04 октября 2005
Обновлено 17.05.2023

BloodRayne 2

BloodRayne 2 - изображение обложка

Первая часть BloodRayne была, несомненно, уникальной игрой. Этот удивительный образчик прекрасного дурновкусия очень удачно выплыл на неожиданно поднявшейся моде на треш. Пока все синефилы земного шара упоенно смаковали юбилейное переиздание “Кровососущих уродов”, а в Москве на большом экране демонстрировался трогательный кинофильм “Байкерши в городе зомби”, автор данных строк с удивлением разгребал электронную почту. В письмах, пришедших после публикации моей рецензии на BloodRayne, среди прочего спрашивалось: “Скажите, а треш — это что, когда про фашистов?”. Пользуясь случаем, отвечаю: нет, друзья, треш — это когда полуголая девица в черном латексе со стонами сосет кровь фашистов, попутно потрясая грудью из каталога Victoria’s Secret.

Девицу звали Рейн, и создали ее люди, у которых со вкусом явно был полный порядок. Terminal Reality завоевали нежную любовь всего думающего игронаселения аккурат после выхода Nocturne. Главный герой этого угрюмого нуар-хоррора беспристрастно садил по нечисти из шотгана, курил в дождь, носил шляпу и черное пальто с поднятым воротником. Ни дать ни взять — потусторонний Хэмфри Богарт. Следом за “Ноктюрном” появилась первая часть жизнеутверждающей игротрилогии во вселенной “Ведьмы из Блэр”. В Rustin Parr Terminal Reality отвесили поклон Хичкоку и Сэму Рэйми с его “Зловещими мертвецами”, чем сорвали стоячие аплодисменты образованной прессы.

План 9 из открытого космоса

И вот одна из самых кинематографичных игровых студий земшара неожиданно появляется на публике со своим новым проектом. BloodRayne, конечно, была восхитительной дешевкой. В ее трехкопеечном сюжете нашлось место фашистам, вампирам, полусгнившим зомби, оккультизму и женской груди. Помнится, амплитуде колебаний молочных желез главных героинь мы посвятили в свое время целый абзац. Сама по себе сцена разделывания вопящего фашиста на две захлебывающиеся в крови половины в исполнении плейбоевской полувампирши вызывала у автора этих строк детский восторг. За то, что BloodRayne была способна одарить игрока такими простыми человеческими радостями, ей простили многое — монотонный геймплей, неудачное управление, смехотворную продолжительность… Пока вы успевали понять, что за прекрасным стилем кроется неприятный ворох геймдизайнерских промахов, Terminal Reality спешно выводили на экран финальные титры.

Ко встрече с долгожданным сиквелом мы готовились в буддистском спокойствии. В руках — внушительный список недочетов, которые авторы божились залатать, в сердце — горячее желание расчленить две сотни верноподданных Третьего Рейха остроконечными лезвиями. Самое удивительное, что формально Terminal Reality действительно учли пожелания любящих фанатов. Переработать систему боя? Довести до ума акробатику? Утилизовать никому не нужное огнестрельное оружие? Все тут. Но, к сожалению, этого недостаточно. Впрочем, о том, почему большинство модернизаций BloodRayne 2, подобно елочным игрушкам из бородатого анекдота, блестят, но не радуют, мы поговорим чуть ниже. А пока — пара слов о такой, казалось бы, простой вещи, как сюжет.

Пожалуй, первая и главная ошибка разработчиков — это то, что они перенесли события сиквела в наше с вами время. То есть в конец XX века. Псевдоготика BloodRayne в свое время стала удивительно свежим решением. Только здесь можно было вступить в схватку с фашистской медсестрой в белоснежном халате и при чулках с подвязками. Демоны, шагающие роботы и нацисты складывались в такой самозабвенный идиотизм, что устоять было совершенно невозможно. По концентрации бесстыдной глупости сценарий первой части может соперничать, пожалуй, только с нежно любимой автором этих строк картиной Hellboy. Сюжет сиквела не содержит и десятой доли той беззастенчивой и подкупающей шизы, что таила в себе оригинальная BloodRayne.

Дожив до двухтысячных, Рейн моментально обернулась белокожим Блейдом в кожаных трусах и с грудью Джессики Альбы. Вместо фашистов тут все больше какие-то несуразные кровососущие сектанты и уличные парубки в пирсинге. Шагающие роботы превратились в полицейские машины, а вместо готической лаборатории Третьего Рейха — пахнущие кошачьей мочой подворотни мегаполиса. Самое печальное, что вместе со сменой декораций BloodRayne потеряла былую легкость повествования и, соответственно, весь свой трешевый шарм, за который ее и любили. Местный сценарий изобилует какими-то неуместными флэшбеками, переживаниями и прочими высокобюджетными атрибутами, которые BloodRayne 2 очевидно не нужны. Когда рыжеволосая вампирша в латексе и при метровых ножах начинает вдруг произносить вдумчивый монолог перед портретом ненавистного отца, хочется рвать на голове волосы — кто отдал приказ превратить треш-шедевр в гнусный голливудский блокбастер? Мы совсем не хотим видеть рефлексирующую героиню в игре, на обложке которой колосится затянутая в кожу женская грудь!

Наконец, разработчики не устранили самый главный недостаток первой части — отсутствие романтической линии. Рейн, несмотря на всю свою гипертрофированную сексуальность, интересуется мужчинами, похоже, только в распотрошенном виде. В итоге происходящее на экране периодически начинает удивительным образом напоминать какой-то феминистский памфлет — красивая, сильная женщина буквально прорубает дорогу к правде-матке. И при этом не занимается сексом уже более полувека.

Итогом вышеозначенных преобразований явилась абсолютная стилевая дезориентация. Куда относить BloodRayne 2 — категорически непонятно. Серьезно воспринимать историю о том, как грудастая полувампирша с замашками доминатрикс пытается предотвратить заговор организованного вампиризма, не позволяют ни ум, ни совесть. Вместе с тем невесть откуда взявшиеся переживания и прочая эмоциональная пыль не дают от души посмеяться над творящейся на экране нелепицей. В итоге BloodRayne 2 больше всего походит на сексуальную кальку с “Блейда”. Что, конечно, тоже не самый плохой ориентир — сколько-нибудь вменяемого игропереложения похождений Уэсли Снайпса человечество так и не дождалось. С другой стороны, обратив свои взоры в сторону высокобюджетного Голливуда, Terminal Reality, похоже, растеряли остатки былой оригинальности.

Месть мертвецов

Растеряв сюжетную прыть и трешевую беззаботность, сиквел, казалось, должен был бы хоть чего-нибудь приобрести в геймплее. Тут-то и кроется главное разочарование BloodRayne 2. Несмотря на многочисленные дизайнерские ужимки, игра ну совершенно не смотрится обновленной. То есть ощущение какой-то глобальной незавершенности, которое накатывало на вас на финальных уровнях первой части, тут падает на голову буквально с первых же кадров.

Взять, например, систему боя. Рецензенты оригинальной игры (включая автора этих строк) хором жаловались на монотонность процесса нашинковки врагов. Действительно — все, что умела Рейн, — это размахивать лезвиями и ловко долбить заточенным каблуком в голову. Комбинации ударов выполнялись автоматически и особой радости, разумеется, не вызывали.

В пресс-релизе сиквела аршинными буквами значилось — новая система комбо! Замах был соответствующий — в качестве ориентиров приводилась чуть ли не Devil May Cry. Действительно, в меню теперь гордо светится пополняемый по мере прохождения Combo List. Там и комбинации с прыжком, и с гарпуном, и с ногами. В две, три, четыре, восемь ступеней — все как у взрослых. Проблема, однако, состоит в том, что местные комбо очень сложно вычленить из драки. Плотность мотивированного насилия на экране столь высока, что отличить какой-нибудь фирменный способ умерщвления от протокольного рассечения пополам или “школьной” ампутации конечности — практически невозможно. Враги вопят, руки летят, кровь хлещет фонтаном, кости торчат — нормальная рабочая обстановка. Удалось нам выполнить комбо, не удалось — какая, к черту, разница?

Учитывая, что в большинстве случаев вы в состоянии справиться с критической массой врагов, просто поочередно нажимая две кнопки, необходимость в каких-то особенных выкрутасах моментально отпадает. В общем, модернизацию боевой системы Terminal Reality благополучно провалили.

Следующим геймплей-аспектом, который разработчики божились привести в порядок, была акробатика. На этот раз пресс-релиз сулил нам чуть ли не Prince of Persia —катание на каблуках по перилам, тройной тулуп под куполом, подъем переворотом и прочие физкульт-приветы. Так вот — не верьте. Прыжки продолжают раздражать точно так же, как и раньше. Да, Рейн теперь ловко скачет по перекладинам, обхватывает их ногами, что твой Сэм Фишер, и раскачивается на манер персидского принца. Но — добавьте сюда абсолютно дубовую анимацию, а также отсутствие у главгероини элементарной возможности ухватиться руками за край препятствия, и вы получите все, что угодно, но не акробатику уровня “Принца”. Маленькая деталь: для того чтобы заставить красотку раскачиваться на перекладине, вам необходимо задействовать три (!) клавиши. В общем, скакать по уступам в BloodRayne 2 — удовольствие крайне сомнительное.

Ночь, когда плакало приведение

Ну и, наконец, гарпун. Нет, не тот, которым мы добьем тушку бездыханной игры, а тот, которым пользуется Рейн. Это, пожалуй, единственное положительное изменение в игре. Во-первых, им стало действительно удобно пользоваться. Во-вторых, теперь вы можете захватить врага цепью и, ловко швырнув, насадить, скажем, на удачно торчащий штырь. Или забросить его в костер. Или сломать ему шею. В общем, пускай вам подскажет сердце.

Гарпун, кстати, задействован в так называемых killing puzzles — этим геймдизайнерским решением Terminal Reality гордятся особо. Все дело в том, что периодически на уровнях вам будут встречаться места, где вроде бы дальше идти и некуда. Неподалеку, впрочем, обнаружится огромный вентилятор, или гигантская мусороперерабатывающая машина , или еще какой-нибудь объект, который всем своим видом будет демонстрировать, что с ним явно можно что-то сотворить. Что-то — это, как правило, закинуть в объект добрый десяток врагов при помощи, конечно, гарпуна. Перемолов в жизнеутверждающий фарш порцию тел, вентилятор, ясное дело, ломается, образовав тем самым, чаемый проход. Такие вот головоломки.

Ах да, оружие. Terminal Reality благоразумно упразднили огнестрельный арсенал, которым все равно никто не пользовался. Вместо него Рейн теперь обладает двумя “Карпатскими драконами” — пистолетами очень хитрой конструкции. Их концептуальная прелесть состоит в том, что вместо свинца они стреляют… кровью. Соответствующий резервуар прилагается. Причем как только в обойме заканчивается жидкость, пистолеты начинают “сосать” боеприпасы прямо из Рейн. Подзарядка происходит аналогично пополнению здоровья — при нажатии специальной кнопки Рейн воткнет в тушку несчастного два пистолета и “перезарядит” оружие.

В теории эта пушка выглядит очень оригинально. Однако на практике выясняется, что хваленое “кровяное” оружие выглядит, звучит и действует на врагов точно так же, как пресловутый огнестрел. Отсюда следует два неутешительных вывода. Во-первых, визуально “Карпатские драконы” отработаны на твердую двойку — замечательная треш-концепция благополучно провалена. Во-вторых — оружием по-прежнему никто не пользуется, предпочитая плюющимся кровью агрегатам табельные клыки и лезвия.

Цитата

Как вы, должно быть, помните по первой части — кроме клыков, лезвий, каблуков и гарпуна главгероиня BloodRayne обладает рядом вампирских способностей. Спешим разочаровать вас — в продолжении арсенал увеличился буквально на несколько пунктов, а старые умения не изменились ни на йоту.

С другой стороны, если вы по каким-то причинам забыли о чудодейственных возможностях Рейн, то нижеследующий текст поможет вам разобраться с этим досадным недоразумением.

Итак, во-первых, наша вампирша умеет уходить в бесконечное slo-mo. Вязкий, как кисель, местный аналог bullet time может длиться столько, сколько вашей душе угодно. То есть при желании вы вольны пробежать в “замедленной съемке” хоть весь уровень. О том, как данное геймдизайнерское решение влияет на такую тонкую субстанцию, как баланс, мы скромно умолчим. Зато заметим, что нет ничего краше, чем наблюдать в этом режиме процесс филигранной нарезки группы необразованных уличных молодчиков на сыровяленые окорока.

Во-вторых, у Рейн есть “вампирское зрение”. Этот чудо-режим подсвечивает жизненно важные объекты на сцене ярко-салатовыми символами. Пройти мимо невозможно. Встроенный вампирский рентген особенно полезен во время схваток с боссами, которые летают по уровням. Плюс некоторые секретные проходы в стенах бывают видны исключительно в данном режиме.

В-третьих — Terminal Reality упразднили “снайперский режим” в пользу Ghost Feed. Как нетрудно догадаться из названия, Рейн теперь дарована возможность покидать свое бренное тело и выполнять одновременно два дела: пить чью-нибудь кровь и вырезать на спине очередного врага всякие непристойности.

Ну и, наконец, главным режимом, разумеется, является знаменитый Rage Mode, активировав который, Рейн превращается в ходячий филиал Микояновского мясокомбината — она слабо воспринимает сторонние тычки со стороны, зато орудует лезвиями с такой скоростью и силой, что самое светлое помещение в момент покрывается густой кровяной коростой.

Формально большинство вышеозначенных умений расходуют специальную Rage-энергию. Однако последняя моментально восполняется за счет особо кровавых убийств. А уж в этом удовольствии вы себе не откажете, верно?

* * *

PC-версия BloodRayne 2 шла к нам без малого год. Нужно отдать Terminal Reality должное — по сравнению с размытой PS2-картинкой “персональные” красоты смотрятся внушительно. Конечно, никакой бамп-мэппинг, высокие разрешения и переработанные модели не спасут вас от рваной анимации, чудовищной камеры и античеловеческого управления… Но об этом даже как-то неудобно писать.

Что в итоге? Конечно, никакой катастрофы не произошло. В BloodRayne 2 можно и даже, пожалуй, нужно играть. Сносный геймплей хуже (равно как и лучше) не стал. Игра, безусловно, растеряла весь свой идиотический шарм, но в ней по-прежнему можно вспороть живот сотне человек, откусить голову предпоследнему, выпить кровь выживших, а затем уцокать на заточенных каблуках по отрезанным конечностям. Признайтесь, разве не ради таких моментов вы все это время притворялись интеллектуалом?

P.S. По традиции все заголовки составлены из названий кинематографических треш-шедевров. На этот раз перед вами избранная фильмография худшего режиссера всех времен и народов — Эда Вуда.


Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 7.0

Графика: 7.0

Звук и музыка: 6.0

Интерфейс и управление: 5.0

Дождались? Лишившись своего беззастенчивого треш-идиотизма, BloodRayne, извините за каламбур, обнажила собственные геймплей-недостатки. Распоротые туши врагов и колыхания женской груди пятого размера уже не в состоянии прикрыть монотонный геймплей и кривую акробатику. Играть, конечно, можно, но за державу и Terminal Reality — обидно.

Рейтинг “Мании”: 7.0

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь