25 января 2006
Обновлено 17.05.2023

Gun

Gun - изображение обложка

В моем персональном рейтинге событий этого месяца метаморфоза, произошедшая с замечательной калифорнийской студией Neversoft, прочно занимает первое место. Авторы Tony Hawk’s Pro Skater сменили скейтерские кеды на “казаки” и вдруг обернулись натуральным Клинтом Иствудом от мира компьютерных развлечений. Без особого, в общем-то, шума и пиар-шелухи Neversoft выдали вестерн, исполненный такого драйва и молодецкой прыти, что не снилось даже Rockstar (см. их консольный Red Dead Revolver ). Западная пресса уже ласково кличет GunGTA на Диком Западе” и выставляет нестыдные оценки. К сожалению, за жанровыми определениями, разбором игровой механики и прочим журналистским занудством рецензенты не видят главного — у Neversoft получилось настоящее приключение. Это, вообще говоря, удивительно: на исходе 2005 года создатели — вдумайтесь! — симулятора скейтбордиста выпускают натуральный вестерн. Да такой, что автор этих строк провел за ним две бессонные ночи посреди рабочей недели.

Жесть как она есть

Gun — классическая игра времен PC-ренессанса (даром что она также вышла на всех известных науке консолях, включая Xbox360). Если обстоятельно разобрать проект Neversoft на составные части (чем мы и займемся ниже по курсу), то обнаружится, что все ингредиенты Gun не только имеют самостоятельную ценность, но и способны, каждый по отдельности, породить целую игру.

Вот, скажем, сюжет. Когда вы, тяжело дыша после двухдневного игрового марафона, будете с удивлением смотреть финальные титры, обратите внимание на строчку, в которой значится Screenplay by. Упомянутый в ней Рэндел Джонсон написал, на минуточку, сценарий к The Doors Оливера Стоуна, а также отметился автором пары серий “Баек из склепа”. После этого он оттарабанил страниц 300 для “Маски Зорро” с Бандерасом — и вот создал сюжет Gun. Здесь же — внушительный список актеров. Главгерой вещает голосом Томаса Джейна (см. недавнего “Карателя”), а за главного оппонента хрипит бесподобный Лэнс Хенриксен (бессменный андроид Бишоп из “Чужих”). На прочих ролях отметились Крис Кристоферсон (правая рука Блейда) и Рон Перлман (любимый актер французов Жене и Каро, а также недавний “Хеллбой”).

Сценарий Gun ловко тасует классические вестерны и классические же приключения. Здесь нашлось место и Иствуду, и Индиане Джонсу, и даже “Золоту Маккены”. Если вы в детстве души не чаяли в книгах Луи Буссенара и грезили конными путешествиями за сокровищами, вам сюда. Если игра в “ковбойцев и индейцев” регулярно практиковалась в вашем дворе — аналогично. Gun обладает до того складным сюжетом, что дух захватывает, натурально, с первых же кадров. Даже хоррору — и тому нашлось место. Рассказывать что-то конкретное категорически не хочется. Просто знайте, что в сценарии фигурируют конкистадоры, сокровища майя, апачи, ковбои, утраченные родственные связи и гражданская война Севера с Югом. Любому образованному человеку этого, в принципе, должно быть достаточно, чтобы сорваться в ближайший магазин.

Стрельба

Сценария Gun, как нетрудно догадаться, легко хватило бы на три среднестатистических Wild-West-экшена. С геймплеем примерно та же ситуация. Формально Gun действительно совмещает Дикий Запад и GTA-механику. То есть геймплей состоит из езды и стрельбы (есть, впрочем, стрельба во время езды). Удивительно другое: обе составляющие игрового процесса проработаны в Neversoft с любовью и четким пониманием предмета. То есть и скакать на лошадях, и сносить головы из револьвера одинаково интересно.

Экшен-составляющая Gun отщипывает по кусочку от всех модных трендов. Главгерой стреляет, бросает динамит, берет врагов в заложники, легко орудует томагавком и ловким движением руки снимает скальпы. Здесь же — вид от первого лица и обязательное slo-mo — энергия, расходуемая на модный рапид, накапливается за счет метких хедшотов и прочих изощренных смертоубийств. Периодически игра подкидывает совсем уж развлекательные моменты вроде пальбы из стационарных пулеметов и пушек. Скучать категорически некогда — боевая система Gun выверена до миллиметра и на лету генерирует абсолютно кинематографичные сцены вроде перестрелки в горящем салуне или снайперской дуэли в горах.

К удачной боевой системе аккуратно прикручена RPG-механика. Главгерой обладает рядом параметров, которые растут после каждой успешно пройденной миссии. Вдобавок к автоматическому росту характеристик по местному миру обильно раскиданы продавцы, которые бойко торгуют всевозможными апгрейдами. Одни увеличивают длительность slo-mo, другие превращают ваш шотган в какой-то ручной гранатомет, третьи осуществляют ускоренную перезарядку и т. д.

Еще один способ прокачать главгероя — это браться за всяческие сторонние миссии. Дело в том, что Gun — это действительно “GTA на Диком Западе”. Только в миниатюре. Местный мир являет собой несколько городов, межу которыми — поля, горы, реки, ущелья и прочие прерии. Конечно, это не San Andreas с его деловым центром и сельским пригородом, но масштабу GTA Neversoft противопоставляют серьезный аргумент — атмосферу. Когда вы впервые заберетесь на холм и окинете взглядом местное ущелье или неожиданно заблудитесь в каньоне, счастью не будет предела. Gun буквально пропитана атмосферой настоящего, даже не голливудского, а книжного приключения. Того самого, о котором Буссенар писал в своих “Охотниках за сокровищами”. Когда впервые набредаешь на одинокое ранчо на холме или разгоняешь на полном ходу стадо буйволов, Neversoft хочется расцеловать в полном составе, включая уборщиц и бухгалтерию. Потому что сейчас так уже не делают. Потому что сейчас в моде, извините, Снуп Дог, кун-фу, постмодернизм, глобальные онлайновые RPG и черт знает что еще. Потому что казалось, что никому уже нет дела до такой вот детской романтики искателя приключений. А вот же, оказывается, есть — стреляешь из лука и скачешь ведь по ущелью, совсем как в шесть лет.

Езда

Кстати, о скачках. Скакать, не поверите, тоже очень интересно. Лошадь можно пришпоривать, но в меру — у нее есть свой показатель здоровья, который ощутимо уменьшается, после того как вы в пятый раз подряд вонзите ей в зад заточенный металл. Загнать скакуна проще простого, а пасутся они не то чтобы на каждом шагу. Учитывая ощутимые расстояния, оказаться одному, пешком, в каком-нибудь каньоне, на полпути к ближайшему населенному пункту — не самая заманчивая перспектива.

Итак, формально в Gun можно делать все, что угодно: выполнять бесконечные поручения шерифа, охотиться за головами (постеры с надписью “Wanted!” висят на каждом шагу), пасти коров или даже развозить корреспонденцию. Сюжетные миссии (заботливо подсвеченные на карте) будут смиренно ждать своего часа. Но ничего такого делать вы не будете. Местный сценарий разворачивается с такой скоростью, а события сменяют друг друга столь быстро, что оторваться категорически невозможно. Профильная пресса ругает Gun за скоропостижность — от начальных до финальных титров вас отделяет часов шесть игры, не больше. Мы склонны относить данный факт к плюсам проекта. Neversoft и мистер Джонсон не высасывают из пальца никчемные побочные миссии, не громоздят несуразности, не пытаются накинуть пару лишних часов за счет какого-нибудь, простите, стелс-элемента. Они рассказывают настоящую голливудскую историю. А в ней все происходит по законам “Индианы Джонса”: в одну минуту вы спасаетесь бегством с тонущего парохода, в другую — держите оборону моста от индейцев, а в третью — преследуете на полном скаку поезд.

Парадокс состоит в том, что после того, как основной сюжет закончится, вы действительно захотите пройти все те побочные миссии, которые в изобилии разбросаны по миру игры. А такая возможность, по счастью, предусмотрена.

* * *

И вот еще один удивительный момент: Gun, несмотря на весь свой приключенческий романтизм, — игра крайне неполиткорректная. Женщинам здесь крупным планом перерезают горло, детей убивают, не слезая с лошади, а индейцев так и вовсе топчут копытами. После этого такие милые детали, как снятие скальпа и простреливание головы навылет, смотрятся сущими пустяками.

В итоге получается не игра, а натуральная сказка. Атмосферная, с крепким геймплеем, открытым для исследования миром, роскошным сюжетом и полным отсутствием политкорректности. К ней, конечно, можно придраться: физика не бесспорная, побочных квестов маловато, графика явно страдает из-за кросс-платформенности… Но это как раз тот случай, когда подобные моменты кажутся сущими мелочами. Рассказывать можно еще долго: про покер в салунах, про сценарные выверты, про новое оружие после каждой миссии — Neversoft, набившие руку на своем скейтерском сериале, знают, как заставить вас исходить игру вдоль и поперек. Но вот вам мой искренний совет: бегите в ближайший магазин, купите Gun и не сворачивая возвращайтесь обратно домой. Это какое-то чудо, штучная работа. Такого сейчас почти не делают. Надо ловить момент.


Реиграбельность — да

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 8.0

Графика: 7.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Поверхностно принятое за “GTA на Диком Западе” приключение в духе Клинта Иствуда, Луи Буссенара и Индианы Джонса. Если в вашем детстве практиковалась игра в “ковбойцев и индейцев”, Gun обязательна к приобретению.

Рейтинг “Мании”: 8.5

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь