Condemned: Criminal Origins

Condemned: Criminal Origins

Вердикт — Condemned: Criminal Origins
...сверху/снизу/сзади/справа/слева звучат топот чьих-то шагов, приглушенные крики и надсадное покашливание. Ты замираешь как вкопанный и пытаешься по звуку определить, где они, — но невидимы противники замирают вместе с тобой. Секунды напряженного о
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
Condemned: Criminal Origins

За последние три года с Monolith Productions (одной из самых любимых компаний в игровой прессе) приключилось удивительнейшая перемена. Из производителя шикарных, но, скажем так, чересчур экспериментальных шутеров (Shogo: Mobile Armor Division, No One Lives Forever и Tron 2.0) она на глазах переквалифицировалась в разработчика чистокровных блокбастеров (F.E.A.R., Condemned). Радоваться этому или нет, мы, честно говоря, не определились до сих пор. В ее прошлых играх были стиль и душа, но при этом в плане геймплея они прихрамывали на обе ноги. В F.E.A.R. и Condemned особой душевности не наблюдается, но какой игровой процесс!

С самого анонса обе эти игры считались едва ли не кровными братьями. Тот же разработчик, тот же движок, тот же жанр, та же стилистика, наконец. В голову невольно лезли нехорошие мысли: уж не халтурит ли «Монолит»? Сделать две игры на одной и той же технологии и по схожему концепту — это ведь в плане бизнеса отличный ход. Отчасти так и оказалось — но только отчасти.

Серийный убийца серийных убийц

Камера повторяет за главным героем все его телодвижения, прямо как в Chronicles of Riddick.

Водораздел между F.E.A.R. и Condemned проходит еще на уровне игровой механики. F.E.A.R. — это высокоскоростной, чистокровно PC-шный шутер. Персоналочное происхождение здесь чувствуется буквально во всем — начиная с геймплея и управления и заканчивая предельно детализированной картинкой. Он четок и собран, как хороший спортсмен.

Condemned же — игра явно консольная. Геймплей здесь почти так же нетороплив, как в Silent Hill, картинка заблюрена до предела, а все «лишние» функции повешены на одну-единственную кнопку «Use». Открыть шкаф с аптечками, подняться или спуститься по лестнице, взять или бросить оружие, переключить рубильник — все это делается одной и той же клавишей. И иногда это здорово бесит: спрыгнуть с какой-нибудь жалкой приступки метровой высоты просто нельзя, извольте обходить ее за три километра.

Мы играем за агента Итана Томаса, одного из лучших сотрудников отдела по расследованию серийных убийств ФБР. Во время очередного выезда на место убийства на Итана нападает подозреваемый, отбирает пистолет и убивает из него двух офицеров полиции. Агент подается в бега и попутно продолжает свое расследование. Помогает ему в этом криминалист ФБР Роза, единственная, кто еще верит в невиновность Итана. В это же самое время на него выходит таинственный доброхот Малькольм Ванхорн, чьи мотивы и цели остаются неясными до конца игры.

Очень скоро Итан понимает, что ему противостоит не просто серийный убийца, а серийный убийца серийных убийц — так называемый Serial Killer X. Причем устраняет он тех самых серийных убийц, дела которых расследовал Томас, да еще их же способами. В какой-то момент Итан узнает совсем уж неожиданные подробности: оказывается, сам он тоже личность весьма необычная, и его начальству в ФБР известно о нем больше, чем ему самому. Это, кстати, еще одна параллель с F.E.A.R. — там тоже сюжет был закручен вокруг происхождения главного героя.

Оружие нон грата

Поединок в Condemned вызывает почти те же самые ощущения, что и настоящая драка: выброс адреналина, предельное возбуждение — и огромное облегчение, когда все заканчивается.

Condemned — самая страшная на нашей памяти игра со времен Silent Hill 3. Если в Call of Cthulhu и Quake 4 было просто неуютно, а F.E.A.R. лишь изредка заставлял подпрыгивать в кресле (зато подпрыгивать капитально, на совесть), то здесь боишься почти все время. Заброшенное офисное здание, катакомбы метрополитена, раздербаненный склад, библиотека, школа, жутковатый дом за городом — все они хоть и выглядят похожими друг на друга (да, опять синдром F.E.A.R.), но пугают раз за разом исправно. Где-то сверху/снизу/сзади/справа/слева звучат топот чьих-то шагов, приглушенные крики и надсадное покашливание. Ты замираешь как вкопанный и пытаешься по звуку определить, где они — но невидимые противники замирают вместе с тобой. Секунды напряженного ожидания, несколько неуверенных шагов вперед, снова ожидание — и снова безрезультатно. В самый неподходящий момент, когда ты уже свыкся с напряжением, откуда-нибудь неожиданно выскакивает замотанный в тряпье тип и обрушивает на тебя что-то тяжелое. Короткая схватка, труп нападавшего оседает на пол, но ты продолжаешь молотить по уже неподвижному телу — напугал, мерзавец, напугал не на шутку. Теперь паранойю вызывают уже абсолютно все звуки — даже собственные шаги и скрип открываемых шкафчиков.

В безумном мире Condemned в принципе не бывает ничего нового и чистого, на всем здесь лежит отпечаток какой-то затхлости и потертости. Обшарпанные стены, груды хлама в каждом помещении, неизменно тусклое освещение (если оно вообще бывает) — это не гламурный F.E.A.R., где даже мусор выглядел так, как будто его специально изготовили ответственные за реквизит люди и прилежно разложили по нужным местам. Солнце сюда не заглядывает, здесь есть только непроглядная ночь, хмурый рассвет и невеселый закат.

Лишиться пальца — еще не самая страшная перспектива по сравнению с тем, что ждет Итана в самом конце игры.

Противники в Condemned — это почти всегда случайные люди, которые ничего личного против вас не имеют, а просто хотят чем-нибудь поживиться. Наркоманы, бомжи, грабители, обитатели подземки, давно потерявшие человеческий облик, — каждой твари по паре и каждой из них придется заехать по харе. Огнестрельное оружие здесь не в чести: встречается оно редко, патронов всегда очень мало (восемь зарядов — небывалая удача), а с собой их унести не дают. Поэтому драться приходится всем, что только попадется на глаза, — досками, трубами, кувалдами, пожарными топорами, ломиками, лопатами и даже дверцами от шкафов.

Газоанализатор, лазерная и ультрафиолетовая подсветка, фотоаппарат, телефон — вот и вся экипировка нашего героя.

Выбор оружия диктуется не только собственными предпочтениями (доска слабая, но легкая; кувалда очень тяжелая, зато удар у нее дай боже и радиус действия приличный), но и обстоятельствами. Вышибить дверь можно только топором, навесные замки сносятся кувалдой, кодовые выводятся из строя, как ни странно, не при помощи головы, а лопатой, ну а чтобы открыть сейф, нужен ломик. Игра постоянно подсовывает новые задачки, одно оружие приходится бросать и подбирать другое. В результате игрок вынужден все время адаптироваться к меняющимся условиям: только ты привык к какой-нибудь кувалде, как от нее уже заставляют избавляться.

Драться по-честному тяжело, потому что блок от ударов противника действует лишь на короткое время, а поставить его в нужный момент удается не всегда. Чтобы облегчить игрокам жизнь, Итана снабдили без пяти минут читерским приспособлением — электрошокером. Батарейки у него бесконечные, но на перезарядку требуется время, и это его единственный недостаток. Благодаря шокеру одиночные противники в Condemned угрозы почти не представляют: шарахнул разрядом, подбежал, двинул по темечку — и делу конец. Отбиваться от группы врагов несколько сложнее, но и здесь есть свое решение: если кто-то из противников ненароком зацепит товарища, они начнут грызться между собой, а вам останется только добить выживших. Серьезную угрозу представляют лишь противники с огнестрельным оружием, особенно когда их набирается несколько сразу. Вот тут уже приходится изворачиваться по мере сил и возможностей — подобраться к ним, избежав ранений, практически невозможно.

В определенные моменты у Итана (мы ведь уже говорили, что он не совсем человек?) срабатывает шестое чувство — это значит, что поблизости есть какие-то улики. Агент достает один из своих приборов, и нам остается лишь найти нужный след, подобрать правильный ракурс или изъять пробу какого-либо вещества. Собранные улики автоматически отсылаются Розе, а она уже делает их анализ и сообщает результаты.

Белые пятна сюжета

Сюжет в игре весьма запутан, и разобраться в нем непросто даже для внимательного игрока. Полностью все тайны и недомолвки Condemned не объясняются нигде, но свести число белых пятен до минимума вполне реально. Для этого нужно:

  • Исправно собирать бонусы — за это вас наградят дополнительными пояснениями. Такими же неочевидными и малопонятными, как и все остальное в игре, но и то хлеб;
  • Посмотреть на официальном сайте игры приквел-историю Condemned (www.condemnedthegame.com/en/prequel/flash.html), представленную в виде набора интерактивных роликов на флэше. Там тоже фигурирует агент ФБР, но не Итан Томас.
  • Перечитать все новости о Condemned за последний год. Из них вы узнаете (или вспомните) массу интересных вещей — например, то, что по этой игре собираются снимать фильм (Monolith ведь сейчас принадлежит Warner Bros., а это кое-что значит).
  • Заглянуть по адресу www.gamefaqs.com/console/xbox360/game/926309.html и внимательно изучить тамошние FAQ.

* * *

Атмосферная, оригинальная и по-настоящему страшная игра. Но потолок для нее — восемь баллов. Несмотря на то, что Condemned делит с F.E.A.R. один движок на двоих, графика здесь почему-то оказалась заметно бледнее, чем в игре-побратиме. Игровой процесс в высшей степени любопытен, но ближе к концу начинает изрядно утомлять своей однообразностью. Уровни совершенно не задерживаются в памяти — все они похожи один на другой. Словом, перед нами еще один проходной блокбастер — хороший почти во всех отношениях, но отнюдь не игра на все времена.

P.S. Condemned я прошел два раза — в феврале на Xbox 360 и в апреле на РС. Различия между обеими версиями минимальны. Графика одинакова и там, и там. Управление в РС-варианте удобнее, да и сама игра проходится легче (баланс, похоже, не правили). С другой стороны, на Xbox 360 огромную роль играет обратная связь: при ударах геймпад ощутимо подергивается, а когда Итану страшно (это заметно по тяжелому дыханию), контроллер дрожит так сильно, что его приходится стискивать обеими руками. На PC подобное тоже возможно, но только если вы рискнете отказаться от мыши с клавиатурой, сменив их на непривычный геймпад.


Реиграбельность  нет

Классный сюжет  да

Оригинальность  да

Легко освоить  да

 

Оправданность ожиданий: 80%

 

Геймплей: 8.0

Графика: 7.0

Звук и музыка: 9.0

Интерфейс и управление: 7.0

 

Дождались? Свежий, оригинальный и до сами-понимаете-чего страшный экшен, который портят лишь не первой свежести графика и малость однообразный игровой процесс.

 

Рейтинг «Мании»: 8.0

Комментарии
Загрузка комментариев