26 апреля 2006
Обновлено 17.05.2023

Marc Ecko’s Getting Up: Contents Under Pressure

Marc Ecko’s Getting Up: Contents Under Pressure - изображение обложка

Marc Ecko’s Getting Up: Contents Under Pressure — живое доказательство той культурной пропасти, которая лежит между Россией и Европой. Пока мы с вами любуемся в метро на живописные маркерные надписи, вроде «Кони» — чмори, «Зенит» всех порвет!» , европейцы всерьез обсуждают «проблему граффити», а нью-йоркские художники из рабочих кварталов выставляются в арт-галереях. Именно поэтому у нас, скорее всего, не оценят всей прелести Getting Up — игры хорошей, а где-то даже удивительной. Наша «уличная культура» — это паленая водка в детском саду, семечки у подъезда и похабные стишки, нацарапанные ножом на дворовой скамейке. У американцев такого, конечно, тоже хватает. Но вместе с тем их улицы породили сейчас уже официально признанный вид искусства, а художники, рисовавшие в 80-х гг. на вагонах метро, нынче открывают свои собственные линии одежды.

Чуть больше года назад Марк Эко , успешный производитель скейтерского обмундирования Ecko , вдруг появился на первых полосах всех игровых СМИ и заявил, что « он, @#$, собирается сделать игру про граффити, от которой все вокруг, $#%, наложат в штаны, потому что пора уже показать всем, как делать компьютерные игры ». Для этого дела была нанята компания The Collective , которая под чутким Марковым руководством изготовила любопытный и местами даже инновационный проект.

Удивительное рядом

И вот что получается. В авторах Getting Up, c одной стороны, состоит абсолютный дебютант Эко, который до недавнего времени к интерактивным развлечениям не имел ровно никакого отношения, а с другой — The Collective, мастера по работе с голливудскими лицензиями, разработчики неплохой, хотя и абсолютно вторичной Indiana Jones and The Emperor’s Tomb. У этого вот сомнительного, на первый взгляд, дуэта неожиданно вышла ладная и свежая игра.

Getting Up — это такая удивительная помесь очень пристойного экшена и симулятора граффити. То есть по большей части вы будете заняты тремя вещами: мордобоем, акробатикой и собственно порчей муниципального имущества — рисованием на стенах, поездах метро, автобусах, столбах и чуть ли не на живых людях.

Местная боевая система неуловимо напоминает тот самый Indiana Jones, который Collective собрали три года назад. Для нанесения тяжких телесных повреждений главгерой (знакомьтесь, Трэйн) использует все, что оказывается под рукой, — от обычных деревянных досок до банок с краской и крышек мусорных баков. Крышки, кстати, можно еще и метать. Кроме подручных предметов, есть и собственные кулаки. Ими можно проводить приятные глазу комбо — Трэйн бьет с отскоком от стен, делает захваты, броски и вообще ведет себя как натуральный Индиана Джонс. За всяческие болевые зажимы и пробросы вам начисляется специальный ресурс, который можно тратить на особые пробивные удары. Они прошибают вражеские блоки и чуть ли не стены. Одной серии таких выдающихся телодвижений в принципе достаточно, чтобы уложить соперника.

Местную акробатику некоторые недальновидные журналисты сравнивают чуть ли не с Princeof Persia. Не верьте, конечно. Прыжки и подтягивания тут присутствуют в основном для одной цели — забраться повыше и нарисовать в каком-нибудь труднодоступном месте очередное граффити. То есть сами по себе эти акробатические упражнения не обладают сколько-нибудь ощутимой сложностью. Главная проблема тут — сообразить, по каким выступам надлежит добраться до нужной точки.

Веселые картинки

Ну и, собственно, граффити. Эко обманул всех, заявив, что он делает симулятор творческой росписи по муниципальному имуществу. Сам по себе процесс рисования в Getting Up выглядит, мягко говоря, примитивно. Как только вы подходите к специально отмеченной области, на поверхности стены или вагоне поезда подсвечивается контур будущего шедевра. Все, что от вас требуется — зажать специальную клавишу и аккуратно закрасить обведенное пространство. Закрашивается оно уже готовым рисунком — с полутонами, различными цветами и т.п. Чувствуете подвох? Никакого «симулятора» тут нет. Getting Up — примитивная высокотехнологичная раскраска.

Сюрприз состоит в том, что раскрашивать заготовленные шедевры страсть как интересно. Помните, с каким упоением в детстве вы заштриховывали черно-белый контур ниндзя-черепашки? Так вот, здесь срабатывают те же самые психологические механизмы. Умом понимаешь, что проступающие на стене шедевры нарисованы вовсе не тобой, а приглашенными в проект граффити-гуру, но гордости от этого почему-то не убавляется.

Надо, впрочем, отдать должное The Collective и Эко — они постарались всячески разнообразить знакомый с детства геймплей. Граффити может «подтекать» — это, видимо, классическая беда всех уличных художников. Если вы, увлекшись творческой заливкой, случайно задержите баллончик на одном месте дольше положенного, в этом месте обнаружится неприятный потек — краска размажется и кляксой потечет вниз.

Этот самый баллончик обладает ограниченным запасом давления, и его надлежит регулярно встряхивать, чтобы напор не иссякал. Встряхивание отнимает время, а за быстрое и аккуратное рисование тут дают бонусы. Местный рейтинг называется «репутацией» и начисляется за каждую успешную порчу городского имущества.

Репутация открывает доступ к новым разновидностям граффити и стилям рисования. И вот тут начинается самое интересное. Getting Up содержит какое-то неприличное количество «скрытого» материала. Рассказы про гуру граффити (их разбросанные по уровням работы надлежит фотографировать), новые рисунки, надписи, галереи с артом и прочая, казалось бы, банальная мишура, тут обладает одним неоспоримым достоинством — ее действительно интересно смотреть. Getting Up под завязку напичкана каталогами и примерами граффити такого уровня исполнения, что хочется все бросить, купить баллончик с краской и срочно разрисовать соседскую дверь.

Главгерой таскает с собой специальную книгу со скетчами, которую вам необходимо настраивать перед каждым уровнем. В ней помимо собственно граффити содержатся наклейки (их можно шлепать где угодно), трафареты (по ним можно быстро закрасить характерный контур), маркерные росписи, быстрые рисунки баллончиком и другие радости жизни. Копаться в Black Book чуть ли не интереснее, чем играть. Секрет такого высокоценного материала состоит в том, что для создания местного арта Эко привлек весь свет современного граффити. В итоге игру любовно раскрасили и оформили люди, чьи работы сейчас выставляются в музеях современного искусства — у молодых художников от одного имени Futura 2000 руки начинают ходить ходуном.

Кляксы

Обладая очень крепкой и где-то даже инновационной геймплей-формулой, Getting Up спотыкается в самых прозаических местах. Во-первых, сюжет здесь вызывает в лучшем случае непонимание. New Radius — какой-то абстрактный город будущего (подозрительно напоминающий современный Бруклин), контролируемый непонятным правительством. По улицам курсирует CCK — аналог нашего ОМОНа, только с электрическими палками и в противогазах. Рисовать на стенах нельзя, но всем очень хочется. Главный герой Трэйн катается на метро, расклеивает втихаря наклейки собственного производства, смотрит на окружающий мир мудрым солженицынским взглядом и мечтает стать самым крутым граффитчиком New Radius, за что регулярно получается по почкам от конкурирующих группировок. Getting Up начинается не то чтобы оригинально, но по крайней мере забавно — вы закрашиваете работы противников собственными рисунками и вообще всячески портите государственную собственность. В какой-то момент это петушиное противостояние уровня «у кого баллончик больше» перерастает в совершенно нелепую войну.

Честно говоря, неизвестно, доходили ли конфликты нью-йоркских художников до избиения друг друга помойными ведрами, но очень хочется верить, что нет. Мало того, в какой-то момент игра прыгает из одной нелепости в другую, заставляя главгероя спасать страну от тоталитарного гнета. CCK на улицах кричат какую-то нелепицу вроде « искусство — преступление!» , а мы, значит, баллончиком краски насаждаем правду и справедливость. Что помешало Марку Эко соорудить нормальный реалистичный сценарий, а не городить всю это прооруэлловскую муть — категорически непонятно.

Ситуацию вытягивают, во-первых, режиссура роликов (они роскошны!), а во-вторых — актерская работа. Главгерой вещает голосом нестыдного хип-хоппера Талиба Квели , а среди прочих актеров фигурируют такие имена, как Шон «P.Diddy» Коммбс и Джованни Рибизи , который среди прочего играл, скажем, у Софии Копполы в « Трудностях перевода ». Раз уже речь зашла о звуке, то отдельной строчкой тут стоит отметить саундтрек. Эко не пожалел денег на блокбастерный лоск. В результате в местном «айподе» играет не стандартный хип-хоп из репертуара MTV, а взрослая и умная музыка вроде Нины Симон, RJD2 или вот фаворита Ninja Tune, Roots Manuva. Даже RZA, который не так давно сработал для Тарантино саундтрек к « Убить Билла », сочинил для Getting Up отдельную песню. Не поскупились, в общем.

А вот еще одна неприятная новость — геймплей тоже периодически начинает сбоить. Боевая и граффити-системы работают прекрасно, но местами The Collective (мы уверены — это их работа) разбавляют действие стелс-вставками. Жаться от CCK по помойкам и, тяжело дыша, рисовать граффити за спинами патрулей — удовольствие крайне сомнительное. Мало того, отбиться от спецназа никак не получается — бойцы в противогазах вызывают бесконечную подмогу и, вообще говоря, больно дерутся. К этой несправедливости к тому же добавляются совсем уж неуместные камеры слежения, а также какие-то прожектора, попав в луч которых Трэйн получает оздоровительную порцию свинца из стационарного пулемета.

Все это безобразие мало того что не очень интересно играется, так еще и обладает внушительной сложностью. Дополнительные препятствия чинит совершенно невменяемая камера. Благодаря ей в Getting Up случаются, скажем, такие моменты: вы, перемещаясь короткими перебежками, забираетесь на очередную верхотуру, малюете там свой графический пасквиль, после чего оказываетесь в идиотской ситуации. Увидеть, что происходит внизу, совершенно невозможно, поэтому приходится спрыгивать наугад. Нередко — под ноги искренне удивленному патрулю CCK. Дальше, думаю, объяснять не нужно — консольная система чекпойнтов вкупе с непрогнозируемыми результатами и ощутимой сложностью дают удивительный эффект — нервные клетки уничтожаются с космической скоростью.

* * *

С технической точки зрения Getting Up выглядит… жутковато. Окружающее пространство и текстуры особых нареканий не вызывают. Анимация так и вовсе шикарная. Но за модели, которые явно перекочевали к нам c PS2 без изменений, в 2006 году отправляют в угол. Полигонов пожалели и на окружающую действительность — прямые углы и ящики у штатных дизайнеров уровней The Collective находятся в явном почете. Не то чтобы игра смотрелась некрасиво — местами Getting Up выдает пристойную картинку. Но на фоне творящихся вокруг технологических свершений она, мягко говоря, бледнеет.

Вставлять здесь наше классическое рыдание об управлении даже как-то неудобно, но Contents Under Pressure буквально кричит: « Дайте мне геймпад! » Клавиатура строго противопоказана. Мышь тоже. Процесс закраски граффити требует одновременного нажатия средней и левой клавиши. Слово «неудобно» в данном контексте можно рассматривать как эвфемизм.

Все вышеозначенное бурчание — это, конечно, мои авторские попытки быть объективным. С общечеловеческой точки зрения, Getting Up — игра любопытная, но не бесспорная. А вот субъективно — это самый свежий и интересный проект из всех, что выходили на PC за последнее время. Консоли, само собой, к описанным выше прелестям приучены уже несколько лет как — голливудские актеры, деятели искусства на службе у индустрии развлечений, саундтрек из звезд интеллектуального андеграунда. Но для нас с вами это редкий шанс приобщиться к огромному культурному пласту, который в России оформится, в лучшем случае, в ближайшие несколько лет. Забавно, кстати, что игру умудрились запретить в Австралии, как пропагандирующую вандализм и порчу муниципального имущества. Мало того, Getting Up открывается огромным предупреждением, что, мол, Atari и Марк Эко лично ни в коем случае не поощряют разрисовывание государственной собственности и вообще все совпадения случайны. « Игромания », как законопослушное юношеское издание, вандализм также не поощряет, но если после прохождения игры у вас вдруг возникнет желание пойти и раскрасить исписанную матом распределительную будку каким-нибудь красивым рисунком — не отказывайте себе в этом удовольствии. Но мы, если что, предупреждали.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетнет

Оригинальностьда

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 8.0

Графика: 7.0

Звук и музыка: 9.0

Интерфейс и управление: 6.0

Дождались? Увлекательный и неожиданно свежий симулятор граффитчика, пропагандирующий чуждое пока России уличное искусство.

Рейтинг «Мании»: 7,5

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь