08 июня 2005
Обновлено 17.05.2023

Аналитика: От рассвета до заката. Рождение, жизнь и смерть онлайновых игр

Аналитика: От рассвета до заката. Рождение, жизнь и смерть онлайновых игр - изображение обложка

Чем отличается обычная компьютерная игра от игры с отметкой “online only”? Задайте этот вопрос заядлому любителю MMORPG, и его лицо расплывется в мечтательной улыбке. “ В сингле не надо платить за игровое время! — тут же выпалит он. — А еще в сингле никто не убивает моих героев в спину и не

Аналитика: От рассвета до заката. Рождение, жизнь и смерть онлайновых игр - фото 1

тащит трофеи, честно добытые в бою, прямо у меня из-под носа. Там безопасно, но… одиноко. В онлайне, конечно, хватает всяких сложностей, но и удовольствия от игры гораздо больше! ” Это все так. Но у многопользовательских ролевиков есть еще одна особенность. На первый взгляд она не очень существенна, но спустя даже месяц обитания в новой виртуальной вселенной именно она ставит перед игроком вопрос, не перебраться ли ему в какую-нибудь другую MMOG. И это, конечно же, возраст игры: объективное обстоятельство, которого полностью лишены сугубо одиночные представители других жанров. Если некто никогда не видел, скажем, первый Half-Life , то этот шедевр даже сегодня станет для него настоящим открытием. Конечно, у одиночной игры тоже есть свой возраст, но это понятие субъективное, определяемое игроком. Какие-то CD у него летят в форточку, пробыв в дисководе максимум полчаса, какие-то остаются на годы. Но в онлайновых мирах все иначе. MMORPG существуют по собственным законам, и, как это ни удивительно, судьбы многих из них весьма похожи на жизнь человека, причем аналогии просматриваются весьма отчетливо, разве что срок жизни намного короче. Мы решили исследовать этапы жизни MMORPG, снабдив каждый из них примером из жизни и цитатами из высказываний игроков на форумах о сегодняшних реалиях каждого упомянутого проекта.

Аналитика: От рассвета до заката. Рождение, жизнь и смерть онлайновых игр - фото 2

Роддом — World of Warcraft Разработчик: Blizzard Entertainment __ На момент написания статьи WoW еще не появился на свет, но шума вокруг него уже было значительно больше, чем после многих релизов: чего только стоят почти 900 тысяч ссылок, выдаваемых поисковиком Google. В этом случае никаких секретов в игре нет уже задолго до релиза. Бета-тестер под ником “Полифем” собрал в одно емкое высказывание все первые впечатления, полученные еще на этапе тестирования, и изложил их на форуме www.Blizzard.ru : “ …я понял, зачем нужно играть в WoW. Что должно являться как главной целью игры, так и главным фаном. PvP. Этим кратким трехбуквенным сочетанием, оказывается, выражается вся глубина и мощь мира Warcraft”.

Аналитика: От рассвета до заката. Рождение, жизнь и смерть онлайновых игр - фото 3

В Horizons: Empire of Istaria встречаются самые удивительные монстры.
Роддом(до релиза, или “У нас будет лучший малыш!”) Итак, наш проект, назовем его Х, вынашивается в недрах компании-разработчика. Задерганные авторы будущего шедевра с кругами под глазами скрываются от журналистов подобно тому, как будущая мамаша сосредотачивается на правильном режиме и изучении всяческой полезной информации о детях. Зато издатель в это время хлопочет с упорством, достойным лучшего применения. Все, кому надо и не надо, оказываются в курсе, сколько у нас будет NPC, сколько квестов, скрупулезно перечисляются виды оружия и красочно обрисовывается внешность каждой расы, а интернет наводняют яркие скриншоты и трейлеры. В жизни в это время будущая бабушка оккупирует дворовые лавочки, щедро нахваливая соседкам малыша, которого никто не видел, и хвастаясь запасенными впрок распашонками. Иногда случается так, что издателя нет, либо он был, но исчез в неизвестном направлении. Нашему Х в этой ситуации не позавидуешь: у ребенка матери-одиночки всегда будет хватать проблем. Если вы новичок, не ведитесь на посулы и сладкие обещания. Помните, что фраза “всего будет гораздо больше!” относится в основном к багам и глюкам игры, а уверения в революционной графике означают, что ваш старенький компьютер обязательно окажется среди убежденных консерваторов, категорически отвергающих все революции. **

Аналитика: От рассвета до заката. Рождение, жизнь и смерть онлайновых игр - фото 4

Бандитская юность — ShadowbaneРазработчик:Wolfpack StudiosГод выхода:2003 __Брутальная MMORPG, целиком и полностью посвященная PvP. Наши люди восприняли ее неоднозначно, и диалог с конференции наwww.shadowbane.ruкак нельзя лучше иллюстрирует их противоречивые чувства.“Я ушел из SB около года назад, — пишет игрок Daim. — Попробовал SWG, Lineage, но все достало, и PvP нормального почти нигде нет. Народ, скажите, есть сейчас чем в SB заняться? И много ли народу играет?” Ему отвечает некто Iv7: “Ну то, что там PvP левое, и по описанию было понятно. В SB сейчас битвы за рудники, города, ну и, конечно, за “кто на поляне круче”… Народу много”.

Аналитика: От рассвета до заката. Рождение, жизнь и смерть онлайновых игр - фото 5

**Даже знаменитое имя игры не гарантирует успеха. The Matrix Online — темная лошадка.**Детство золотушное **(1-й год, или вояжи по врачам) И вот настал торжественный день появления Х на свет. Подобно тому, как у роддома толпятся родственники новорожденного, у игровых магазинов собираются первые покупатели. Если дите имеет знаменитых родителей по фамилии, к примеру,Blizzard , то толпа в обоих случаях ощутимо больше, а к младенцу присматриваются особо внимательно, тщательно выискивая сходство с родителями, то есть с предыдущими играми. Естественно, только что родившийся ребенок не умеет ни ходить, ни говорить. Соответственно, новоявленная MMORPG неизбежно радует своих почитателей такими милыми шалостями, как ежечасное падение серверов и полное отсутствие вразумительной информации от службы техподдержки (громкий ее плач по поводу обнаруженных проблем не в счет). Тем не менее новый мир привлекает абсолютно всем. Пользователи с удовольствием бегают по травке, таращатся на облака, с восторгом приветствуют атмосферные осадки и радостно тычут пальцем в каждого встречного монстра. Кто-то готов часами стоять у городских ворот, глядя, как аборигены проносятся мимо.

Аналитика: От рассвета до заката. Рождение, жизнь и смерть онлайновых игр - фото 6

City of Heroes — весьма удачно стартовавшая MMORPG. Советуем обратить внимание!
Самое главное сейчас — правильное полноценное питание. В случае с MMORPG таким питанием становится абонентская плата, вносимая игроками. Если взносов много, все будет хорошо. Если мало — шансов на выживание почти нет. Богатые родители, конечно, могут продлить существование своего неудачного детища на искусственном питании, как это делала Microsoft с Earth & Beyond, но куда как гуманнее было бы пристрелить его прямо в колыбели. Если жизнь продолжается, то следующий этап — знакомство с медициной. Надо подлечить ножки, обратить внимание на зубки, сделать прививки, и всевозможные т.д. и разнообразные т.п. Онлайновая игра, разумеется, тоже не минует сей этап. Патчи сыплются один за другим, порой до такой степени удивляя игроков тотальными изменениями в игровой системе, как если бы мамаше, сдавшей врачам мальчика, вдруг сообщили, что это вообще-то девочка. Если вы новичок, перед вами стоит сложный выбор. С одной стороны, кому охота тратить свое время на ожидание полного излечения врожденных глюков игры, которое может занять не один месяц. С другой — вместе с болезнями роста идет и освоение мира Х. Изучаются окрестные территории, формируется речь, то есть внутриигровой жаргон. Вы рискуете безнадежно опоздать, если придете в зрелую вселенную: в этом случае имеются все шансы так и остаться на вторых ролях. Мы не будем приводить здесь страшные истории из жизни MMORPG, вышедших в 2003 году; просто поверьте на слово, что ни одна из них не обходится без врожденных болячек, которые так или иначе со временем излечиваются. **

Аналитика: От рассвета до заката. Рождение, жизнь и смерть онлайновых игр - фото 7

Взрослый мир — JumpGate Разработчик:NetDevilГод выхода:2001 __Космосим, заслуживший всеобщее уважение. Но возраст уже сказывается — расцвет JG пришелся на лето 2002 г. Некто Химик грустно резюмирует на конференции сайтаwww.EliteGames.ru**: “ Надо понимать, что 14 января (2004 г. —O.M. ) JumpGate умер… Ни одного нового поста с тех пор. Жаль, но, с другой стороны, я благодарен ему, он дал нам чувство прекрасного, и мы продолжаем искать лучшее”. Ему вторит товарищ по игре Jon: “ Сама игра стала ничуть не хуже. Можно даже сказать, что JG стал зрелым, хорошо сбалансированным и без глюков. Конечно, присутствует ностальгия о тех временах, когда на :ukr слово вставить не давали, но все же это не повод не играть в эту игру. Тем более что лет через 15 фраза “Да я еще с JG начинал” будет звучать так же, как сегодня говорят об Elite на “Спектруме” ”.

Аналитика: От рассвета до заката. Рождение, жизнь и смерть онлайновых игр - фото 8

Lineage 2. Главные штурмы и сражения еще впереди.
Бандитская юность(2-й год, или из рогатки по воробьям) Прошло время, наш малыш подрос, окреп, осмелел и кое в чем даже обнаглел. Детские болезни остались позади, и молодой организм радуется жизни. Естественно, вместе с кучей положительных эмоций, связанных с общением и тусовками, неизвестно откуда появляется агрессивность, несвойственная тому славному мальчугану, каким он был год назад. Подросший Х крутится в компании, члены которой называют друг друга исключительно по кличкам, и никогда не откажется наведаться в соседний двор, чтобы подраться там “стенка на стенку”. Впрочем, иногда он с удовольствием поджидает врагов в темной подворотне. О таких говорят: “ Он уже вырос из пеленок, но запах остался ”. В игре происходит то же самое. Формируются кланы и гильдии, а независимые анархисты-одиночки,

Аналитика: От рассвета до заката. Рождение, жизнь и смерть онлайновых игр - фото 9

Lineage 2. Современные технологии позволяют населять такими мегамонстрами новые виртуальные миры. Никто не обещал, что будет легко!
хлебнув лиха “и от красных, и от белых”, гордо покидают игру. Клановые сражения становятся важнейшим элементом, на втором месте по увлекательности идут изощренные словесные баталии на форумах. Наиболее кровожадные индивидуумы с удовольствием становятся PK и переключаются с изведения монстров на убийство своих братьев и сестер по разуму. И никто уже не тычет пальцем во встречных монстров: подручный зоопарк используется только для набора уровня, необходимого, чтобы успешно воевать за свой клан. Если вы новичок, вас может затащить в этот замкнутый террариум только бешеная популярность выбранной MMORPG. И все равно при этом вы гарантированно получите вместе с игрой целый комплект сюрпризов. Это необходимость изучить сложившийся местный диалект, состоящий сплошь из непонятных сокращений и аббревиатур, и почти полная невозможность для игры соло. Особо стоит выделить непреходящее ощущение себя боксерской грушей: именно на вас будут изучать математику игры все окрестные PK, даже не сомневайтесь. Взрослый мир(3-й год, “…и опыт, сын ошибок трупных…”) Зрелость — замечательное время. Ошибки молодости позади, приобретены кое-какой опыт и материальное благосостояние. Правда, нет уже шума и веселья, сопровождающих подвиги юности, но зато появляются другие плюсы.

Аналитика: От рассвета до заката. Рождение, жизнь и смерть онлайновых игр - фото 10

Удачный баланс и знакомая вселенная — залог успеха MMORPG Star Wars Galaxies.
Давно уже выросли дворовые команды, а случайные конфликты между взрослыми мужиками решаются или по-хорошему, или одним метким ударом в ухо. В игре царит затишье. Всем все давно известно, незнакомых лиц почти нет, да и если они появляются, то вызывают у ветеранов легкое раздражение своими бесконечными детскими вопросами. Заметно снижается и интерес к окружающим, все заняты своими делами. В 2000 году на Battle.Net в открытых играх Diablo II все бурлило и кипело. “Where are you from?” — этот вопрос интересовал всех. И со всех сторон сыпалось: Germany, Russia, Sweden, Italy, USA, France… Народ обменивался дружелюбными смайликами, после чего весь этот интернационал скопом отправлялся на совместную борьбу с темными силами. Уже к 2003 году все изменилось. Те же открытые игры, те же условия. Но никто никого ни о чем не спрашивал, и все тот же интернационал молча сбивался в партии, выполняя нужные квесты. Можно было провести в такой игре час, и никто бы не проронил ни слова; независимо от национальности все давно уже знали, куда и с кем бежать и какую боевую тактику применять.

Аналитика: От рассвета до заката. Рождение, жизнь и смерть онлайновых игр - фото 11

Вселенная Neocron — для настоящих киберпанков!
Если вы новичок, в такой игре вам придется несладко. У каждого встречного в ней накоплены такие капиталы и собрана такая коллекция доспехов и оружия, что немудрено почувствовать себя последним нищим в этой вселенной (что, кстати, чистая правда). Плюсов всего два: во-первых, гораздо легче освоиться, потому что подарки от заевшихся аборигенов все равно будут, и, во-вторых, здесь уже почти нет PK, разве вы сами станете таковым, когда игра вам немного поднадоест (и перестанете им быть, когда она надоест окончательно). Старческий маразм(после 3-х лет, или “как щас помню…”) О, к этому времени наш Х совершенно преображается. Впрочем, старость, как известно, чрезвычайно близка к детству. В MMORPG такое сходство навевают игроки, которые провели здесь год-другой и спустя какое-то время вернулись, подгоняемые ностальгией. Они снова с удовольствием бегают по травке, таращатся на облака, с восторгом приветствуют атмосферные осадки и радостно тычут пальцем в каждого встречного монстра.

Аналитика: От рассвета до заката. Рождение, жизнь и смерть онлайновых игр - фото 12

Бескрайние космические просторы EVE Online не отпускают из своего плена никого.
Немного сложнее со здоровьем. В расцвете дряхлости человек Х не всегда помнит, употреблял ли он сегодня лекарства, и если употреблял, то какие именно. Компания-разработчик игры Х абсолютно с ним схожа: спустя три года после релиза в ней можно найти от силы пару-тройку авторов проекта, все остальные давно уже заняты другой работой. По иронии судьбы оставшийся персонал не имеет ровным счетом никакого отношения к существующим техническим проблемам и понятия не имеет, как их решать. Поэтому не стоит бросаться за помощью к официальной медицине, то есть службе техподдержки, она все равно спит на солнышке. Все, что требуется в такой ситуации, — задать вопрос на одном из немногих уцелевших форумов. Старички-завсегдатаи с радостью ответят на все вопросы, после чего заполнят еще сорок страниц темы отвлеченным потоком воспоминаний о славных боях, вздыхая о великой игре и приобретенном в ней “жизненном опыте”. Народные лекарственные средства при этом куда как эффективнее традиционных. Файловый архив любого фан-сайта к этому времени содержит такое количество софта на все случаи жизни, включая не совсем честные программки, что вам абсолютно незачем будет посещать официальный сайт игры. Если вы новичок, главное — не пытаться стать здесь чем-то большим; здесь все уже достигли максимальных высот еще тогда, когда вы копили деньги на свой компьютер. Оставайтесь юным и любопытным — по крайней мере, это импонирует. Зачем приходить в такую древнюю игру? С одной стороны — незачем. С другой — никогда не помешает увидеть вылизанный до блеска баланс и классную игру опытных игроков. Для общего развития и… для правильной оценки новых MMOG.

Аналитика: От рассвета до заката. Рождение, жизнь и смерть онлайновых игр - фото 13

Вечная молодость — Ultima Online Разработчик: Origin Systems Год выхода: 1997 __ Невероятно живучая старушка UO, родившаяся еще в прошлом веке, по сей день пользуется огромной популярностью, которую не могут затмить даже многочисленные аддоны.“Ультима в смысле крафта / боя все еще “игра всех времен и народов”, — справедливо замечает обладатель ника Mira на форумах www.CRPG.ru. Ни добавить, ни убавить.

Аналитика: От рассвета до заката. Рождение, жизнь и смерть онлайновых игр - фото 14

Anarchy Online привлекает как внешностью, так и «начинкой».
Вечная молодость(от релиза до сегодня, или “We are the Champions!”) Вот и закончилась бурная жизнь нашего Х. Его судьбу разделяют множество MMOG, чье существование имеет свое начало и конец. Но… из любого правила есть исключения. И всегда где-нибудь да найдется удивительный человек, к которому тянутся, сколько бы лет ему ни было. Он, как и все, иногда болеет, иногда хулиганит, но при этом обладает такой харизмой, что в него влюбляются сразу и навсегда. В его доме много народу, и кого здесь только нет: от маленьких карапузов до степенных старцев. И все находят занятие себе по душе и задерживаются надолго. В жанре MMORPG таких ярких субъектов несколько. Это, конечно же, EverQuest , Ultima Online , Anarchy Online , Lineage и вечнозеленая Diablo II (только на официальном Battle.Net ). Есть и несколько неплохих кандидатов, которым не грозит скорое старение — но это уже проверится временем. Если вы новичок, смело можете поздравить себя с удачной покупкой. Конечно, вы попадете в мир, которому не один год, и на каждом шагу будете натыкаться на заслуженных ветеранов. Но когда у игры несколько сотен тысяч (а то и миллионов) подписчиков — будьте уверены, что среди них всегда найдутся те, с кем вам будет комфортно и интересно.

Аналитика: От рассвета до заката. Рождение, жизнь и смерть онлайновых игр - фото 15

Вечная молодость — Diablo II Разработчик: Blizzard Entertainment Год выхода: 2000 __ Игровая служба Battle.net вошла в “Книгу рекордов Гиннеса” как самая популярная в мире. И было за что. Вот как вспоминает начало эпохи Diablo II один из посетителей известного форума www.Ladder.ru под ником S.T.[9.0]: “Очень часто бывает, что мне очень хочется воссоздать то ощущение, когда я в первый раз зашел в DII , когда в первый раз вышел из города… Не знаю, как у кого, но за это ощущение я готов дорого заплатить. Это ощущение невозможно заменить никакой сверхнавороченной игрой. Мне кажется, что такое ощущение мне уже не даст ни одна игра. Иногда на несколько мгновений удается прочувствовать ЭТО, но удержать не удается…”
*** * *** Так когда же лучше всего вливаться в приглянувшуюся MMORPG? Нам кажется, идеальный вариант для новичка — либо абсолютно новая игра, чтобы иметь равные шансы с другими игроками, либо один из мегахитов со смешанным коммьюнити. Впрочем, если вас приглашают друзья в сложившийся клан, то возраст игры уже не имеет особого значения: научат быстро, оденут как следует, и ваш персонаж быстро освоится в незнакомом мире. Но клановые истории — это уже отдельная тема…

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь