23 ноября 2005
Обновлено 17.05.2023

Блицкриг 2

Блицкриг 2 - изображение обложка

Мысли о том, что игры про Вторую мировую войну до ужаса надоели публике, обычно посещают вашего покорного слугу в тот самый интригующий момент, когда очередная поделка “по мотивам” устанавливается на компьютер. Ну сколько раз, спрашивается, можно брать приступом Тобрук, участвовать в арденнской операции, бить немцев под Москвой и гонять японцев по влажным филиппинским джунглям?! Однако главная шутка жизни заключается том, что если игра хорошая, то брюзжать мы будем всего пару минут — ну а потом втянемся в процесс и забудем все свои обиды. Вот и с “ Блицкригом 2 ” получилась точно такая же история: да, действие происходит в мерзкие и избитые времена Второй мировой, но сам проект оказался настолько ладным, что захватывает буквально с первых секунд и не отпускает до финальных титров.

Ты записался добровольцем?

Для тех, кто по каким-то чудовищным причинам не в курсе происходящего, поясним, что весной 2003 года в жарких кузницах “ Нивала ” была выкована, пожалуй, одна из лучших военных стратегий, которая заткнула за пояс даже CDV с ее “ Противостоянием ”. Речь идет, понятно, о “ Блицкриге ”. Этот проект, во-первых, щеголял весьма приличной графикой, а во-вторых, был дьявольски увлекателен. Благодаря столь успешному дебюту, в рекордно короткий срок на наши с вами головы рухнули не только десятки разнокалиберных аддонов, но и несколько “чужих” разработок, созданных на движке орденоносной игры.

Ну а пока шла вся эта возня, товарищи из “Нивала” трудились над полноценной второй частью, в которой они обязались исправить все немногие минусы оригинала и выдать в итоге еще более замечательную стратегию по мотивам Второй мировой. Признаем, что им это удалось на все двести процентов.

Прежде всего стоит отметить, что главный изюм второго “Блицкрига” — в деталях. При первом знакомстве с игрой ничего принципиально нового в геймплее не видно. Так же, как и раньше, в начале каждой миссии под вашим чутким руководством оказывается несколько юнитов, а командование выдает некую зубодробительную задачу — например, защитить безымянную деревеньку от адских полчищ противника или же захватить город, в котором врагов засело раза в четыре больше, чем у вас солдат. Ясное дело, что в такой ситуации приходится вспоминать о том, что побеждать надо не числом, а умением. Поэтому хватаем отряд пехоты и первым делом аккуратно зондируем местность с помощью табельного бинокля — вдруг удастся заметить, где окопался противник? Если врагов не видно, то отряд выдвигаем чуть вперед и снова внимательно оглядываем горизонт.

И вот, наконец, враг замечен. Здесь надо бы, по старому опыту, сразу шарахнуть артиллерией и смести с лица земли к чертовой бабушке все его войска, но… вдруг обнаруживается, что артиллерии в вашем распоряжении нет и в ближайшее время не предвидится. Для тех, кто играл в первый “Блицкриг”, это будет настоящим шоком, ибо там беспроигрышная (и довольно нудная, между тем) тактика как раз и заключалась в том, чтобы сначала с помощью чудо-снайпера или пехоты отыскать вражеские позиции, а затем из дальнобойных пушек превратить жизнь противника самый настоящий ад. Увы, теперь все стало куда суровее. Понятно, конечно, что артиллерия по-прежнему является богом войны, но во втором “Блицкриге” этого самого бога изрядно урезали в правах. Так что теперь приходится, особенно в начале игры, умело планировать атаки, обходить противника с флангов и выискивать уязвимые места в его обороне. Если же плюнуть на все законы воинского искусства и послать солдат тупо атаковать в лоб, то не удивляйтесь, что от вашей храброй армии за пару минут останется куча горящего хлама. Так что будьте готовы к тому, что воевать придется не спеша и с умом, а “пауза” станет вашим самым верным товарищем и помощником.

Лопата — друг солдата

Вообще говоря, второй “Блицкриг” оказался на редкость суровой игрой, испытанием для истинных полководцев, после которого та же Codename: Panzers Phase Two покажется вам детской аркадой. Здесь у вас не получится парой танков укатать крепкую оборону противника, а раненые солдаты, как и в жизни, не вернутся в строй после того, как над ними пошаманит добрый человек с белой повязкой на плече. Вся соль игры — в грамотном использовании своих войск. Простой пример: пехота в чистом поле едва ли сможет подорвать хотя бы один танк, ибо героически поляжет под шквальным огнем противника. Но стоит загнать солдат в окопы или же разместить на господствующей высоте — и они превратятся в грозную силу, способную если не остановить, то уж во всяком случае задержать наступление до подхода основных сил.

То же самое и с танками, которые на равнине разнесут любого противника, а в городе без поддержки пехоты очень быстро превратятся в дымящиеся консервные банки. Царица полей вообще не лыком шита: так, уже к середине игры в вашем распоряжении появятся лихие парни с реактивными гранатометами, которые запросто способны “сорвать башню” любой бронетехнике противника!

Правда, столь грозное оружие появится у ваших подопечных только в том случае, если вы будете добросовестно выполнять все поставленные начальством задачи. Дело в том, что разработчики (к великой радости игроков) списали в утиль скучнейшую схему случайных миссий, которая была, пожалуй, главным недостатком первой части, и сделали в продолжении упор на очень даже вменяемые сюжетные задания. За их успешное выполнение полагается огромное количество плюшек — начиная с новых видов войск и заканчивая возможностью усилить старых бойцов.

Отдельно надо сказать о том, что создатели второго “Блицкрига” очень серьезно подошли не только к тактической составляющей игры, но еще и порадовали нас пусть и простым, но очень интересным стратегическим режимом. Итак, каждая кампания (а их в игре ровно три штуки — за СССР, Германию и союзников) разделена на три главы. Внутри каждой из них дожидаются своего часа несколько миссий: одно глобальное историческое сражение и четыре-шесть более мелких операций, которые необходимо выполнять, дабы нарастить мускулы перед главной битвой.

Вся загвоздка в том, что на каждую операцию (читай — главу) командование выделяет строго ограниченное число подкреплений. Следовательно, есть несколько разных тактик. Во-первых, подкрепления можно полностью сохранить для решающей битвы, почти не ввязываясь в побочные сражения, — в результате мы будем давить врага числом. Во-вторых, никто не мешает вам принимать активное участие в боях — в этом случае вы, понятное дело, потеряете часть армии, но сможете “прокачать” своих подчиненных и получить доступ к новым видам войск. Такая вот мудреная система. Понятно, что для того, чтобы добиться победы, необходимо аккуратно воевать и как можно реже вызывать подкрепления, — тогда к финальной битве у вас будет не только много резервов, но и доступ к мощным юнитам.

Как и в любой уважающей себя стратегии, во втором “Блицкриге” подопечные, участвуя в сражениях, получают ценный опыт. Причем в нашем случае наращивание мускулов организовано на удивление интересно: для того чтобы представители определенного рода войск становились “круче”, их недостаточно только гонять по полю боя. Прежде всего необходимо назначить командира, который, развиваясь, даст подчиненным доступ к новым специальным возможностям. Если же начальника нет, то сколько бы, к примеру, тяжелые танки ни громили противника, мудрее они от этого не станут и новые хитрые фокусы не разучат. Разумеется, при назначении офицеров приходится выбирать, кому отдать предпочтение. Если вы практикуете стремительные атаки, то основное внимание стоит уделить легким и средним танкам, а также пехоте. Если же вам больше по душе неспешная война с использованием тяжелых танков и артиллерии, то, соответственно, и офицеров направляйте в эти войска.

Новых командиров игрок сможет назначить, только получив очередное звание. Так что умелая война без потерь — залог не только тактической, но и стратегической победы. А в качестве бонуса за совсем уж успешные сражения вы будете получать медали и ордена. Вроде, мелочь, а приятно.

Снайпер бьет издалека, но всегда наверняка

Сами миссии в “Блицкриге 2”, надо сказать, сделаны просто на отлично. Поэтому скучать не приходится: вот мы готовимся к атаке превосходящих сил противника, быстро зарываясь в землю, минируя дороги и расставляя противотанковые ежи. И все это в спешке, с дрожью ожидая услышать звук моторов вражеских танков. Вот вместе с группой диверсантов вламываемся под покровом ночи на базу противника и уничтожаем склады боеприпасов. Вот захватываем бронепоезд и угоняем его прямо из-под носа опешивших от такой наглости врагов. Вот, наконец, командуем многотысячным войском, которое берет, например, город Клин… События меняются с космической скоростью, а задания не успевают надоесть. Плюс ко всему, разработчикам отлично удалось воссоздать атмосферу войны: все эти полуразрушенные деревеньки, размытые дороги, сгоревшая техника на обочинах, разбомбленные города и прочая-прочая. Именно благодаря особому вниманию к деталям авторы игры смогли создать мир, в который веришь, и поэтому, когда солдаты встают из окопов и идут в атаку под шквальным огнем противника, а танки, надрывно урча моторами, снимаются с места и, поддерживая пехоту огнем, штурмуют позиции врага, по спине непроизвольно пробегают мурашки. Видя же то, как в окружении гибнет ваш безымянный отряд пехоты, хочется в ярости стереть противника с лица земли и отомстить за погибших товарищей.

Графика второго “Блицкрига”, конечно, звезд с неба не хватает. Та же Codename: Panzers Phase Two выглядит заметно красивее — взор радуют сочные взрывы, невероятно реалистичное пламя, до боли прекрасная вода и отменная анимация юнитов. Тут же все куда более скоромно. Взрывы не такие уж и яркие, подбитые танки охватывает совершенно неубедительное пламя, а уж анимация вообще ни в какие ворота не лезет. Командиры отрядов, например, это какие-то пузаны, которые на марше забавно размахивают ручками, призывая подчиненных двигаться. Солдаты же похожи на… впрочем, полюбуйтесь на них сами — и несколько веселых минут гарантированы. Вспышки выстрелов, увы, тоже не впечатляют, а детализация юнитов — минимальна. Видимо, именно поэтому даже приблизить камеру вплотную к полю боя не позволяется.

И все же, несмотря на скромную графику и далеко не голливудские спецэффекты, сказать, что игра выглядит плохо, язык не поворачивается. Сложно объяснить сей парадокс, но в суровый мир “Блицкрига 2” веришь куда больше, чем в игрушечный и слегка гламурный Codename Panzers: Phase Two. Когда видишь, как от взрывов поднимаются смачные комки грязи, когда на твоих глазах милый домик, в который попал артиллерийский снаряд, с грохотом оседает, когда, в конце концов, грозная танковая волна противника разбивается о грамотно построенную оборону, а поле битвы буквально устилается остовами сгоревших боевых машин, хочется подобно Станиславскому кричать “верю!”.

По следам великих сражений

В “ Блицкриге 2 ” разработчики не ставили своей целью охватить подробно какой-то один отрезок Второй мировой, а решили провести нас по всем, если хотите, переломным сражениям этой великой войны. Итак, играя за немцев, вы сможете принять участие в захвате Франции, затем вас перебросят под Москву, заставят атаковать Клин и, наконец, организовывать контрнаступление на войска союзников в Арденнах. Взяв под свой контроль советские войска, вам сначала придется обороняться от свирепых атак фашистов в Севастополе и под Москвой, а затем, собственно, наступит время долгожданного реванша. Ну а союзники первое время будут играть в прятки с японцами в филиппинских джунглях, после чего откроют второй фронт и будут активно вести войну в арденнских горах.

* * *

Уже давно кристально ясно, что на широких просторах бывшего СССР пока еще совершенно не умеют делать лихие и яркие экшены, постоянно “слетая” то на графике, то на геймплее, то еще на чем-нибудь. Зато у “наших” как ни у кого в мире получаются умные игры, в которых во главу угла ставится реалистичность и, если хотите, правда жизни. “Блицкриг 2”, созданный умельцами из “Нивала”, еще раз подтверждает эту истину.

Перед вами — самый что ни на есть серьезный симулятор боевых действий, в котором для того, чтобы выиграть, необходимо постоянно думать, куда направить танки, каким путем пойдет пехота, где организовать оборону, а где высадить десант. Если вы хотите побеждать, то будьте готовы к тому, что в каждой миссии вам придется дать правильный ответ на все эти вопросы, иначе поражение, уж поверьте, обеспечено. Любое задание здесь подобно шахматной партии, в которой один правильный ход может стать критичным для победы, а всего лишь одна ошибка легко обернется крахом всей битвы.


Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 9.0

Графика: 7.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 9.0

Дождались?

Пожалуй, лучшая RTS этого года на избитую до посинения тему Второй мировой войны. Свирепый и при этом чрезвычайно умный геймплей затягивает с головой, а графика, хоть и не хватает звезд с неба, но создает правильную атмосферу.

Рейтинг “Мании”: 9.0

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь