25 октября 2005
Обновлено 17.05.2023

Prison Tycoon

Prison Tycoon - изображение обложка

У жанра экономических “симов” даже сегодня, в эпоху киберспорта и приставок третьего поколения, все равно есть поклонники. Причина такой популярности скорее всего кроется в человеческой природе: каждый из нас хоть иногда мечтал стать богом, королем, президентом, главой корпорации или, на худой конец, директором овощного склада. А что может быть приятней власти? Только накопление капитала: многочисленные tycoon’ы дают игрокам сладкую возможность устроиться в кресле поудобнее и наблюдать, как клиенты несут в их копилку хрустящие купюры. Ведь даже виртуальные власть и деньги способны доставить наслаждение.

Впрочем, главным компонентом любого экономического сима, независимо от его сложности и тематики, был и остается хорошо продуманный менеджмент: организация продаж, найм персонала, финансовая политика и т. д. А уж где нам выпадет судьба доказывать репутацию прирожденного собственника — в парке аттракционов, провинциальном госпитале или же в космическом баре на отшибе галактики — это дело десятое. К сожалению, сотрудники компании Virtual Playground забыли про это правило, когда создавали Prison Tycoon —первый в мире тюремный симулятор. Идея, конечно, хорошая, но вот реализация подкачала. Да и с деньгами плохо было — издательство ValuSoft уже давно “гремит” на весь мир своими бюджетными проектами.

Бедные люди

Наверное, глупо ожидать от Prison Tycoon каких-либо мирских удовольствий — качественного звука, приятной графики и тому подобного. Но все-таки разработчики могли бы и постараться. Взгляните на скриншоты и уясните одну простую вещь: их постановочное безобразие меркнет по сравнению с тем, как игра выглядит в жизни.

Графических настроек, кроме выбора разрешения, в Prison Tycoon не предусмотрено. Качество текстур и их палитра запросто способны вызвать депрессию. Интерфейс тоже старается как может: горячих клавиш мало, а камера регулярно где-нибудь застревает. Какое тут наслаждение от процесса, если “полет” из одного конца тюрьмы в другой превращается в самое настоящее мучение?

Раз игра так плохо выглядит, то, может, лучше закрыть глаза и послушать, как она звучит? Нет, не стоит. Ведь звучит Prison Tycoon, если честно, никак. На заднем фоне играет один и тот же блюзовый мотивчик, который набивает оскомину уже на второй минуте игры. Палитра звуков очень скромна — мало, преступно мало. Кроме того, невозможно понять, что обозначает половина из них и с какой точкой на экране они связаны. Это создает странную параноидальную атмосферу игры. К примеру, из колонок доносится шум драки. Вы понимаете, что в тюрьме произошла “внештатная ситуация”, и пытаетесь найти место массового приложения кулаков к лицам. На экране, однако, тишь и благодать — лишь несколько оранжевых зеков мирно гуляют по периметру. Меж тем шум и гул невидимой драки нарастают… зачем? Чтобы заставить игрока нервничать? Не самая лучшая идея.

Впрочем, отвратительными звуком и графикой дело не ограничивается — в бой с игроками вступает геймплей. В большинстве экономических симуляторов принято обозначать реальность и события, которые в ней происходят: кто-то купил гамбургер и положил вам в копилку десять долларов, кто-то плохо себя чувствует ( наверное, тот, кто купил гамбургер? — Прим. ред. ) и тому подобное. Это стандартная практика: каждый потраченный доллар или съеденный банан должны сопровождаться звуком, специальной пиктограммой или чем-нибудь еще. В результате окружающий мир кипит, бурлит, искрится, да еще и успевает проинформировать игрока о множестве замечательных событий. Prison Tycoon — совсем другое дело. Это злая, потусторонняя игра, которая по атмосфере не уступает лучшим фильмам ужасов. Вот, например, обратите внимание на анимацию: у нас симулятор тюрьмы или дома престарелых? Живые люди, даже отвергнутые обществом, не должны так ходить. Кругом пусто, тихо, лишь непонятный звук, разгадать смысл которого простым смертным не дано, то и дело звучит из колонок, дополняя картину общего запустения и кошмара. И этот бесконечный блюз. Весело, блин!

Feel Good Inc.

Но мы, разумеется, не верим первому впечатлению. И по привычке продолжаем искать в игре широкую душу и глубокий геймплей.

К сожалению, не завезли. Мало того, что Prison Tycoon является “бюджетной” игрой, так она еще и носит рейтинг “teen” — то есть может быть продана любому американскому подростку. Так что можете хоронить свои надежды увидеть здесь шокирующие подробности тюремной жизни. Да, иногда заключенные бьют друг друга, а охранники бьют заключенных (очень редко — до смерти). Однако насилие в Prison Tycoon изображено на удивление пресно. Парни, это ведь игра, причем про тюрьму с ее строгими правилами и порядками! Вы же изображаете драку как потасовку английских джентльменов, которые страдают артритом. Вот горячий финский юноша бьет по голове своего товарища. Неподалеку стоит охранник — он бы обязательно сказал что-то вроде “уважаемые, я вам не мешаю?”, но у разработчиков, к сожалению, не хватило денег на достойную озвучку. Наконец, один из парней падает ниц, после чего секьюрити неторопливо подходит к зачинщику драки и учтиво, по-деловому, прикладывает хук слева, хук справа, с размаху добавляет в живот и по голове. Драчун падает, а охранник, не попрощавшись, уходит. Все происходит бескровно, нелепо и одинаково — ведь для любого действия в игре предусмотрена всего одна анимация.

Не радует, наконец, и строительно-экономическая часть. Чтобы возвести тюрьму своей мечты (красиво звучит, да?), нужны деньги. Всего в игре есть три источника финансирования: правительство, благотворительные организации и мини-предприятия, расположенные в тюрьме. Впрочем, вторые и третьи особого дохода не приносят — основные суммы вы будете получать из казны. Следовательно, б о льшую часть игры придется доказывать серьезным чиновникам, что ваша тюрьма — это порядочное заведение. Обеспечьте заключенных едой, работой и охраной. Подумайте об их досуге, возведите зал свиданий, чтобы можно было видеть родственников, — и вот уже звонкая монета посыпалась в кошелек.

Каждый заключенный притворяется, что у него есть душа. Щелкнув на узнике совести правой кнопкой мыши, вы увидите его нехитрую биографию: имя, срок, который еще осталось “мотать”, самочувствие, принадлежность к какой-либо банде. Последних в Prison Tycoon всего две: Черепа и Лезвия. Чтобы предотвратить потасовки между представителями разных сторон, придется нанимать как можно больше охранников и стараться, чтобы заключенные не сбивались в большие человеческие стада. В крайнем случае можно переместить буяна в безопасное место одним движением мыши — ведь вы не только директор, но и местный чародей-владыка, который способен телепортировать кого угодно и куда угодно. Это бывает полезно, если один из драчунов близок к смерти: берем в охапку медика, пару охранников — и кидаем в гущу событий.

Время от времени игра сообщает о достигнутых успехах: “Вашу тюрьму упомянул модный диск-жокей”, “благотворительные организации считают вас душкой” и т. п. Если заключенные станут много работать и посещать тюремного капеллана, они будут реабилитированы, что, разумеется, принесет свои бонусы.

Есть и другой вариант развития событий. Некоторые сценарии разработчики осложнили кучей ограничений: негде строить здания, не хватает денег и тому подобное. В таком случае приходится уже не строить тюрьму-сад, а работать руками — самостоятельно разнимать драчунов, переносить охранников по территории и далее-далее.

Все это звучит заманчиво, но Prison Tycoon губит внутренняя пустота. В тех миссиях, где это возможно, вы очень быстро справитесь с проблемой финансирования, построите футбольное поле, кинотеатр и двухэтажные бараки с номерами люкс — не тюрьма, а курорт! Правительство станет тратить на ваше заведение половину бюджета, и в один прекрасный день, дружно взявшись за руки, реабилитированные уголовники покинут казенный дом с улыбкой на лице. Только вы этого не увидите. Ведь тюрьму населяют больные зомби с ворохом потребностей, которые неуклюже двигаются по примитивному маршруту: камера — столовая — мастерская — спортзал. А если из маршрута выпадает хоть одно звено, то начинают тупо бить друг друга. Скучно, очень скучно.

* * *

Признаемся честно — мы изо всех сил старались найти в Prison Tycoon хоть одну светлую сторону. К сожалению, не получилось. Да, здесь неплохая задумка. Да, играть просто. Поэтому, если вы начинающий фанат экономических симуляторов, то попробовать, возможно, стоит — но только в качестве разминки перед дальнейшими свершениями. Остальным же, честное слово, лучше не приближаться.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 30%

Геймплей: 6.0

Графика: 5.0

Звук и музыка: 5.0

Интерфейс и управление: 7.0

Дождались? Игра строгого режима для бывших заключенных и — будете смеяться! — тех, кто желает приобщиться к экономическим симуляторам. Остальным не рекомендуется.

Рейтинг “Мании”: 6.0

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь