31 августа 2005
Обновлено 17.05.2023

Война миров

Война миров - изображение обложка

Производство: Paramount Pictures, DreamWorks *** Прокатчик в России:** United International Pictures Russia *** Режиссер:** Стивен Спилберг * Продюсеры: Паула Вагнер, Кэтлин Кеннеди *** Сценарий** : Дэвид Коэпп, Герберт Уэллс (книга) * Композитор: Джон Уильямс *** В главных ролях:** Том Круз, Дакота Фаннинг, Тим Роббинз, Миранда Отто * Бюджет : $132 млн * Кассовые сборы : $ 268 309 млн * Официальный сайт: _www.waroftheworlds.com _

После фильмов, подобных “ Войне миров” (а мы, если честно, ничего подобного еще не видели), поневоле задумываешься, до чего же хрупок наш с вами мир. Что если завтра террористы захватят какой-нибудь научно-исследовательский институт и выпустят на свободу смертоносный вирус, разработанный военными (и ведь захватят, если очень захотят)? Что если послезавтра в системе управления баллистическими ракетами произойдет сбой (а такое уже часто бывало)? Что если послепослезавтра по нашей планете шарахнет какая-нибудь комета или высадятся инопланетяне и разыграют сценарий игры X-COM (пусть это и звучит фантастично)? Ведь накроемся медным тазом в мгновение ока, и два миллиона лет вымученной эволюции отправятся прямиком псу под хвост.

Особенно сильно это чувствуется во время громких терактов и мощных катаклизмов. Вы помните свои ощущения, когда 11 сентября 2001 года смотрели по телевизору, как захваченные террористами самолеты врезаются в здания Всемирного торгового центра? Не знаю, как вам, но мне в тот день впервые в жизни было страшно смотреть новости. В самом сердце самого сильного государства в мире творилось такое, чего доселе не могли представить даже фантасты. При виде подобного зрелища трясти начнет даже самого хладнокровного человека.

“Война миров” оставляет точно такое же ощущение. Когда на небе по ту сторону экрана сгущаются тучи и начинает бить молния — оглушительно, раз за разом в одно и то же место — становится немного не по себе. Когда из-под земли начинает выкапываться первый треножник — ерзаешь в кресле. Когда этот треножник, неторопливо расправившись, приступает к методичному отстрелу людей, испытываешь уже натуральный озноб — коленки трясутся так, как будто сам только что был под обстрелом. Картины всемирного апокалипсиса в других фильмах вызывали самые разные чувства — восторг от спецэффектов (“ Послезавтра” ), азарт от наблюдения за расправой над агрессорами (“ День независимости” ), хоть какое-то, но сопереживание (“ Терминатор” , “ Матрица” ) — однако чувство страха они не вселяли еще никогда.

Пугает прежде всего то, насколько реалистично выглядит происходящее. Да-да, реалистично — в данном случае это самое подходящее слово. Жуткий, утробный рев треножников (очень похоже на Half-Life 2 ), зрелище обезумевшей толпы двуногих, потерявших всякий человеческий облик и готовых растерзать любого ради своего спасения, плюс милые детали вроде упавшей на дорогу видеокамеры, через которую показывают истребление людей инопланетянами, и охваченного огнем поезда, проносящегося на полной скорости перед носом у главных героев — если бы завтра случилось нечто подобное, это незавидное завтра наверняка выглядело бы именно так. После первого часа в кинозале повисает такое напряжение, что, кажется, еще немного — и зрители сами ринутся к выходу — искать укрытия и драться за еще исправные машины. Спасают лишь паузы, вставленные для разрядки. Если бы не эти паузы — половина посетителей кинотеатров точно схлопотала бы нервный срыв.

Спилберг хорошо знал, что делал. Он ничего не выдумывал, он всего лишь показал наш собственный мир — разве что чуть-чуть сгустил краски. Действие фильма неспроста перенесено в современность (в первоисточнике — одноименной книге Герберта Уэллса — нападение инопланетян имело место в Англии начала XX века). Неспроста и вопрос “Это террористы?”. Спилберг делал в первую очередь узнаваемый фильм, и это у него получилось блестяще.

Вторая половина ленты, где главный герой — крановщик Рэй ( Том Круз ) — прячется со своей дочкой ( Дакота Фаннинг ) в подвале у психа Огилви ( Тим Роббингз ), оказалась заметно слабее — темп фильма в этом месте сильно замедляется. Смазана и концовка — только что треножники еще потрошили белковых, а минуту спустя один за другим подыхают. В книге, правда, все точно так же, но на то она и экранизация, чтобы исправлять огрехи первоисточника.

Многие разнесли фильм в пух и прах по самым надуманным поводам. Почему, дескать, лазеры треножников распыляли людей в пыль, но не причиняли ни малейших ранений тем, кто был рядом? Где, мол, была разведка инопланетян и их космические корабли? С какой, спрашивают, радости трупы поплыли по реке именно в тот момент, когда к ней подошла девочка, и что заставило алиенов отключить защитные экраны? Черт возьми, в любом фильме не обойтись без условностей, а в 132-миллионном блокбастере этих условностей будет еще больше. При желании неточности можно выискать даже в военной хронике. Да, “Война миров” — это Зрелище, но зрелище красивое, масштабное и очень-очень правдоподобное. После такой картины вспоминать про Третий Эпизод “Звездных войн” даже как-то стыдно — по сравнению с этим возня джедаев и ситхов выглядит как экранизация LEGO Star Wars.

Оценка : 5 звездочек из 5

Резюме : Если вы не относитесь к числу скептиков, которые в каждом кадре ищут неточности и нестыковки, и не прочь провести два часа в состоянии страха и отчаяния, “Война миров” произведет самое неизгладимое впечатление.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь