04 июля 2006Особое мнение
Обновлено 30.08.2023

CA$UAL

CA$UAL - изображение обложка

Директор лицензионного направления в первом российском продюсерском центре — компании KranX Productions.

Понимать, что ты живешь в отстающей стране, — крайне неприятное ощущение. Каждый раз, когда я захожу в любой столичный игромагазин, накатывает такая тоска, что хоть волком вой. Российская игровая индустрия находится в немытых и плохо пахнущих лапах каких-то нелюдей, которые умеют только продавать «кваку», и смириться с этим нет никакой возможности.

Сейчас уже трудно понять, почему так сложилось и кого надлежит жечь на костре, но факт остается фактом: конечные продавцы продукции — те, кто стоят у прилавков, и те, кто выбирает и формирует ассортимент товаров, — дремучие и безнадежно отставшие от современности люди. Они по-прежнему держат в голове несколько универсальных существительных, при помощи которых, как им кажется, можно охарактеризовать абсолютное большинство игр, выходящих на планете Земля: «экшен», «стратегия» и «эрпэгэ». Некоторые еще щеголяют «бродилкой».

Вместе с этими знатоками вся страна безнадежно увязла в «хардкоре». Хардкор продают, в хардкор играют, про хардкор пишут и хардкор же слепо боготворят. Что такое хардкор? Это практически все, о чем пишет журнал «Игромания». Жанры, которым мы поем дифирамбы, требуют от вас, дорогие читатели, серьезной теоретической подготовки. Посадите вашу сестру-отличницу или маму за Condemned или там TheGodfather. Они и рады бы оценить весь культурный багаж Monolith или глубину трагедии, сотворенной Electronic Arts. Но не могут. Потому что это стопроцентно хардкорные игры, требующие предварительной подготовки и серьезной базы знаний. Это игры, в которые нужно уметь играть. Они отнимают у нас с вами по 8-12 часов жизни, они требуют полного погружения, они нормально работают только на компьютерах с шестисотдолларовой видеокартой внутри. Они формируют вокруг себя культ посвященных. Это и есть хардкор.

Всеобщее (журналистское, потребительское, дистрибуционное) невежество привело к тому, что все компьютерные и видеоигры, отличные от вышеназванных, у нас в стране принято пренебрежительно называть « г @%$# &#м», абсолютно безграмотно клеймить « баджетом » и сваливать в одну кучу вместе с MP3-коллекциями Игоря Корнелюка и программами вроде «Стань диджеем за одну ночь!».

Так вот, друзья, вынужден сообщить пренеприятнейшее известие. Хардкор уже давно не в моде. Это такой наш с вами индустриальный мезозой. Слово casual , которое еще несколько лет назад вызывало презрительное фырканье, сейчас стало главным ориентиром для всех дальнозорких. Casual — это игры, ориентированные на массового (да-да!) пользователя. Они не требуют пятилетней жанровой муштры, они отнимают минимум времени, они, как правило, строятся на совершенно других психологических механизмах. Это, да простят меня все сто девяносто тысяч читателей «Игромании» (к которым отношусь и я сам), игры для нормальных людей. Не для тех, кто годами накручивает своего персонажа в Oblivion, и не для тех, кто с красными глазами вваливается с магазин с воплем: « Дайте мне карточку Волд оф Варкрафт! ».

Casual победоносно шагает по планете, и сейчас уже всем понятно, что у него большое и светлое будущее. Живым доказательством победы массовых развлечений над элитными стало сокрушительное поражение нежно любимой в России приставки PSP. Автор этих строк лично читал в LiveJournal сотни восторженных откликов известных российских разработчиков и журналистов. Они вывешивали свои счастливые физиономии в обнимку с драгоценным PSP, хвастались, что уплатили за него чуть ли не $500, и гордо отвечали в комментариях, что да, мол, японский импорт, привезли по знакомству за бешеные тысячи. На предпоследней КРИ «пиэспи» была главной аббревиатурой.

Автор этих строк тоже было поддался помешательству и заглянул на грандиозную вечеринку PlayStation Experience, проведенную в прошлом году в Москве. Я провел там ровно десять минут. В гигантском темном помещении, в клубах сигаретного дыма, толпы подростков с красными глазами ломились к вмонтированным в стены PSP, чтобы отведать новой забавы от Sony. Я подумал, что если Sony так видят мой досуг, то они глубоко заблуждаются.

Как выяснилось, так подумало еще несколько миллионов человек, купивших себе Nintendo DS — главный на сегодняшний день оплот casual-продуктов. Nintendo, если вы вдруг не в курсе, пока выигрывает битву у Sony, причем с сокрушительным счетом. Некрасивая, проигрывающая PSP по всем техническим параметрам карманная приставка DS продалась в разы лучше, чем техническое чудо от «Сони». Почему? Потому что там были Nintendogs. Это игра, где вы покупаете, выгуливаете, моете и вычесываете от блох маленького щенка. Еще у щенка можно чесать за ухом при помощи стилуса (один из экранов у DS сенсорный) и звать его через встроенный микрофон по кличке. Этого оказалось достаточно, чтобы Sony со всеми ее высокими разрешениями, UMD и прочим хардкором отправилась в мусорную корзину. Далее последовали и вовсе удивительные новости: президент Nintendo выступил с заявлением, что вся компания берет курс на массовые игры, представив на последней GDC новый флагманский DS-продукт — сделанный за пять месяцев набор упражнений для тренировки мозга. Называется он Brain Age: Train Your Brain in Minutes a Day. И дальше будет только больше.

На последней КРИ я провел полтора часа на семинаре по casual-играм. Могу сказать, что лично для меня это был самый полезный доклад. Приятные, улыбающиеся, хорошо одетые люди шутили, смеялись, делились опытом и на общем фоне выделялись какой-то подкупающей беззаботностью. Им не нужно думать о том, как внедрить в свой следующий проект пиксельные шейдеры последней версии или как, наконец, продать очередной WWII-экшен. Они обсуждали дизайн коробок в западных супермаркетах и новые каналы продаж. За свои продукты эти люди уверены.

Уверен и я, что если мы с вами наконец оторвемся от Oblivion и немного оглядимся по сторонам, вокруг обнаружится колоссальное число инновационных, интересных, недорогих и абсолютно новых интерактивных развлечений. Для вас и ваших сестер, мам, братьев и прочих родственников. А сейчас, извините, мне пока купать своего виртуального щенка — блохи, знаете ли.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. А может и совпадать.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь