Игровая библиотека

Игровая библиотека

Игровая библиотека — Игровая библиотека
Самое удивительное, что роман действителn
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Игровая библиотека
Игровая библиотека

Авторы: Дэвид Аб Хью и Брэд Линавивер (перевод Н. Гурвица)

Издательство: Эксмо

Тираж: 5000 экземпляров

Жанр: фантастический боевик (роман)

DOOM — из тех игр, которые меньше всего подходят для переложения в литературную форму. Нет, конечно, какой-никакой сюжет там был, но покажите мне человека, который играл в DOOM ради него. Драйв, постоянное действие, атмосфера — вот что искали в этой игре. Судьба же безымянного морпеха интересовала всех лишь постольку поскольку.

Однако популярный бренд должен не простаивать, а приносить деньги. Задолго до появления одноименного фильма по мотивам DOOM была написана тетралогия о приключениях бравого пехотинца, который, кстати, обзавелся именем — Флай Таггарт. Однако наши издатели, по всей видимости, решили приурочить выход книг к релизу фильма, смекнув, что так они принесут куда большую прибыль.

Откровенно говоря, перед тем как взять в руки первый роман из цикла DOOM, ваш покорный слуга не ожидал ничего хорошего и слабо представлял, каким образом эту игру можно перенести в литературную форму. К счастью, опасения оказались отчасти напрасными. Разумеется, большой литературы из DOOM не вышло, но книга получилась очень неплохой и местами даже необычной.

При этом авторы не плюнули на первоисточник ради создания литературной версии событий, а постарались по мере возможности следовать ему. Событийный ряд примерно тот же, что в игре: опальный коммандос волею судьбы попадает на Фобос (спутник Марса), где сталкивается с созданиями инфернального происхождения, которые появились в результате неудачного эксперимента с внеземными технологиями.

После зачистки Фобоса главный герой в компании со своей подругой Арлин отправится на второй спутник — Деймос. Чуть позже к ним присоединится еще и ученый, переживший нашествие монстров. Во второй половине романа появляются диалоги (которых почти не было в первой части — кроме разве что допроса одного демона), а герои во время коротких передышек пытаются понять, чего же хотят от землян злобные пришельцы. Экшена от этого меньше не становится, просто на смену геноциду мелких монстров приходят продуманные поединки с боссами.

Самое удивительное, что роман действительно напоминает игру. На первых порах герой оказывается почти без амуниции и, ничего не понимая, расправляется со слабенькими противниками (вроде зомби). Затем «случайно» находит оружие помощнее, но и враги становятся серьезнее. Расправился с ними — и тут же, без малейшей передышки, влип в следующую передрягу. Как только Флай находит ракетницу, доходяги-зомби сменяются куда более мощными противниками, хорошо знакомыми всем, кто играл в DOOM. Так проходит большая часть романа.

К чести авторов надо отметить, что со своей главной задачей — написать книгу, где стрельбе отводится больше места, чем трескотне между персонажами, — они справились на «отлично». Ситуация меняется ежесекундно: Флай сражается с боссом, Флай переходит на новый уровень, Флай, оставшись без оружия и амуниции, ищет путь к спасению...

Оружие в основном огнестрельное, но в отдельных эпизодах Флаю и Арлин придется схлестнуться с исчадиями ада и в рукопашную, с помощью незабвенной бензопилы. Имена писателей, работавших над этой книгой, как и над тремя последующими, вряд ли известны хоть кому-нибудь в нашей стране, но едва ли нашлись бы авторы, справившиеся с новеллизацией DOOM лучше, чем они. Лихой, брутальный, полный черного юмора и чистого драйва стиль Брэда Линавивера и Дэвида Аба Хью понравится даже тем, кто о компьютерных играх слышал лишь краем уха. Другое дело, что такие люди вряд ли обратят внимание на тоненькую книжку с глуповатой иллюстрацией на обложке и еще более глупым названием — «Иди и стреляй» (хотя суть романа оно описывает предельно точно).

Несмотря на всю свою простоту и не слишком логично прописанный мир (судите сами, если один обычный морпех оказывается столь эффективен против демонов и их товарищей, почему остальных покромсали так быстро?), роман действительно заслуживает всяческих похвал. Ведь авторы смогли нащупать практически идеальную дозу, в которой следовало смешать игровые и литературные элементы, чтобы итоговый результат мог заинтересовать как играющую, так и читающую публику...

Резюме: Увлекательная и весьма близкая к первоисточнику (насколько позволяет формат) книга. Редкий случай, когда из совершенно безнадежной лицензии (безнадежной в литературном плане) смогли выжать что-то толковое.

Оценка: 4 звездочки из 5.

DOOM: Ад на Земле (DOOM: Hell on Earth)

Автор:

Дмитрий Злотницкий

 

Авторы: Дэвид Аб Хью и Брэд Линавивер (перевод Н. Гурвица)

Издательство: Эксмо

Тираж: 5000 экземпляров

Жанр: фантастический боевик (роман)

Второй роман из цикла DOOM появился почти сразу же после выхода первого — видимо, издатели почувствовали, что пока бренд у всех на слуху, надо делать деньги. Главные герои, очистив спутники Марса от монстров, оказываются перед сложнейшей дилеммой: «гасить» вроде уже некого, а дурь в голове еще осталась (плюс очень хочется кушать, да и воздуха катастрофически не хватает).

Наскоро собрав из подручного хлама маленький космический кораблик (чему только не учат в морской пехоте США!), Флай Таггарт и сотоварищи улетают на Землю. Приземление происходит где-то в центре Америки, неподалеку от крупного поселения мормонов. По удивительному стечению обстоятельств эти мормоны оказываются единственными людьми на всей Земле, которые не капитулировали перед интервентами из ада, а продолжили борьбу с ними не на жизнь, а на смерть. Не зная этого, наши герои невольно подставляют мормонов под удар, а потом сами же берутся исправлять свою ошибку. На помощь им отряжают непревзойденную хакершу Джилл (с оружием она тоже на «ты») и мормона Альберта, который тут же начинает крутить шашни с Арлин, подружкой главного героя.

В Hell of Earth авторы несколько отошли от своей первоначальной идеи (стрельба и еще раз стрельба, разговоры — для слабаков) и гораздо больше времени посвятили развитию характеров, их сомнениям, метаниям и отношениям между собой. В этом плане им, конечно, далеко не только до классиков, но и даже до коллег по цеху вроде всем известного Роберта Сальваторе. С другой стороны, особенной глубины от книги по DOOM никто и не ждал — главное, что вся эта болтовня и разборки персонажей между собой придают сюжету некую живость.

Впрочем, было бы неверно говорить о том, что экшена в книге стало значительно меньше. Добрая половина романа отведена под описание того, как четверка героев пробирается к базе демонов. В свете того, что наблюдают персонажи, путешествуя по оккупированным демонами США, название книги кажется в корне неверным.

Жизнь, которую ведут новые граждане Америки (зомби), мало чем отличается от той жизни, которую ведут современные американцы. Рекламу «Макдональдса» заменили призывы вступать в армию зомби — а в остальном все то же самое. Флай и его камрады рекламе не верят и вместо того, чтобы присоединиться к мертвякам, всячески их истребляют (вот дураки!). Мормоны — последний оплот человечества — живут уж слишком спокойно. Единственное нападение на них выглядит детским лепетом по сравнению с тем, что пережили Флай и Арлин на спутниках Марса.

«Ад на Земле» — книга явно переходная, ее ценность как самостоятельного произведения стремится к нулю. В конце романа герои расстаются, правда, уже почти добравшись до цели. Однако основная миссия — проникновение на базу и взлом компьютеров — ждет читателя в продолжении. Читателя подводят к кульминации и обрывают повествование в момент наибольшего напряжения — надо же как-то сиквел продавать.

Книга ничего бы не потеряла, если бы ее включили в первый роман. Но две части — это, как вы понимаете, в два раза больше денег. А значит, и в два раза больше работы издателям, которые, разумеется, не упустили замечательной возможности присесть в любезно приготовленную для них лужу: большая часть терминов, в частности названия монстров, в первой и второй книгах переводится абсолютно по-разному. Хорошо хоть для зомби не придумали какого-то особо оригинального прозвища.

Оформление обложки шагнуло вперед и уже не выглядит аляповатой поделкой художника-карикатуриста. Хотя в свете выхода фильма кадр из него смотрелся бы куда логичнее малопривлекательного демона. Тем более что в других проектах «Эксмо» не брезгует подобным — например, кадр из «Города грехов» «украшает» книгу... о покушении на де Голля.

Но это уже мелочи, не способные перекрыть простой и очевидный факт — «Ад на Земле» доставляет не меньше удовольствия, чем многие из современных экшенов, а времени на него придется потратить гораздо меньше, чем на прохождение игры.

Резюме: Среди романов, созданных по мотивам популярных брендов, «Ад на Земле» выглядит уверенным середнячком.

Оценка: 3 звездочки из 5.

Комментарии
Загрузка комментариев