04 июля 2006
Обновлено 17.05.2023

Виртуальная реальность с российской пропиской

Виртуальная реальность с российской пропиской - изображение обложка

E-mail рубрики: special@igromania.ru

Игровая индустрия России и других стран СНГ занимает в мире отнюдь не командные высоты — с этим убеждением мы живем уже там давно, что успели принять его как данность. У нас делают самые лучшие авиасимуляторы (во многом потому, что конкурентов в этом жанре как-то не наблюдается), втихомолку занимаются аутсорсингом крупнокалиберных западных блокбастеров (значительную часть контента для Battlefield 2 и Need for Speed Underground сделали на Украине) и… в принципе, все, на этом достижения заканчиваются. Собственных игр ААА-класса за вычетом Heroes of Might and Magic V у нас как не было, так и нет — делать их пока некому и не на что. При упоминании в западной прессе российских проектов, тамошние читатели разражаются комментариями примерно такого вот толка: начиная с удивленного « Как, там еще и игры разрабатывают? » и заканчивая совсем уж мрачным « Страна, которая не может прокормить свое население, не должна делать игры » (реальная цитата с сайта Blues News ).

Но кто бы мог подумать, что в России есть компания с оборотом более $100 млн и огромным штатом сотрудников (около 1000 человек), которая имеет серьезные виды на индустрию электронных развлечений, но при этом почти неизвестна широкой публике? Компания эта называется « Транзас » (сокращение от TRANsport SAfety Systems ), находится она в Санкт-Петербурге и до недавнего времени ее знали лишь как производителя навигационного оборудования, а также морских и авиационных тренажеров. В 2004 году «Транзас» запустил новое направление — « Транс-Форс », производство развлекательных комплексов виртуальной реальности. Что как раз по нашему профилю.

Шаг за шагом

Все началось в середине 80-х гг., когда у основателей компании, служивших на судах Балтийского морского пароходства, возникла идея написать программу, которая позволяла бы рассчитывать правильную загрузку судов. Идея эта пришла в голову Николаю Лебедеву (ныне президент фирмы), а его партнеры тут же развили ее. Евгений Комраков (вице-президент) сделал программу для тренировки судоводителей; Николай Мужиков (еще один вице-президент) предложил создать плоттер — аналог электронной карты, по которому можно было бы прокладывать маршрут; а Виктор Годунов (третий вице-президент), присоединившийся чуть позже, разработал утилиту для расчета остойчивости кораблей. Но о коммерческом применении этих программ еще даже речи не шло.

Поворотной точкой стал 1990 год, когда одно из морских училищ Германии закупило у Комракова имитатор радара для обучения моряков. Больших денег это не принесло, но вслед за немцами потянулись клиенты из других стран, а отцы-основатели «Транзаса» поняли, что наткнулись на пока еще не занятую рыночную нишу и подались в бизнес.

Дела компании быстро шли в гору. Навигационные системы «Транзаса» под названием Navi-Master, в отличие от программ конкурентов, работали на обычных компьютерах и потому быстро стали популярными среди моряков, а благодаря старым связям удалось наладить продажи Navi-Master за границей. К 1993 году оборот компании перевалил за $1 млн, у нее появились зарубежные представительства и началась работа над новым направлением — электронными картами. Чтобы понять, насколько это может быть перспективно, достаточно знать только одну вещь: полной коллекцией бумажных морских карт обладают лишь Россия, Великобритания и США. Сегодня электронная библиотека «Транзаса» насчитывает 13 000 электронных карт.

Чуть позже компания дозрела до производства сначала морских, а потом и авиационных тренажеров, а уже на их базе была создан комплекс «Транс-Форс» (о нем мы еще поговорим). Сегодня «Транзас» занимает 30% рынка тренажеров и имеет представительства в более чем 100 странах мира, а его продукцию закупают как гражданские, так и военные ведомства (например, ВМФ Германии и Швеции).

Эффект присутствия

В гостях у «Транзаса» мы (я и наш видеочеловек Антон Логвинов) провели два дня, отсмотрев за это время систему «Транс-Форс», офис компании и, само собой, тренажеры. Трудно сказать, что произвело большее впечатление — в каждом случае были свои поводы поохать и поахать.

Вертолетный тренажер запомнился невероятным эффектом присутствия. Технически все устроено довольно просто: в центре комнаты стоит передняя часть кабины настоящего вертолета, вокруг нее на расстоянии полутора-двух метров — полусферический экран, на который проецируется изображение. Графика — на уровне авиасимуляторов трех-четырехлетней давности. Откуда тут, казалось бы, взяться эффекту присутствия? Но когда вертолет взлетает, разгоняя вокруг себя клубы пыли, набирает высоту и начинает выполнять разного рода маневры, все сомнения мигом уходят. Пилот закладывает особенно крутой вираж, на земле через лобовое стекло маячит тень от вертолета (высота небольшая — метров 50) — и становится натурально не по себе. Тут же напоминает о себе и вестибулярный аппарат: укачивает!

Мы интересуемся у пилота: кабина и вправду качается или это нам только кажется? Пилот в ответ усмехается: этот вопрос до нас задавал каждый первый посетитель тренажера, в том числе и настоящие летчики. На самом деле кабина абсолютно неподвижна, раскачивать ее просто нет смысла — иллюзия полета создается за счет одного лишь панорамного экрана. Говорить, кстати, приходится громче обычного — стрекотание вертолета заглушает голос.

Управлять вертолетом сложно, но обучение проходит достаточно быстро: уже через полчаса полета можно научиться более-менее сносно удерживать машину в воздухе (это целая наука) и задавать направление/высоту. Взлет и посадку так быстро не освоишь: перед тем, как поднять вертолет в воздух, нужно переключить полсотни рычажков, кнопок и рукояток — запомнить это с первого раза просто нереально.

На тренажере отрабатывают и боевые задачи, но в отличие от компьютерных симуляторов, в которые мы с вами играли, это не слишком-то интересно и не особенно зрелищно. При пуске ракет перед вертолетом возникают две жиденькие дымные полосы, а через несколько секунд на земле появляются такие же жиденькие взрывы. Так, в общем-то, и должно быть: здесь все моделируется как в жизни, а в жизни война, наверное, выглядит столь же рутинно и скучно.

По завершении сеанса мы с Антоном, пребывая в состоянии легкой эйфории, как-то синхронно вспомнили про Battlefield 2 : только полетав на тренажере (или на настоящем вертолете), можно понять, насколько же хороша там физика винтокрылых машин. Многие нюансы в Battlefield 2 опущены, но в целом ощущение полета на вертолете игра передает предельно точно. Если бы к ней еще прилагался такой интерфейс, как у «Транзаса», цены бы ей вообще не было. Причем в буквальном смысле: подобный тренажер стоит сотни тысяч долларов.

После полета на вертолете (пусть и виртуальном) морской тренажер показался каким-то неубедительным. Хотя выглядит он, конечно, внушительно: здоровенная рубка, где поместится добрый десяток человек, заставлена разного рода приборами и органами управления, спереди и по бокам — панорамный экран площадью 8 м2. Однако острых ощущений как-то не хватает. Будь ты хоть на тихоходном транспорте, хоть на шустром катере, ходить по морю не слишком-то увлекательно, даже несмотря на топографическую точность карт (порты сделаны вручную, все остальное моделируется автоматически на основе электронных карт). А вот если включить дождь, шторм, бортовую, килевую качку и остальные опции, все сразу меняется. Наш корабль (гигантский лесовоз) начинает крениться то на один, то на другой борт под таким углом, что кажется еще чуть-чуть и катастрофы не избежать. Корреспонденты «Игромании» и пиарщица «Транзаса» невольно начинают шарить руками в поисках предметов, за которые можно было бы зацепиться — как и в случае с вертолетным тренажером, пол под нами остается неподвижным, но огромный экран снова вводит вестибулярный аппарат в заблуждение. Стоящие рядом моряки остаются спокойными — им не привыкать.

Все не «как у людей»

Каждое направление в «Транзасе» выросло на базе уже существующих производств. Работа над навигационным оборудованием натолкнула транзасовцев на мысль заняться электронными картами, потом на базе этого выросло тренажерное подразделение, а недавно компания начала еще строительство береговых систем.

Похожим образом появилось и развлекательное подразделение. Тренажеры — это, по сути, те же игры, только очень дорогие и с очень специфическим предназначением. От обычных игровых автоматов их отделяет буквально один шаг.

Превращением тренажеров в аркады «Транзас» не ограничился, а создал целый развлекательный комплекс — «Транс-Форс». Пока он существует в единственном экземпляре в Санкт-Петербурге и представляет из себя ни что иное, как… высокотехнологичный ресторан. Перед входом вы покупаете электронную карточку, куда заносятся ваши данные (ФИО, фотография), авторизуетесь через кард-ридер и только после этого попадаете в ресторан. Внутри все тоже не «как у людей». Вместо одной из стен — огромный панорамный экран, который создает иллюзию того, что посетители сидят как будто бы внутри некоего корабля. Корабль этот плавает по каналам Невы и бухтам крупнейших городов мира, периодически поднимается в воздух, выходит в космос и возвращается обратно (курс прокладывают из специальной комнаты — своего рода «диспетчерской»). В сочетании со спокойной музыкой и уютным полумраком все это действует исключительно умиротворяюще.

Зал «Транс-Форса» рассчитан на полторы сотни мест, но официантов почти нет. Они тут и не нужны: каждый столик оборудован собственным монитором и пультом управления, при помощи которых и производится заказ. Официант подойдет к вам уже с подносом. Сумма заказа подсчитывается автоматически. При выходе из ресторана нужно разлогиниться при помощи все той же карточки — на ней учитываются все ваши посещения и общая сумма потраченных денег.

Самое интересное скрыто в задней стене ресторана — там находятся два игровых автомата, о которых мы упоминали еще в самом начале статьи. Выглядят они как кабины космических шаттлов и рассчитаны, в отличие от обычных аркад, на большое количество игроков — 8 и 13 соответственно. Один из игроков управляет движением шаттла, остальные в меру сил отстреливаются от противников — вертолетов, кораблей, подводных лодок. Врагов всегда очень много, поэтому на экранах постоянно творится сущая вакханалия. Турели судорожно палят во все стороны, электромагнитные пушки пытаются сбивать стаи ракет, летящих в нас со всех сторон, операторы, управляющие пуском торпед, силятся разглядеть, удалось ли им попасть хоть куда-нибудь… Сеанс длится всего шесть минут, но из кабины выходишь веселый и взбудораженный. Даже мы, люди, видевшие не в одну сотню игр и игровых автоматов, пришли в неподдельный восторг.

Удовольствие это, однако, недешевое: одна такая кабина стоит порядка $150 тыс. Как окупить столь солидные вложения? Ведь в рестораны ходят в основном люди, далекие от мира компьютерных игр? И вот тут «Транзас» пошел на очень необычный, но действенный ход: после обеда и вечером «Транс-Форс» открыт для всех желающих, с утра — только для школьников. Сотрудники «Транзаса» разработали несколько обучающих уроков, использующих возможности комплекса по полной программе. Вот, например, астрономия: из динамиков зачитывается содержание урока, а корабль на панорамном экране летает вокруг тех небесных тел, о которых в данный момент идет речь. На мониторах, установленных на каждом столике, транслируется более детальная информация. В конце урока проводится викторина (отвечать нужно при помощи все тех же терминалов), где проверяется, кто слушал внимательно, а кто хлопал ушами. Столик победителей в качестве награды получает сеанс бесплатной игры в шаттле. Вот такая вот система — и школьникам интересно, и заведению прибыль. Столик победителей в качестве награды получает сеанс бесплатной игры в шаттле. Вот такая вот система — и школьникам интересно, и заведению прибыль.

В день «Транс-Форс» посещают от 600 до 1000 детей, по 120 рублей с носа. Несмотря на столь значительные цифры, дефицит посетителей «Транс-Форсу» пока не грозит: школьников в Питере много, за год каждый из них успеет побывать в ресторане всего пару раз.

Видеорепортаж о «Транзасе»

В одном из ближайших выпусков « Видеомании » и, конечно же, в нашей ТВ-передаче вы увидите репортаж об игровых автоматах и тренажерах «Транзаса». Stay, как говорится, tuned.

* * *

Нельзя сказать, что системы «Транзаса» представляют собой нечто выдающееся. В плане геймплея ничего нового там нет, подкупают они лишь своим масштабом (обычные аркады рассчитаны, как правило, на одного-двух человек, и размеры у них куда меньше). Уровень технического исполнения тоже далек от идеала: джойстики, к примеру, довольно неудобны.

Однако «Транзас» и не скрывает, что это лишь экспериментальные образцы. Руководитель команды, разработавшей «Транс-Форс», в разговоре с нами признался, что пока оценивает свое детище от силы на «троечку». « Но дайте только время, и должный уровень качества будет достигнут сам собой », — уверяет он.

«Транзас» планирует создать целую сеть таких развлекательных комплексов, причем как в России, так и за рубежом. Системы «Транс-Форс» уже установлены в Киеве и Волгограде (только игровые автоматы, ресторана там нет), на очереди Екатеринбург. Ближе к началу учебного года компания планирует открыть большой комплекс на 200 посадочных мест в Краснодаре, а в следующем году аркады «Транзаса» должны появиться за рубежом. Уже заключен первый контракт на поставку комплекса с испанской компанией, специализирующейся на игровых автоматах.

К подобным обещаниям все мы привыкли относиться скептически (« Лады » и « Сталкеры » приучили), но здесь ситуация другая: в пользу «Транзаса» говорит вся история компании. Да и у нас, признаться, осталось от нее самое позитивное впечатление. Вице-президент компании Николай Мужиков (он как раз курирует направление «Транс-Форс»), в компании с которым мы провели целый день, разговаривая с нами, успевал раздавать десятки указаний в минуту и попутно придумывал, что и как можно улучшить. С такими людьми застой компании не грозит.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь