Игра в материале
Scratches
?Рейтинг
Игромании
9Рейтинг
игроков
PC
Жанр: Приключение, Ужасы
Серия: Scratches
Разработчик: Nucleosys
Издатель: Got Game Entertainment
Издатель в России: Руссобит-М
Дата выхода: 8 марта 2006
Дата выхода в России: 19 мая 2006
Scratches (Шорох)

Scratches (Шорох)

Вердикт — Scratches (Шорох)
...как в наш просвещенный век можно напугать человека, имея в арсенале набор трехмерных изображений, минимальную 2D-анимацию и звук? Выясняется, что еще как можно! Scratches очень ловко создает атмосферу за счет двух моментов — профессиональной режи
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
Scratches (Шорох)

Сейчас, вообще говоря, произойдут удивительные вещи. На протяжении двух дорогостоящих глянцевых полос уважаемое издание «Игромания» будет носить на руках короткий дешевенький квест с неопрятной графикой и практически полным отсутствием анимации. Scratches, дебютный проект святых энтузиастов из Nucleosys, относится к малопонятной для России категории «бюджетных» продуктов. То есть на Западе он продается среди всякой несусветной дряни вроде онлайновых бильярдов и стоит $20 против привычных пятидесяти долларов за коробку.

Так вот, на наших с вами глазах происходит какое-то невообразимое чудо. Созданный группой увлеченных аргентинских разработчиков старомодный квест собирает по всему земшару такую прессу, которая последней «Ларе Крофт» снится лишь в самых непристойных снах. Уважаемые издания на голубом глазу выводят игре твердые «восьмерки», щедро вешают ей на грудь всяческие медали, а главный квестовый ресурс — сайт Just Adventure — так и вовсе объявил Scratches самой страшной адвенчурой чуть ли не десятилетия, выкатив девять баллов из десяти. Растроганная рецензентка в эмоциональном порыве срывала с себя одежду, утверждая, что по сравнению со Scratches «Фантасмагория» — какая-то побасенка для дошколят, и заканчивая текст выкриком «браво, Nucleosys!» (стоит, однако, очень осторожно относиться к подобным высказываниям — они там, на Just Adventure, сплошь фанаты квестов, а это, как известно, чревато последствиями — Прим. ред.).

Секрет школьных побед

Несмотря на то что Scratches это абсолютно «статичный» квест, игра содержит сцену спуска по веревке в секретную комнату.

С чего такие почести? Все очень просто. Секрет успеха Scratches лучше всего описывает английское выражение «it’s not sells, it’s souls». Смысл этой замечательной, но абсолютно непереводимой фразы состоит в том, что настоящие игры делаются без оглядки на маркетинговые исследования, ожидания издателей, тренды и прочую рыночную мерзость. Все дело в душе. Scratches любовно выписана и собрана настоящими энтузиастами своего дела. Мизерный бюджет Nucleosys с легкостью компенсируют удивительным режиссерским и сценарным чутьем. Итог? Игра, которую можно поставить в одном ряду с самыми атмосферными и захватывающими квестами последних нескольких лет.

Что есть Scratches? Это классический «панорамный» квест, какие в свое время любила пачками выпускать ныне покойная компания Cryo. Глядя на окружающее пространство от первого лица, вы перемещаетесь между заранее отрендеренными сценами, ищете мышью активные объекты, собираете предметы и занимаетесь вдумчивым комбинированием какой-нибудь масленки и свежеприобретенного куска веревки. Собственно, все. Некогда богатая Cryo создавала еще анимации перехода от одной точки к другой. То есть, если вы нажимали мышью «вперед», камера плавно перемещалась на несколько шагов, символизируя тем самым движение главгероя. В бюджет Scratches подобная роскошь не заложена, так что вся игра — это практически набор статичных слайдов. Nucleosys позволили себе лишь анимировать открывающиеся двери, а также добавили кое-где плывущие по небу грозовые облака и дождевые капли на стекле.

Без обветшалой детской комнаты, к сожалению, не обошлось.

Удивительное дело, но в таких вот антисанитарных условиях, используя лишь статичные трехмерные слайды и совершенно роскошный звук (о нем ниже), Nucleosys умудряются рассказать внятную и вполне себе леденящую историю. Сюжетная фабула Scratches легко укладывается в несколько предложений. Майкл Артейт, весьма успешный сочинитель книг ужасов, сталкивается с классическим писательским затыком — никак не выходит концовка нового романа. По этому поводу он просит своего литературного агента Джерри подыскать ему какой-нибудь уединенный особняк, где можно было бы спокойно поработать. Обязательное условие — дом должен находиться вдали от населенных пунктов, чтобы не отвлекали. Джерри находит практически идеальное викторианское поместье, куда главгерой приезжает пасмурным субботним утром. С этого, собственно, начинается игра — Майкл паркует машину около дома, после чего действие переходит в наши руки.

Само собой, с особняком оказывается не все так просто. Как выясняется, бывший хозяин, уважаемый инженер, вернувшись после строительства моста в Африке, якобы убил свою жену и закопал ее останки на заднем дворе. К несчастью для убийцы, его служанка увлекалась фотографией и умудрилась запечатлеть мистера Блэквуда с лопатой и каким-то подозрительным мешком в руке. Суд, впрочем, так и не состоялся — потенциальный убийца вскорости умер от сердечного приступа.

Такая вот не то чтобы очень оригинальная, но весьма убедительная завязка. Зато дальше все развивается не вполне очевидным образом. В первую же ночь (всего Майкл проводит в приобретенном имении три дня) писатель просыпается от какого-то мерзкого скребущего звука. И вот здесь всем становится понятно, что рядом явно есть кто-то еще. Проблема в том, что электрик не успел починить в доме проводку, так что практически всю игру главгерой шатается по комнатам или в полной темноте или при свете масляной лампы.

Казалось бы, как в наш просвещенный век можно напугать человека, имея в арсенале набор трехмерных изображений, минимальную 2D-анимацию и звук? Выясняется, что еще как можно! Scratches очень ловко создает атмосферу за счет двух моментов — профессиональной режиссуры и потрясающего звука. Nucleosys с такой легкостью заставляют подпрыгивать на своем месте, используя сто раз виденные приемы, что поначалу даже не веришь, что испугался. Но нет — вовремя проскочившая за окном тень иногда заставляет отойти от компьютера на несколько минут, чтобы успокоиться. Ну а неожиданное появление за дверью того, чего вы там совсем не ждете, приводит в Scratches к фантастическим результатам — автор этих строк пару раз вскрикивал как натуральная школьница.

Творческая интеллигенция

Удивительно, но в 2006 году все еще есть игры, которые заставляют нас много читать!

Секрет срабатывания таких вот классических «пугалок», которыми нас стращают вот уже как десять лет, состоит в грамотно накрученном саспенсе. Nucleosys позволяют себе часами не вводить в игру никакого видимого экшена, заставляют читать многостраничные дневники, смотреть выцветшие фотографии и слушать тиканье часов в гостиной. И вот, когда вы уже было привыкаете к тому, что так все и будет, за окном проскакивает та самая тень, от которой в животе все сжимается, а по спине бежит неуютный холод.

Плюс, конечно, звук и диалоги. За местные шорохи, фортепьянные переборы и скрип половиц отвечает дизайнер со странным псевдонимом Cellar of Rats. Так вот, этот самый «подвал с крысами» свое дело знает. Звук в игре практически безупречен. Шум дождя, музыка — все выполнено с такой интеллигентностью, таким вкусом и пониманием предмета, что хочется немедленно написать автору благодарственное письмо.

Вообще, интеллигентность и сдержанность — это главные характеристики Scratches. Здесь все в тон, все к месту. Никаких лишних телодвижений, никаких дешевых приемов, минимум действия. Nucleosys аккуратно набирают темп и спокойно, с пониманием всех психологических механизмов, рассказывают свою историю.

Скажите честно, вы бы стали искать уединения в таком месте?

Но все эти вышеозначенные приемы, конечно, не сработали бы без гениально прописанных персонажей. В игре есть всего два человека, с которыми Майкл заводит разговор — да и то по телефону. Но слышали бы вы эти диалоги! Исполненные нескучных деталей, разыгранные отличными артистами с роскошным английским произношением. А какой юмор! Не дешевые гэги, а тонкие, стопроцентно английские шпильки — которые, к сожалению (или все-таки к счастью?) будут понятны далеко не всем жителям одной седьмой части суши.

И так во всем. Легко, изящно, без единой фальшивой нотки. Мы с опасением ожидаем официальной локализованной версии. Ведь испортить местные диалоги — это значит отобрать у Scratches половину ее удивительной интеллигентности.

Тут даже интерфейс — и тот удивительно продуманный, минималистичный, без грамма лишнего жира. Инвентарь по правой кнопке, выбор по левой. Никаких дополнительных окон, никаких графических пошлостей вроде увитых паутиной слотов для очередного объекта. Даже упрекнуть не в чем.

Ну и еще одна маленькая деталь. В Scratches напрочь отсутствуют классические паззлы, которыми обожают пичкать свои игры бесчисленные авторы клонов Myst. Здесь вам не придется, просчитывая угол отражения, расставлять зеркала в какой-нибудь причудливой последовательности или разгадывать принцип действия непонятного парового устройства. Все головоломки Scratches основаны на привычной бытовой логике, за что авторам наш отдельный поклон.

* * *

Nucleosys, конечно, большие молодцы и — очевидно — серьезные таланты. Имея в своем распоряжении смехотворные по нынешним меркам изобразительные средства, они отчеканили удивительной силы и атмосферы игру. Так сейчас вообще почти не делают — чтобы с минимумом затрат и столь роскошные результаты. Scratches, конечно, не станет коммерческим хитом, и вряд ли талантливые аргентинцы заработают на своем проекте миллионы. Но есть все основания полагать, что стоячие овации практически всех критиков земшара заставят крупных инвесторов обратить на самородков свое внимание. Страшно подумать, что эти умники сотворят, дай им в руки внушительный бюджет и современные технологии (действительно страшно — ведь вместе с бюджетом и технологиями придут серьезные дяденьки-маркетологи со своими законами — Прим. ред.)! На официальном (www.nucleosys.com) сайте, впрочем, уже значится новый, безымянный пока проект. Издатель, само собой, не объявлен. Ждем!


Реиграбельность нет

Классный сюжет да

Оригинальность нет

Легко освоить да

 

Оправданность ожиданий: 100%

 

Геймплей: 7.0

Графика: 5.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 8.0

 

Дождались? Из набора статичных слайдов, нескольких анимаций и роскошного звука дебютанты Nucleosys умудрились собрать один из самых интеллигентных, атмосферных и пугающих квестов последнего времени. Браво!

 

Рейтинг «Мании»: 8.0

Комментарии
Загрузка комментариев