одиночку, а вместе с большой командой. У каждого моряка есть имя, фамилия и послужной список. На месте показатели морали, выносливости и здоровья. Моряки растут вместе с нами: они набирают опыт, получают награды. И иногда гибнут…

Все это — очень важно. Роль капитана не только в том, чтобы выбрать курс, найти противника и отдать приказ на пуск торпед, но еще и в том, чтобы грамотно организовать своих подчиненных. Каждый моряк — почти как живой. После восьмичасовой вахты он не способен выполнять задачи и вообще еле стоит на ногах. Но продолжает стоять, чертяга, — дисциплина в вермахте была на высочайшем уровне. Поэтому, пока парни не умерли от усталости на посту у кормового торпедного аппарата, их нужно разогнать по каютам — на отдых. Не отправите — сразу же ощутите, как упала эффективность бортовых механизмов. Толпа усталых моряков не позволит развить скорость выше десятка узлов, хотя техника может выдать и все пятнадцать. А уж перезаряжать торпеды они будут так долго, что мировой океан успеет высохнуть. Также важно правильно распределить моряков по отсекам, дабы все были на своих местах.

Кстати, по лодке можно прогуляться — увидите ваших ребят за работой, ощутите, насколько тесно было в субмаринах прошлого века.

Графика поражает. В третьей части игры разработчики поставили на зрелищность, постаравшись сделать игру как можно красивее. И это у них получилось. Представьте себе потрясающую картину — мимо вас вальяжно проплывает эсминец. Видна каждая мелочь: вооружение, рубки, мачты, трубы. У зениток стоят стрелки, можно даже разглядеть их лица! А вот другой эсминец гибнет от попадания вашей торпеды. Модель повреждений честная: пожар, течь, крен, еще больший, опрокидывание и затопление. Когда, отправив на корм рыбам транспорт с продовольствием для британского экспедиционного корпуса в Египте, я поднял перископ, то был немного расстроен. Все выглядело так красиво и реально, что я ожидал увидеть матросов, барахтающихся возле обломков своего судна. Их там не оказалось… Но это уже мелкие придирки.

Отлично проработано и море — не игры от “ Акеллы ”, конечно, но и на недавнюю S.C.S. Dangerous Waters не похоже. Шторм, штиль, легкое волнение — все это непосредственно влияет на то, как мы будем вести бой. Например, когда море бушует, скорость хода падает, да и из пушки прицелиться не получается. Зато можно уйти под воду — на глубине всегда спокойно.

Двухмерные навигационные карты выглядят так, словно нарисованы рукой: настоящие, морские. Вроде ведь такая мелочь, а художники все-таки постарались, сделали.

Ну и пару слов о звуке. Подводная война — это война молчунов. Чем тише подобрался, тем удачнее атаковал и быстрее ушел из опасной зоны. Поэтому во время боя на субмарине замирает все — даже капитан отдает команды шепотом. Впрочем, для игры сделана скидка: мы услышим переговоры команды, шум волн, разбивающихся о борта нашей лодки. Мало? Тогда давайте включим… граммофон! Более того, если захотеть, то местный ди-джей сменит стандартные патриотические марши хоть на The Prodigy — в игре есть возможность загружать собственные треки. Идеально, кстати, подойдут Марлен Дитрих или Эдит Пиаф. Но вообще это дело вкуса.

Лодки

Рассказывает Александр Покровский , бывший подводник, автор книг “…Расстрелять!”, “Кот”, “Каюта” и “72 метра” (по одноименной повести, кстати, недавно был снят фильм).

Конечно, современные лодки не чета лодкам Второй мировой. Маленькие они тогда были. А сегодняшние субмарины — особенно ракетные и атомные — это нечто. Отечественная “Акула” — почти пятьдесят тысяч тонн водоизмещения. Гора железная идет под водой. Капитан Немо на таком корабле заблудился бы.

Страшно ли на лодках? Конечно, страшно. Особенно когда чуть-чуть только начал изучать устройство. На лодке ведь надо знать ее устройство, и все попавшие внутрь субмарины сейчас же начинают усиленно ее изучать.

Зато когда не знаешь ни черта — тогда и не страшно. Вот у меня был матрос Мукамбетов Алмазбек Акматалиевич. Хороший, добрый парень. Только спустился он с гор Киргизии и сейчас же попал на лодку в качестве “специалиста-дозиметриста”. После учебного отряда подводного плавания Алмаз по-русски знал только два слова: “шестнадцатый склад”.

То есть поначалу Алмаз совсем не боялся подводных лодок. Отпущенный внутрь погулять Алмаз ходил как во Дворце Великих Моголов и все по сторонам смотрел. Огромное человеческое уважение светилось у него во взоре.

К третьему году он вполне сносно говорил на русском и даже был допущен к несению вахты.

Лодки, лодки… Вот ты изучаешь их устройство. Железо, кабельные трассы, гидравлика подъемных устройств, клапана — большие, маленькие, средненькие, огромные, огромнейшие; трубопроводы — тонкие, толстые, толстенные; электрические машины, трансформаторы, электрощиты, турбины, два вала, два атомных реактора и прочее, прочее. Казалось, что все это скручено, перекручено, переплетено и уложено вдоль бортов — с носа в корму, с кормы в нос.

А свист турбин? А шум вентиляторов, тихий рокот трансформаторов — они здесь повсюду. А в реакторном отсеке прохладно и воздух свежий, вкусный. Это ионизирующее излучение постаралось — сообщило воздуху его вкус.

При быстром погружении на предельную глубину корпус лодки скрипит так, что, кажется, еще немного — и он лопнет. А еще двери боевых постов обжимает — не открыть. И вахтенный отсека все ходит и ходит по особому маршруту, заглядывая во всякие закоулки — вдруг что не так, вдруг течь.

В лодках страшно. Тишина в отсеке настораживает. Ее здесь боятся. Спишь, и вдруг тишина — немедленно проснешься…

Запах дыма! Немедленно звучит: “Аварийная тревога! Пожар в отсеке!” И отсек задраивается — из него никто не выйдет без команды. И люди в нем расхватывают средства индивидуальной защиты органов дыхания — эти убогие изолирующие противогазы. И бегают по отсеку, разматывая шланги станций пожаротушения. И иногда горят, травятся угарным газом, гибнут…

Вода! “Центральный! В трюм поступает вода!” — “Разобраться и доложить!” Разберутся и доложат. Первое, что делает вахтенный, обнаруживший течь, так это опускает руку в воду трюма и сейчас же помещает пальцы себе в рот — соленая или нет? Ему надо проверить это. Он даже не думает в тот момент о том, что вода может быть грязной. Да что там, может быть или не может быть, она же из трюма — конечно не горный источник.

А вот и самое страшное — заклинка больших кормовых горизонтальных рулей на погружение. Ты стоишь, и в ту же секунду у тебя из-под ног уходит палуба. Ты летишь вперед, а на тебя летит незакрепленный “Зип”. “Зип” — это запасные части. Коробки, ящики, коробочки. Что-то обязательно не закреплено, вот и полетело. И лодка летит вместе с вами. На полном ходу зарывается носом, падает в глубину. Чем глубже она погружается, тем сильнее обжимается корпус, тем меньше выталкивающая сила и тем скорее она продолжает валиться.

“Пузырь в нос! Обе турбины полный назад!!!” — обычно это кричит командир, но механик в центральном посту и так все знает. Он действует как автомат.

А лодка продолжает падать. Не успели. Инерция. Она движется в глубину по инерции, несмотря на то что обе турбины работают “полный назад”. В такие мгновения кажется, что время течет очень медленно, что оно вообще не течет, что оно как кусок вязкой материи и его можно резать или рвать кусками… И выступает пот на лбу. Крупный пот, все тело влажное — страшно. И не хочется умирать.

Можно продуть среднюю группу ЦГБ — цистерн главного балласта, и все уже готовы это сделать, команда “Продуть среднюю!” вот-вот сорвется с губ…

Но лодка вдруг останавливается — это видно по глубиномерам. А потом медленно, вроде нехотя, устремляется назад. Все выдыхают: “Уф!” И кто-то обязательно говорит ерунду какую-нибудь, например: “В следующий раз непременно обкакаюсь!” — и народ в центральном начинает хохотать.

Смех. В такие минуты его не остановить. Подводники вообще веселый народ. Тут развлекать тебя некому, поэтому и развлекаешься сам. Все артисты, все чего-то представляют. Может быть, потому, что окружающее кажется несерьезным, а серьезным было только то, что лодка только что чуть не провалилась на глубину к чертовой матери?

Тут, на лодке, разыгрывают друг друга на каждом шагу.

Или рассказывают смешные случаи, анекдоты.

“Вот слушайте! — говорит кто-нибудь в кают-компании. — У одной старушки была корова…”

Этим историям нет конца.

А потом, уставший, идешь один в отсеке и все кажется, что кто-то рядом с тобой есть. Резко обернулся — нет никого, пусто…

* * *

Silent Hunter III — один из лучших способов хлебнуть морской воды, не выходя из-за компьютера. Игра настолько увлекательна и реалистична, что мы верим — рано или поздно вы ощутите соленый привкус на губах, а где-то там, в небе, закричат чайки.

Разумеется, Silent Hunter III первым делом предназначен для ценителей, способных потратить огромное количество времени и сил на то, чтобы постичь все здешние тайны. Впрочем, желающие могут промчаться по игре всего за пару деньков: уровень сложности позволяется понизить, вместо реалистичного режима включить бесконечное топливо и повышенную живучесть лодки. И поверьте — даже в таком, “урезанном”, режиме играть интересно.


Реиграбельность да

Классный сюжет нет

Оригинальность да

Легко освоить нет

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 8.0

Графика: 9.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Третий выход “Бесшумного охотника” в море — самый результативный. Моряки из Ubisoft Romania поразили все намеченные цели и сделали реалистичный, зрелищный и интересный симулятор подводной лодки.

Рейтинг “Мании”: 8.5

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь