Пираты XXI века

Пираты XXI века

Спецматериалы — Пираты XXI века
Казалось бы, куда проще сказать: за все всег&
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спецматериалы
Пираты XXI века

Наши еженомерные беседы с мэтрами игростроя о самых насущных, самых наболевших вопросах, связанных с компьютерными играми, продолжаются. Обратите внимание, что на нашем форуме (http://forum.igromania.ru) в ветке «Почта «Игромании» вы можете предложить свою тему для обсуждения.

В сегодняшней беседе приняли участие:

nek Юрий Некрасов, директор CrioLand;

ChSМихаил Пискунов, ведущий сценарист «К-Д ЛАБ» и KDV Games;

Zorich — писатель-фантаст Александр Зорич;

Их встречала, привечала и подбадривала «Игромания» в лице Владимира Болвина, Алексея Макаренкова и Светланы Померанцевой.

Глас народа

Сегодня речь пойдет о пиратах. Несмотря на бурные дебаты в прессе, на заседаниях правительства и даже на лавочках у подъездов, основная масса игроков еще до конца не разобралась со своим отношением к пиратству — хорошо или плохо? Собственно, а за какой бок их кусает производитель контрафакта? Казалось бы, все уже тысячу раз оговорено, рассмотрено и понятно абсолютно всем. Но нет, многие до сих пор считают пиратов благородными людьми. Высказывания посетителей нашего почтового форума (http://forum.igromania.ru/forumdisplay.php?f=9) не оставляют по этому поводу никаких сомнений: «С учетом наших доходов, пираты — это настоящие «робингуды»...», «...Да пираты вообще молодцы, делают то же самое, только гораздо дешевле!» — и так далее в том же духе.

[Игромания]: Заезды бульдозеров по горам пиратских дисков, массовые изъятия «левой» продукции из магазинов и остановка штамповочных станков со стороны игроков почему-то сопровождаются не криками «Браво!», а одними лишь стонами и всхлипами. Попробуем разобраться, чем привлекают геймеров пиратские диски, и прокомментируем их цитатами посетителей форума.

1) Ценой? Безусловно. Но когда выбирают не программное обеспечение, а, допустим, бытовую технику, далеко не всегда гонятся за дешевизной. Скорее наоборот — все стараются получить максимально высокое качество (которое не бывает дешевым). Тем не менее к играм это явно не относится: «...Попытку продать мне игру за 50 баксов я считаю глумлением. Моя цена — $10. Кто за 10 продаст, у того и возьму. Кроме того, я лучше поддержу своего провайдера и на халяву скачаю игры из Сети...».

2) Оперативностью? Факт, пираты работают намного оперативнее, ведь им не нужно согласовывать детали, подписывать кучу документов и утрясать множество проблем. Однако взломанные и «русефецированные» в домашних условиях программы покрыты массой «родимых пятен». Выходит, игрокам на качество наплевать? Или они купят то, что появится на прилавках раньше? «Наши подпольные умельцы основали пиратскую фирму ХХХ. Как нам везет! Вышла игра в 7 утра, а к 9 вечера ее уже снабжают субтитрами на русском и голосовым переводом...».

3) Доступностью, поскольку «правильных» дисков порой невозможно достать? «В Москве можно купить лицензию, а что делать тем, кто живет в провинции? У нас в городе с софтом и играми положение бедственное. В этой связи попробуйте догадаться, откуда я беру игры...».

Посекундная тарификация

[ChS]: Обличительные речи о пиратстве сродни россказням о вреде курения. Об этом сказано многое, приведена масса доводов, в том числе и очень шокирующих. Но тем не менее люди все равно курят. И все же этот вопрос надо неустанно поднимать, поскольку вреда от пиратов много. Вообще-то пиратство — это очень прибыльное дело, и живут «робингуды» отнюдь не в лесу и не в землянках. А низкая цена на пиратские диски означает, что кто-то лишился честно заработанных денег. Если мне предложат на улице мобильник за одну пятую его реальной стоимости, я откажусь — ведь за эту разницу в цене кто-то пострадал. Цены на игры устанавливаются вовсе не для того, чтобы поглумиться над покупателем.

[nek]: Это комплексная проблема. На мой взгляд, пираты существуют благодаря двум основным проблемам: 1) низкой платежеспособности покупателей (бедности населения) и 2) неспособности государства пресечь продажу контрафактной продукции. Решение этих проблем выбьет у пиратов почву из-под ног. Но пока никаких намеков на скорое оздоровление рынка не наблюдается. Что, впрочем, и неудивительно — в один день такие проблемы не решаются.

Наша компания — разработчик. Мы делаем игры и хотим получать за свою работу деньги. Покупая лицензию, игроки оплачивают нашу работу, вкладывают деньги в развитие компании и всего отечественного игропрома в целом. Приобретая же краденое, люди спонсируют нелегальный бизнес, который отнимает у разработчиков их доходы. Для нас это очень больной вопрос, но я бы не стал обвинять во всем покупателей. Они берут то, что им продают. Люди не обязаны следить за соблюдением законов на территории страны. Для этого есть соответствующие органы. Просто каждый должен хорошо выполнять свою работу на своем уровне. Правительство ответственно за то (в какой-то степени), чтобы у соотечественников были деньги на лицензию. Милиция должна следить за тем, чтобы распространителей контрафакта было как можно меньше. Задача игровой компании — создать такую игру, за которую игрокам было бы не жалко отдать деньги. Разумеется, мнение покупателей имеет значение, но пока не будут решены основные проблемы, сформировать общественное мнение невозможно.

[Игромания]: По поводу низкой платежеспособности — мы как-то раз провожали группу норвежцев в аэропорту, где они случайно оказались возле ларька с компьютерными играми (сплошной контрафакт). Увидев цены, представители одной из самых благополучных стран Европы радостно выстроились в очередь и скупили практически все, что было на прилавке. Вот вам и «цивилизация»... Дома им такое «счастье» недоступно — на каждом углу там пиратку не продают.

[ChS]: Здесь, в общем-то, как в футболе — когда пиратский диск оказывается на прилавке, это все равно что нападающий выходит один на один с вратарем или даже с пустыми воротами. То есть, по большому счету, делать что-либо поздно. На одной чаше весов $40 экономии, а на другой — всего лишь разумные, но труднооспоримые доводы. Преодолеть такое искушение очень трудно.

Люди везде одинаковы. Пока для пиратов есть экономическая ниша, отлавливать их поодиночке бесполезно. Свято место пусто не бывает. Проблема в том, что в нашем случае товаром является информация (игра), создать которую очень трудно, а вот воспроизвести очень легко. В отличие от, например, «Мерседеса».

Радикальное решение проблемы я вижу в следующем — продавать нужно не товар в виде диска, а услуги в виде игрового времени. Пусть игрок подключается через быструю широкополосную линию к серверу и играет в нравящуюся ему игру, пока не надоест. Прообразом такой модели является служба Xbox Live!. Если с пиратством не могут разобраться на государственном уровне, эту проблему решат сами разработчики.

[Игромания]: Однако бывает и так, что лицензию просто невозможно купить!

[ChS]: Для меня лично это не проблема. Ассортимент легальной продукции на российском рынке уже достаточно широк — есть из чего выбирать. В большинстве случаев желание поиграть в игру непременно в день ее выхода — всего лишь каприз, в котором легко можно себя ограничить (вообще-то иногда это бывает очень трудно... — Прим. ред.).

В любом случае легальная локализованная версия игры предоставляет гораздо больший уровень комфорта, от которого уже не хочется отказываться. Я, например, решил дождаться версии DOOM 3 от фирмы , хотя под рукой была пиратская версия. Другое дело, если лицензионных версий у нас никто продавать не собирается... Вот это действительно проблема. Я как-то слышал про то, как один наш уважаемый издатель обратился к очень уважаемому разработчику с предложением выпустить его игру в России. Прикинув возможные продажи и, соответственно, доход от сделки, очень уважаемый разработчик изумился и сказал: «Юристы, которые будут оформлять контракт, возьмут с нас больше денег, чем мы получим от продаж в вашей стране!». Это было уже давно, но западные издатели до сих пор относятся к российскому рынку с недоверием.

Microsoft наступает... и выигрывает

Представители фирмы Microsoft в России вовсе не желают мириться с российской действительностью и «адаптировать» систему продаж под местный менталитет. «Цивилизованность» прививается российскому потребителю с помощью милиции. В конце ноября 2005 года в Ростове-на-Дону объявлен приговор россиянину Сахно П.Г., который признан виновным в нарушении Закона РФ «Об авторских и смежных правах». Ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на один год и штраф размером 25 000 рублей. Отбывать наказание ему придется в колонии-поселении. А виноват он в том, что устанавливал по просьбам товарищей нелицензионную копию Windows. Трудно даже представить, сколько народу у нас ходят в одном шаге от тюрьмы. Вот уж верно говорят — не зарекайся... Стараниями Microsoft такого рода «пираты» попадались и раньше, но до этого сроки давали условно.

А был ли выбор?..

[Игромания]: Если уж говорить прямо, то когда-то пираты сделали доброе дело: благодаря им все мы получили возможность пользоваться дорогостоящим софтом, о котором многие американцы могли только мечтать. Помнится, в 1998 году, после дефолта, мы встречали на западных сайтах по 3D-моделированию такие цитаты: «Не подскажете, стоит ли мне покупать 3ds Max 2.x, если я начинающий 3D-моделлер? Все-таки он стоит $2500...».

До этого момента нам как-то не приходило в голову, сколько на самом деле стоит та или иная программа. У нас в ларьках самые последние версии «Макса» продавались за 70 рублей, и любой школьник мог попробовать все графические пакеты вместе взятые. Лицензионные версии можно было достать только через знакомых. Если бы тогда государство разгромило пиратов, весь серьезный софт (включая хорошие игры) был бы просто недоступен большей части населения...

Не исключаем, что на тот момент возможность купить этот софт по той цене, которую могли заплатить покупатели, сыграла какую-то положительную роль. Поэтому сегодня у нас так много людей, знакомых с 3D-моделированием, разбирающихся в программировании и т. д. Может, поэтому власти смотрели на пиратов сквозь пальцы?

[Zorich]: С копирайтом на софт вообще получается интересная ситуация. Лично я уже 10 лет не могу однозначно сформулировать свое отношение к этому вопросу. Казалось бы, куда проще сказать: за все всегда надо платить — и точка! Но вот не поворачивается у меня язык... Двенадцать лет назад мне с трудом хватило денег на весьма скромный компьютер. Чуть позже купил себе «троечку» — тоже на последние деньги. Ну не мог я тогда, физически не мог, заплатить за Windows, MS Office, Corel Draw и Adobe Photoshop. А мне все это надо было освоить, потому что я тогда занимался так называемыми синкретическими литературно-художественными проектами, «чистым искусством», так сказать, где изобразительный ряд сопрягался с текстами в единое целое.

С играми ситуация очень похожая. Кто, например, издавал StarLancer в России? А никто. Microsoft не продала права на эту игру ни одному из российских издателей. А можно ли найти лицензионный StarLancer в том же Харькове? Нет, невозможно. Отсюда вопрос: что делать жителю Харькова, который хочет этот самый StarLancer посмотреть дальше демоверсии? Но ведь и демку не всякий может скачать — у нас куча народа по сей день живет на диалапе.

С другой стороны, я нутром чую, что отечественный производитель просто обязан бороться за соблюдение своих прав. Иначе он просто умрет, проиграв в конкурентной борьбе мощным западным фирмам на своем внутреннем рынке. У нас пираты диктуют такие демпинговые цены на диски, что отечественные разработчики просто не могут вырасти до уровня западного.

Теперь посмотрим правде в глаза: фактически, получаются двойные стандарты — против пиратов, но... А что делать?

Игры на «развес»

[ChS]: Вижу, разговор вышел на новый, более глобальный уровень. Конечно, доступность интеллектуальных достижений для каждого члена общества — безусловное благо. С другой стороны, тот, кто эти «блага» создавал, имеет право на вознаграждение. Истина же где-то посередине.

Microsoft совсем недавно анонсировала два онлайновых сервиса — Windows Live и Office Live (вдобавок к Xbox Live!). Понимая уязвимость коробочного софта перед пиратами, компания ищет другие формы распространения своей продукции. Эксперименты с онлайн-сервисами ведутся на всех фронтах — начиная с продаж игрового времени и заканчивая всем остальным. Еще несколько шагов в этом направлении, и стандарт перестанет двоиться в глазах.

[Игромания]: Переход разработчиков к продажам игрового времени вместо привычных игровых CD/DVD больно ударит не только по пиратам, но и по большинству российских игроков. Западные геймеры «сидят» на высокоскоростных линиях, у нас же со связью все не так шоколадно...

Понятно, почему люди покупают пиратские диски. Но может, найдутся другие способы борьбы с пиратами? Есть же законодатели, милиция. Воспитательные меры к покупателям: школа, ясли, детский сад. Воспитательно-принудительные меры к пиратам: СИЗО, зона, электрический стул, газовая камера, выстрел в затылок, инъекция яда, повешение, гильотинирование, сожжение на медленном огне.

Еще есть такие игроки, которые приобретают пиратки исключительно в ознакомительных целях. Т.е. контрафакт используется в качестве «продвинутой демоверсии». Почему бы, собственно говоря, не продавать по демпинговым ценам (по сравнению с пиратскими дисками) версию игры, в которой содержится 2/3 ее реального объема? Иными словами: не бесплатную демоверсию, а платную, очень дешевую, но — обрезанную. Понравится покупателю — пойдет и купит полную. Он будет знать, зачем пошел в магазин. Смысл покупки пиратского диска будет несколько подорван. Чем не вариант?

[ChS]: В звукозаписывающей индустрии, кажется, уже точно установлено, что циркуляция пиратских MP3 способствует продажам музыки. Но игры — несколько иной продукт, многие из них одноразовы, даже несмотря на высокое качество.

А вот недорогая демоверсия объемом 2/3 от полной... Честно говоря, не знаю. Мысль интересная, но это вопрос к маркетологам. Только они могут оценить действенность такого хода. Не исключено, это нарушает какие-то законы рынка, а может, наоборот, это революционное предложение.

[Игромания]: Для нас, потребителей, любой вариант интереснее, чем вынужденный уход разработчиков в интернет-сумрак.

Пиратство на консолях

Приставочные игры тоже пиратят, но в меньших масштабах — запуск контрафакта на консолях связан с определенными трудностями. Чтобы приставка начала понимать пиратские диски, в нее сначала надо установить мод-чип, а для этого потребуется «хирургическое вмешательство» с паяльником в руках. Одно неверное движение — и консоль превращается в стильную подставку для вазы с цветами.

Мод-чипов для Xbox 360 еще нет, но это лишь до поры до времени. Через полгода (или чуть позже) они появятся в продаже.

* * *

Ситуация на российском рынке ужасающая — разработчики трудятся как пчелки, а «мед» снимают какие-то левые граждане, которые не придумывали сюжет, не рисовали героев, не программировали игровой движок и вообще — не имеют никакого отношения к играм. Зато пираты предоставляют возможность купить созданное разработчиками за копейки, чему наши покупатели очень рады. Только девелоперам почему-то не нравится кормить непонятных нахлебников, поэтому они ищут радикальный выход из этой ситуации. Но мы искренне надеемся, что в результате все придут к компромиссному варианту — такому, который устраивал бы и разработчиков, и игроков.

Комментарии
Загрузка комментариев