07 февраля 2007
Обновлено 17.05.2023

Руководство и прохождение по "Defcon"

Руководство и прохождение по "Defcon" - изображение обложка

…Мораль, гуманизм, общечеловеческие ценности? Право, забудьте об этих мелочах, генерал, теперь слова будут другие — геноцид. А как вы хотели — война начинается. Усядьтесь в кресло, будете жать на эту большую красную кнопку. Нет, победителей не будет, только выжившие в пекле термоядерных взрывов. Когда закончится? Вот как выпустим последнюю боеголовку, так и закончится.

Простые правила

Цель игры — не подавить оборону противника и заставить его сдаться. Все проще и жестче — нужно уничтожать мирное население на территории противника и по возможности защищать свое. Игровое поле — карта планеты Земля, стилизованная под экран центра управления. Черные контуры континентов на темно-синем фоне морей, поверх них цветами сторон светятся боевые единицы и постройки, зоны действия радаров и радиусы стрельбы, белыми вспышками мерцают взрывы.

На карте шесть стран-территорий, ничего общего с реальным миром не имеющие: Северная Америка, Южная Америка, Африка, Европа, южная и северная части Азии. Особенно досталось СССР — Прибалтика, Белоруссия и Украина находятся на европейской территории, но и другие стороны не обделены несуразицами — южно-азиатская территория простирается от островов Японии до Аравийского полуострова. Австралия так вообще оказалась в безопасности — ни городов, ни людей. Время действия — начало восьмидесятых годов прошлого века.

Строительства и ресурсов нет, стартовые наборы одинаковы. Различие между игроками только в их территориальном положении. По умолчанию население каждой страны составляет сто миллионов жителей, неравномерно распределенных между городами. Те, что в реальности можно назвать мегаполисами, отъедают от этой цифры большую долю, чем мелкие населенные пункты.

Вместе играть могут от двух до шести человек. Если в игре несколько участников, то они могут управлять несколькими странами. Вместо людей может играть и компьютер, там, где дело не касается дипломатии, он показывает себя достойным противником.

Уровни угрозы

Но начать бомбардировку с первых секунд игры не удастся, на все требуется время. Всего выделено пять временных отрезков. Продолжительность четырех из них — шесть минут игрового времени.

Defcon 5. Начальная стадия, на которой производится расстановка войск. О противниках известно только их местоположение на карте. Сейчас можно и нужно приступать к дипломатическим действиям.

Defcon 4. Становятся видимыми объекты других сторон, попавшие в зону обнаружения радаров. Боевые действия по-прежнему запрещены, но появляется смысл передвигать флоты. Переговоры все еще имеют смысл.

Defcon 3. Все размещение отрядов прекращается — война началась. Теперь уже не до поиска союзников, войска открывают огонь по всем, с кем не подписано перемирие. Можно выпускать самолеты на охоту за противниками и разведку вражеской территории.

Defcon 2. В теории можно запускать бомбардировщики, на практике же они и с третьим уровнем угрозы неплохо взлетают. Возможно, заплатки исправят это недоразумение. Но вероятно, что этот уровень угрозы продлевает боевые действия без применения ядерного оружия.

Defcon 1. С этого момента становится возможен пуск ядерных ракет, начинается война на уничтожение.

Режимы набора очков

За каждый убитый миллион владелец попавшей в цель ракеты с термоядерной боеголовкой получает очки, понесший потери — теряет их.

Стандартный (default). За каждый миллион жертв начисляется по два очка, за потерю своего миллиона отнимается одно.

Выживание (survivor). Задача — сохранить как можно больше жителей на своей территории. Все начинают с сотни и теряют по единичке за каждую смерть.

Геноцид (genocide). Задача обратная выживанию — убей их всех. По одному очку начисляют только за жертвы наших взрывов.

Помимо основного урона есть и косвенный (collateral) — за него штрафные баллы начисляют вне зависимости от режима. Его получают города, если ракета уничтожила рядом расположенный объект или была сбита на самом подлете.

Настройки игр и готовые режимы

Чтобы разнообразить и без того не бедный игровой процесс, можно использовать обширные настройки при создании нового сервера.

Количество территорий (Territories Per Team). Определяет, сколько стран находятся под контролем игрока, а не команды. Больше единицы может быть при игре вдвоем или втроем, иначе земли на всех желающих не хватит. Можно, конечно, сделать этот параметр равным шести и сидеть на планете в гордом одиночестве. Количество войск и построек увеличивается кратно.

Случайная территория (Random Territory). Если выставлено отрицательное значение — появляется возможность указать желаемую страну. При отказе от выбора местоположение игрока будет определено случайно.

Количество городов на территорию (Cities Per Territory). Может принимать значение от одного мегаполиса и до полусотни поселений в стране. Каждый последующий город будет меньше предыдущего, население распределится согласно заданным в игре пропорциям-константам.

Население (Population Per Territory). А это уже суммарное количество жителей — будущих жертв термоядерного геноцида.

Размер мира (World Scale). Нормальное значение — сто, но можно уменьшить до пятидесяти или увеличить до двухсот. Дальность действия радаров и оружия изменяется соответственно. А вот количество войск меняется не пропорционально, а с неким модификатором, собственным для каждого отряда или постройки.

Скорость игры (Game Speed). Может принимать значение реального времени, пяти-, десяти- и двадцатикратного ускорения, при этом скорость будет фиксированной на протяжении партии. Но есть еще один вариант в предлагаемом списке — замедление по запросу (slowest requested). В этом случае каждый из игроков может выбрать приемлемое для него в данный момент течение времени, и отсчет будет идти по самому медленному. А на индикаторе скоростей в самой игре будет видно, кто ползет со скоростью черепахи.

Минимальная скорость (Slowest Speed). Минимальное течение времени, которое игроки смогут установить во время партии, — к диапазону от реального до двадцатикратного добавляется пауза. Параметр действует только в случае выбора замедления по запросу в предыдущем пункте.

Включение таймера победы (Victory Trigger). Искусственный ограничитель времени партии — как только общее число ядерных зарядов большой, средней и малой дальности у всех игроков вместе достигнет заданного процента от первоначального количества — начинается отсчет времени до надписи «Game Over». Можно установить любое значение от ноля до ста. Но крайности не оправданы — при «ноле» на авиабазе на своей территории может остаться заряд, который нечем будет доставить до противника. При максимальном значении отсчет начнется сразу по достижении уровня угрозы Defcon 3. Самое оправданное и удобное значение — двадцать, заданное в игре по умолчанию.

Таймер победы (Victory Timer). А вот этот параметр отвечает за время игры после срабатывания условий предыдущего пункта. Больше сорока пяти минут стартовое значение устанавливать не имеет смысла, а вот меньше — может очень повлиять на правила игры. Например, установка таймера в ноль, да при шести игроках — и выжидание на ядерных погребах становится невыгодным, можно не успеть отстреляться.

Максимальное время игры (Max Game Real Time). Определяет реальное время длительности игры без учета ускорений и пауз.

Право на предательство (Permit Defection). Разрешает или запрещает игрокам смену союзника во время игры.

Информация с радаров (Radar Sharing). Делиться или не делиться с коллегами по альянсу полученной информацией? Можно и то, и другое. А можно дать и персональные разрешения.

Смена команды (Team Switching). Команда — более серьезные и долговременные отношения, нежели альянс. Так что разработчики сделали специальную пометку — запрещать при серьезных играх.

Покупка отрядов (Variable Unit Count). Всего-то изменить отрицательное значение на положительное — и игра меняется. Вместо фиксированного числа отрядов дается сто двадцать очков, на которые покупаются войска со строениями (их стоимость можно посмотреть в таблице «Прейскурант третьей мировой» ). Что странно — это число не зависит от размера мира. Уже решили застроить все ракетными шахтами? Не выйдет — военные склады не бездонные.

Оставшиеся переменные не влияют непосредственно на игровой процесс, а связаны с созданием сервера. Можно включить и выключить размещение информации об игре в интернете (Advertise On Internet) или локальной сети (Advertise On Lan) , максимальное количество зрителей (Max Spectators) , общий или приватный канал для них (Spectator Chat Channel) и, при необходимости, пароль на сервер (Server Password).

Чтобы не возиться с настройками, разработчиками предусмотрено несколько режимов.

Стандартный режим (default). Мир со всеми средними настройками, изменением течения времени по запросу и возможностью заключать и расторгать союзы. Смена команд запрещена. Для первых игр лучше выбирать его.

Офисный режим (office mode). Озаботились разработчики, чтобы игроки не скучали на рабочем месте, и придумали такой вид забавы. Время задано жестко — исключительно реальное, без пауз, таймер победы на час, а максимальное время, которое может длиться партия, — шесть часов. Смена команд также запрещена. Есть у этого режима особенности, которые нельзя настроить: во-первых, он запускается без звука, а во-вторых — двойное нажатие клавиши «Escape» выполняет функции «Boss Key» и сворачивает игру в область уведомлений Windows. Если произойдут какие-то события, то иконка Defcon изменится и привлечет внимание.

Скоростной режим (speed defcon). Двадцатикратная скорость. Всегда. Виртуозное владение мышью — залог успеха, вдумчивость и хитроумные комбинации отходят на второй план. Одновременный пуск нескольких баллистических ракет невозможен в принципе, что немного меняет правила игры — защищаться становится легче.

Дипломатия (diplomacy). На старте все игроки находятся в одном альянсе. Выйти первым — опасно, на изменника начнут охотиться все. Остается уповать на переговоры с другими игроками и уничтожать жертв поодиночке, да желательно еще и чужими руками. Благо режим всегда один — выживание. Естественно, чем больше народа, тем интереснее.

Большой мир (big world). Отличие от стандартного — в удвоении размера и увеличении числа городов до сорока. Все остальное можно настраивать.

Чемпионат (championship). Все параметры, за исключением количества территорий на команду, заданы жестко. Из особенностей — нельзя отключить доступность из сети Интернет и локальной сети и задать пароль сервера, а количество наблюдателей может достигать десяти человек. Режим, не пользующийся популярностью, так что узнать на практике, что же на самом деле он делает, не удалось.

Постройки и войска

Строений и отрядов немного. Но это достоинство, а не недостаток, в шахматах ведь никто не жалуется, что фигур мало и разнообразием они не блещут. Так и в Defcon — ничего лишнего нет, но и недостатка не ощущается.

Радарная станция (radar). Стоит, поглядывает по сторонам, показывает все в зоне действия, за исключением подводных лодок в пассивном режиме сканирования. Уничтожить радар легко, а без него наступает слепота и глухота — раздолье для противника.

Ракетная шахта (silo). Может находиться в двух режимах. Первый — противовоздушная оборона (air-defense mode), стреляет во все, что летает, но приоритетной целью являются ракеты. Второй режим — запуск ракет с термоядерным зарядом (ICBM launch). Но есть две особенности — число подарков ограничено десятком на шахту (их число показывается вертикальными полосками), а после первого запуска ее координаты становятся известны всем игрокам, так что наводиться становится проще. Переключение между режимами занимает время, так что можно сделать пару выстрелов и снова перестроиться в объект ПВО, причем подготовка к ядерной бомбардировке занимает сто двадцать секунд, а обратный процесс — триста сорок. При попадании ядерной боеголовки в шахту вне зависимости от ее текущего состояния уничтожается около половины находящихся там ракет.

Авиабаза (air base). На каждой находятся по пять истребителей, бомбардировщиков и ракет малого радиуса действия. Но, поскольку самолеты возвращаются на ближайший аэродром, их там может собираться значительно больше. Подходит для патрулирования прибрежных вод и перехвата ракет. Если граница близко — можно использовать и для разведки, и для бомбардировки. Способна выпускать самолеты раз в сто двадцать секунд. При смене типа самолета отсчет начинается сначала.

Линкор (battleship). Тяжелый корабль, умеющий атаковать надводные цели и самолеты противника. Его основное назначение — прикрывать авианосцы от кораблей и авиации противника. Против подводных лодок линкоры абсолютно беззащитны — оставлять их без судов других типов опасно.

Авианосец (air carrier). Несет на себе пять истребителей, два бомбардировщика и четыре ядерных боеголовки малого радиуса действия. Его обращение с самолетами аналогично авиабазе, но есть и третий режим — борьба с подводными лодками (antisubmarine). Авианосец в этом режиме начинает видеть цели ниже своей ватерлинии и сбрасывает вниз глубинные бомбы. Занимает подобное перевоплощение двести сорок секунд. Авианосцы довольно уязвимы, и в гущу боя их лучше не пускать, но если они не видят противника, то бездействуют, поэтому нужно выпускать авиацию вручную.

Это важно: максимальное число кораблей в одном флоте — шесть, можно создавать и меньшие подразделения, но закончить формирование нужно нажатием на соответствующую кнопку. Есть неприятная особенность — полный флот размещается седьмым щелчком мышки, и, перестаравшись, можно разместить его в Тихом океане, а не в Атлантическом.

Атомная подводная лодка (submarine). Каждый атомоход несет пять ядерных зарядов среднего радиуса действия, столь малое количество требует беречь их до самой развязки. По умолчанию находится в пассивном режиме сканирования, ничего не видит и не слышит, но и себя не обнаруживает. Разве что может быть найдена авианосцем. В режиме активного сканирования способна находить чужие субмарины в небольшом радиусе и атаковать их торпедами, при этом становясь уязвимой. Последний режим — непосредственно запуск баллистических ракет (MRBM launch). Запуск фиксируется, и информация о точке старта становится известна всем игрокам.

Это важно: пуск ракет производится из надводного положения, в этот момент атомные субмарины становятся уязвимы для авиации.

Истребитель (Fighter). Самолет с небольшим радиусом обзора, но за счет скорости именно он подходит для разведки вражеской территории. Может и повоевать, преимущественно с бомбардировщиками противника, но и с кораблями может справиться, хотя при встрече с линкорами счет будет не в его пользу. Порой складывается ощущение, что пилотов истребителей не учат садиться, как японских камикадзе, — в азарте могут не уследить за запасом горючего и исполнить трюк воздух-земля.

Бомбардировщик (bomber). Большой радиус сканирования, немногим меньший, чем у стационарной радарной станции, и большая дальность делают его серьезным средством для борьбы с вражескими кораблями. К тому же используется как средство для доставки ракет малого радиуса действия (SRBM) к целям на территории противника. Ракету таскает только одну, но, если вернется, может нанести повторный удар. Пуск ядерных зарядов этого типа не фиксируется, и игрокам не сообщается о месте действия.

Правила выживания

Вот здесь и раскрывается вся глубина игры — в стратегии и тактике. Как бы перехитрить противника и потерять поменьше, оторвав кусок побольше? А если врагов несколько? Все возможные варианты развития событий просчитать невозможно, но общие моменты будут во множестве партий.

Если территории распределялись случайно, первым делом нужно осмотреться: куда на этот раз нас занесло, и где окопались наши противники и союзники. Дело в том, что страны неравнозначны, и у всех них есть свои достоинства и недостатки. Лидирует, безусловно, Европа. Очень компактная территория, позволяющая выстроить эффективную оборону, население между городами распределено достаточно равномерно, благодаря чему можно достаточно комфортно чувствовать себя во всех режимах игры. Сложнее всего приходится южноамериканцам — самый крупный город, Мехико, расположен на севере страны на узком перешейке, и оборону вокруг него выстроить проблематично. Хотя все зависит от конкретной пары стран — ту же Европу можно накрыть достаточно плотным дождем из боеголовок, и великолепно выстроенная оборона не сможет сбить большую часть.

На заметку: межконтинентальные баллистические ракеты и ракеты среднего радиуса действия всегда летят по «верхней» дуге, вне зависимости от того, в каком полушарии произведен пуск.

Во время расстановки войск нужно озадачиться прикрытием основных городов от вероятных ударов. Сюда входит установка как шахт, так и радарных станций. Последние из-за их уязвимости желательно страховать еще одним радаром, расположенным дальше от границы. Определяющий фактор при выборе места — расстояние до противника. В случае близкого соседства лучше размещать свои стационарные объекты не ближе половины радиуса действия радаров. При меньшем радиусе будет изначально видно противника, а при большем можно потерять приграничные города. В ином случае одну из радарных станций стоит ставить как можно ближе к краю контролируемой территории. Авиабазы тоже не стоит прижимать к границе противника — взлетающие самолеты сразу попадают под обстрел. А они нам еще пригодятся для бомбардировки. Если же вражеская страна находится на другой стороне планеты, то основное предназначение авиабаз — борьба с кораблями противника.

Размещение кораблей также стоит производить исходя из местоположения противника. Во флот входит до шести судов, можно и меньше, но это не так удобно. Есть разные подходы к формированию флота, но более практичной оказалась группировка судов одного типа. Корабли желательно не разделять — концентрированный огонь по противнику повысит их выживаемость в лобовом столкновении. Но иногда имеет смысл отдельно разместить подводные лодки и подвести их к особо вкусным целям. Так и нужно передвигаться большой группой, высылая вперед линкоры и разведывая окрестности истребителями с авианосцев. Один из авианосцев в группе должен работать в противолодочном режиме, но, если рядом есть свои субмарины, эту обязанность они возьмут на себя, включив активный режим сонара.

Следующий этап — разведка территорий противника истребителями. Очень желательно вычислить местонахождение радаров — они должны быть первыми целями. По шахтам тоже желательно будет отработать несколькими ракетами, чтобы сократить число боеголовок в них и, при некотором везении, уничтожить.

Defcon 1… До этого были, так, мелкие стычки, теперь начинается самое главное — обмен ядерными ударами. Если противник один — то почти наверняка победит тот, у кого нервы крепче. Если больше — то зависит от условий игры, при стандартных правилах и геноциде нужно атаковать самые крупные города мира, используя истребители. Так можно уйти в отрыв, а ракеты в шахтах будут стратегическим запасом. При условии выживания лучше сконцентрироваться на охоте за вражескими атомоходами, а свои ракеты выпускать по возможности позже, помогая в организации радиоактивного дождя на территории сильнейшего из конкурентов.

Вот и все, краткий экскурс в альтернативную историю завершен, и выбор момента, когда придет пора нажать красную кнопку, за вами. Но будьте уверены — сделать это придется.

Таблица 1 Прейскурант третьей мировой
Боевая единица Стоимость в кредитах Количество в обычной игре
Радарная станция 1 7
Ракетная шахта 3 6
Авиабаза 2 4
Линкор 2 12
Авианосец 2 12
Подводная лодка 3 12

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь