31 августа 2005
Обновлено 17.05.2023

Первая мировая

Первая мировая - изображение обложка

Если окинуть широким взглядом историю компьютерно-игровой индустрии, то мы обязательно обратим внимание на то, как мало существует серьезных стратегий на тему Первой мировой войны. Вспоминается лишь несколько проектов: старенькая The Great War: 1914-1918 , ее ужасный ремейк 1914: The Great War да недавняя “ Антанта ”.

Впрочем, теперь этот список пополнился “ Первой мировой ” — стратегией в реальном времени, которая совершенно не похожа на своих предшественниц. Дело в том, что сделана она на многострадальном движке “ Блицкрига ”, так что упор разработчикам волей-неволей приходилось делать не на графику/спецэффекты, а на реалистичность сражений и тщательное планирование операций.

Две стороны одной медали

В игре существует три основных кампании (за Антанту, Германию и Россию, по десять миссий в каждой) и одна дополнительная под названием “Интервенция в Советскую Россию”. Военные действия разворачиваются во Франции, Германии, России и Польше. В основе всех без исключения миссий лежат достоверные события: тут нам и оборона Львова, и защита крепости Осовец, и операция Брусиловский прорыв, и т.п. Отрадно, что в отличие от “Блицкрига” в “Первой мировой” нет случайных миссий — все-таки в столь достоверной игре они бы смотрелись не к месту.

Несмотря на разнообразные названия, почти все миссии сводятся к двум типам: оборонительные, в которых мы защищаем какой-нибудь стратегически важный объект, и наступательные, где аналогичный объект нужно захватить. Частенько оба вида заданий встречаются в пределах одной миссии. Например, первая же операция за Антанту предлагает нам вначале отбить атаку на крепость Намюр, а затем очистить от противника две близлежащих деревеньки.

Оборона в “Первой мировой” реализована потрясающе. Представьте себе ситуацию, когда на немногочисленные укрепления какого-нибудь города или крепости начинается атака сотен пехотинцев при поддержке кавалерии и нескольких неуклюжих, но, тем не менее, очень опасных танков. Те, кто сидит в обороне, тут же начинают огрызаться огнем из пушек и пулеметов — и вот поле боя медленно заливает кровь погибших солдат. Очень жестокая картина, надо заметить.

Впрочем, смотреть на нее некогда — игрок в это время обычно бешено елозит мышкой по столу и мечется от одной позиции к другой. Сюда надо подогнать инженерные машины, здесь — сосредоточить огонь артиллерии. На правом фланге противник неожиданно прорывает оборону — самое время ввести в бой резервы. В такие моменты скучать просто некогда, и “Первую мировую” хочется носить на руках.

Вы наверняка думаете, что и наступательные операции реализованы так же хорошо, что в них нам позволят организовывать такие же потрясающие атаки, как та, что была описана выше? Увы, это не так. Дело в том, что разработчики увлеклись стандартной для “Блицкрига” и всех “ Противостояний ” схемой “побеждает самый зоркий”. В итоге о масштабных наступательных операциях можно смело забыть: если попробовать навалиться всеми силами на какую-нибудь деревеньку, то это, скорее всего, приведет к поражению. Так что приходится брать нескольких пехотинцев, разведывать территорию, а обнаружив врага — подтягивать поближе артиллерию с парочкой отрядов для защиты и обрабатывать бедняг снарядами. Главное здесь — держать дистанцию: искусственный интеллект противника не будет принимать никаких ответных мер до тех пор, пока вы не ошибетесь и не подведете свои войска слишком близко. Такая вот простая математика боя.

В чем проблема? Да в том, что Первая мировая была войной масс: пехоту здесь использовали в качестве пушечного мяса, и потери она обычно несла огромные. Того же самого мы ждем и от игры, но она предлагает нам проводить аккуратные, выверенные спецоперации. Расстраивает еще и то, что у компьютера подобных ограничений нет — он как раз нападает огромными толпами.

В результате наступательные миссии получились чересчур скучными и затянутыми. Есть, конечно, способы сделать их более веселыми, например, пока артиллерия обстреливает позиции противника, взять пару отрядов пехоты и под прикрытием нескольких бронемашин собственноручно очистить от врага ближайшую деревушку. Однако потери в этом случае будут заметно выше, чем при стандартной тактике. Так зачем же развлекать себя подобным образом, если куда безопаснее уничтожить всех врагов огнем артиллерии? Ответа, к сожалению, нет.

Царица полей против богов войны

Впрочем, Первая мировая — это не только миллионы перемалываемых в пушечное мясо солдат, но еще и множество новомодных способов ведения войны. Армии опробовали биологическое оружие, начали использовать бронетехнику и авиацию. Именно тогда стало окончательно ясно, что пехота больше не может эффективно действовать в одиночку, а кавалерия уже не справляется с ее прикрытием.

В игре многие моменты, разумеется, упрощены, и виноват в этом, в первую очередь, устаревший движок. Возьмем, например, ту же самую кавалерию. Вроде бы интересный, быстрый, род войск. Вот только одно “но”: лошадь и всадник в “Первой мировой” являются неразделимым целым. То есть невозможна такая ситуация, когда кобылка гибнет от пули, а ее хозяин “превращается” в пехотинца, и наоборот. А между тем во время войны такое случалось сплошь и рядом.

На этом упрощения не заканчиваются. Химического оружия в игре нет вообще. Равно как и флота. Изначально сотрудники Dark Fox хотели ввести корабли в игру. Но после того как в интернете появился ролик, который демонстрировал жуткие и совершенно нереалистичные маневры уродливых посудин, игроки обрушили такой шквал критики на разработчиков, что флот было решено убрать из игры от греха подальше. Авиации повезло чуть больше: она есть, но играет не самую важную роль. Кроме того, в игре отсутствуют дирижабли, хотя в настоящей Первой мировой они играли, пожалуй, даже более важную роль, чем самолеты.

А вот танки, к счастью, удались. Первые их образцы, которые, собственно, и принимали участие в той войне, были несовершенны, неэффективны и некрасивы. Зато ужас на врага они наводили отменно: при одном лишь виде какого-нибудь немецкого A7V, наверное, вздрагивал любой солдат. В игре нашлось место почти всем танкам, которые принимали участие в Первой мировой: немецкие А7V и LK-I, английские Mark I и Mark V , российские “Вездеходы” и пр. Впрочем, картину боя они практически не меняют: побеждает, как уже было сказано выше, артиллерия.

Движок, разумеется, наложил свой отпечаток и на графику. Она щеголяет теми же зелено-коричневыми оттенками, которыми радовал наши глаза “Блицкриг”, спецэффекты ограничиваются дождиком, совершенно неубедительными взрывами и густым дымом. Есть, конечно, и маленькие улучшения: колеса техники, например, исправно вращаются при движении — в оригинале этого не было. Но в целом — позавчерашний день.

По полю танки грохотали… __

Именно во время Первой мировой войны прошли боевое крещение танки. Тогда это были совсем не те красивые и грозные машины, которые мы видим на парадах. Первые танки, которые появились на полях сражений, причиняли вред не столько противнику, сколько своему экипажу. Танкисты внутри этих железных коробок испытывали воистину адские муки. Из-за грохочущего мотора они не могли расслышать собственных голосов, а температура воздуха редко опускалась ниже 40 градусов. Мучений добавляла и жесткая подвеска. Кроме того, первые танки оказались очень несовершенны технически и, бывало, даже не могли нормально доехать до заданных позиций. Тонкая броня спасала только от пуль, скорость не превышала шести километров в час, а проходимость и маневренность оставляли желать лучшего. Еще одна проблема — внушительные размеры делали танки слишком удобной целью для артиллерии противника.

Родоначальником современных гусеничных монстров можно по праву считать легкий французский танк Renault (изображен, кстати, на картинке). Он обладал вращающейся башней и был достаточно быстр и поворотлив. После его появления конструкторы стали улучшать танки еще более энергично; к чему это привело, мы можем судить по тому же самому “ Блицкригу ”.

* * *

Что же в итоге? “Первая мировая” — это игра со свежей концепцией, которая, к сожалению, стала заложницей технологий. Будь в распоряжении команды Dark Fox более совершенный движок, мы бы, возможно, увидели масштабные пехотные сражения, химическое оружие, огнеметы, дирижабли и артобстрелы, страшнее которых были бы только налеты авиации. Но увы.


Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 7.0

Графика: 5.0

Звук и музыка: 7.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Военно-историческая стратегия, потенциал которой, к сожалению, не реализован даже на 50%. Любителям истории и “Блицкрига” несомненно понравится, остальным же, скорее всего, нет.

Рейтинг “Мании”: 7.0

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь