Выставки достижений игрового хозяйства

Выставки достижений игрового хозяйства

Спецматериалы — Выставки достижений игрового хозяйства
Выставки/конференции по своему значению и назначению бывают разные. Фактически их можно разделить на три вида. Выставки-шоу (E3, Games Convention в Лейпциге, Tokyo Game Show, ECTS до своего закрытия), бизнес-мероприятия (Lyon и Game Connection в рамках др
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спецматериалы
Выставки достижений игрового хозяйства

E-mail рубрики special@igromania.ru

 

С 7 по 9 апреля в гостинице «Космос» состоится очередная Конференция разработчиков игр — КРИ 2006. Самое время обсудить с разработчиками «выставочную» тему. Из числа будущих «космонавтов» с нами сегодня беседовали:

amicusПетр Прохоренко, сценарист и геймдизайнер студии «Леста»;

ChizhАндрей Чиж, QA-менеджер Eagle Dynamics;

PenguinЕлена Худенко, PR-менеджер «К-Д ЛАБ», KDV Games;

ChSМихаил Пискунов, ведущий сценарист «К-Д ЛАБ» и KDV Games;

Zorich — писатель-фантаст Александр Зорич;

RichyДмитрий Бурковский, руководитель игрового направления компании «Новый Диск»;

politologКонстантин Спиридонов, менеджер по рекламе и связям с общественностью компании «МедиаХауз»;

ZeitcatcherИван Никитин, директор и ведущий программист Temporal Games.

Представители «Игромании» в лице Владимира Болвина, Алексея Макаренкова и Светланы Померанцевой задавали разработчикам каверзные вопросы и настойчиво требовали ответов.

Координаты чудес

Люди, объединенные общими интересами, любят собираться вместе и демонстрировать собственные достижения. Ветераны вьетнамской войны показывают друг другу старые раны и вспоминают запах напалма по утрам, филателисты хвастают особо редкими бракованными изделиями, нумизматы раскладывают древние монеты, давно потерявшие общепринятую ценность.

В других отраслях такие мероприятия тоже практикуются. Только размах у этих встреч совсем другой: Москве в память о регулярной выставке остался огромный комплекс ВДНХ, а в Париже красуется башня инженера Эйфеля. Российская игровая индустрия, едва набрав вес, обзавелась своими собственными выставками. Зачем?

Казалось бы, ответ очевиден — мощный пиар, показ игр широкой публике. С другой стороны, вряд ли краткое упоминание о том, что студия Х представила на очередной выставке свою игру Y (пусть даже растиражированное во всех игровых журналах), стоит потраченных на выставку денег. Да и число посетителей самой конференции — тоже величина относительная. На КРИ 2005 за три дня побывало более 2000 человек. Для сравнения — хорошо раскрученный сайт за день принимает до 30 000 посетителей. То есть все не так уж и очевидно. Вероятно, есть более веские причины, которые привлекают разработчиков на подобные мероприятия.

[Игромания]: Участие в международных выставках достижений игрового хозяйства отнюдь не дешево. Что оно дает разработчикам? Стоит ли потраченных усилий?

[Richy]: Выставки/конференции по своему значению и назначению бывают разные. Фактически их можно разделить на три вида. Выставки-шоу (E3, Games Convention в Лейпциге, Tokyo Game Show, ECTS до своего закрытия), бизнес-мероприятия (Lyon и Game Connection в рамках других выставок), конференции разработчиков (Game Developers Conference, Developers Conference Europe, КРИ и другие). Последние отличаются от первых и вторых тем, что там можно услышать ценные мнения коллег, поучаствовать в тренингах, понять главные направления и тенденции индустрии изнутри. Если говорить конкретно, то на сегодняшний день ситуация выглядит так:

1. E3 (Лос-Анджелес) — это обязательно-тусовочное мероприятие. Увидеть всех, выпить со всеми, немного отдохнуть после выставки в ближайших окрестностях Лос-Анджелеса. Непосредственной пользы практически никакой, но атмосфера приятная и все в пределах прямой досягаемости.

2. Game Connection (Lyon) — отличное бизнес-мероприятие. Очень удобно для общения с издателями/разработчиками. Никакой лишней суеты, все организовано исключительно профессионально. Очень позитивное, абсолютно бизнес-ориентированное событие.

3. Game Developers Conference (Сан-Хосе) и Game Developers Conference Europe (Лондон) — хорошее мероприятие для тренинга, общения с коллегами, восприятия новых трендов и тенденций в игровой индустрии.

4. Games Convention (Лейпциг) — европейский вариант Е3. С каждый годом все больше и «ширше». Толку почти никакого, но все равно туда едут, ибо ехать недалеко.

5. Лондонские выставки мертвы. Несмотря на анонс Games Market Europe в следующем году, можно официально признать, что Великобритания лишилась своего игрового шоу.

Конечно же, выставки для девелоперов — аврал и очередная высота. Только команда работает, разумеется, не ради них. Если говорить о выставках-шоу, то подготовить играбельный и стабильный билд (промежуточную версию игры) — это шанс засветиться в неспециализированной прессе (которая отразит в репортаже лишь то, что громче шумело и ярче сверкало на этой выставке).

Вторая цель шоу-мероприятий (как для издателей, так отчасти и для разработчиков) — показать, что у тебя все хорошо: с деньгами порядок, обстоятельства благоприятствуют и закрываться ты не собираешься. То есть — чтобы потрясти мускулами. А параллельно — провести встречи с партнерами, попить пива с друзьями, потусить с коллегами...

[politolog]: По словам руководства нашей компании, в последнее время переговоры на выставках все менее и менее эффективны. Напрашивается вывод, что слеты разработчиков постепенно эволюционируют. На мой взгляд, выставки нужны, но уже не как место, где заключаются контракты и ведутся переговоры, а как место, где можно почерпнуть новых идей и познакомиться с новыми проектами. В таком качестве они дают положительный импульс всей игровой индустрии в целом.

Слет на Лысой Горе

[amicus]: Возможно, посторонним людям не совсем ясно, на кой черт нужны эти выставки/конференции. Но для разработчиков полезность этих выставок не вызывает никаких сомнений. Любой индустрии нужен центр притяжения, эдакий слет на Лысой Горе. Значение его не только и не столько в продвижении проектов, обмене опытом, оценке своей работы коллегами и игроками, сколько в статусности самого мероприятия. Да и, в конце концов, просто полезно пообщаться с коллегами, ведь на выставках средняя плотность девелоперов на квадратный метр просто зашкаливает.

Что касается КРИ, то она развивается вместе с отечественной индустрией. Это сообщающиеся сосуды. Организаторы конференции, насколько я помню, никогда никому ничего не навязывали. Они всегда исходили из совершенно правильного постулата, что КРИ — это сервис для участников индустрии. Соответственно, какая индустрия — такая и выставка. Я был на всех КРИ (а первые две даже помогал организовывать) и хорошо видел, как все меняется: становится больше, интереснее, пафоснее. Пусть кое-где есть перегибы (я имею в виду обилие обнаженного женского тела), но это естественное и временное явление.

Думаю, уже через год-два booth babes будет отведено свое достойное скромное место, поскольку удивить кого-то наличием девочек-моделей уже не получится. Вообще, у нас в индустрии острый недостаток шоу-фактора. Это плохо, и банальным наращиванием количества молочных желез проблему не решить (поскольку это самое примитивное решение вопроса). Наши разработчики за редким исключением не умеют себя подать, не умеют вести себя перед публикой. А поэтому наши тусовки не представляют интереса для непрофильной прессы. Подавляющее большинство разработчиков — это вариации на тему «программист заросший обыкновенный». Ни гламура, ни стиля.

[Zorich]: Хорошо сказано — любой индустрии нужен свой центр притяжения. Я пока видел не так много выставок разработчиков игр, зато с 1997 года участвую в писательских конференциях (конвенты и коны, как у нас говорят). Так вот, между начинающим писателем (издателем, художником, критиком), который посещает конвенты, и тем, который там не бывает, огромная разница.

Первый очень быстро начинает ориентироваться в нюансах и особенностях литературно-фантастической жизни. Он видит седых патриархов, чьи книги были популярны еще тогда, когда его папа в школу ходил. Он узнает, кому можно предложить свой рассказ. Знакомится с издателем, который рассмотрит рукопись его романа. Все это делает его человеком сообщества, а со временем — неслучайным человеком сообщества. Тот, кто конвентов не посещает, зачастую остается в недоумении, как дальше строить свою литературную карьеру. С тусовками разработчиков — стопроцентная аналогия. Их нужно посещать просто потому, что их нужно посещать.

[Игромания]: А все-таки, какое отношение имеют полуголые выставочные девушки к продвижению игр?

[Penguin]: Миром правят деньги и женщины — грубо сказано, но факт остается фактом. Boоth babes действительно привлекают внимание к стенду. Это как приманка на рыбалке. Разработчиков, зашедших на огонек, можно брать голыми руками. А вот использует ли реально кто-нибудь из коллег выставки для сбора фидбека (отзывов на игру)? Или все-таки ставка делается скорее на продвижение проекта? Я думаю, что второе важнее. Но, возможно, это лишь профессиональный перекос...

Само собой, стенд на выставке — лишь малая крупица в общей кампании по продвижению игры. Но крупица немаловажная. Конечно, можно ограничиться удаленным общением — и с издателем, и с прессой. Но! Заинтересовать издателя, общаясь по интернету, задача не из легких. С прессой проще, однако я не открою Америку, если скажу, что в нашей стране весь пиар строится исключительно на личных отношениях. И в этом плане живое общение с журналистами ничем заменить нельзя. Все-таки приятнее поговорить лично, узнать что-то полезное или даже секретное. Да, можно самостоятельно устроить пресс-конференцию, но для разработчиков из провинции это будет проблематично.

К тому же, если говорить о КРИ, не нужно забывать о ярмарке проектов, которая дает шанс молодым разработчикам пробиться в игровую индустрию. Вспомним хотя бы «Храбрых гномов». Zeitcatcher не даст соврать: Temporal Games сейчас хорошо знают в индустриальных кругах во многом благодаря КРИ и ярмарке проектов.

[Zeitcatcher]: Не дам соврать — КРИ с ее демократичными ценами дает возможность заявить о себе в полный рост. Ведь многие интересные проекты просто остаются незамеченными в общем потоке. А у самих разработчиков нет ни навыков, ни возможностей организовать для своей игры громкий анонс. На выставках же все проекты на виду. Прессе и потенциальным издателям значительно проще оценить реальные наработки, чем разбираться с вялыми описаниями по электронной почте и скриншотами сомнительной подлинности.

[Penguin]: Если проект действительно серьезный и разработчики планируют его продавать, то рано или поздно придется озаботиться поисками издателя. В этом случае участие в конференции дает реальный шанс завязать нужные контакты. Если говорить конкретно о ярмарке проектов, то на сайте КРИ (www.kriconf.ru) есть подробная информация об условиях. В двух словах: для участия потребуется демка игры (или хотя бы видеоролик) и 9000 рублей. Взамен вы получите бейдж участника конференции и место на ярмарке, оборудованное компьютером. А дальше — карты в руки. При удачном раскладе могут открыться умопомрачительные перспективы.

Полноформатная подготовка к выставке отнимает много времени и сил даже у крупных компаний. И дело не только в подготовке версии для показа. Нужно планировать встречи с партнерами, прессой, саму презентацию, развлекательные акции, продумывать оформление стенда, устраивать кастинг девушек, готовить «лут» (кепочки, маечки, диски и прочую бесплатную радость для посетителей)... Хорошая подготовка к выставке требует несколько месяцев упорной работы.

Зеркало российского игростроя

Ежегодное собрание отечественных девелоперов в гостинице «Космос» стало уже привычной традицией. А ведь выставка будет проводиться всего четвертый раз. Даже не верится, что за три года КРИ смогла набрать такие обороты. Причем с каждым разом ее размер и охват значительно увеличиваются. Если на КРИ 2004 было всего 15 выставочных стендов, то в прошлом году — уже 30.

Звезды мирового геймдева регулярно посещают наше российское мероприятие: мы видели и Джона Ромеро, и Тома Холла, и Ричарда «Levelord» Грея. Еще пять лет назад невозможно было представить, что кто-нибудь из них по доброй воле приедет в Россию. Но главное — растет количество и качество отечественных проектов. Российские разработчики крепчают. Им есть что показать, а нам — что посмотреть.

Кому нужны выставки?

[Chizh]: А я регулярно посещаю КРИ в первую очередь в целях самообразования. Каждый раз из массы докладов выносишь какие-то интересные идеи, которые потом берутся «на карандаш» и впоследствии успешно используются в работе. Всегда интересно послушать монстров игровой индустрии. Часто они говорят очевидные вещи, но зато каждый по-своему. Интересно послушать издателей и в очередной раз примерить на себе их постулаты.

По традиции жанр симуляторов (наша родная стихия) достаточно закрыт и консервативен. Мы варимся в своем собственном соку, можем годами обсуждать какие-то свои технические или научные аспекты игры, из-за чего иногда не замечаем многие модные тенденции и стандарты. Поэтому каждое посещение КРИ — своеобразный выход в мир, где можно посмотреть, что творится «на белом свете».

[ChS]: Всегда лучше трогать руками, чем бродить душою. Даже самая толковая статья с самыми эксклюзивными скринами не даст столько информации, сколько показ игры вживую. В этом отношении выставки — лучший способ знакомства с состоянием дел в индустрии, только очень затратный.

Помимо этого, спецмероприятия имеют и другие плюсы:

— личный контакт (его значение невозможно переоценить);

— много важных людей собирается в одном месте;

— все нужные люди находятся в специальном «выставочном» состоянии и готовы увидеть то, на что смотрят.

Кое в чем значение выставочной недели преувеличивается. Например, мосты для продвижения на Запад проектов нашей компании навели наши же родные издатели. И участие в выставках лишь малая, хотя и самая заметная часть этой гигантской работы. Невозможно отрицать существование на выставках специальных кабинетов, иногда кабинок, где издатели заранее назначают встречи с разработчиками тет-а-тет. Что там происходит, сказать не могу, хотя кое-кто из нас неоднократно проходил через эти кабинки и даже оставлял в них кое-что в виде демок. В общем, выставки и конференции нужны и полезны.

Помимо вышеперечисленного, выставки дают чувство принадлежности к единому «племени», помогают лучше увидеть место каждого в этом племени, куда надо стремиться и каким способом. А здесь уже начинаются важные социальные материи. Собираются все: и стоматологи, и юристы, и ученые.

[amicus]: КРИ среди отечественных мероприятий — эдакая доминанта, которая аккумулирует в себе несколько «ипостасей» (шоу для игроков, конференция, бизнес-часть). Дискутировать по принципу «нравится/не нравится» можно сколько угодно, но факт есть факт — для инсайдеров (независимых разработчиков, журналистов) КРИ дает возможность получить доступ к огромному количеству кулуарной информации и сформировать видение происходящих в индустрии процессов. Завязать новые контакты, провести пиар-мероприятия, пообщаться с поклонниками и поделиться опытом (не тем, который стоит денег, а тем, который уже пора переводить в «общее пользование»). Без всего этого полноценное функционирование компании в индустрии, боюсь, уже невозможно.

Для начинающих девелоперов КРИ тоже очень полезна — это шанс поймать за рукав на ярмарке проектов продюсера или «Буки», посетить лекции. Для посетителей — это просто яркое шоу, возможность побродить среди разработчиков, набрать «лута» со стендов и просто хорошо провести время. Короче, выставки нужны всем!

* * *

Итак, как выяснилось, самая главная часть выставок остается за кадром, вне поля зрения простых игроков. PR-менеджеры обрабатывают журналистов игровых изданий, используя личное обаяние на полную катушку. Начинающие разработчики охотятся на издателей. А те, в свою очередь, устраивают тайные встречи в укромных кабинках с другими разработчиками и что-то передают друг другу из рук в руки. Кулуарная жизнь бьет ключом. Все заняты.

Лишними на этом празднике жизни остаются лишь обычные посетители. И не стоит удивляться, если их исключат из списка допущенных на КРИ 2006. В конце концов, зачем на съезде стоматологов нужны больные с острой зубной болью?..

Комментарии
Загрузка комментариев