23 ноября 2005
Обновлено 17.05.2023

Generation “П“. Чего ждать от консолей нового поколения

Generation “П“. Чего ждать от консолей нового поколения - изображение обложка

22 ноября в США, 2 декабря в Европе и 10 декабря в Японии на прилавки магазинов поступит первая из приставок нового поколения — Xbox 360. Прямого отношения к тем, кто играет на РС, это событие не имеет, зато косвенное — сколько угодно. Именно на консоли нового поколения будут ориентироваться большинство разработчиков в ближайшие пять-шесть лет. Именно с них на персоналки перекочуют сотни игр. Именно благодаря новым приставкам эти самые игры сделают мощный скачок вперед. И именно от этих приставок зависит судьба персональных компьютеров как игровой платформы.

Итоги войны

Прежде чем переходить к смакованию технических характеристик новых приставок и гаданию на кофейной гуще относительно их успешности, нелишним будет посмотреть, как обстоят дела с консолями нынешнего (точнее, уже почти прошлого) поколения. Сейчас на рынке их три — Sony PlayStation 2 , Microsoft Xbox и Nintendo GameCube. Абсолютное преимущество у PlayStation 2: за пять лет по миру разошлось свыше 90 млн приставок. Причин тому множество: “хорошие гены” (первая PlayStation лидировала в 1995—2000 гг.), поддержка разработчиков, большой задел по времени (PlayStation 2 появилась в марте 2000 года, а две другие консоли — в ноябре 2001-го), огромные ресурсы Sony, самый лучший маркетинг и PR (видели те рекламные ролики, что мы выкладываем на диск?) и еще многое-многое другое. Неудивительно, что с таким “наследством” PlayStation 3 заочно записывают в лидеры следующего поколения.

Xbox ныне занимает вторую ступеньку консольного пьедестала. Несмотря на все усилия Microsoft, не жалевшей ни сил, ни денег, “икс-ящик” сумел продаться всего лишь 20-миллионным тиражом — хороший результат для консоли-дебютанта и компании, которая никогда раньше не занималась приставками, но явно недостаточный, чтобы выйти на окупаемость (каждый год Xbox-подразделение приносит $1 млрд убытка). На Xbox не так много по-настоящему сильных эксклюзивов (про которые говорят, что они “продают” приставки), кроме того, консоль непопулярна в Японии (PlayStation 2 там каждую неделю покупают десятками тысяч, а Xbox — несколькими сотнями). Microsoft такое положение вещей, конечно же, не устраивает, поэтому она и запускает Xbox 360 раньше всех.

GameCube считается аутсайдером, хотя installed base (пользовательская база) у нее не меньше, чем у Xbox, — тоже в районе 20 млн. В США и Европе консоль продавалась ни шатко, ни валко, а вот в Японии и азиатских странах она гораздо популярнее того же Xbox. Основные причины провала “кубика” — те же, что и у Xbox: слабый интерес со стороны разработчиков и сильное опоздание (приставка появилась на рынке одновременно с Xbox). Свою роль сыграли также отсутствие обратной совместимости (т.е. в игры для предыдущих консолей Nintendo на ней не поиграешь), невозможность просмотра DVD-фильмов (в качестве носителей информации используются нестандартные 8-сантиметровые диски) и никудышный пиар.

Xbox 360: кто первый встал, того и бабки

Изо всех трех приставок наименее эфемерен Xbox 360. О нем известно почти все: технические характеристики, дата запуска, цена, комплектация, список игр.

В “груди” у приставки будет биться трехъядерный 3,2-гигагерцовый процессор IBM PowerPC. В качестве видеоподсистемы используется новый чип от ATi, работающий на частоте 500 МГц и снабженный 10 Мбайтами DRAM-памяти. Оперативной памяти 512 Мбайт (GDDR3). Заявленная производительность — 1 терафлоп. Реальная производительность будет, разумеется, ниже, но даже с учетом этого система получается очень внушительная.

К чему такая мощь, если считается, что приставки продаются благодаря хорошим играм, а не железу? Да к тому, что нынешнее поколение консоли несет в себе поистине революционное изменение — приставочные игры впервые будут идти в столь же высоком разрешении, что и игры компьютерные. Это стало возможным благодаря появлению так называемых телевизоров высокой четкости, сделанных по стандарту HDTV (“HD” расшифровывается как “high definition”). Сейчас они очень дороги (даже самые дешевые модели стоят больше тысячи долларов) и мало распространены (по примерным подсчетам, в США такие телевизоры есть только в 12% семей), но лишь потому, что смотреть на них пока особо нечего (кроме кабельных каналов). С появлением консольных игр, которые будут идти в высоком разрешении, и фильмов на дисках Blu-ray (об этом ниже), цены должны упасть и HDTV станет массовым форматом. Поддержка HDTV, однако, не означает, что вам потребуется новый телевизор — все игры будут прекрасно идти и на старых ТВ, но в низком разрешении (другое дело, что сама ценность новой приставки при этом сходит на нет).

Повышение качества графики увеличит объем игр, а значит, потребуются более объемные носители. Сегодня такие носители существуют в двух форматах — HD-DVD и тот самый Blu-ray. Разница между ними минимальная (у HD-DVD меньше объем, но его легче запустить в производство; у Blu-ray объем больше, вот только для запуска его в массовое производство потребуются большие вложения), но компании, которые их продвигают, никак не могут между собой договориться и прийти к соглашению. Sony стоит во главе Blu-ray-альянса, Microsoft же примкнула к лагерю сторонников HD-DVD. Рано или поздно на рынке останется только какой-нибудь один формат, и этим форматом, скорее всего, будет именно Blu-ray. Дело в том, что кроме игрового подразделения у Sony есть крупные кинокомпании, а в музыкальном бизнесе ей принадлежит больше половины мирового рынка. Поэтому когда Sony начнет массированное наступление на всех трех фронтах, у HD-DVD просто не останется шансов. Это подтверждается и данными социологических исследований: по недавним опросам большинство пользователей симпатизируют именно “голубому лучу”. В Microsoft это, наверное, понимают, но поступить по-другому не могут (не поддерживать же формат своего главного конкурента).

Самое интересное заключается в том, что те Xbox 360, что поступят в продажу через месяц, будут комплектоваться не HD-DVD, а… обычными DVD-приводами (сделано это будет опять-таки для удешевления приставки). Версия с HD-DVD-приводом, вероятно, выйдет попозже, но для разработчиков и простых игроков это не самая приятная новость. Девелоперам придется каким-то образом втискивать весьма объемистые игры (высокое разрешение потребует более детальных текстур, чем прежде) на “тесные” DVD, игрокам — докупать новую версию с HD-DVD (иначе не поиграешь в новые игры).

Железо само по себе еще ничего не значит, если у консоли нет прорывных эксклюзивов. И вот с этим у Xbox 360 ситуация пока напряженная. С одной стороны, большую часть игр составляют банальные мультиплатформы ( The Elder Scrolls IV: Oblivion , Condemned , Quake IV , Call of Duty 2 , Need for Speed: Most Wanted , Tom Clancy’s Ghost Recon: Advanced Warfighter , Tomb Raider: Legend , Prey и другие), которые на РС выглядят точно так же, а на старых консолях — немногим хуже. Чистокровные эксклюзивы ( Kameo: Elements of Power , Perfect Dark Zero , Frame City Killer , Dead of Alive 4 ) смотрятся неплохо, но ради них не побежишь сломя голову в магазин. Ради Project Gotham Racing 3, Gears of War и Halo 3 (ее, кстати, до сих пор не показали) — побежишь, но выходят они не раньше 2006 года.

С другой стороны, на Xbox 360 наконец-то появятся сильные японские игры (считается, что провал первого “бокса” в Японии был связан именно с их отсутствием). Студии Mistwalker (возглавляемая Хиронобу Сакагучи, одним из создателей Final Fantasy ) и Game Republic уже подрядились разрабатывать игры исключительно под “трехсотшестидесятку”. Tecmo , Konami , Capcom , Namco , Bandai (она делает игру по мегапопулярному в Японии аниме Gundam ), Koei и Sega тоже выпустят несколько тайтлов исключительно под приставку Microsoft, но в целом они будут работать по принципу “и вашим, и нашим”. Сдержанную заинтересованность в “икс-ящике” выразила даже Square Enix (авторы Final Fantasy; игры они в основном выпускают на консолях от Sony). Вывод из всего этого можно сделать следующий: первое поколение игр для Xbox 360 не будет представлять ничего особенного, но в дальнейшем ситуация изменится.

На Xbox 360 можно будет запускать игры для первого “бокса”, то есть консоль обратно совместима. Реализация этой фишки стоила Microsoft немалых усилий, так как архитектура обеих приставок сильно отличается (в Xbox был Intel ’ский процессор и видеочип от NVIDIA ). Но результат того стоит — та же Sony преподносит обратную совместимость PlayStation 2 и PlayStation 3 как одно из основных конкурентных преимуществ.

Об онлайновых возможностях консолей мы уже подробно рассказывали (см. наш E3-видеорепортаж в июльском номере), поэтому повторяться не будем.

Остался только главный вопрос: сколько денег придется выложить за рывок в светлое “без-пяти-минут-завтра”. В общем-то, не так уж и много: $299/299 евро за “бюджетную” версию, $399/399 евро — за полную (в Японии консоль будет продаваться только в полной комплектации по цене $340). Ориентироваться лучше сразу на второй вариант, потому как первый — чистой воды популизм, решение, призванное убедить пользователей в дешевизне приставки. Ну не будете же вы покупать Xbox 360 с одним геймпадом (да еще проводным), набором кабелей и подпиской на Xbox Live! Silver? Лучше сразу выложить лишние $100 и получить комплект, куда входит приставка, беспроводные геймпад и аудиогарнитура, 20-гигабайтный жесткий диск, сменная панель для корпуса (в дальнейшем можно будет докупать новые), Ethernet-кабель и кабель для HD-телевизора, а также годовая подписка на Xbox Live! Gold.

Решение продавать Xbox 360 в двух комплектациях сильно критикуют как игроки, так и разработчики. Первые недовольны тем, что Microsoft не сдержала обещание продавать свою приставку по цене не более $300 (вернее, выполнила его лишь формально): хардкорным игрокам, которые намерены использовать устройство на полную катушку, все равно придется или брать полный вариант, или докупать периферию отдельно. Разработчики же сетуют на то, что им теперь придется ориентироваться на бюджетный вариант, где нет жесткого диска. А раз нет, значит, придется отказываться от кэширования данных на винте (это ускоряет загрузку уровней) и вновь возвращаться к сохранениям на карточку памяти. Однако критики забывают, что у Microsoft уже есть опыт продажи одного и того же продукта в разных вариантах комплектации (речь о Windows XP Home Edition, Professional Edition и Starter Edition), причем опыт весьма успешный: такое разделение увеличило доход корпорации на миллиарды долларов. Объяснение тому очень простое: разным категориям покупателей надо предлагать разный товар. 90% игр покупает 10% игроков — хардкорщики, которые постоянно варятся внутри игровой индустрии. Они купят полную версию. Остальные 90% покупателей — это те люди, которые приобретают приставку, играют месяц-полтора, а потом просто забывают про нее, вспоминая только когда выходят суперхиты вроде GTA: San Andreas или Halo 2. Для них предпочтительнее дешевый вариант.

Переломный момент

Играет на платформах : PlayStation 2, Xbox, GameCube, Dreamcast, PSP

Любимая платформа : все

Приход платформ нового поколения — самый важный момент в игровой индустрии за последние пять-шесть лет. Момент, бесспорно, радостный. Очень редко наши умы охватывает подобная всеобщая эйфория. Новые технологии, новые игры, новые ощущения… Игровая индустрия уверенно развивается, как некогда это было с кино. От черно-белых немых картин к красочным блокбастерам с невероятными спецэффектами. Будущее всегда завораживает. И вот уже читатели заваливают редакцию вопросами — мол, неужели PC-геймингу настанет конец и будущее за консолями?.. На самом деле, ничего такого уж сверхъестественного не происходит. Просто о том, что консоли — это круто, в нашей стране почему-то вспоминают только во время таких вот смен поколений. Во всем мире же, как известно, за консолями не только будущее, но и настоящее — на PC играет абсолютное меньшинство и то лишь в The Sims и MMORPG. И в этом, опять же, нет ничего удивительного — лучше один раз в пять лет отдать $400 и не знать, что такое тормоза, инсталляция и патчи, чем тратить по $600 в год на новый GeForce и материться в тщетных попытках поиграть в свежую недоделку. Ну, и при этом еще отсиживать задницу возле монитора, а не валяться на диване.

Когда-то я тоже этого не понимал. Собственно, мой переход на консоли случился как раз во время предыдущего технологического скачка — впервые я купил себе PlayStation 2 в преддверии выхода невероятного по тем временам Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty. Фактически из-за него одного. Ну, может, еще из-за Final Fantasy X. Но потом я узнал, как много на свете оригинальных и впечатляющих игр и что вовсе необязательно целый год резаться в бесконечные экшены и RTS. После PlayStation 2 был Xbox, затем — GameCube. Я узнал, что такое EyeToy и как можно веселиться огромной компанией, играя в позитивные игры, где не нужно резать никого на части. Конечно, я не забросил PC. У меня стоит компьютер с самым передовым железом и очередным GeForce за безумные деньги. Я поиграю на нем в F.E.A.R. , обязательно запущу Black & White 2и The Movies , потом буду ждать Dark Messiah of Might and Magic… и все. Остальное — работа. Даже не просмотр кино или прослушивание музыки — с этим куда лучше справляется Xbox. Только работа.

Что же до самого факта появления консолей нового поколения и их “взаимоотношений” с PC, то сценарий тут уже известен. Первые игры на консолях по графике не сильно уйдут от современных. Связано это со сложностью программирования под новые архитектуры. Делать игру для несуществующей системы очень трудно — Sony и Microsoft постоянно поставляют разработчикам все новые и новые инструментарии, приходится многое переделывать, до конца оценить возможности системы сложно. Огромная проблема — многоядерность новых систем (три ядра у Xbox 360 и восемь у PS3). Все это совершенно незнакомо программистам. Кармак уже воет на весь интернет о необходимости перестраивать все мыслительные процессы в своем мозгу. 2007—2008 годы станут пиковыми по технологичности игр. Писишники будут с завистью глядеть на невероятно красивые игры и гордо говорить, что приставки отстой и игры там тупые, а современный компьютер в теории и не такое может — мол, гляньте на последний 3DMark. В 2009—2011 консоли постепенно будут сдавать в технологиях, но на PC все равно будут только порты с них и два качественных экшена в год.

Однако есть несколько “но”. Во-первых, PlayStation 3 и Xbox 360 поддерживают HDTV — а это минимум 1280х720 (так называемый 720p) и максимум 1920х1080 (1080i). Плюс пропорции 16:9, что не может не радовать. Во-вторых, взят курс на расширение мультимедиа-возможностей систем. Народные умельцы в свое время взломали Xbox и превратили его в настоящий развлекательный центр. Теперь возможность просматривать фильмы, фотки, слушать музыку и прочее будет поддерживаться официально. То есть консоли становятся многофункциональными. В-третьих, расстановка сил другая. Microsoft — самый новый игрок на рынке, вступает в игру первым со своим Xbox 360. Конкуренция обостряется. Очень интересно будет наблюдать за битвой титанов.

Ну, и напоследок скажу свое мнение о каждом из новичков. Xbox 360 вызывает у меня большое уважение своими интернет-возможностями. Меня завораживает одна лишь мысль о том, что я смогу прийти домой, включить консоль и посмотреть оставленные мне видеосообщения. На секунду я вспоминаю, что живу в России, где это не пойдет в массы и соответственно нафиг не нужно, но потом снова как представлю и… Эххх… Зато видеочат во время мультиплеера реален и в наших условиях. Все-таки XXI век уже давно на дворе, и пора бы приобщаться к этим, как казалось некогда, фантастическим вещам. Технологически Xbox 360 пока выглядит слабее PS3, но в целом может оказаться и на ее уровне — ведь мы пока видели лишь первое поколение проектов. Проблема у Microsoft скорее в другом — в играх. Как и раньше, это сплошь PC-подобные проекты — экшены, гонки и прочая попса. Это, разумеется, неплохо, но игр, заставляющих купить платформу у Microsoft, как не было, так и нет. Она это понимает и переманивает к себе всевозможных создателей Final Fantasy. Однако погоды в целом это не делает — главные проекты у Sony. Впрочем, лично мне от Xbox 360 нужно только одно — сетевая игра с голосовой и видеосвязью.

PlayStation 3 — совсем другой разговор. Главные игры, как мне кажется, именно здесь. Здесь искусство, здесь много оригинальности, позитива и продолжений известных сериалов. С нетерпением жду Metal Gear Solid 4 , Final Fantasy XIII , Eyedentify и вообще новый виток EyeToy-игр.

Ну, и еще я совершенно не сбрасываю со счетов Nintendo Revolution. Ведь эта система, вероятно, будет таким же новым словом в играх, как и EyeToy. Только куда более массовым. Новые ощущения, совсем другие игры — мне кажется, это то, что нужно всей игровой индустрии. А с PC вряд ли что-то случится, особенно в нашей стране. Просто плестись он будет, как и раньше, в конце паровоза. Игровые развлечения делают еще один шаг вперед. EyeToy, видеочаты и ведущие игры никогда не попадут на PC. И не потому, что не могут, а потому что никому из разработчиков это не нужно. Консоли тем и хороши, что это стандарт. Попадая на сервера Xbox Live!, вы знаете, что у всех во время игры будут микрофоны, что со всеми можно связаться по видео; покупая PlayStation 3, вы знаете, что во всех играх будет доступна физическая технология AGEIA PhysX , позволяющая создавать реалистичные жидкости и одежду, которая на компьютере потребует установки соответствующего ускорителя за $250. Главное, что получат PC-игроки от новых консолей, — кроссплатформенные проекты и порты (Need for Speed, Grand Theft Auto и прочие) будут наконец использовать все самые современные технологии.

Ну а вообще мое мнение такое — играть, если есть такая возможность, нужно и на консолях, и на РС. По-настоящему выдающихся игр слишком мало, чтобы выбирать какую-то одну платформу.

Антон Логвинов, человек, подсадивший нас на консоли

PlayStation 3: или первая, или никак

Sony, второй участник большой “консольной тройки” (второй по счету, но первый по значимости), выпустит свою приставку никак не раньше следующего года. Сейчас PlayStation 3 если и существует, то лишь в виде прототипа, еще далекого от финального образца.

Сердцем приставки станет восьмиядерный чип CELL , разработанный Sony совместно с Toshiba и IBM (тоже на 3,2 ГГц). В качестве видеоподсистемы используется чип RSX от NVIDIA , который, по заверениям официальных лиц, мощнее, чем даже топовый GeForce 7800 GTX. Памяти, как и у Xbox 360, будет 512 Мбайт, но в двух форматах — 256 Мбайт XDR (тактирована частотой 3,2 ГГц) и 256 Мбайт GDDR3 (частота 700 МГц). Помимо того, консоль снабдят целой прорвой разъемов (USB, Ethernet, HDMI), а также Bluetooth и Wi-Fi-адаптерами (“голубой зуб”, по всей видимости, нужен для работы с беспроводными геймпадами, Wi-Fi — для выхода в интернет и соединения с братской консолью PSP, которую можно использовать как дополнительный геймпад и пульт дистанционного управления).

Такое обилие наворотов объясняется тем, что PlayStation 3 по замыслу Sony должна стать не просто еще одной игровой приставкой, а универсальным мультимедийным устройством, на котором можно будет не только играть и смотреть фильмы, но и путешествовать по Сети, закачивать музыку и даже работать в прикладных программах. Нетрудно догадаться, что для всего этого потребуется жесткий диск… и вот он в комплект как раз таки и не входит. Покупать его будут только энтузиасты, поэтому подобные заявления Sony — не более чем работа на публику. Да и потом, кто в здравом уме и трезвой памяти будет, например, набивать тексты на PlayStation 3 (работающей под Linux!), когда есть гораздо более удобный РС?..

Функция интернет-роутера, которой так хвалились боссы “Сони” (то есть PlayStation 3 можно было бы использовать как центр домашней сети), до финальной версии тоже не доживет — ее решили выкинуть из соображений экономии (а значит, останется всего один Ethernet-порт). Поскольку до релиза консоли еще далеко, под нож могут пойти еще и многие другие фичи.

Однако всех, само собой, интересуют в первую очередь не “железные” подробности, а библиотека игр. С ними у приставки проблем точно не будет. Собственные линейки игр для PlayStation 3 анонсировали все самые крупные издатели и разработчики. Список эксклюзивов не слишком обширен, зато все игры — крупнокалиберные мегахиты: стелс-экшен Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots ( Konami ) о похождениях постаревшего Снейка, Devil May Cry 4 ( Capcom ), файтинг Tekken 6 ( Namco ), экшен Project Assassins (игру делает Ubisoft , так что вряд ли она надолго останется эксклюзивом), Madden NFL NextGen , Fight Night Round 3 (продолжения бесконечных спортивных сериалов от Electronic Arts ) и прорва игр от самой Sony — шутер номер раз Killzone 2 , шутер номер два Warhawk , шутер номер три The Getaway 3, автогонки MotorStorm , Vision Gran Turismo и Formula 1 , шпионская игра Eyedentify , где игровой процесс целиком построен на общении игрока с главными героинями посредством камеры EyeToy, две MMORPG (одна по комиксам, другая фэнтезийная). Основная же масса игр, как и прежде, будет выходить не только на PlayStation 3, но и на Xbox 360, PC и, может быть, Nintendo Revolution (хотя с ней все сложнее, но об этом ниже). Всего под третью “Игростанцию” разрабатывается уже больше 100 игр.

Ролики игр для PlayStation 3 (в первую очередь Killzone 2 и MotorStorm) вызывают, чего уж греха таить, неподдельное восхищение — такой графики в играх для Xbox 360 и PC нет даже близко. Вы будете смеяться, но на самом деле в PS3-играх… ее тоже не будет. По крайней мере, в ближайший год или два. Ни один из тех проектов, которые показывали на E3 и недавней Tokyo Game Show (прошла в сентябре), не был представлен в играбельном виде. Все это заранее отрендеренные ролики, призванные лишь продемонстрировать максимум возможностей консоли. Да, в играх действительно будет такая графика, но через несколько лет. Вот только РС-игры все это время тоже не будут стоять на месте, и к тому моменту, когда появятся обещанные “киллзоны”, их графика уже не будет удивлять так, как она удивляет сейчас.

Сколько будет стоить PlayStation 3, официально не объявлено, поэтому пока остается только строить догадки. Цифры называются самые разные — от $400 до $800. Неясность вносит и сама Sony: глава Sony Computer Entertainment Кен Кутараги (над которым давно посмеиваются за его путаную речь) как-то сказал, что PlayStation 3 станет таким привлекательным устройством, что люди ради нее будут готовы больше работать. Естественно, это заявление истолковали в том духе, что стоить консоль будет дорого, хотя Кенни, возможно, имел в виду совсем другое. Так или иначе, дешевой приставка не будет (слишком уж дорогая у нее начинка), но вряд ли цена поднимется намного выше $400.

Выйдет консоль уже весной следующего года. Скорее всего, это будет в марте: PlayStation 2 была запущена 4 марта 2000 года (правда, только в Японии), поэтому будет очень символично, если и третья выйдет в этот же день. Вопрос лишь в том, успеют ли. Играбельных проектов еще не показывали, финальный дизайн геймпада не утвержден (тот “бублик”, что показывали на E3, раскритиковали в пух и прах), да и самой консоли в законченном виде никто не видел (только муляжи).

РС ничего не грозит

Играет на платформах: РС, Xbox

Любимая платформа: PC

История моего знакомства с консолями нынешнего поколения напоминает то ли трагедию, то ли комедию. Наслушавшись соловьиных песен нашего главного консольного фана Антона Логвинова о том, какими гениальными игрокудесниками являются японцы и насколько их творения превосходят разработки всего остального мира, я не выдержал и сам себе подарил Sony PlayStation 2. Я окружил эту замечательную черную коробочку лаской и любовью, выделил ей лучший телевизор в доме, тратил на общение с ней по несколько часов в день. Вместе мы колошматили врагов в файтингах, катались по Сан-Андреасу и изучали загадочные характеры jrpg-девочек из Final Fantasy X-2. Увы! Девочки, несмотря на роскошные фигуры и откровенные наряды, оказались плаксивыми дурами. Бедняга Сиджей из Grand Theft Auto: San Andreas по причине совершенно дикого управления получал по рогам в первой же перестрелке. И только файтинги радовали душу бедного писишника. Но, к сожалению, их оказалось недостаточно для поддержания отношений — через полгода консоль была продана коллеге Игорю Варнавскому, который, вроде бы, покупкой остался очень даже рад.

Чуть раньше у меня появился Xbox. Причина покупки тривиальна — после переезда в Москву я был отлучен от PC, а играть в “компьютерные” игры хотелось. Впрочем, после возвращения персоналки Xbox была отведена не самая завидная роль DVD-проигрывателя и средства ознакомления с теми проектами, которые уже вышли на чудо-приставке, но еще не удостоили своим вниманием компьютер (например, Fable ).

Та же самая участь ждет и Xbox 360, который я обязательно приобрету после того, как цена на него опустится до разумных пределов — система эта хороша для просмотра DVD, большинство ее игр выполнены в PC-стиле, да и дизайн у новой “коробочки” потрясающе красивый. PlayStation 3? Нет, это не наш выбор. Впрочем, если говорить о рынке в целом, а не обо мне в частности, то эта консоль, скорее всего, займет первое место: слишком уж сильны позиции Sony как среди разработчиков, так и среди покупателей. А вот кто займет второе место — неизвестно. С одной стороны, Microsoft сильна маркетингом, у нее полные закрома денег — как раз этого не хватает Nintendo. Однако последняя обещает революционные во всех отношениях игры.

А РС как был, так и останется. Дело в том, что у персоналок есть огромное преимущество перед любой платформой — это постоянный рынок. Чтобы ни случилось, компьютеры не перестанут покупать для работы, а значит, на них будут и игры. Кроме того, для выхода на эту платформу не нужно клянчить у производителя инструментарий — следовательно, большинство молодых и дерзких команд будут работать именно на “персоналках”. Не забываем и онлайн-игры — World of Warcraft лишь первый пример того, каких потрясающих результатов можно добиться на этом рынке. Ну и, конечно же, PC останется пристанищем “умных” игр — ведь шевелить мозгами лежа на диване намного сложнее, чем сидя за столом.

Андрей Александров, не проникшийся писишник

Nintendo Revolution: “лейварюция” или мыльный пузырь?

Nintendo Revolution — самая загадочная из всех трех консолей. Ее точные технические характеристики неизвестны до сих пор. Центральным процессором станет PowerPС (частота не сообщается). Видеоподсистема — от ATi (под кодовым именем Hollywood), оперативной памяти — 512 Мбайт. Revolution будет снабжаться обычным DVD-приводом, двумя USB-разъемами, слотом для карточек SD и Wi-Fi (как и в случае с PlayStation 3, через Wi-Fi к “лейварюции” можно подключать карманную консоль Nintendo DS). Nintendo с самого начала заявила, что она не намерена участвовать в “гонке мегагерц” и что мощность приставки для нее не имеет никакого значения. Revolution значительно слабее консолей Sony и Microsoft, не будет в ней и поддержки HDTV. С другой стороны, она значительно меньше размерами (примерно как три коробки от DVD, сложенные стопкой) и гораздо дешевле.

Однако размеры и цена — отнюдь не самое главное. Будь так, все бы играли исключительно на мобильных телефонах. Главным selling point Revolution будет контроллер, принципиально отличающийся от геймпадов PlayStation 3 и Xbox 360. Nintendo рассказывала о его достоинствах едва ли не целый год, но показала лишь на Tokyo Game Show. Сказать, что увиденное ошеломило публику, — значит не сказать ничего. Представьте себе… обычный “необычный” пульт дистанционного управления для телевизора, который умеет отслеживать перемещения в пространстве и наклоны вправо-влево. Чтобы посветить фонариком в нужное место или навести прицел на противника, больше не придется извращаться с неудобными аналоговыми рукоятками — достаточно легкого движения руки. А уж какой простор открывается для эротических игр…

Подобный контроллер теоретически может очень сильно изменить весь облик игровой индустрии, но здесь есть сразу несколько “но”. Во-первых, еще неизвестно, насколько удобным окажется это устройство, ведь руки надо будет постоянно держать на весу. Во-вторых, если “революционный пульт” зарекомендует себя хорошо, Sony и Microsoft могут выпустить аналогичные контроллеры и для своих приставок. Ну и самое главное: не факт, что изобретение Nintendo найдет понимание у игровых компаний. Геймпады современных консолей мало отличаются друг от друга, поэтому при портировании особых проблем не возникает. У Revolution же контроллер совершенно иной, переделывать игры под него будет очень долго и сложно. С приставкой будет поставляться и обычный геймпад, но если игроделы начнут ориентироваться только на него, потенциал “пульта” так и останется незадействованным. Пока что девелоперы отзываются о “Революции” с восторгом (Питер Молинье, которому приватно показали контроллер еще на Лейпцигской выставке, сказал: “ Никогда не следует недооценивать Nintendo ”), но игр для этой приставки пока анонсировано катастрофически мало: Metroid Prime 3 , новые части сериалов Mario и Legend of Zelda , Final Fantasy: Crystal Chronicles (да и те толком не показали). Консоль поступит в продажу последней — после выхода PlayStation 3. Из крупных издателей Revolution официально поддержала только Ubisoft , из разработчиков — Gearbox.

Использование DVD в качестве носителя позволит сделать Revolution обратно совместимой со всеми играми, выпущенными для предыдущих консолей Nintendo (раньше это было невозможно потому, что игры для GameCube распространялись на нестандартных восьмисантиметровых дисках, а для более ранних приставок — на картриджах). Старые игры за небольшую плату можно будет загружать через специальную онлайновую службу. Это тоже “ход не по правилам” — прежде Nintendo принципиально не замечала важность онлайна.

Just for fun

Играет на платформах: РС

Любимая платформа: догадайтесь с трех раз

В любом толковом учебнике по медицине написано, что в зависимости от текущего занятия наш позвоночник сам принимает наиболее удобное положение. Так вот, когда я дома играю в, допустим, демоверсию F.E.A.R. или же на рабочем компьютере перетаскиваю в Exсel какие-нибудь нудные графики, то постоянно сижу в одной и той же позе. Крайне, надо сказать, кривой и чреватой сколиозом, лордозом и прочими ортопедическими ужасами.

Чувствуете посыл? Неважно, играем ли мы или перетаскиваем графики — на PC мы __ постоянно сидим в одной и той же позе, более подходящей для напряженной работы , нежели для отдыха. Каждая настоящая __ PC-игра — это стопроцентный challenge, испытание для усидчивых, сильных духом и крепких нервами. За последний год на моем компьютере побывали десятки PC-хитов и единственная игра, за которой я по-настоящему сумел отдохнуть, — невинная shareware-головоломка Fiber Twig.

На консолях все совсем не так. Главное драматическое отличие от PC: играть на консолях можно сидя, лежа, стоя — как угодно и как удобно. Здешние игры созданы для того, чтобы развлекать , давать людям удовольствие, fun, а не чтобы пожирать без остатка ваше свободное время. На PC в принципе невозможны развлечения вроде того же EyeToy или SingStar — ибо в эти игры нельзя играть неделями и месяцами. Час-два. Ну три. Большинство консольных игр вынимаются из коробки, запихиваются в привод и проходятся за фольклорные два вечера (если это, конечно, не клиника, вроде Final Fantasy). В PC-играх такого fun’а минимум, зато пресловутый challenge начинается еще во время установки, когда выясняется, что драйвер видеокарты внезапно устарел, а Windows вдруг позарез захотел скачать обновления из интернета. Плохо ли это?

А вот как сказать. Мне, например, нравится challenge, причем везде. На консолях никогда не появится экшен типа Half-Life 2 , стратегия в духе Civilization или RPG а-ля Gothic — по-настоящему хардкорные игры. И никакой NextGen не изменит этого исторического порядка вещей. Крики вроде “консоли убьют PC” — ей-богу, полная чушь. По большому счету, в приставках нового поколения поменяются только технологии, главный принцип останется тем же: больше развлекательных игр. На PC, как вы сами понимаете, все было, есть и будет с точностью до наоборот.

Александр Кузьменко, ортодоксальный старообрядец

Слияния и поглощения

Ну и кто же победит в схватке трех гигантов? На этот счет строятся самые разные прогнозы. Наиболее безоблачное будущее ждет, конечно, PlayStation 3 — с ресурсами Sony, широкой поддержкой разработчиков и такой гигантской аудиторией, “обработанной” двумя предыдущими поколениями приставок, просто невозможно сесть в лужу. Xbox 360, может, и не выйдет на лидирующие позиции (хотя такой вариант тоже возможен), но как минимум сильно упрочит свои позиции или даже сравняется с PlayStation 3. Те новости, которые поступают о “боксе” сейчас, вселяют исключительно оптимизм. Еще в сентябре крупнейшие онлайновые магазины США EB Games и GameStop объявили о том, что прекращают прием предзаказов — лимит консолей исчерпан (и это при том, что в EB Games цены на бандлы Xbox 360 составляли от $600 до $700, в GameStop — от $700 до $2000). Опросы в Японии тоже дают неожиданный результат: после сентябрьского Tokyo Game Show о покупке американской приставки задумались аж 22% японцев, хотя прежде ею интересовались не более 5-6% процентов. Британское отделение Microsoft предупреждает игроков о возможном дефиците консоли в момент ее запуска.

Труднее всего представить, какое будущее ждет Revolution. Битву за нынешнее поколение приставок Nintendo вчистую проиграла, поэтому ей придется труднее всего. Большая N это понимает и потому намеренно дистанцируется от противостояния Sony и Microsoft. Конкурировать с ними напрямую она больше не сможет — ее консоль сильно проигрывает в мощности. Поэтому Nintendo избрала другую тактику — сохранить старую аудиторию за счет выпуска хардкорных игр (главным образом, продолжений Metroid Prime, Mario, Legend of Zelda) и завоевать симпатии как можно большего числа тех людей, которые не знают значения слова “шейдер” и с трудом могут вспомнить название игры, которую они гоняют каждый день. И сделать ей это поможет новый контроллер — под него можно разрабатывать простые в освоении игры с несложным геймплеем (казуальных игроков чаще всего отпугивает именно сложность освоения).

Расчет Nintendo вполне может сработать — чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, что сейчас творится на рынке портативных консолей. По одну сторону баррикад PSP — чудесный во всех отношениях гаджет, практически PlayStation 2 в миниатюре. На ней можно играть (в том числе в старые игры — через эмуляторы), смотреть кино, слушать музыку, читать книжки и разве что не бутылки с пивом открывать. Игр для нее пока, правда, мало, а те, что есть, портированы с “больших” консолей. По другую сторону — раскладной чемодан Nintendo DS, где игры одна страшнее другой, зато они на полную катушку используют особенности приставки — наличие двух экранов (один из них сенсорный) и микрофона. Пока владельцы PSP ломают голову, как взломать очередную версию прошивки (на новых версиях не запускаются эмуляторы), покупатели Nintendo DS учат щенков в Nintendogs голосовым командам и делают операции в симуляторе хирурга Trauma Center (вместо скальпеля — стилус). Большинство этих игр неинтересны хардкорным игрокам, но зато их на ура встречают в среде тех самых “казуалов”. Как результат, Nintendo DS до сих пор обходит PSP по продажам.

Наконец, самое главное: а что же будет с РС? Да ничего не будет. О смерти персоналок говорили во времена PlayStation, во времена PlayStation 2 и вот теперь говорят опять — а труповоз и ныне там. Компьютеров в мире в несколько раз больше, чем всех консолей вместе взятых, и не учитывать это разработчики просто не могут. На компьютерах делают игры, учатся делать игры (огромное количество разработчиков — бывшие модмейкеры), поэтому крупные проекты с персоналок полностью никогда не исчезнут. Есть, в конце концов, жанры, которые в принципе невозможны на консолях (из-за особенностей управления и разной аудитории — например, “там” никому даром не нужны пошаговые стратегии), есть разработчики, которые не сумели пробиться на консоли или найти финансирование (как Ritual с SiN Episodes ), есть независимые команды, которые не хотят отдавать большую часть прибыли Большому Брату Издателю, предпочитая распространять игры самостоятельно через Сеть (вроде Valve ), — да много еще чего “есть”.

Проблема компьютера как игровой платформы заключается в том, что у него нет собственного “попечителя”. Он одновременно всех и ничей. Sony, Microsoft и Nintendo продвигают свои консоли всеми силами, стараются, чтобы у разработчиков был удобный инструментарий, следят за качеством выпускаемых игр. Присматривать же за РС попросту некому, потому что это открытая платформа. Изменить что-то может только Microsoft. Эта компания сейчас пытается усидеть на двух стульях: с одной стороны, основные доходы она получает от продажи Windows и Office, поэтому кровно заинтересована в том, чтобы число персоналок постоянно росло (их владельцам надо во что-то играть), а с другой стороны, не менее важен для нее и приставочный рынок — ведь именно там крутятся основные деньги. Поддерживать РС редмондцы намерены путем сближения его с приставками: в Windows Vista можно будет подключать геймпад Xbox 360 к РС, игры будут идти прямо с диска, без инсталляции, а вместо системных требований на дисках в ближайшем будущем станут писать, компьютер какой категории нужен для ее запуска (категория 1, категория 2 и так далее). Согласитесь, такой рейтинг запомнить куда проще, чем частоту процессора, размер оперативной памяти и модель видеокарты.

Сами консоли тоже постепенно двигаются навстречу РС — обзаводятся мультимедийными функциями, жесткими дисками и, самое главное, доступом в Сеть. Деление на платформы со временем, видимо, просто умрет, останется какая-то одна универсальная платформа, ориентированная на работу с онлайном. Как говорил Рентон в фильме “ На игле ”, “ в будущем исчезнут и мужчины, и женщины, останутся одни гомосеки ”. Живи Рентон не в 80-х годах, а в наше время, он бы сказал то же самое, но про игровые системы.

Сколько стоит запустить консоль

Все вы, наверное, не раз слышали о том, какие сумасшедшие деньги вкладывают Sony , Microsoft и Nintendo в свои приставки и сколько денег они теряют на продаже каждой консоли. Возникает вопрос: зачем они создают все новые и новые приставки и откуда они берут на это деньги, если их продажа убыточна? Ведь сами по себе эти компании выпускают не так уж много тайтлов, основную массу игр делают сторонние компании. Дело в том, что в консольном бизнесе все устроено несколько иначе, чем в компьютерной индустрии. Консоледержатели тратят гигантские суммы на разработку и продвижение приставок, а потом еще и продают их по цене ниже себестоимости (бывает, что продажи консолей приносят прибыль, но это, как правило, редкое и непродолжительное явление). Делается это для того, чтобы охватить как можно б о льшую аудиторию. Когда такая аудитория появляется, игры начинают расходиться огромными тиражами и компания возмещает все предыдущие расходы (потому что издатели обязаны платить “хозяйке” консоли от $7—10 с каждой проданной копии). В нынешнем поколении прибыль приносит только PlayStation 2 (на окупаемость вышла уже на втором году жизни). Xbox был убыточен на протяжении всего своего жизненного цикла (за исключением единственного квартала, когда вышел Halo 2 ). GameCube был какое-то время прибыльным, но сейчас у него дела обстоят хуже всего.

Расходы на новые консоли ожидаются гораздо больше, чем прежде. По подсчетам агентства Merrill Lynch потери Sony из-за запуска PlayStation 3 в следующем году составят $1,18 млрд. В 2007 убытки снизятся до $700 млн, в 2008 — до 450 млн (это, конечно, еще не истина в последней инстанции, но прогнозы аналитиков в большинстве случае подтверждаются — например, подтвердилось почти все из того, что они говорили про Xbox 360). Microsoft потеряет не меньше (по некоторым данным себестоимость “тристашестидесятки” равна $375, а минимальная конфигурация стоит всего $299), но она себе это может позволить: ее цель сейчас — создание имиджа Xbox 360, а все потери редмондцы восполнят потом.

Средний бюджет игр для этих приставок вырастет до $9 млн, а бюджет проектов AAA-класса — от $20 млн. Тиражи игр увеличатся (к электронным развлечениям приобщается все больше и больше людей), но этого будет явно недостаточно, чтобы окупить такие титанические бюджеты. Поэтому цены на игры тоже поднимутся — до $59,99 (игры от самой Microsoft, правда, будут стоить как и сейчас — $49,99).

Тем не менее платформодержатели изыскивают все новые способы заработка. Microsoft, к примеру, будет требовать отчисления c производителей периферийных устройств для Xbox 360 (геймпадов, ковриков, карточек памяти и так далее). Не исключено, что Sony последует ее примеру и введет в отношении PlayStation 3 такое же правило (хотя для ее приставок периферия и так всегда была дорогая).

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь