21 декабря 2005
Обновлено 17.05.2023

Трехмерное царство. Тестирование стереоочков от СТЭЛ в играх

Трехмерное царство. Тестирование стереоочков от СТЭЛ в играх - изображение обложка

С повсеместным приходом трехмерной графики активно развивались различные стереоочки и шлемы виртуальной реальности. Многие наверняка помнят о шлеме VFX 3D , о котором не писал разве что ленивый. Однако дальше обзоров и небольшого успеха дело не пошло. В итоге системы виртуальной реальности стали уделом энтузиастов, которые создают тематические сайты и форумы, где обсуждают последние новости, веяния и особенности тех или иных моделей. В большей степени проблема со стереосистемами заключается в том, что они очень дорогие — цена на некоторые продукты доходит до нескольких тысяч долларов.

Однако компания СТЭЛ ( 3dstereo.ru ) представила свои аналоги — стереоочки 3DS-GM и 3DS-GS — за скромные деньги.

Очки для циклопов и не только

Собственно, что представляет собой 3D-стереонабор от СТЭЛ? Очки, контроллер и диск с необходимыми программами и драйверами. При этом оборудование можно купить как по частям, так и в комплекте.

Контроллер 3DS-PC2M отвечает за работу очков и поддерживает работу в форматах “вертикальная стереопара”, “попеременная стереопара”, а также в режиме для получения искусственного стереоизображения. С помощью 3DS-PC2M можно выровнять по вертикали оба ракурса стереоизображения.

В случае с современными компьютерами дополнительное питание для контроллера не требуется, он получит его от самой видеокарты. Подключается 3DS-PC2M между выходом видеокарты и монитором, через специальный VGA-переходник. Если у вас установлена старая карта, то, скорее всего, потребуется блок питания. Любопытной особенностью контроллера стала возможность подключить сразу две пары очков. Для тех, кто собирается смотреть 3DS-фильмы или играть на телевизоре, компания специально разработала контроллер 3DS-TV1.

Для тестов мы получили сразу две пары очков: 3DS-GM и 3DS-GS. Первые представляют собой классическую модель с двумя раздельными ЖК-ячейками размером 32х25 мм каждая. Внешне они смотрятся современно и компактно, на практике очень удобны. Необычно то, что производят их не в нашей стране, а за границей. По своим характеристикам они идентичны продукции от компании X3D. Оправа 3DS-GM выполнена из пластика, а дужки можно регулировать. Защита от постороннего света у них минимальна, так что рекомендуем либо использовать 3DS-GM в темноте, либо постараться поставить монитор так, чтобы избавиться от постороннего света.

Стереоочки 3DS-GS выглядят необычно и старомодно, такое ощущение, что над дизайном разработчики не так много трудились. Ну да ладно, пойдем дальше. Чем уникальны 3DS-GS? В отличие от привычных моделей с двумя ЖК-ячейками в них использовано общее панорамное окно, поэтому их дизайн больше напоминает шлем виртуальной реальности. Плюсом такой конструкции стала хорошая защита от света и улучшенное восприятие объема благодаря использованию панорамного вида. Несмотря на то что в них реализована пассивная вентиляция воздуха, при долгом использовании в 3DS-GS становится жарковато. Диаметр оголовья можно регулировать, весят очки больше, чем 3DS-GM.

Ограничение и тех, и других очков заключается в том, что их можно использовать только с ЭЛТ-мониторами, ЖК-дисплеи не подойдут ввиду специфики их технологии. Пожалуй, это единственное серьезное ограничение. Для того чтобы насладиться 3D-изображением, желательно, чтобы монитор поддерживал большие частоты — от 100 Гц и выше.

Пособие начинающего стереомана

Формат стереоизображения — метод вывода двух ракурсов на экран монитора (они составляют стереопару). Существует три основных формата: стереопара попеременная и стереопара вертикальная.

Коммутационные средства — средства для реализации стереоизображения. К ним относятся стереоочки и панели. Важными характеристиками являются контраст и время переключения, определяющие качество разделения ракурсов и частоту.

ЖК-стереоочки — очки с двумя окнами, в каждом находится прозрачная ЖК-ячейка.

Коммутационный метод — получение на экране дисплея двух попеременно чередующихся изображений (двух ракурсов). Левый ракурс попадает на левый глаз, правый, соответственно, на правый. Для реализации стереоизображения на экране дисплея оно должно быть представлено в формате “попеременная стереопара” (о ней ниже).

Трехмерная сцена — изображение, где ощущение объема создается за счет законов геометрии (изменения масштаба объектов пропорционально удаленности). Такое изображение часто называют 3D-изображением, но в нем мы воспринимаем только один ракурс сцены, поэтому нет возможности реализовать ряд уникальных эффектов, которые присущи стереоизображению.

Стереоизображение — наблюдение двух ракурсов сцены, образующих стереопару. В различиях ракурсов содержится информация об объеме трехмерной сцены. Когда каждый из ракурсов переносится на соответствующий глаз, получаем трехмерную сцену в истинном объеме. Аналогично мы видим реальный мир.

Стереопара — пара изображений, представляющих два ракурса одной трехмерной сцены.

Стереопара попеременная — поочередное предъявление ракурсов изображения на одном дисплее, при этом под каждое отводится вся площадь экрана. В этом формате делают 3DS-фильмы, также он используется в играх — реализуется с помощью стереодрайверов.

Стереопара вертикальная — предъявление двух ракурсов стереоизображения с вертикальным расположением одного над другим на экране (под каждое изображение отводится половина экрана). Этот вариант используется только на ПК. Его достоинство — высокая совместимость, возможность записи 3DS-видеофильмов с любым стандартом сжатия (MPEG-1,2,4).

3D-стерео на практике

Ну а теперь перейдем от слов к делу. Процесс подключения контроллера очень прост: переходник соединяем с VGA-выходом видеокарты с одной стороны и кабелем от монитора с другой. В нашем случае мы использовали эталонную GeForce 6800 GT от NVIDIA. Кроме стандартного драйвера скачали фирменный стереодрайвер. Стоит сказать, что продукция этой компании предпочтительнее именно потому, что у них есть свой драйвер для стереоочков, в случае с ATI придется использовать сторонние.

Установки и настройки в драйверах простые — в стандартном меню есть раздел, посвященный 3D-стерео, где можно назначать горячие клавиши включения и выключения стереорежима, изменения цветовой гаммы и сведения-разделения ракурсов. В одной из закладок можно включить тестовое стереоизображение, чтобы точно настроить все параметры и прочувствовать стереоэффект. Он действительно есть, правда, до этого момента икс придется тщательно поэкспериментировать с настройками.

Тестировали стереоочки 3DS-GM и 3DS-GS в самых различных играх: “ Мафия ”, Max Payne 2 , Far Cry , Fate , Warсraft III: Reign of Chaos , DOOM 3 , Half-Life 2 , Thief 3: Deadly Shadows , Need for Speed: Underground 2 и некоторых других. Для каждой приходилось заново настраивать стереоизображение, каждая игра имеет свою специфику. Вообще в одних стереоэффект явный и игра преображалась, в других он выглядит весьма блекло. Так, например, в тех же DOOM 3 и Need For Speed: Underground 2 толку от очков не так много и эффекта практически не чувствуется, особенно в первом. Другое дело — Half-Life 2 и Thief 3: Deadly Shadows, в них эффект объема и трехмерности весьма неплох и добавляет атмосферы, особенно в мрачном и темном мире Гаррета.

Очень хорошо себя показали очки в “Мафии”, Max Payne 2 и Far Cry. Персонажи, окружающий мир, машины, двери и все остальное смотрелось натурально, живо и объемно. Особенно зрелищно выглядели джунгли в Far Cry — пожалуй, это именно та игра, с которой и нужно начинать знакомство с 3D-стерео.

Отдельная история — трехмерные стратегии и РПГ, которые мы рассмотрели на примере Warсraft III: Reign of Chaos и Fate. Мы ожидали, что стереоэффект будет весьма условным, на практике оказалось иначе. При этом ощущения совсем другие, нежели в случае с тем же Far Cry. Экранные меню в играх смотрелись, как и положено, чисто двухмерными, а вот мир буквально оживал: создавалось ощущение, что мы смотрим на реальных персонажей и их приключения, как на рыбок через стекло аквариума. Крайне необычный эффект!

Если сравнивать очки 3DS-GM и 3DS-GS между собой, то однозначного победителя нет. Первые очень удобные, у них классический и практичный дизайн, они легкие, при этом обеспечивают качественный стереоэффект. Зато 3DS-GS с панорамным окном позволяют глубже погрузиться в игру и лучше защищают от окружающего света, однако с эргономической точки зрения они не столь удобны и тут есть еще над чем поломать голову разработчикам. Однако именно эта модель подойдет тем, кто носит очки, — конструкция спроектирована так, что там достаточно много свободного пространства.

Все, что вы хотели знать о 3D-стерео!

Virtual & Really.Ru ( www.really.ru ) — первый сайт, на который стоит зайти, если вы хотите ознакомиться с миром 3D-стерео. На этом источнике вы найдете множество новостей, статей и ссылок на заданную тему. Кроме этого на сайте есть форум, на котором всегда можно задать свои вопросы и получить ответы.

igrushek.net ( www.igrushek.net ) — интернет-магазин, где можно купить стереоочки и 3DS-фильмы.

Азбука стереофотера ( www.necster.narod.ru/az_book/az_book.html ) — статья, в которой просто и понятно рассказывается об основах стереофотографии, методе съемки и способах просмотра.

* * *

Впечатления от 3D-стереоизображения оказались очень интересными. К сожалению, не все игры одинаково хорошо смотрятся в стереорежиме — одни лучше, другие хуже, однако первых больше, и это радует. Если вы хотите испытать новые ощущения от уже привычных игр, стереоочки — это то, что доктор прописал.

Плюсом наборов от СТЭЛ является их дешевизна. Так, комплект “ Мини ”, в который входят очки 3DS-GM, контроллер 3DS-PC2M и диск с подборкой необходимых программ и драйверов, стоит $64 , вариант “ Панорама ” с очками 3DS-GS дороже — уже $110. Каждый компонент можно приобрести отдельно, не стоит забывать, что контроллер допускает подключение двух очков одновременно! Правда, здесь может возникнуть одна проблема: каждый человек индивидуально воспринимает стереоизображение, а на мониторе установить две настройки сразу ну никак не получится…

В общем и целом очки 3DS-GM понравились больше: они более компактные, при этом хорошо работают. Дизайн 3DS-GS выглядит сыро, потенциально панорамный подход более перспективен, осталось только доработать дизайн.

Благодарим компанию СТЭЛ ( 3dstereo.ru ) за предоставление стереоочков на тесты.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь