21 декабря 2005
Обновлено 17.05.2023

Evil Dead: Regeneration

Evil Dead: Regeneration - изображение обложка

Сэм Рэйми (читайте рассказ про него и его былое творчество прямо на этих страницах) вот уже как три года самоотверженно разбазаривает собственный талант и суммы, равные чуть ли не годовому бюджету Украины. И деньги, и дар гениального, без дураков, режиссера тратятся на крупномасштабную эпопею про то, как тщедушного лузера ужалил в причинное место радиоактивный паук. Лузер проснулся с грудой мышц и возможностью пускать паутину из собственной вены. По этому поводу он натянул обтягивающий комбинезон с узорами и взялся отстаивать в Нью-Йорке вечные ценности…

Мало кто знает, но в 1981 году двадцатитрехлетний Рэйми с компанией друзей приехал в натуральную заброшенную хижину и за сущие копейки снял там совсем другую историю. Историю про то, как пятеро молодых людей случайно находят “Некрономикон” и методично превращаются в гогочущих дурным голосом зомби с гнилыми зубами. Фильм этот называется “ Зловещие мертвецы ” и является для образованных людей культом почище “Человека-паука”.

Так вот, пока Рэйми играет в блокбастеры, дело его живет. Тогдашние фанаты “Мертвецов” выросли, стали разработчиками компьютерных игр и занялись интерактивным переложением любимого фильма детства. Первые две попытки перенести Evil Dead на наши с вами мониторы привели к появлению абсолютно неиграбельной дряни. Не помог даже Брюс Кэмпбелл, который взялся озвучить своего широкоэкранного персонажа для обеих игр. Поэтому сам факт разработки Evil Dead: Regeneration не воодушевил даже бывалых фанатов (к числу которых, если что, относится и автор этих строк).

Армия тьмы

Удивлению нашему не было предела, когда оказалось, что Regeneration — это образцово-показательные “Зловещие мертвецы” для поколения трехмерных ускорителей. Лучше уже не сделаешь, да и незачем. Тут есть все: ужасы, фирменный юморок, Эш с бензопилой вместо правой руки и распотрошенные зомби в промышленных количествах. Но самое главное — кроме духа и буквы оригинального фильма в Regeneration наличествует пристойный геймплей и нестыдный драйв. Получилась, наконец, игра, а не интерактивный “Тур де Франс” по местам боевой славы.

Новые “Мертвецы” стартуют там же, где и вторая часть одноименного фильма. Эш заканчивает методическое расчленение бывших друзей при помощи бензопилы и изгоняет из себя вселившуюся было нечисть. Согласно классической трилогии, тут ему надлежит провалиться в Средневековье (именно так начиналась последняя, самая крупнобюджетная серия Evil Dead — “Армия тьмы”). Cranky Pants Games предлагают другой вариант развития событий. Эш обнаруживает себя в психиатрической клинике, главврач которой проводит в подвале эксперименты с изъятым “Некрономиконом”. Все, конечно, очень быстро выходит из-под контроля, больницу наводняют хрипящие мертвецы, а Земля оказывается перед неуютной перспективой — силы Зла вот-вот пролезут через открытые порталы.

С точки зрения атмосферы и общих ощущений, Regeneration удивительным образом напоминает… The Suffering. Тот же мясницкий драйв, местами один в один совпадающие декорации (психиатрическая лечебница вместо тюрьмы, лес, заброшенные шахты, порт), не менее выразительная кунсткамера, аналогичная ставка на адреналин, а не на технологические изыски. Но там, где создатели The Suffering предпочитали строить сложное лицо, Cranky Pants Games вставляют очередной диковатый гэг. Как и фильм, игра ловко чередует натуральный хоррор с мерзким хихиканьем. Сочетание это идеально подходит для всех, кто души не чаял в оригинальном фильме. Но мы, как издание, которое читает в том числе и молодежь, обязаны предупредить о специфике местного юмора. Если сцена случайного падения обезображенного карлика в место соприкосновения двух гигантских шестеренок (с последующей демонстрацией перемалывания) кажется вам забавной — добро пожаловать. Если же фонтан крови из лифта видится дурным вкусом — лучше держаться от Regeneration подальше, подобный юморок значится одной из основных достопримечательностей проекта.

Геймплей новых “Мертвецов” походит на сильно облегченную версию все той же The Suffering. Эш точно так же умеет периодически выпускать наружу свое “второе я”. Набрав привычный rage-meter, вы легко можете превратить Брюса Кэмпбелла в жуткое создание со вспученными венами и горящими глазами. Находясь в измененном состоянии, главгерой легким движением руки превращает врагов в кровавую труху, а также получает на порядок меньше повреждений от вражеских пуль и укусов.

В местном арсенале все без сюрпризов: пистолет, двустволка, огнемет и прочие незамысловатые пушки. Забавно другое: ни один из перечисленных видов оружия не обладает ограниченным запасом патронов. Стреляйте, то есть, сколько угодно. Перезарядка, впрочем, требуется. Этот простой и изящный, как кастрация кота, ход заметно пришпоривает местное действие. Вы не охотитесь за обоймами, не задумываетесь, что патронов в шотгане хватит лишь на зачистку следующей комнаты. Вы палите что есть сил. И режете. На правую руку Эша, кроме упомянутой уже бензопилы, периодически можно насаживать различные агрегаты. Среди прочих — гарпун на веревке, который позволяет ловко притягивать к себе удаленных врагов.

Сочетание пальбы и резни вкупе с отсутствием боеприпасов приносит свои плоды: Regeneration играется очень бодро. Местный экшен (приправленный, к слову, внушительным количеством незамысловатых комбо) идеально отражает ритм оригинального фильма. Быстро, громко и очень много внутренностей крупным планом.

К бесконечным патронам и насадкам на правую руку главгероя добавляется еще один забавный геймплей-элемент. Его зовут Сэм, и он — карликовый зомби с повадками мелкого итальянского гангстера. Сэм носит золотую цепь поверх майки-алкоголички, говорит голосом Теда Рэйми (младший брат режиссера) и помогает Эшу в борьбе со Злом. Помогает, надо сказать, весьма успешно — Сэма можно метким пинком забрасывать на головы мертвецов (которые он тут же откручивает), в него можно периодически вселяться (чтобы пролезть в недоступные главгерою места), а будучи предоставлен сам себе, он ловко расстреливает врагов магией. Еще Сэм бессмертен: каждый раз, когда очередной зомби разрезает его пополам, он, цедя непечатное, возрождается рядом с вами. В итоге Cranky Pants очень уместно разбавляют кровавую свистопляску периодическими паззлами с участием карликового зомби.

Зловещие мертвецы: история вопроса

До того как Сэм Рэйми ушел в добровольное рабство к компании Marvell , он успел снять нуар-триллер “Простой план” и, конечно же, подарить миру культовую трилогию про “Некрономикон”. Если вы вдруг не смотрели нижеследующие фильмы — стыд вам и позор.

Зловещие мертвецы (Evil Dead, 1981)

Пятеро друзей (среди которых — будущая звезда b-movies Брюс Кэмпбелл) приезжают в заброшенную хижину, в которой обнаруживается “Некрономикон” и магнитофонная запись с заклинанием. Пленку, понятно, прокручивают, после чего все, кроме героя Брюса Кэмпбелла, оборачиваются гнилозубыми тварями, которые хохочут так, что по коже моментально начинают бежать мурашки.

Дебютант Рэйми, снявший “Зловещих мертвецов” за сущие копейки с помощью своих студенческих приятелей, моментально обрел культовый статус. Чернейший юмор пополам с гениальной операторской работой и расчлененкой крупным планом сделали свое дело — сегодня “Мертвецы” считаются натуральной хоррор-классикой.

Зловещие мертвецы 2 (Evil Dead 2: Dead by Dawn, 1987)

Не то сиквел, не то ремейк начинался точно так же, как и первая часть. Рэйми заменил некоторых актеров, добавил больше юмора и… открыл натуральную золотую жилу. Сцена, в которой Кэмпбелл отрезает собственную взбесившуюся кисть и наживляет на культю бензопилу, должно быть, демонстрируется в музее кино сразу после знаменитой хичкоковской “сцены в душе”.

Зловещие мертвецы 3: Армия тьмы (Army of Darkness, 1993)

Самый дорогой и самый комедийный фильм трилогии. Эш проваливается в Средневековье. Следом за ним проваливается “Некрономикон”, и все начинается по новой. С той лишь разницей, что мертвецы наряжаются в латы и берут в руки мечи. Юмор окончательно перевесил ужасы — “Армия тьмы” смотрится уже как откровенная комедия, за что ее обругали фанаты оригинала и возлюбили многочисленные бивисы. Есть подозрение, что именно “Армия тьмы” открыла Рэйми дорогу к многомиллионным бюджетам и кабальному контракту с хозяевами “Спайдермена”.

* * *

Визуально Regeneration выглядит, надо признать, ужасно. Если вы ищете игру, чтобы обкатать свежекупленную видеокарту за полтыщи долларов, обратитесь лучше за помощью к свежеиспеченному хиту F.E.A.R. Здесь нет и намека на модные технологии, даже пресловутые пострендерные эффекты, которыми в последнее время стало модно латать технические недочеты, Cranky Pants не потрудились прикрутить. Модели и текстуры соответствующие…

Но вот парадокс: сложно представить себе игру, основанную на низкобюджетном культовом хорроре, которая вдруг начнет щеголять бамп-мэппингом, шейдерами или, извините, стенсильными тенями. Техническое несовершенство Regeneration выглядит как сознательный шаг, потому что все остальное — звук (который в оригинальном фильме заставлял прудить в штаны), музыка, режиссура роликов — на месте.

В итоге Cranky Pants сделали, конечно, образцовую Evil Dead-игру. Если бы Сэм Рэйми нашел в себе силы оторваться от неиссякаемого “спайдермен”-источника и снял наконец давно обещанную четвертую часть своей культовой саги, то у него явно получилась бы Regeneration. Жутковатая, смешная, некрасивая и вместе с тем очень профессиональная. Под стать оригиналу, в общем.


Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 8.0

Графика: 5.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 6.0

Дождались? Образцово-показательная игра по “Зловещим мертвецам”. Грубая, некрасивая, смешная и очень бодрая. К синефильским удовольствиям (Брюс Кэмпбелл и Тед Рэйми на озвучке) наконец добавился крепкий геймплей, подозрительно напоминающий The Suffering. Всем фанатам — к обязательному ознакомлению.

Рейтинг “Мании”: 7.0

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь