29 августа 2006
Обновлено 17.05.2023

Черные метки игровой индустрии. Игровые рейтинги

Черные метки игровой индустрии. Игровые рейтинги - изображение обложка

E-mail рубрики special@igromania.ru

Когда старый разбойник из «Острова сокровищ» получил от бывших коллег по пиратскому бизнесу кусочек бумаги, измазанный сажей (черную метку), он догадался, что приятели чем-то недовольны и собираются его немножко зарезать. Прошло двести лет со времен драмы в таверне «Адмирал Бенбоу», многое позабылось, но черные метки снова в моде. Только теперь они не всегда черные и имеют четкую систему градаций. Раздают их респектабельные рейтинговые организации. Именно эти организации определяют, какую игру казнить, а какую помиловать.

Причем на чашу весов в последнее время пытаются давить все кому не лень. Ретивые политики, женские организации и добровольные общества защиты детей от всего на свете целенаправленно склоняют ее в сторону «казнить». Игровые компании вынуждены бороться за то, чтобы на коробочку поставили «правильный» рейтинг. Иначе плакали вложенные средства и мечты о хороших продажах.

Игроков же вообще никто не спрашивает, хотя вроде бы именно об их здоровье так беспокоятся поборники нравственности. Что же обозначают черные метки рейтинговых организаций? Кто определяет, кому какую игру можно продавать, а кому нет?

История вопроса

В 80-е и на рубеже 90-х гг. игры распространялись безо всяких ограничений. Рынок был еще маленьким, и чтобы обеспечить продажи, магазины торговали всем без разбора. Боролись за каждого потенциального покупателя — либо ты предлагаешь игроку все, что он пожелает, либо даешь последний гудок и вылетаешь со своим бизнесом в трубу.

Никакой системы ограничения доступа к играм по возрасту просто не существовало. Лишь самые предусмотрительные разработчики писали на коробочках (тогда еще к дискетам) предупреждения о сценах насилия. Осторожные продавцы тоже начали ставить на боксы с подобными играми класса соответствующие лейблы, чтобы избежать судебных разборок с родителями.

В СССР (тогда еще) таких вопросов не возникало. Маленькая тусовка компьютерщиков не вызывала у властей никакого интереса. Официально игры в страну практически не завозились. А то, что удавалось достать, немедленно тиражировалось самими фанатами. В тематические сборники могли попасть любые игры: и кровавое садо-мазо, и беспощадное порно. Хотя какое там порно, когда весь генитальный спектр изображался пятью пикселями?

Лишь после развала Союза отечественные геймеры смогли вкусить запретных плодов мирового игропрома в полной мере. Игры потекли в Россию могучим потоком. На Горбушке и Митинском радиорынке («Митьке») развернулись целые палаточные городки, торгующие компьютерными развлечениями. Пираты подсуетились и ради удобства изобрели некое подобие рейтинга, чтобы не путаться самим и не отвечать на глупые вопросы покупателей. По крайней мере, теперь можно было отличить детские игры от «клубничных» пассажей для особо озабоченных.

На Западе же и особенно в США к этому моменту вопрос содержания компьютерных развлечений вышел на государственный уровень. Рынок разросся, и вопреки законам капитализма у многих общественных деятелей появилось желание его отрегулировать. Для начала сразу в нескольких штатах США (раньше всего в Калифорнии, Колорадо и Мичигане) был принят закон, который обязывал производителей описывать на обложках содержание и характер игры. Если в ней голые дяди рубят на мелкие части голых теть, кишками украшают новогодние елки и водят вокруг них веселые хороводы, то покупатель должен узнавать об этом из описания, а не из восторженного рассказа своего ребенка. Нарушение грозило издателю крупным штрафом. Под карающий меч правосудия могли попасть и магазины. При этом никого не интересовало, видел продавец игру или нет. Торгуешь неправильными играми — вот и получи по «заслугам»!

Очень скоро издателей вынудили подходить к содержанию их игр максимально трепетно и отслеживать, что именно делают разработчики. Вольница кончилась. Продать игру с высоким уровнем насилия в США и некоторых странах Западной Европы становилось все труднее. Сложность была в том, что никаких общепринятых нормативов не существовало, каждое отдельно взятое государство или даже отдельный штат предъявляли свои требования. Игры, которые попали под раздачу и были разрешены к продаже только в специализированных магазинах, помечались особым образом. Где-то ставили восклицательные знаки (например, во многих городах Калифорнии и Нью-Йорке), где-то лепили красные кружочки с крестами (в Берлине), иногда просто печатали цифры 18+ (во Франции и Италии).

На фоне нарастающего безумия разработчики стушевались и перестали радовать игроков гекалитрами пролитой крови. Сцены массового совокупления кроликов и прочие веселые моменты тоже вырезали — от греха подальше. В ответ появились отдельные вольнодумцы, которые, наоборот, строили свои игры исключительно из всего запрещенного, чтобы выделиться из общей массы. Оказаться на гребне волны, даже если твой серф из пенопласта, дорогого стоит.

Рейтинги ESRB

Черные метки игровой индустрии. Игровые рейтинги - фото 1

Early Childhood. Игра разрешена детям от 3 лет и старше.

Черные метки игровой индустрии. Игровые рейтинги - фото 2

Everyone 10+. Для детей от 10 лет и старше. Такие игры могут содержать элементы Cartoon Violence (мультяшной жестокости).

Черные метки игровой индустрии. Игровые рейтинги - фото 3

Everyone. Рассчитано на игроков от 6 лет и старше.

Черные метки игровой индустрии. Игровые рейтинги - фото 4

Teen. Реалистичное насилие и грубая лексика, но в небольших количествах. Для игроков от 13 лет.

Черные метки игровой индустрии. Игровые рейтинги - фото 5

Mature. Игры с элементами насилия, кровью, черным юмором и крепкими выражениями. Возрастной ценз — 17 и более лет.

Черные метки игровой индустрии. Игровые рейтинги - фото 6

Adults Only. Игры данной категории предназначены только для игроков, которым исполнилось 18 лет. Adults Only-игры содержат сцены, демонстрирующие жестокое насилие, развратное поведение, нарушения закона.

Черные метки игровой индустрии. Игровые рейтинги - фото 7

Rating Pending. Данная иконка подтверждает, что игра уже принята на рассмотрение в ESRB, но итоговый рейтинг получить еще не успела.

И грянул гром ESRB

Когда разнообразие регулирующих законов и правил, принятых разными государствами, регионами, штатами и отдельно взятыми торговыми точками, превысило все разумные пределы, стало понятно, что без направляющего влияния свыше не обойтись. Требовалась общая схема, которая, с одной стороны, позволила бы покупателю понять, что за игру он собирается покупать, а с другой — чтобы разработчик с издателем хотя бы приблизительно представляли, как, по каким каналам и каким тиражом можно продавать игру. Особенно если в ней будут насилие, кровь, эротика, ненормативная лексика, порно и другие спорные элементы.

Первой организацией, которая предложила согласованную рейтинговую систему и начала применять ее в массовом порядке, стала ESRB ( Entertainment Software Rating Board ), учрежденная в 1994 году организацией IDSA ( Interactive Digital Software Association ).

Правила игры стали более-менее понятны, и через ESRB быстро пошел большой поток игр, а политики поспешили подстроить законы под новую систему рейтингов. Но очень скоро под прицел попала сама ESRB. Если она давала промашку и выставляла игре неверный рейтинг, ее саму подвергали санкциям.

Что давали единые правила разработчикам? Довольно много. Хотя некоторые положения рейтинговой системы до сих пор можно толковать двояко, разработчики могут приблизительно рассчитать, какую «метку» проставит им ESRB. А значит, можно заранее прогнозировать целевую аудиторию и возможный тираж.

Рассмотрим основные моменты, на которые обращает внимание ESRB при выставлении итоговых рейтингов. Оценка проводится по нескольким основным позициям. Эксперты раскладывают игру на элементы, которые учитываются в рейтинге, и сверяют их со списком. За каждый элемент начисляется определенное число штрафных очков. Результаты плюсуются, и в зависимости от получившейся суммы выставляется итоговый рейтинг. В системе ESRB есть следующие метки:

Blood — в игре есть кровь.

Blood and Gore — разрубленные тела и кровоточащие раны, брызги крови.

Cartoon Violence — избиение или стрельба по нереалистичным (мультяшным) персонажам. При этом сами персонажи от побоев видимым образом не страдают, сколько ни старайтесь: никаких синяков, ран, ушибов не появляется.

Crude Humor — пошлый юмор, но без мата и особого цинизма.

Fantasy Violence — избиение или стрельба по фантастическим персонажам (внешний вид героев не может быть сопоставлен игроком с реальным миром). При этом персонаж вполне может быть человекообразным, но у игрока не должно возникать ощущения реальности происходящего.

Intense Violence — реалистичное изображение насилия над персонажами вне зависимости от их внешнего вида. То есть если из мультяшного персонажа после удара топором начнет хлестать кровь, из живота вываливаются кишки, а в разные стороны полетят конечности — галочку поставят.

Mature Humor — грубый или чересчур взрослый юмор с легким налетом ненормативной лексики.

Mild Language — выражения, которые у нас назвали бы «полуматом». Уже ненормативно, но еще не многоэтажно. Сюда же относятся все фразы, так или иначе связанные с наркотиками.

Mild Lyrics — «полумат», выраженный музыкальными средствами. К примеру, в игре про милейших пушистых гусениц, которые путешествуют с цветка на цветок, разговаривают только о пользе фитотерапии для организма. Зато в заставке звучит жесткий трэш, грязный дядька поет о пользе все той же фитотерапии, но из растений предпочитает исключительно коноплю, мак и листья коки.

Mild Violence — легкое насилие без разрубленных тел и разбросанных конечностей. Отмечаются небольшие зуботычины, после которых персонаж выплевывает с кровью пару зубов. Но не более.

Nudity — предельно реалистичное изображение персонажа в голом виде с элементами половой сегрегации: для женщин достаточно обнаженной груди или зада, для мужчин — только открытая демонстрация детородного органа (задницу показывать можно).

Partial Nudity — сцены, в которых урывками демонстрируются отдельно взятые обнаженные части персонажей. Что интересно, под эту категорию подходит демонстрация вполне разрешенных частей тела, если их показ подразумевает обнажение находящихся рядом запрещенных частей. То есть если вы просто смоделируете в своей игре соблазнительную блондинку с обнаженными плечами, то это еще никакой не Partial Nudity. А вот если вы будете показывать нарезкой кадров эту же блондинку в душе и как бы ненароком продемонстрируете ее обнаженное плечо, а грудь замаскируете, скажем, блюром, то все — игра попала в категорию.

Sexual Violence — сексуальное насилие. Если в игре персонаж-самец активно домогается персонажа-самки, затем коварно тащит ее в кусты, откуда через некоторое время обозначается акт соития (к примеру, вылетают розовые сердечки), то взрослого рейтинга не избежать. Из-за Sexual Violence игра получит по полной программе.

Some Adult Assistance May Be Needed — параметр, по которому оценивается сложность той или иной игры для детей. Если ребенок определенного возраста не может пройти ее без помощи взрослого, то по этому пункту будут начислены штрафные баллы.

Strong Language — фразы, затрагивающие тему секса, спиртных напитков или насилия, но не мат. Персонаж-мужчина, ненароком предложившей персонажу-женщине глотнуть пивка, курнуть травки и уединиться в кабинке туалета с определенной целью, обеспечит игре Strong Language.

Strong Lyrics — аналогично, но для игровых песен.

Strong Sexual Content — наличие в игре откровенных сексуальных сцен «классического» характера. Любая демонстрация полового акта.

Suggestive Themes — сцены, которые принято называть неприличными. Типичный пример — персонажи, справляющие большую или малую нужду. Естественные надобности, разумеется, придают игре реалистичности, но вот с рейтингом получается накладка. Особенно если в игре писают незнайки, колобки, вахмурки и прочие детские герои.

Use of Drugs — демонстрация употребления наркотиков.

Use of Alcohol — демонстрация употребления спиртных напитков.

Use of Tobacco — демонстрация курения.

Обязаны ли разработчики следовать требованиям ESRB? С одной стороны, нет. ESRB лишь выставляет свой рейтинг, она рекомендует и советует. При этом можно и не отдавать игру на осмотр, а печатать коробочку безо всяких рейтингов. Если разработчик уверен, что ничего «такого» в его игре нет, то в ESRB он может и не обращаться. Некоторые так и поступают, но многие каналы распространения при этом теряются. Продать после этого игру в США и Канаде будет крайне сложно. Большинство дистрибьюторов просто откажутся ее распространять.

Казалось бы, все предельно четко и ясно. Решение включать или не включать в игру спорные элементы остается за разработчиком. Однако, как видно из описания, далеко не все пункты так уж очевидны. Что такое, например, легкое насилие? Вроде бы понятно, а когда дело доходит до практики, возникают разночтения. Вот пощечина — это легкое насилие или нет? А шаловливое подмигивание лицу противоположного пола — сексуальное домогательство? А если лицу того же пола? А фраза « пошел ты!» — это «полумат» или что? Вот и получается, что правила не такие уж неоспоримые. Нередко одинаковые по уровню насилия, секса и прочего ненорматива тайтлы получают разные рейтинги.

Рейтинг PEGI

Черные метки игровой индустрии. Игровые рейтинги - фото 8

Bad Language. Присутствует ненормативная лексика.

Черные метки игровой индустрии. Игровые рейтинги - фото 9

Discrimination. Элементы, подразумевающие или прямо указывающие на расовую или иные формы дискриминации.

Черные метки игровой индустрии. Игровые рейтинги - фото 10

Drugs. Сцены, демонстрирующие применение или продажу наркотических средств.

Черные метки игровой индустрии. Игровые рейтинги - фото 11

Fear. Содержит страшные сцены (не рекомендовано детям).

Черные метки игровой индустрии. Игровые рейтинги - фото 12

Sexual Content. Эротические или сексуальные сцены.

Черные метки игровой индустрии. Игровые рейтинги - фото 13

Violence. Cцены насилия, убийства, реалистичная кровь.

Выбор не по-американски

Европейский игровой рынок всегда отличался от американского. Там действовали свои законы, лучше продавались совсем другие игры и совсем иными цифрами измерялись доходы от продаж. Неудивительно, что рейтинговую систему европейцы разработали свою. Поначалу даже казалось, что рейтинговой системы в Европе не будет вовсе. Но поскольку европейским издателям хотелось продавать игры не только у себя, но и в США, в 2003 году они создали свой комитет по оценке компьютерных игр — PEGI ( Pan European Games Information ). Поначалу в него входили шестнадцать стран Европы: Великобритания, Австрия, Швеция, Франция, Дания, Бельгия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Голландия, Испания, Швейцария, Финляндия и Португалия. Сегодня в нем уже 25 государств.

Рейтинги для PEGI были разработаны ISFE ( Interactive Software Federation of Europe ), и теперь их можно увидеть на большинстве издаваемых у нас игр. Да, Россию западные издатели причисляют к европейским странам, поэтому на коробках ставят именно рейтинги PEGI (хотя наша страна в эту организацию не входит).

Европейская рейтинговая система намного проще американской ESRB. Если в ESRB игра проходит экспертную комиссию, то в PEGI разработчик сам заполняет стандартную форму, указывая наличие в игре тех или иных элементов. Форма отправляется в NICAM ( Netherlands Institute for the Classification of Audio-visual Media ), где проводят подсчет штрафных баллов, после чего специалисты PEGI изучают расчеты NICAM и подводят окончательный итог.

С одной стороны, система более либеральна, больше доверия к разработчику и издателю. С другой, ответственность на игроделах куда большая: слукавил, продал игру со сценами массового геноцида тушканчиков под рейтингом 3+ — изволь отвечать перед законом.

При том, что количество элементов, по которым оценивается игра в PEGI, меньше, чем в ESRB, итоговое число «черных меток» на коробке с игрой увеличилось! Если ESRB ставит только информацию о возрастном ограничении и направленности игры (всегда один значок), то в европейской системе пять возрастных категорий (3+, 7+, 12+, 16+, 18+ — на одной игре ставится только одна метка) и шесть дополнительных значков, отражающих сцены того или иного характера (по одному значку на каждый вид). Финляндия и Португалия хоть и входят в PEGI, но имеют свои градации: у финнов это 3+, 7+, 11+, 15+ и 18+, у португальцев — 4+, 6+, 12+, 16+ и 18+.

В Японии до недавнего времени рейтинговая система была крайне несовершенна, из-за чего постоянно случались разные казусы. И хотя законы, касающиеся развлекательной продукции, в Стране восходящего солнца не столь суровы, как в Европе и США, издатели и разработчики все равно терпели убытки.

Но, похоже, в самом ближайшем будущем все изменится — Япония работает над своей рейтинговой системой. За нее отвечает Computer Entertainment Rating Organization (CERO). Уже сейчас известно, что игры будут сортировать по буквам и делить на категории — A, B, C, D и Z.

Как и ESRB, CERO будет носить рекомендательный характер (за исключением категории Z — от 18 и старше). Основное же отличие от европейской и американской систем заключается в том, что за правильностью выставления оценок будет следить специально назначенная государственная структура.

А что же у нас? Очень хочется сказать что-то обнадеживающее, но на самом деле все пока глухо. Вменяемой рейтинговой системы на данный момент в России нет. И вовсе не потому, что отсутствуют законы, под которые можно было бы подгонять рейтинг, — они-то как раз есть. И не потому, что наши юные игроки какие-то особенные — морально устойчивые, всесторонне развитые. Дело в том, что объем компьютерно-игрового рынка в России настолько незначителен (что-то в районе $200 млн), что никто не считает нужным заботиться о содержании каких-то там игр.

Но рынок стремительно растет, так что в будущем такие рейтинговые системы, скорее всего, появятся и у нас. Более того, в смежных областях они уже есть. Например, в 2002 году был принят Единый художественный рейтинг, как инструмент формирования цивилизованного арт-рынка. Кто бы мог подумать, что художников можно делить на категории А и B (с подпунктами)? И кто бы знал, чем отличается «художник профессионал высокого класса» от такого же, но с «выдающимися организаторскими способностями»? А теперь они все разложены по полочкам.

Однако в случае с играми Россия, вероятно, просто присоединится к одной из уже действующих систем. Да и сейчас подавляющее большинство отечественных издателей четко обозначают на коробках целевую аудиторию игр.

Альтернативные рейтинги

Помимо ESRB, в США набирает силу альтернативная рейтинговая система — PSVRatings ( www.psvratings.com ). Не слишком популярная до недавнего времени, PSVRatings сумела здорово раскрутиться на фоне скандала с ХХХ-модом для GTA: San AndreasHot Coffee. Пока ESRB отбивалась от политиков и торговых компаний, PSVRatings ловко пиарила сама себя: « Наша система проще и удобнейошибки невозможны! »

Сам PSVRatings основан на цветовой схеме. Но ее визуальная наглядность, скажем так, сомнительная. Чтобы понять значение рейтинга, необходимо прочитать инструкцию. При этом мало кто обратил внимание, что логика, мягко говоря, хромает: простота знаковой системы никак не связана с ошибками в выставлении итоговых рейтингов.

В Великобритании действует своя рейтинговая система — BBFC ( British Board of Film Classification , www.bbfc.co.uk). Изначально она была создана исключительно для оценки видеопродукции, но теперь оценивает еще и игры. Сам рейтинг представляет собой нечто среднее между PSVRatings и ESRB — возрастно-цветовая схема. Для понимания она довольно сложна.

В Австралии существует OFLC ( Office of Film and Literature Classification ), который прослыл одним из самых жестких и непримиримых цензоров. Организация с аналогичным названием есть и в Новой Зеландии.

* * *

За время путешествия от разработчика к покупателю коробка с игрой обрастает множеством штампов и печатей — прямо как чемодан на таможне. И хотя это несколько усложняет жизнь, рейтинговые системы нужны разработчикам, поскольку позволяют делать прогнозы.

Нужны они и нам. Рейтинги можно сравнить с правилами дорожного движения, где каждый участник знает свое место. От езды без правил пострадают все. Рейтинговые системы ни в коем случае не ограничивают свободу разработчиков. И не надо путать рейтинги с законодательной деятельностью озабоченных сенаторов вроде Лейланда Йи. Если игра отхватила набор «черных меток», рейтинг не виноват. Это разработчики постарались. И благодаря системе она совершенно точно знали, на что шли.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь