26 октября 2006
Обновлено 17.05.2023

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад

Во что играли 5, 10, 15 и 20 лет назад - изображение обложка

Во что играли 5 лет назад

Clive Barker’s Undying

Дата выхода : 2001 год

Жанр : Экшен

Издатель/Разработчик : Electronic Arts/DreamWorks Int

Писатель земли американской Клайв Баркер относится как раз к тому редкому виду творческих людей, которые, имея под рукой весьма обширные средства для самовыражения, обладают какой-то удивительной привязанностью к компьютерным играм. Являясь весьма плодовитым авторов всевозможных «мистических триллеров», а также весьма эксцентричным режиссером (культовые «Восставшие из ада» — его рук дело), в начале девяностых Клайв познакомился с индустрией электронных развлечений… и понеслось. Участвуя в играх различной степени сомнительности, к началу 2001 года Баркер наконец-то созрел до первого именного проекта — экшена Clive Barker’ s Undying , взращенного на маркетинговых мощностях Electronic Arts и движке Unreal Tournament.

Результат получился весьма… оригинальным. Ненавязчивый магическо-шутерный геймплей, заселенный сотонинскими созданиями особняк XIX века и главный герой, эдакий собирательный образ всех уэллсовских стереотипов — интеллигентного вида молодой человек в белой рубашечке, с револьвером и буржуинскими часами на цепочке. И все бы хорошо, но как шутер Undying получился достаточно вялым, магические фокусы — быстро приедались, а атмосфера — увы, даже близко не дотягивала до Alone in the Dark.

Впрочем, Клайв не оставляет надежд на реванш — буквально месяц назад был анонсирован его новый экшен Jericho , в котором опять будут особняки, револьверы и сотонинские создания.

Во что играли 10 лет назад

Z

Дата выхода : 1996 год

Жанр : Стратегия

Издатель/Разработчик : Bitmap Brothers/Renegade Software

Помните в прошлом выпуске нашего справочно-исторического альманаха очерк о Bitmap Brothers? Ну, той самой лондонской студии, которая на протяжении почти двадцати лет била безжалостным молотом олд-скула по «технологиям», «веяниям» и прочим «основным маркетинговым направлениям» нашей многострадальной индустрии? Так вот, год 1996 и игра со сложным названием Z стали звездным часом (а по совместительству и лебединой песней) «битмапов». Ни до, ни после эта компания уже не выпускала ничего даже близко похожего по духу (серенький, как козлик, сиквел под названием Z2 не считается).

Представьте себе типичную такую RTS, в которой внезапно отменили ресурсы, но оставили производство. Хаос, кошмар, безобразие? А вот и нет — продуманная тактическая борьба за территории. В правом углу карты — группа красных человекообразных роботов, в левом — группа роботов синих. И те, и другие начинают быстрое движение по местности, по пути захватывая фабрики и заводы по производству новых юнитов. Рано или поздно две группы столкнутся, и начнется увлекательнейшее «перетягивание каната» — кто захватит больше заводов, тот и победитель, но проблема в том, что уже захваченную мануфактуру нужно еще суметь и защитить…

В общем, вместо очередной бессмысленной RTS (так популярных во второй половине девяностых) из Z получилась очень неглупая тактическая головоломка. Жаль только, что подобный геймплей так никто больше по-человечески и не повторил…

Во что играли 15 лет назад

Chuck Yeager’s Air Combat

Дата выхода : 1991 год

Жанр : Авиасимулятор

Издатель/Разработчик : Electronic Arts

«Welcome to the Chuck Yeager’ s Air Combat » — хриплый авиаторский голос, сымитированный противной пищалкой PC-Speaker’а, — это что-то из незабываемого. Что-то из разряда тех эмоций, которые, однажды обозначившись в голове, не уходят из нее до самых белых тапок.

С этой игрой я провел год, а может, даже больше, своей отнюдь не бесконечной жизни — каждый вечер, как на работу: престарелый Чак Йегер (между прочим, человек, впервые разогнавший самолет до скорости звука) в стартовом меню, рев воинственной музыки из колонок и несколько вариантов времяпрепровождения: свободный полет, отработка пройденных вдоль и поперек исторических миссий и — конечно же! — редактор собственных сценариев.

Air Combat был не столько логическим продолжением «гражданского тренажера» Chuck Yeager’ s Advanced Flight Trainer (различные части выходили в 1987 и 1989), сколько такой большой и цветастой энциклопедией авиации последних пятидесяти лет. Игра без сюжета и конкретной цели, но с бесконечно богатым внутренним миром. Такой The Sims от мира авиасимуляторов. Создавая свои миссии в редакторе, вы могли стравить на одном поле боя современный МиГ и какой-нибудь немецкий бомбардировщик времен Великой Отечественной, разыграть кучу невероятных сценариев вроде «посадки античного штурмовика на атомный авианосец», да и вообще до блеска отточить любые свои летные навыки…

Два-три часа ежедневно под иссиня-серым небом, нарисованным шестнадцатью цветами палитры EGA, и для счастья пятнадцать лет назад мне не требовалось больше ни-че-го…

Во что играли 20 лет назад

World Karate Championship

Дата выхода : 1986 год

Жанр : Файтинг

Издатель/Разработчик : Epyx/System 3 Software

Все те, кому сейчас «за двадцать», наверняка помнят эту игру под совсем другим именем — International Karate. Что, не помнят? Ну давайте, напрягайте память — Atari, ZX Spectrum, «Коммодор» или какой-нибудь отечественный «компьютер» с безумным названием типа «Вектор-06Ц»? К концу восьмидесятых — началу девяностых в нашей большой стране не осталось, наверное, не одной платформы, где бы не засветилась эта всесторонне замечательная игра.

Ураганный файтинг, равных которому не было до самого Mortal Kombat , смертельная битва, в которой сошлись две отважные кучки пикселей — синего и белого цвета. Пиксели умели реалистично махать одной рукой, бить ногой, приседать и даже с писком подпрыгивать в прыжке. Причем главное! Все это непотребство то и дело происходило на каком-нибудь достопримечательном фоне вроде нью-йоркской «Статуи свободы», сиднейской оперы или величественного силуэта Фудзиямы. Как роскошно это было нарисовано в четырех цветах — вы не поверите!.. Ах да, чуть не забыл — еще на заднем фоне сидел мудрый фиолетовый старец, который в конце каждого раунда чистейшей Speaker-интонацией произносил имя победителя. «Blue»! Или там «White»!.. Чудеса технологий — одно слово…

И глядя на то, во что научный прогресс превратил современные игры, я часто, друзья, вспоминаю World Karate Championship. И даже боюсь думать о том, во что мы все будем играть еще лет через 20…

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь