06 марта 2006
Обновлено 17.05.2023

The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe

The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe - изображение обложка

Игра с привычно коротким для наших дней названием The Chronicles of Narnia: The Lion, The Witch and The Wardrobe (итого одиннадцать слов — не рекорд, но уже близко) это как раз тот случай, когда внешний вид совсем не соответствует внутреннему содержанию. Снаружи — «Хроники Нарнии» вполне себе детская игра по мотивам вполне себе детского фильма: волшебные приключения, говорящие бобры, фавны, козлики и карамельки — все дела. Зато внутри «Нарния» — это платформенная аркада повышенной степени сложности, серьезное испытание для крепких духом и геймпадом. Настоящий хардкор.

«Детская игра»

Во время всех наших случайных или запланированных встреч на всевозможных игровых выставках представители компании Buena Vista Interactive (принадлежащей, если кто вдруг забыл, дружному семейству уберкорпорации Disney ) говорили практически одно и то же. «Большой шаг компании на пути к большим, серьезным проектам», «The Chronicles of Narnia — это наш выход на рынок главных блокбастеров современности», «игра, в которую будет одинаково интересно играть и детям, и более взрослой аудитории»… В общем, не знаю, как там насчет детей, но вот про «более взрослую аудиторию» наши дорогие акулы пиара оказались безусловно правы.

В попытках привлечь к «Нарнии» как можно более хардкорных игроков разработчики сделали игру дико, а местами так и вовсе невероятно сложной даже для лиц вроде меня — с восемнадцатилетним игровым опытом за плечами и пальцами, сросшимися в форме комбинации клавиш WASD. Когда на третьем же по счету уровне «детской игры» тебя в клочья раздирает стая серых волков — невольно начинаешь задумываться об уходе на пенсию. Ну а когда первый же босс в течение тридцати секунд уничтожает весь твой отряд — так в голове и вовсе проносятся страшные мысли о том, что пора, похоже, завязывать с компьютерными играми и переходить к более мирным занятиям типа разведения гладиолусов или чтения инфернальной газеты «Семь дней».

Поэтому: дорогие родители! Если вы вдруг собираетесь покупать «детскую игру» The Chronicles of Narnia не для себя, а для своих детей, то — умоляю, не надо, ибо от нервного перенапряжения чадо может легко впасть в истерику или того хуже — взять и двинуться умом. Для всех же остальных мы спешим сообщить, что Chronicles of Narnia — это, пожалуй, одна из самых интересных платформенных аркад нескольких последних лет, пропускать которую — решительно нельзя.

Говорящий лев

Сюжет, если позволите, мы опустим, благо в этом же номере в рубрике «Игровое кино» у нас уже есть рецензия на титульный фильм. Главными действующими лицами «Хроник» являются четверо детей по фамилии Певенси, которые из-за неаккуратной игры в прятки совершенно случайно попадают в волшебный мир под названием Нарния. Но если в фильме большую часть времени они заняты взаимными препирательствами, беседами с говорящими бобрами и организацией подпольного движения по свержению местного уберзлодея — Белой Колдуньи, то в игре они с первых же минут переходят к главному. А именно — к изничтожению всего, что движется.

Сам по себе геймплей — очень несложная вариация на тему всех платформенных аркад вместе взятых: беготня по уровням, триста нажатий в секунду по клавише «удар», ну, вы понимаете. Однако в The Chronicles of Narnia есть и одно очень серьезное отличие от всех прочих развлечений для спинного мозга. А именно — местный геймплей целиком и полностью построен на ежесекундном взаимодействии всех четырех главных персонажей.

Дело в том, что у каждого из детей Певенси есть своя четкая специализация и набор определенных умений. Так, Питер — самый старший из всех — исполняет роль «шкафа», отнюдь не волшебного, — эдакого многофункционального файтера, который лучше прочих детей обучен выбивать перья из врагов. Сьюзен — его младшая сестра — типичный «дистанционный боец» в терминологии RPG. Отлично владея луками и обученная прицельно метать в гадов снежки, она практически беззащитна в рукопашном бое. Также в ее рукаве постоянно припрятана волшебная свирель — быстрое исполнение несложной мелодии мигом усыпляет особо нахальных врагов. Далее: Эдмунд — слабее Питера, но однозначно ловчее Сьюзен. Сей благородный отрок умеет отлично лазить по деревьям и… и, собственно, почти все, никаких особо выдающихся персональных умений у него нет. Другое дело Люси — самая младшая из всех. Абсолютно беззащитная в ближнем бою, она в «Хрониках» играет роль мага (или клирика — как вам больше нравится) и периодически лечит своих старших братьев и сестру. Кроме того, набравшись опыта (да-да, друзья, тут есть «опыт», почти как в настоящей RPG!) она обучается древнему искусству ниндзя — запрыгивать недругам на закорки и даже некоторое время ими управлять.

Чтобы выжить в неспокойном мире «Нарнии», детям нужно действовать исключительно сообща — причем в прямом смысле слова. В зависимости от того или иного сюжетного эпизода в нашем подчинении одновременно могут находиться от двух до четырех детей, но главная сложность заключается в том, что одновременно вы можете управлять только одним героем. Вовремя реагировать на изменение обстановки, переключаться между персонажами и в правильных местах применять их «особые умения» невероятно сложно (хотя если ваш добрый товарищ сидит на другой стороне клавиатуры, то задача упрощается ровно вдвое). Бесконечные толпы врагов прут практически безостановочно, а одновременно отбиваться от тех, кто идет в рукопашную, стрелять по тем, кто засел на возвышенностях, и одновременно пытаться залезть на какое-нибудь важное для прохождения уровня дерево — ужасно неудобно.

Когда же дело доходит до разборок с боссами — хочется и вовсе выть белугой: нет, играть в The Chronicles of Narnia в одиночку решительно невозможно…

Автора!

В середине пятидесятых годов прошлого века Клайв Стейплз Льюис был кем-то вроде Джоан Роулинг своего времени, а вокруг его многотомной эпопеи под общим названием «Хроники Нарнии» творился не меньший ажиотаж, чем сегодня вокруг очкастого волшебника Гарри Поттера и его друзей.

Некоторые биографы Клайва Стейплза Льюиса полагают, что тот начал писать детские книги из-за своего стремления уйти подальше от реальности и сосредоточиться на вере. И хотя всевозможным биографам мы обычно рекомендуем засовывать их предположения в самые невероятные места, в этом случае с ними все же стоит согласиться. В «Льве, колдунье и волшебном шкафе» как ни в какой другой детской книжке четко прослеживаются типичные новозаветные сюжеты — Пророчество, Предательство, Смерть, Воскрешение и тому подобное.

Другое дело, что в попытках привнести в свои книги как можно больше христианской духовности Льюис зачастую не утруждал себя подробными описаниями или глубоким исследованием образов главных героев. Например, небезызвестный Джон Руэл Толкин — автор «Властелина колец», а по совместительству еще и большой друг Клайва Стейплза — искренне считал «Хроники» крайне слабой повестушкой, в которой «невнятные средневековые образы хаотично замешаны на неочевидных христианских мотивах».

Однако народ с Толкином был явно не согласен. За пятьдесят с лишним лет со дня своего появления на свет «Хроники Нарнии» разошлись по всему миру тиражом, превышающим почти девяносто миллионов экземпляров, были переведены на большинство известных науке языков и стали чуть ли не самой популярной детской книгой на земле.

Сам же Стейплз, покончив с «Нарнией», окончательно отошел от реальности и с головой погрузился в религиозную деятельность. В течение нескольких лет он еженедельно выступал на радио со своей передачей «Доступное христианство», в которой понятным языком пересказывал известные библейские сюжеты простым американцам. Простые американцы, впрочем, идеями Льюиса явно не прониклись, поэтому в народной памяти он навсегда остался человеком, который писал о львах, колдуньях и волшебных шкафах.

* * *

Хотя, с другой стороны, если у вас хватит духу справиться со всеми вышеописанными сложностями, то вы откроете для себя возможно лучший платформер уходящего года. Ведь помимо по-настоящему оригинального геймплея в The Chronicles of Narnia есть и куча всевозможных мини-игр, и весьма симпатичная графика, и голливудский саундтрек, и всевозможные «коллекционные» развлечения — вроде сбора ледяных фигурок, открывающих видеобонусы… Что там еще требуется для счастья?

В общем же, если вы неравнодушно дышите к жанру или просто хотите скоротать время до весны (когда, собственно, и начнется сезонный вал хитов), то «Хроники» могут стать отличным времяпрепровождением. Только… товарищи родители! Если что, насчет детей мы вас предупреждали.

P.S. И еще одно. Эта рецензия писалась на основе знакомства с локализованной версией «Хроник», любезно предоставленной нам компанией snowball.ru. Так вот, перевод игры на язык осин выполнен в целом очень чисто и аккуратно, однако к официальной русской версии у нас есть одна очень серьезная претензия. Главных героев игры — детей из семейства Певенси — озвучивали, что логично, тоже дети, у которых, однако, далеко не такие «поставленные» голоса, как у профессиональных взрослых актеров. Все реплики главных героев проговорены одинаковым, нейтральным тоном, и в тех местах, где дети, по идее, должны играть голосом — кричать, пугаться или изображать удивление — они этого, к сожалению, не делают. Как итог — в русской версии игры теряется добрая часть всей атмосферы. Обидно.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетнет

Оригинальностьда

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей : 7.0

Графика: 7.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 6.0

Дождались? Хардкорная, а местами так и вовсе невероятно сложная платформенная аркада, которая умело маскируется под карамельную детскую игру по мотивам детского же рождественского фильма.

Локализация : 2/3

Рейтинг «Мании»: 7.0

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь