Старость не радость

Старость не радость

Особое мнение — Старость не радость
«Наблюдая пару месяцев назад за своим 15-летним племянником, который играл на Nintendo DS Lite, я неожиданно для себя сделал удивительное наблюдение: он осваивает игры гораздо быстрее, чем я. То, на что у меня, условно говоря, уходило десять минут, он
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Особое мнение
Старость не радостьСтарость не радость

Наблюдая пару месяцев назад за своим 15-летним племянником, который играл на Nintendo DS Lite, я неожиданно для себя сделал удивительное наблюдение: он осваивает игры гораздо быстрее, чем я. То, на что у меня, условно говоря, уходило десять минут, он делал за пять; то, на постижение чего мне требовались определенные мыслительные усилия (пусть и минимальные), он делал совершенно интуитивно, без малейшей запинки. Поначалу мне показалось это странным. Одно дело скорость реакции: в свои 23 года я, естественно, уже не могу обладать реакцией подростка и тем более ребенка, хотя по-прежнему без проблем играю в самые динамичные игры. Но при чем тут скорость освоения игр?

Старость не радость

Игорь Варнавский. Выпускающий редактор

Как оказалось, очень даже при чем. Что мы получаем от процесса игры? Удовольствие (цель) и некие навыки (средство), которые помогают нам это удовольствие получать. Иными словами, мы чему-то учимся. Учимся, даже не задумываясь над этим.

Способность к обучению же напрямую зависит от возраста. При рождении человек не имеет никаких умений и навыков, он ничего не знает об окружающем мире и потому жадно учится, схватывает все на лету. По мере взросления этих навыков вырабатывается все больше и больше, а стремление к новым знаниям и обучаемость, наоборот, угасают. Умение передвигаться, говорить, есть, ходить на горшок в положенном месте, а не где попало, и все остальное переходит на бессознательный уровень. Новые навыки, которых со временем появляется все меньше и меньше, тоже переходят на бессознательный уровень, и в какой-то момент человек превращается в робота, запрограммированного на выполнение одной и той же последовательности действий:

10 Проснуться по звонку будильника.

20 На автомате умыться, почистить зубы, одеться.

30 На автомате доковылять до метро/машины/автобуса и на автомате же добраться до работы.

40 На автомате показать пропуск охраннику.

50 На автомате прожить рабочий день, в сотни и тысячи раз выполняя одни и те же или подобные им задания.

60 На автомате добраться домой, заглянув по пути в супермаркет.

70 На автомате раздеться, поужинать, посмотреть телевизор и завалиться спать.

80 GOTO 10

От такой жизни человек начинает закостеневать еще быстрее. Любые занятия, которые требуют овладения новыми знаниями и навыками (а это в том числе и игры), даются сначала с трудом, а потом и вовсе начинают вызывать раздражение. Среднестатистический человек 40—50 лет, никогда не игравший в игры, может, и заинтересовался бы, скажем, Half - Life 2, но, потыкавшись полчаса о стены и умерев от укуса первого же хедкраба, моментально теряет желание двигаться дальше и чему-то учиться (можете даже такой эксперимент провести, результат я вам гарантирую). Мол, плохая игра, я лучше телевизор посмотрю или книжку почитаю, чем тратить время на эти ваши детские забавы.

Схожая реакция будет и у взрослого, который много лет играл в игры. Полностью отказываться от электронных развлечений он, конечно, не будет, но вкусы у него изменятся — динамичной, адреналиновой игре такой человек предпочтет что-нибудь спокойное и неторопливое: пошаговую стратегию, RPG, тайкун. Безусловно, бывают и исключения, но на то они и исключения, чтобы подтверждать правило.

Мы сами (мы — это редакторы «Игромании») ничего подобного пока, слава богу, не чувствуем — самому старшему из нас едва исполнилось 27 лет. Зато главный редактор ЛКИ Андрей Ленский, который намного старше нас всех, являет собой самое что ни на есть наглядное подтверждение этой гипотезы. К шутерам и другим динамичным играм он уже давно не притрагивается, а на вопрос «почему?» дает вполне резонный ответ: «В шутерах на экране все время что-то мельтешит, да и вообще хочется чего-нибудь поспокойнее». Перемалывать каждый месяц по нескольку игр люди старшего поколения тоже уже не хотят, предпочитая концентрироваться лишь на избранных играх. Зато в них они играют обычно подолгу.

Игровая индустрия давно заметила все эти вещи. Вчерашние игроки взрослеют, их интересы меняются — а значит, должны меняться и игры. Вы обратили внимание, что все последние годы они становятся все покладистее и покладистее по отношению к игроку? Подробные туториалы, враги, подстраивающиеся под уровень игрока, куча наград, выдаваемых по окончании миссии даже за самые незначительные достижения (см. Burnout Revenge) — разработчики делают все, чтобы постаревшие игроки не чувствовали себя дураками.

Дальше всех в этом зашла Nintendo, о которой мы, кажется, пишем в каждом номере. Набор детсадовских головоломок Brain Training и симулятор собаковода Nintendogs — это уже даже не упрощение прежних игр, а воспроизведение всего того, что мы освоили в реальной жизни. Чтобы играть в Brain Training, достаточно окончить начальную школу, а чтобы играть в Nintendogs, хватит минимального опыта общения с собаками. Круг замкнулся — обычные, неэлектронные игры теперь взяли верх и по ту сторону монитора.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. А может и совпадать.

Хотите скрыть партнерские блоки? Авторизуйтесь и читайте материалы не отвлекаясь.
Комментарии
Загрузка комментариев