Виртуальная реальность с российской пропиской

Виртуальная реальность с российской пропиской

Спецматериалы — Виртуальная реальность с российской пропиской
...Пилот закладывает особенно крутой вираж, на земле через лобовое стекло маячит тень от вертолета (высота небольшая — метров 50) — и становится натурально не по себе. Тут же напоминает о себе и вестибулярный аппарат: укачивает! Мы интересуемс
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спецматериалы
Виртуальная реальность с российской пропиской

E-mail рубрики: special@igromania.ru

 

Игровая индустрия России и других стран СНГ занимает в мире отнюдь не командные высоты — с этим убеждением мы живем уже там давно, что успели принять его как данность. У нас делают самые лучшие авиасимуляторы (во многом потому, что конкурентов в этом жанре как-то не наблюдается), втихомолку занимаются аутсорсингом крупнокалиберных западных блокбастеров (значительную часть контента для Battlefield 2 и Need for Speed Underground сделали на Украине) и… в принципе, все, на этом достижения заканчиваются. Собственных игр ААА-класса за вычетом Heroes of Might and Magic V у нас как не было, так и нет — делать их пока некому и не на что. При упоминании в западной прессе российских проектов, тамошние читатели разражаются комментариями примерно такого вот толка: начиная с удивленного «Как, там еще и игры разрабатывают?» и заканчивая совсем уж мрачным «Страна, которая не может прокормить свое население, не должна делать игры» (реальная цитата с сайта Blues News).

Но кто бы мог подумать, что в России есть компания с оборотом более $100 млн и огромным штатом сотрудников (около 1000 человек), которая имеет серьезные виды на индустрию электронных развлечений, но при этом почти неизвестна широкой публике? Компания эта называется «Транзас» (сокращение от TRANsport SAfety Systems), находится она в Санкт-Петербурге и до недавнего времени ее знали лишь как производителя навигационного оборудования, а также морских и авиационных тренажеров. В 2004 году «Транзас» запустил новое направление — «Транс-Форс», производство развлекательных комплексов виртуальной реальности. Что как раз по нашему профилю.

Шаг за шагом

Морской и авиационный тренажеры «Транзаса».

Все началось в середине 80-х гг., когда у основателей компании, служивших на судах Балтийского морского пароходства, возникла идея написать программу, которая позволяла бы рассчитывать правильную загрузку судов. Идея эта пришла в голову Николаю Лебедеву (ныне президент фирмы), а его партнеры тут же развили ее. Евгений Комраков (вице-президент) сделал программу для тренировки судоводителей; Николай Мужиков (еще один вице-президент) предложил создать плоттер — аналог электронной карты, по которому можно было бы прокладывать маршрут; а Виктор Годунов (третий вице-президент), присоединившийся чуть позже, разработал утилиту для расчета остойчивости кораблей. Но о коммерческом применении этих программ еще даже речи не шло.

Поворотной точкой стал 1990 год, когда одно из морских училищ Германии закупило у Комракова имитатор радара для обучения моряков. Больших денег это не принесло, но вслед за немцами потянулись клиенты из других стран, а отцы-основатели «Транзаса» поняли, что наткнулись на пока еще не занятую рыночную нишу и подались в бизнес.

Дела компании быстро шли в гору. Навигационные системы «Транзаса» под названием Navi-Master, в отличие от программ конкурентов, работали на обычных компьютерах и потому быстро стали популярными среди моряков, а благодаря старым связям удалось наладить продажи Navi-Master за границей. К 1993 году оборот компании перевалил за $1 млн, у нее появились зарубежные представительства и началась работа над новым направлением — электронными картами. Чтобы понять, насколько это может быть перспективно, достаточно знать только одну вещь: полной коллекцией бумажных морских карт обладают лишь Россия, Великобритания и США. Сегодня электронная библиотека «Транзаса» насчитывает 13 000 электронных карт.

Чуть позже компания дозрела до производства сначала морских, а потом и авиационных тренажеров, а уже на их базе была создан комплекс «Транс-Форс» (о нем мы еще поговорим). Сегодня «Транзас» занимает 30% рынка тренажеров и имеет представительства в более чем 100 странах мира, а его продукцию закупают как гражданские, так и военные ведомства (например, ВМФ Германии и Швеции).

Эффект присутствия

В гостях у «Транзаса» мы (я и наш видеочеловек Антон Логвинов) провели два дня, отсмотрев за это время систему «Транс-Форс», офис компании и, само собой, тренажеры. Трудно сказать, что произвело большее впечатление — в каждом случае были свои поводы поохать и поахать.

Вертолетный тренажер запомнился невероятным эффектом присутствия. Технически все устроено довольно просто: в центре комнаты стоит передняя часть кабины настоящего вертолета, вокруг нее на расстоянии полутора-двух метров — полусферический экран, на который проецируется изображение. Графика — на уровне авиасимуляторов трех-четырехлетней давности. Откуда тут, казалось бы, взяться эффекту присутствия? Но когда вертолет взлетает, разгоняя вокруг себя клубы пыли, набирает высоту и начинает выполнять разного рода маневры, все сомнения мигом уходят. Пилот закладывает особенно крутой вираж, на земле через лобовое стекло маячит тень от вертолета (высота небольшая — метров 50) — и становится натурально не по себе. Тут же напоминает о себе и вестибулярный аппарат: укачивает!

При помощи терминалов можно не только сделать заказ, но и, например, отправить сообщение на соседний столик.

Мы интересуемся у пилота: кабина и вправду качается или это нам только кажется? Пилот в ответ усмехается: этот вопрос до нас задавал каждый первый посетитель тренажера, в том числе и настоящие летчики. На самом деле кабина абсолютно неподвижна, раскачивать ее просто нет смысла — иллюзия полета создается за счет одного лишь панорамного экрана. Говорить, кстати, приходится громче обычного — стрекотание вертолета заглушает голос.

Управлять вертолетом сложно, но обучение проходит достаточно быстро: уже через полчаса полета можно научиться более-менее сносно удерживать машину в воздухе (это целая наука) и задавать направление/высоту. Взлет и посадку так быстро не освоишь: перед тем, как поднять вертолет в воздух, нужно переключить полсотни рычажков, кнопок и рукояток — запомнить это с первого раза просто нереально.

На тренажере отрабатывают и боевые задачи, но в отличие от компьютерных симуляторов, в которые мы с вами играли, это не слишком-то интересно и не особенно зрелищно. При пуске ракет перед вертолетом возникают две жиденькие дымные полосы, а через несколько секунд на земле появляются такие же жиденькие взрывы. Так, в общем-то, и должно быть: здесь все моделируется как в жизни, а в жизни война, наверное, выглядит столь же рутинно и скучно.

По завершении сеанса мы с Антоном, пребывая в состоянии легкой эйфории, как-то синхронно вспомнили про Battlefield 2: только полетав на тренажере (или на настоящем вертолете), можно понять, насколько же хороша там физика винтокрылых машин. Многие нюансы в Battlefield 2 опущены, но в целом ощущение полета на вертолете игра передает предельно точно. Если бы к ней еще прилагался такой интерфейс, как у «Транзаса», цены бы ей вообще не было. Причем в буквальном смысле: подобный тренажер стоит сотни тысяч долларов.

Игровые автоматы «Транс-Форс». Их стоимость, между прочим, составляет около $150 тыс.

После полета на вертолете (пусть и виртуальном) морской тренажер показался каким-то неубедительным. Хотя выглядит он, конечно, внушительно: здоровенная рубка, где поместится добрый десяток человек, заставлена разного рода приборами и органами управления, спереди и по бокам — панорамный экран площадью 8 м2. Однако острых ощущений как-то не хватает. Будь ты хоть на тихоходном транспорте, хоть на шустром катере, ходить по морю не слишком-то увлекательно, даже несмотря на топографическую точность карт (порты сделаны вручную, все остальное моделируется автоматически на основе электронных карт). А вот если включить дождь, шторм, бортовую, килевую качку и остальные опции, все сразу меняется. Наш корабль (гигантский лесовоз) начинает крениться то на один, то на другой борт под таким углом, что кажется еще чуть-чуть и катастрофы не избежать. Корреспонденты «Игромании» и пиарщица «Транзаса» невольно начинают шарить руками в поисках предметов, за которые можно было бы зацепиться — как и в случае с вертолетным тренажером, пол под нами остается неподвижным, но огромный экран снова вводит вестибулярный аппарат в заблуждение. Стоящие рядом моряки остаются спокойными — им не привыкать.

Все не «как у людей»

Каждое направление в «Транзасе» выросло на базе уже существующих производств. Работа над навигационным оборудованием натолкнула транзасовцев на мысль заняться электронными картами, потом на базе этого выросло тренажерное подразделение, а недавно компания начала еще строительство береговых систем.

Похожим образом появилось и развлекательное подразделение. Тренажеры — это, по сути, те же игры, только очень дорогие и с очень специфическим предназначением. От обычных игровых автоматов их отделяет буквально один шаг.

Превращением тренажеров в аркады «Транзас» не ограничился, а создал целый развлекательный комплекс — «Транс-Форс». Пока он существует в единственном экземпляре в Санкт-Петербурге и представляет из себя ни что иное, как… высокотехнологичный ресторан. Перед входом вы покупаете электронную карточку, куда заносятся ваши данные (ФИО, фотография), авторизуетесь через кард-ридер и только после этого попадаете в ресторан. Внутри все тоже не «как у людей». Вместо одной из стен — огромный панорамный экран, который создает иллюзию того, что посетители сидят как будто бы внутри некоего корабля. Корабль этот плавает по каналам Невы и бухтам крупнейших городов мира, периодически поднимается в воздух, выходит в космос и возвращается обратно (курс прокладывают из специальной комнаты — своего рода «диспетчерской»). В сочетании со спокойной музыкой и уютным полумраком все это действует исключительно умиротворяюще.

Кораблем «Транс-Форс» можно порулить самому из специального кресла в глубине зала, но это разрешают лишь на корпоративных вечеринках: от резких маневров посетителей ресторана начинает укачивать.

Зал «Транс-Форса» рассчитан на полторы сотни мест, но официантов почти нет. Они тут и не нужны: каждый столик оборудован собственным монитором и пультом управления, при помощи которых и производится заказ. Официант подойдет к вам уже с подносом. Сумма заказа подсчитывается автоматически. При выходе из ресторана нужно разлогиниться при помощи все той же карточки — на ней учитываются все ваши посещения и общая сумма потраченных денег.

Самое интересное скрыто в задней стене ресторана — там находятся два игровых автомата, о которых мы упоминали еще в самом начале статьи. Выглядят они как кабины космических шаттлов и рассчитаны, в отличие от обычных аркад, на большое количество игроков — 8 и 13 соответственно. Один из игроков управляет движением шаттла, остальные в меру сил отстреливаются от противников — вертолетов, кораблей, подводных лодок. Врагов всегда очень много, поэтому на экранах постоянно творится сущая вакханалия. Турели судорожно палят во все стороны, электромагнитные пушки пытаются сбивать стаи ракет, летящих в нас со всех сторон, операторы, управляющие пуском торпед, силятся разглядеть, удалось ли им попасть хоть куда-нибудь… Сеанс длится всего шесть минут, но из кабины выходишь веселый и взбудораженный. Даже мы, люди, видевшие не в одну сотню игр и игровых автоматов, пришли в неподдельный восторг.

Удовольствие это, однако, недешевое: одна такая кабина стоит порядка $150 тыс. Как окупить столь солидные вложения? Ведь в рестораны ходят в основном люди, далекие от мира компьютерных игр? И вот тут «Транзас» пошел на очень необычный, но действенный ход: после обеда и вечером «Транс-Форс» открыт для всех желающих, с утра — только для школьников. Сотрудники «Транзаса» разработали несколько обучающих уроков, использующих возможности комплекса по полной программе. Вот, например, астрономия: из динамиков зачитывается содержание урока, а корабль на панорамном экране летает вокруг тех небесных тел, о которых в данный момент идет речь. На мониторах, установленных на каждом столике, транслируется более детальная информация. В конце урока проводится викторина (отвечать нужно при помощи все тех же терминалов), где проверяется, кто слушал внимательно, а кто хлопал ушами. Столик победителей в качестве награды получает сеанс бесплатной игры в шаттле. Вот такая вот система — и школьникам интересно, и заведению прибыль. Столик победителей в качестве награды получает сеанс бесплатной игры в шаттле. Вот такая вот система — и школьникам интересно, и заведению прибыль.

В день «Транс-Форс» посещают от 600 до 1000 детей, по 120 рублей с носа. Несмотря на столь значительные цифры, дефицит посетителей «Транс-Форсу» пока не грозит: школьников в Питере много, за год каждый из них успеет побывать в ресторане всего пару раз.

Видеорепортаж о «Транзасе»

В одном из ближайших выпусков «Видеомании» и, конечно же, в нашей ТВ-передаче вы увидите репортаж об игровых автоматах и тренажерах «Транзаса». Stay, как говорится, tuned.

* * *

Нельзя сказать, что системы «Транзаса» представляют собой нечто выдающееся. В плане геймплея ничего нового там нет, подкупают они лишь своим масштабом (обычные аркады рассчитаны, как правило, на одного-двух человек, и размеры у них куда меньше). Уровень технического исполнения тоже далек от идеала: джойстики, к примеру, довольно неудобны.

Однако «Транзас» и не скрывает, что это лишь экспериментальные образцы. Руководитель команды, разработавшей «Транс-Форс», в разговоре с нами признался, что пока оценивает свое детище от силы на «троечку». «Но дайте только время, и должный уровень качества будет достигнут сам собой», — уверяет он.

«Транзас» планирует создать целую сеть таких развлекательных комплексов, причем как в России, так и за рубежом. Системы «Транс-Форс» уже установлены в Киеве и Волгограде (только игровые автоматы, ресторана там нет), на очереди Екатеринбург. Ближе к началу учебного года компания планирует открыть большой комплекс на 200 посадочных мест в Краснодаре, а в следующем году аркады «Транзаса» должны появиться за рубежом. Уже заключен первый контракт на поставку комплекса с испанской компанией, специализирующейся на игровых автоматах.

К подобным обещаниям все мы привыкли относиться скептически («Лады» и «Сталкеры» приучили), но здесь ситуация другая: в пользу «Транзаса» говорит вся история компании. Да и у нас, признаться, осталось от нее самое позитивное впечатление. Вице-президент компании Николай Мужиков (он как раз курирует направление «Транс-Форс»), в компании с которым мы провели целый день, разговаривая с нами, успевал раздавать десятки указаний в минуту и попутно придумывал, что и как можно улучшить. С такими людьми застой компании не грозит.

Комментарии
Загрузка комментариев