Фанатам S.T.A.L.K.E.R. и Minecraft
Играй везде! Обзор современных мобильных игровых платформ

Играй везде! Обзор современных мобильных игровых платформ

Теория — Играй везде! Обзор современных мобильных игровых платформ
на сегодняшний день существует аж три основных направления развития мобильных игр: специализированные игровые приставки (GBA, PSP, N-Gage), КПК и мобильные телефоны. Какое из этих направлений может похвастаться наиболее впечатляющими достижениями, у кого
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Теория
Играй везде! Обзор современных мобильных игровых платформИграй везде! Обзор современных мобильных игровых платформ
18 Kb

Мобильные игры вовсе не такое молодое явление, как принято думать. Первые простенькие портативные электронные игрушки появились еще в середине 80-х в виде “Тайн океана” или многочисленных вариаций на тему ловли яиц (классический пример — игра “Ну, погоди!”). Чуть позже последовал бум мобильных тетрисов — главная отличительная черта этих игрушек заключалась в возможности выбора нескольких игр из небольшого ассортимента. В 1989 году в этом жанре свершилась маленькая революция, связанная с выходом мобильной приставки Nintendo Gameboy, которая через ряд модификаций успешно дожила и до наших дней в виде Gameboy Advance. Затем эстафету мобильного гейминга подхватили сотовые телефоны с портами классических игр (тетриса, “питона”, ксоникса и так далее).

Конец 90-х и начало нового тысячелетия прошли под флагом стремительного развития мобильной связи и КПК, что дало новый толчок развитию мобильных игр. Игры на телефонах обзавелись цветом и разрешением не хуже, чем у старушки IBM PC/XT, а совсем недавно в мобильниках появилась пусть еще простенькая, но все-таки уже трехмерная графика! Портативные компьютеры, изначально имевшие больший объем памяти и вычислительные мощности, также не отстают от телефонов на игровом поприще.

В результате на сегодняшний день существует аж три основных направления развития мобильных игр: специализированные игровые приставки (GBA, PSP, N-Gage), КПК и мобильные телефоны. Какое из этих направлений может похвастаться наиболее впечатляющими достижениями, у кого больше шансов захватить лидирующие позиции в будущем? Давайте разберемся.

Мобильный игровой спецназ

Начнем со “специализированных” игровых устройств, то есть — с портативных консолей. “Первое слово” логично будет предоставить старожилу этого направления — последней существующей на сегодня модификации Gameboy Advance, GBA SP.

Nintendo Gameboy Advance SP

26 Kb

Характеристики:

Процессор: 32-битный ARM-процессор со встроенной памятью

Память: 32 Кбайт + 96 Кбайт VRAM (в процессоре), 256 Кбайт вне процессора

Экран: цветной ЖК-экран с диагональю 2,9 дюйма

Разрешение экрана: 240х160 точек (40,8х61,2 мм)

Цветовая палитра: 32768 одновременно отображаемых из палитры 65535 цветов

Размеры: 84х82х24 мм

Вес: 142 г

Батарея: литий-ионная, 10 часов работы с подсветкой, 18 часов без подсветки, 3 часа до полного заряда

Одно из немаловажных достоинств GBA SP — обратная совместимость с предыдущими моделями, включая Gameboy Color и даже самый первый монохромный Gameboy. Соответственно, ассортимент игр для GBA — просто огромен, однако большую часть составляют устаревшие аркадные игры с незатейливой графикой. Появлению технически более продвинутых игр для GBA препятствуют его слабые вычислительные возможности. Тем не менее, благодаря своей известности и невысокой цене (около $130), GBA SP и по сей день остается очень популярной и распространенной игровой консолью. А Nintendo тем временем готовит к выпуску новую модель своей мобильной приставки — Gameboy Advance 2. По неподтвержденной информации в новом GBA будет увеличено разрешение до 320х200 точек, причем на смену ЖК-экрану придет OLED-дисплей с большей яркостью и контрастностью, а также более низким энергопотреблением. Цветовая палитра также возрастет до 260 тысяч цветовых оттенков.

Лучшие игры: Metroid Fusion, Castlevania, серия Tony Hawk Pro Skater, серия Advance Wars, Doom II, Sonic Advance

Достоинства: большой выбор игр, совместимость с предыдущими версиями GBA, низкая стоимость

Недостатки: слабые вычислительные возможности

Nokia N-Gage QD

31 Kb

Характеристики:

Стандарт мобильной связи: GSM 900/1800

Процессор: ARM4T 104 МГц

ОЗУ: 3,4 Мбайт внутренней разделяемой памяти

Дополнительная память: флэш-карты MMC

ОС: Symbian OS Series 60 UI

Экран: цветной ЖК с диагональю 2,2 дюйма

Разрешение экрана: 176x208 точек

Цветовая палитра: 4096 цветов

Управление: джойстик с пятисторонней навигацией

Интерфейсы: Bluetooth

GPRS: Class 6 (3+1/2+2 slots), 24—36 kbps

Дополнительно: SMS, MMS, почтовый клиент, Instant Messaging, JAVA, WAP 2.0, xHTML browser, HSCSD, T9, SyncML, голосовой набор

Размеры: 118х68х22 мм

Вес: 143 г

Батарея: литий-ионная, 1070 мА*ч, время ожидания 240 ч, время разговора 3,5 ч

Игровая консоль-телефон от Nokia является живым и весьма удачным свидетельством того, что мобильный игровой рынок хранит в себе большие перспективы. Иначе зачем и без того успешной фирме вкладывать немалые деньги в освоение совершенно новой для нее потребительской ниши?

По большому счету N-Gage не является “чистокровной” игровой консолью, это мутант, в котором смешались функции приставки и телефона. В N-Gage “выпячены” именно игровые функции, в то время как для телефона она великовата. По своим игровым возможностям N-Gage находится чуть выше GBA SP. Собственно, выпуск N-Gage — это попытка переплюнуть Gameboy.

Основное отличие модификации QD от первой N-Gage — большая игровая направленность и исправление ошибок первой версии, как то: более удобная смена картриджа, традиционное для телефонов расположение динамика и микрофона, избавляющее от необходимости при разговоре подносить консоль к уху “врастопырку”, вызывая таким финтом снисходительные улыбки окружающих. Более подробно об особенностях N-Gage QD можно узнать в декабрьском номере “Игромании” за 2004 год.

Лучшие игры: Call of Duty, Colin McRae Rally 2005, The Elder Scrolls: Shadow Key

Достоинства: хоть и громоздкий, а все-таки телефон, причем с массой приятных возможностей, неплохой выбор игр

Недостатки: проблемы с эргономикой, маленький экран, отсутствие встроенной поддержки MP3, слабые сетевые возможности

Sony Playstation Portable

23 Kb

Характеристики:

Процессор: PSP CPU (до 333 МГц)

ОЗУ: 32 Мбайт

Встроенная DRAM-память: 4 Мбайт

Экран: цветной ЖК-экран с диагональю 4,3 дюйма и соотношением сторон 16:9

Разрешение экрана: 480x272 точек

Цветовая палитра: 16,77 млн цветовых оттенков

Интерфейсы: IEEE 802.11b (Wi-Fi), USB 2.0, Memory Stick PRO Duo, IrDA, IR Remote (ИК д/у)

Дисковая система: UMD Drive — 60 мм диски объемом 1,8 Гбайт (только чтение)

Размеры: 170x74x23 мм

Вес: 260 г

Батарея: литий-ионная, до 10 часов работы (реальное время работы в игровых режимах около 3—4 часов)

Вне всякого сомнения, одна из самых впечатляющих новинок среди мобильных консолей — портативная “сонька” Playstation Portable, она же — Sony PSP.

Благодаря стараниям фирмы Sony словосочетание “игровая приставка” у большинства игроков в первую очередь ассоциируется с легендарной консолью Playstation. Судя по всему, безоблачное будущее будет и у мобильного шедевра компании — Sony PSP. Судите сами: производительность процессора PSP эквивалентна четырем обычным PS. Просто огромный для такого миниатюрного устройства ЖК-экран может похвастаться высоким разрешением 480х272 и способностью отображать 16,7 млн цветов. В мобильную “соньку” встроена поддержка беспроводных сетей, что позволяет организовать массу интересных сервисов — от простого серфинга в интернете до реализации масштабных многопользовательских онлайн-игр. Объем основного информационного носителя PSP — UMD-диска — позволяет с легкостью размещать на нем не только игры, но и фильмы, а также большое количество музыки в MP3-формате.

Самое интересное, что сохранена совместимость с обычной Playstation и частично с PS2, причем не только на программном уровне, но и в реализации управления — даже внешне PSP напоминает слегка модифицированный джойстик Playstation со встроенным экраном. Однако, по заявлению представителей Sony, портирование игр PS2 на PSP будет производиться только в первые полгода, затем под Playstation Portable будут разрабатываться исключительно самостоятельные проекты.

На данный момент PSP является наиболее технически продвинутым игровым решением на мобильном рынке, и у нее есть все шансы сохранить лидирующие позиции в ближайшие годы. Единственный фактор, способный резко поумерить восторженные порывы любителей мобильных развлечений, — это цена порядка $250 (объявленная цена на набор Sony PSP Value Pack в США). Хотя, впрочем, есть и еще один не очень веселый момент. Sony по старой традиции пытается сосредоточить в своих руках максимум производственных и маркетинговых рычагов: UMD-диски, к примеру, компания собирается выпускать исключительно единолично, что автоматически делает ее единственным издателем игр, фильмов и музыки для этой консоли.

На данный момент PSP поступила в продажу в Японии и США. К моменту выхода номера мобильная консоль должна поступить в продажу и в Европе.

Лучшие игры: Gran Turismo 4 Mobile, Grand Theft Auto, Metal Gear Acid, Final Fantasy VII

Достоинства: большой широкоформатный экран, мощный процессор, развитые сетевые возможности, привычное для игроков управление

Недостатки: высокая цена, закрытые форматы носителей (UMD, Memory Stick)

Nintendo DS

24 Kb

Характеристики:

Процессор: два процессора — основной ARM9 (67 МГц) и сопроцессор ARM7 (33 МГц)

Экран: верхний — 3-дюймовый ЖК-экран с подсветкой, нижний — 3-дюймовый ЖК-экран с сенсорной панелью

Разрешение экранов: 256х192 точки

Цветовая палитра: 260000 оттенков

Интерфейсы: слоты для картриджей DS и GBA, беспроводная связь IEEE802.11 (прием в 10—30 м от хот-спота), встроенный микрофон для онлайн-чатов и распознавания речи

Размеры: 85х149х29 мм

Вес: 275 г

Батарея: литий-ионная, 6—10 часов работы, 4 часа до полной зарядки

Вполне очевидно, что N-Gage QD и GBA SP не в состоянии составить конкуренцию PSP — это “птички” не только разного полета, но и с разным размахом крыла. Вполне вероятным конкурентом PSP может стать GBA 2, однако даже сам факт его выпуска находится под вопросом. Тем не менее игровая консоль той же весовой категории, что и PSP, уже выпущена все той же неугомонной Nintendo, и называется она — Nintendo DS (Dual Screen).

Первое, на что стоит обратить внимание, — необычный дизайн Nintendo DS, выполненный в виде горизонтальной раскладушки. Дальше — больше: каждая из раскладывающихся частей оборудована своим собственным экраном, причем нижний экран оснащен сенсорной панелью. Какие могут быть выгоды от двух экранов — лично мне пока непонятно.

Положительный момент DS — совместимость с GBA, для этой цели предназначен специальный слот для GBA-картриджей. Сетевые возможности DS в некоторых моментах уступают PSP, а в некоторых — превосходят. Так дистанция работы в Wi-Fi-сетях не превышает 30 м (против 100 м у PSP), зато Nintendo DS, помимо многопользовательских игр, будет поддерживать различные интернет-мессенджеры, а также текстовые и голосовые чаты, для этого она оборудована встроенным микрофоном. В дальнейшем Nintendo не исключает установку на консоль дополнительного ПО для распознавания речи. Сенсорный экран, к слову, предназначен для рукописного ввода — соответствующее ПО уже есть.

По габаритам и весу Nintendo DS незначительно превосходит PSP, уступая ей в вычислительной мощи.

Достоинства: невысокая цена (около $175), готовый набор игр, доставшийся в наследство от GBA, поддержка голосовых чатов и других онлайн-сервисов

Недостатки: большие габариты и вес, спорный дизайн с двумя экранами

...и компания

Помимо перечисленных консолей стоит упомянуть также такие мобильные проекты, как Zodiac от фирмы Tapwave Gizmondo от Tiger Telematics. Однако к “чистокровным” мобильным консолям они не относятся — это скорее КПК с игровым уклоном. Zodiac — на базе Palm OS, а Gizmondo — на базе Windows CE.

Ориентировочная стоимость Gizmondo составляет чуть больше $400, а заявленные возможности включают в себя ЖК-экран с разрешением 320x240, мощный ARM-процессор от Samsung с частотой 400 МГц, 128-битный 3D-ускоритель от NVIDIA, поддержку SD/MMC-карт памяти и Bluetooth, а также GSM 800/1800/1900. Кроме всего прочего — в ней есть встроенная камера. Помимо игр, которые сможет потянуть облегченная Win CE, приставка проигрывает MP3 и показывает видео в MPEG4.

Возможности Zodiac выглядят также неплохо — в основе лежит чип Imageon от ATI с аппаратной поддержкой 3D-графики. Разрешение ЖК-экрана составляет 480х320 точек, а объем памяти — 32 128 Мбайт для версий Zodiac 1 Zodiac 2 соответственно. Однако и стоимость у этой мобильной игрушки довольно кусачая — $350 за  128-мегабайтную версию.

26 Kb 20 Kb

Кесарю — кесарево

Помимо наладонников, специально заточенных под игры, существует огромное количество “обычных” КПК, для которых игры не являются основной задачей. Тем не менее играть можно и на этих устройствах. Компьютерные игры — как тараканы: при наличии благоприятных условий в виде процессора, памяти и экрана они просто не могут не появиться. Под основные операционные системы КПК — Windows CE и Palm OS — разработчики игр разрабатывают ряд проектов. Также немалый ассортимент игрового рынка наладонников составляют игры других платформ, которые можно запустить при помощи эмуляторов — ZX Spectrum, GBA или даже такой экзотики, как SCUMM VM for Palm OS (эмулятор движка SCUMM, на котором работают практически все классические квесты LucasArts, начиная с легендарного Maniac Mansion и заканчивая играми серии Monkey Island).

Похожая ситуация наблюдается и в стане мобильных телефонов — с той лишь разницей, что вычислительные мощности и объем памяти телефонов в большинстве случаев уступает карманным компьютерам. Соответственно, игры на телефонах в целом более примитивны, чем на КПК и специализированных мобильных консолях.

Бытует мнение, что создание специализированных игровых гаджетов — своего рода излишество. Мол, в недалеком будущем обычный сотовый телефон сможет догнать по своим игровым возможностям специализированные игровые консоли. Безусловно, возможности телефонов растут не по дням, а по часам — и набор функций типичного телефона лет через пять-шесть превзойдет самые смелые ожидания. Однако не стоит забывать и о том, что главное назначение телефона — это все-таки связь. Причем связь комфортная. А теперь подумайте, сможет ли быть удобным и эргономичным телефон с большим экраном (хотя бы таким, как у PSP)? Можно ли считать удобным телефон весом 200 г? Собственно, живой “антипример” уже есть перед глазами — N-Gage. Как приставка N-Gage тянет на твердую четверку, однако ее функциональность как телефона оставляет желать лучшего. Другими словами, игры на телефонах будут развиваться и дальше, но всегда будут оставаться для мобильника своего рода довеском к его основным функциям. Более того, цикл жизни мобильного телефона недолог: не успел оглянуться, как пришла пора обновлять модель — подобная частая смена моделей даже поощряется производителями, так как дает им возможность хорошо зарабатывать. Зато для разработчиков игр подобный калейдоскоп моделей, которые обновляются едва ли не каждую неделю, — настоящая головная боль. Поэтому приоритетным направлением для разработки мобильных игр будут именно специализированные устройства, и готовность крупных компаний (Sony, Nintendo, Nokia) уже сегодня вкладывать в это направление огромные деньги — наилучшее тому подтверждение.

Точно так же обстоит дело и с КПК — игры для них разрабатываются сейчас и будут разрабатываться в дальнейшем, однако в сравнении со специализированными консолями они окажутся даже в худшем положении, чем обычные PC в сравнении с PS2 и X-Box.

Вывод напрашивается сам собой: если в ваши планы входит погружение в мир мобильных развлечений, лучше всего обратить внимание именно на специализированные гаджеты — за ними будущее.

Помечтаем?

Смогут ли мобильные игры когда-либо сравняться по возможностям и проработанности с играми “стационарными”? На первый взгляд — вопрос абсурден, но только на первый взгляд. Еще совсем недавно трудно было поверить в появление мобильных игр, сравнимых с играми на ZX Spectrum или Atari. Сейчас же прогресс в этой области еще более поразителен — тут вам и трехмерная графика, и многопользовательские игры, и беспроводной доступ в Сеть, и еще целый вагон потрясающих возможностей.

“А как же быть с размером экрана?” — спросите вы. Казалось бы, неразрешимое противоречие налицо — сильно увеличивать размер экрана мобильной консоли нельзя, иначе мобильной она не будет. Но не стоит искусственно ограничивать полет фантазии — я, к примеру, почти на 100% уверен, что в недалеком будущем не только специализированные мобильные приставки, но и обычные сотовые телефоны будут оснащены видеовыходом для подключения видеоочков на основе миниатюрных ЖК- или электролюминесцентных экранов. Собственно, подобные очки существуют уже сегодня — осталось лишь решить пару технических проблем: снизить энергопотребление подобных устройств и разработать достаточно мощный видеочип с малым энергопотреблением. Те горизонты, которые подобное нововведение откроет перед мобильными играми, — это уже тема для отдельной немаленькой статьи. Оставайтесь на связи!

Хотите скрыть партнерские блоки? Авторизуйтесь и читайте материалы не отвлекаясь.
Комментарии
Загрузка комментариев