26 октября 2006Особое мнение
Обновлено 30.08.2023

Старость не радость

Старость не радость - изображение обложка

Наблюдая пару месяцев назад за своим 15-летним племянником, который играл на Nintendo DS Lite, я неожиданно для себя сделал удивительное наблюдение: он осваивает игры гораздо быстрее, чем я. То, на что у меня, условно говоря, уходило десять минут, он делал за пять; то, на постижение чего мне требовались определенные мыслительные усилия (пусть и минимальные), он делал совершенно интуитивно, без малейшей запинки. Поначалу мне показалось это странным. Одно дело скорость реакции: в свои 23 года я, естественно, уже не могу обладать реакцией подростка и тем более ребенка, хотя по-прежнему без проблем играю в самые динамичные игры. Но при чем тут скорость освоения игр?

Как оказалось, очень даже при чем. Что мы получаем от процесса игры? Удовольствие (цель) и некие навыки (средство), которые помогают нам это удовольствие получать. Иными словами, мы чему-то учимся. Учимся, даже не задумываясь над этим.

Способность к обучению же напрямую зависит от возраста. При рождении человек не имеет никаких умений и навыков, он ничего не знает об окружающем мире и потому жадно учится, схватывает все на лету. По мере взросления этих навыков вырабатывается все больше и больше, а стремление к новым знаниям и обучаемость, наоборот, угасают. Умение передвигаться, говорить, есть, ходить на горшок в положенном месте, а не где попало, и все остальное переходит на бессознательный уровень. Новые навыки, которых со временем появляется все меньше и меньше, тоже переходят на бессознательный уровень, и в какой-то момент человек превращается в робота, запрограммированного на выполнение одной и той же последовательности действий:

10 Проснуться по звонку будильника.

20 На автомате умыться, почистить зубы, одеться.

30 На автомате доковылять до метро/машины/автобуса и на автомате же добраться до работы.

40 На автомате показать пропуск охраннику.

50 На автомате прожить рабочий день, в сотни и тысячи раз выполняя одни и те же или подобные им задания.

60 На автомате добраться домой, заглянув по пути в супермаркет.

70 На автомате раздеться, поужинать, посмотреть телевизор и завалиться спать.

80 GOTO 10

От такой жизни человек начинает закостеневать еще быстрее. Любые занятия, которые требуют овладения новыми знаниями и навыками (а это в том числе и игры), даются сначала с трудом, а потом и вовсе начинают вызывать раздражение. Среднестатистический человек 40—50 лет, никогда не игравший в игры, может, и заинтересовался бы, скажем, Half - Life 2 , но, потыкавшись полчаса о стены и умерев от укуса первого же хедкраба, моментально теряет желание двигаться дальше и чему-то учиться (можете даже такой эксперимент провести, результат я вам гарантирую). Мол, плохая игра, я лучше телевизор посмотрю или книжку почитаю, чем тратить время на эти ваши детские забавы.

Схожая реакция будет и у взрослого, который много лет играл в игры. Полностью отказываться от электронных развлечений он, конечно, не будет, но вкусы у него изменятся — динамичной, адреналиновой игре такой человек предпочтет что-нибудь спокойное и неторопливое: пошаговую стратегию, RPG, тайкун. Безусловно, бывают и исключения, но на то они и исключения, чтобы подтверждать правило.

Мы сами (мы — это редакторы «Игромании») ничего подобного пока, слава богу, не чувствуем — самому старшему из нас едва исполнилось 27 лет. Зато главный редактор ЛКИ Андрей Ленский, который намного старше нас всех, являет собой самое что ни на есть наглядное подтверждение этой гипотезы. К шутерам и другим динамичным играм он уже давно не притрагивается, а на вопрос «почему?» дает вполне резонный ответ: « В шутерах на экране все время что-то мельтешит, да и вообще хочется чего-нибудь поспокойнее ». Перемалывать каждый месяц по нескольку игр люди старшего поколения тоже уже не хотят, предпочитая концентрироваться лишь на избранных играх. Зато в них они играют обычно подолгу.

Игровая индустрия давно заметила все эти вещи. Вчерашние игроки взрослеют, их интересы меняются — а значит, должны меняться и игры. Вы обратили внимание, что все последние годы они становятся все покладистее и покладистее по отношению к игроку? Подробные туториалы, враги, подстраивающиеся под уровень игрока, куча наград, выдаваемых по окончании миссии даже за самые незначительные достижения (см. Burnout Revenge ) — разработчики делают все, чтобы постаревшие игроки не чувствовали себя дураками.

Дальше всех в этом зашла Nintendo , о которой мы, кажется, пишем в каждом номере. Набор детсадовских головоломок Brain Training и симулятор собаковода Nintendogs — это уже даже не упрощение прежних игр, а воспроизведение всего того, что мы освоили в реальной жизни. Чтобы играть в Brain Training, достаточно окончить начальную школу, а чтобы играть в Nintendogs, хватит минимального опыта общения с собаками. Круг замкнулся — обычные, неэлектронные игры теперь взяли верх и по ту сторону монитора.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. А может и совпадать.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь