23 ноября 2005
Обновлено 17.05.2023

Играем: Пошаговый космос. Онлайн-стратегия OGame

Играем: Пошаговый космос. Онлайн-стратегия OGame - изображение обложка

Любая онлайн-игра, какой бы прекрасной и замечательной она ни была, имеет как минимум два недостатка. Как только вы подсядете на такой онлайн-проект, он тут же начнет рекордными темпами опустошать ваш кошелек — в виде абонентской платы и оплаты интернет-трафика. Но еще с большей скоростью начнет улетучиваться ваше свободное время.

На фоне этих общеизвестных фактов проект OGame выглядит весьма пикантно по трем причинам. Итак, загибайте пальцы: отсутствие абонплаты, суперэкономичный расход трафика (можно с комфортом играть даже на модеме). Но главное, на мой взгляд, достоинство заключается в том, что для успешной игры достаточно всего часа свободного времени в сутки. Чем не мечта?

…да нескоро дело делается

OGame — это классическая космическая стратегия, корни которой уходят в эпоху таких игр, как Master of Orion и Galaxy. “Классическая” в данном контексте означает, что игроку предлагается дежурное стратегическое блюдо из колонизации планет, добычи ресурсов, исследования технологий, строительства боевых флотов и, разумеется, войны с другими такими же “исследователями”, “шахтерами” и “строителями”. Четкая конечная цель в OGame отсутствует. Можно посвятить себя торговле, можно построить мощный флот и стать грозой всей вселенной, можно играть в одиночку, а можно вступить в альянс. Все удовольствие здесь в самом процессе развития и в общении с другими игроками.

Кстати, игру Galaxy чуть выше я упомянул далеко не случайно: несмотря на то что Galaxy является типичным представителем PBeM, а OGame — чистокровная онлайн-стратегия, между ними есть немало сходства. Дело в том, что основной принцип игры в OGame очень напоминает игры по электронной почте: получил игровую сводку, оценил ситуацию, раздал приказы и отправился курить/отдыхать/пить чай (нужное подчеркнуть).

Спрашивается, как подобную схему удалось привинтить к онлайн-стратегии? Дело в том, что все процессы в игре — строительство, научные исследования, добыча ресурсов и полеты флотов — длятся часами и даже днями. При этом игровой час по своей продолжительности полностью идентичен часу реального времени.

Запустили на строительство линкор? Отправляйтесь на двухчасовой перекур. Утром отправили союзнику транспорт с ресурсами? Ждите его возвращения к вечеру. Начали исследование очередного уровня гиперпространственной технологии? До встречи через три дня.

Топография игрового мира OGame крайне проста. Вселенная состоит из девяти галактик, каждая из которых, в свою очередь, состоит ровно из пятисот звездных систем. Количество планет в звездных системах также одинаково — по 15 планет в каждой. Завидная регулярность игрового мира объясняется весьма просто: с учетом скудного графического оформления игры навигация по хаотично расположенным галактикам и системам стала бы попросту невозможной.

К счастью, на этом уравниловка заканчивается: сами планеты, на которых игроки строят колонии, имеют разное количество полей для застройки. К слову, заранее узнать размер планеты нельзя, он определятся случайно непосредственно в момент ее колонизации. Поэтому многие игроки применяют следующую тактику: уничтожают колонию на маленькой планете, чтобы через время заселить ее снова в ожидании прироста места под застройку.

Необходимо отметить, что в каждой вселенной играет около 7000 живых стратегов. При достижении 7-9 тысячи аккаунтов администраторы проекта создают новую вселенную, чтобы избежать перенаселения. В русской версии OGame пока существуют только три вселенных, в английской и немецкой — в 2-3 раза больше.

Для того чтобы играть в OGame, нужно зарегистрироваться в любой из доступных вселенных на сайте игры. После регистрации каждый неофит получает базовую планету и небольшое количество ресурсов для постройки рудников. Для самой игры вам понадобится любой интернет-браузер — специализированные игровые клиенты тут не только не предусмотрены, но и строго запрещены правилами.

Начальный этап развития нетороплив и, по правде говоря, скучноват, так как заключается в постепенном накоплении ресурсов. Но уже на вторые-третьи сутки ассортимент доступных построек и научных исследований увеличится в несколько раз, а главное — появляется возможность строить космические корабли, при помощи которых можно воевать или колонизировать новые планеты.

Колонизация планеты в OGame — процесс необратимый. В том смысле, что уже колонизированную планету никто не может ни захватить, ни уничтожить, кроме ее непосредственного владельца. Разумеется, тут же возникает вопрос: если чужие планеты нельзя ни захватывать, ни уничтожать, в чем же тогда заключается смысл сражений? Ответ прост: ресурсы, ресурсы и еще раз ресурсы.

О пользе некрофилии

В OGame три разновидности ресурсов: металл, кристалл и дейтерий. Все три типа нужны для строительства зданий и флота, для проведения исследований, а дейтерий помимо этого используется и в качестве топлива для кораблей. Расход ресурсов с ходом игры растет экспоненциально: если затраты на строительство первого уровня рудников измеряются в сотнях единиц металла и кристалла, то на строительство двадцатого уровня — уже в сотнях тысяч. Поэтому чем дальше в лес, тем больший приток ресурсов понадобится для успешного развития своей космической империи.

Наиболее очевидный и доступный источник ресурсов — собственные колонии. Однако строительство флота открывает более выгодный способ обогащения — грабеж других игроков. Для нападения необходимо выбрать подходящую планету, предварительно просканировав ее шпионскими зондами, после чего отправить по этим координатам свой флот. Если жертва не имеет собственного флота или защитных сооружений (щитов, ракетных установок, лазеров и т.д.), то напавший игрок автоматически получает половину всех ресурсов, находящихся на атакованной планете.

Если же на атакованной планете находится флот и планетарная защита, произойдет сражение и призовой “пополам” будет выдан только в случае победы над противником. Бои в OGame длятся шесть раундов, в каждом из которых все юниты случайным образом выбирают себе цель и стреляют по ней. После того как у атакованного юнита заканчивается щит и запас брони, он считается уничтоженным. Если после шести раундов юниты остались и у нападавшего, и у оборонявшегося, то битва считается закончившейся вничью и атакующий флот возвращается на базу несолоно хлебавши.

После сражения часть уничтоженных кораблей превращается в обломки основных ресурсов — металла и кристалла, которые можно собрать с орбиты при помощи кораблей-переработчиков. По этой причине на позднем этапе игры охота за планетами с большим запасом ресурсов уступает место охоте за флотами противника с целью уничтожить их и “переплавить” себе в казну.

Самое интересное заключается в том, что атакованный игрок получает сигнал о нападении непосредственно в момент отправки вражеского флота, что позволяет ему заранее подготовиться к атаке: например, вложить все ресурсы в производство либо отправить их с транспортами на другую планету. Таким же образом можно спасти от уничтожения и флот. Защитные сооружения, разумеется, спрятать от врагов подобным образом нельзя, зато 70% защиты автоматически восстанавливается после боя без участия игрока и дополнительного расхода ресурсов.

Подобные особенности боевой системы приводят к тому, что застать врасплох активно играющего противника крайне проблематично. Соответственно, атаки на тех, кто всегда бдит на страже своих ресурсов и флота, малорезультативны. На начальном этапе игры большинство огеймеров промышляют атакой неактивных аккаунтов (благо планеты таких игроков обозначаются специальными символами): кто-то забросил игру, кто-то не смог появиться в OGame из-за забот в реальной жизни, а кто-то просто наивно решил подкопить ресурсов. Флот на таких планетах уже никуда не убежит, а ресурсы могут утащить из-под носа только другие “космические шакалы”.

Если не хотите попасть под раздачу, вступайте в сильный альянс, не храните большие запасы ресурсов без развитой обороны, а флоты на время своего отсутствия отправляйте в полет — искусственно снизив потребление топлива, можно растянуть перелет на несколько дней. Если же вам предстоит отлучиться от игры на больший срок, активируйте специальный режим отпуска, при котором добыча ресурсов на ваших планетах остановится, однако другие игроки не смогут вас атаковать.

В помощь стратегу

Некоторые расчеты в игре, если проводить их вручную, могут превратиться в излишне утомительное занятие, например, расчет вероятности победы над флотом противника.

Дополнительные программы для доступа к данным игры в обход браузера запрещены, однако об утилитах для упрощения расчетов правила умалчивают. Поэтому не помешает запастись программой SpeedSim ( www.wss-stuttgart.de/~aknaub/ogame/SpeedSim_v0.9.2.5b_rus.zip ), которая позволяет точно определить результат столкновения двух флотов или рассчитать вероятность уничтожения планетарной защиты.

Также можно изменить и внешний вид игры: шрифты, картинки юнитов, строений и технологий. Для этой цели можно скачать дополнительные скины ( http://80.237.203.201/download ). Шкурки для OGame также полезны еще и тем, что при их установке вся графика будет загружаться не с сайта игры, а с жесткого диска вашего компьютера, что позволит ощутимо сократить трафик.

* * *

Может сложиться впечатление, что OGame — практически идеальная стратегия. Вынужден вас разочаровать — это далеко не так. Во-первых, она достаточно однообразна. Впрочем, этот недостаток стараются компенсировать сами создатели игры, периодически добавляя новые типы сооружений и юнитов.

Большее разочарование вызывает графика, точнее практически полное ее отсутствие. Однако и это — не помеха для настоящего стратега. Хуже всего дело обстоит с интерфейсом. Игра через браузер — это, конечно, хорошо, но подобный подход не мог не отразиться на удобстве управления и доступа к информации. К примеру, вы не найдете здесь сводных таблиц по ресурсам, постройкам, защите и флотам каждой из ваших колоний — каждую из них придется “перетряхивать” отдельно. Одним словом, для выполнения самых необходимых действий приходится делать множество лишних кликов мышкой, а также подключать на помощь устный счет, ручку и записную книжку (еще удобнее для записей и расчетов использовать Excel).

Тем не менее общий баланс достоинств и недостатков получается положительным: добротно продуманные, интересные, да еще и бесплатные онлайн-стратегии встречаются ой как нечасто. Тем более с таким количеством игроков.


ВЕРДИКТ: Уникальное и весьма играбельное сочетание удачных находок из онлайн-игр, PbeM-стратегий и легендарной Master of Orion. Стратеги, готовые презреть графические красоты, будут довольны.

РЕЙТИНГ “ИГРОМАНИИ”: 7.0

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь