09 сентября 2002
Обновлено 17.05.2023

В центре внимания "Doom III"

В центре внимания "Doom III" - изображение обложка

Нынешняя выставка Е3 прошла под знаком “Дума”. Он наконец-то получил официальный пресс-релиз, обрел полное название (см. заголовок) и, растолкав взглядом конкурентов, тяжелой поступью прошел в четыре номинации — Game of Show, Best Action, Technological Excellence и Best Graphics. Впрочем, говоря откровенно, никаких конкурентов в этих номинациях у “Дума” не было.

Белое и черное

Посетители заходили в павильончик id и вскоре падали там в обморок вслед за отвисшей до пола челюстью. На их оживление персонал выставки истратил около двух литров нашатыря.

В павильончике показывали официальный ролик. Уровень графического исполнения Doom III , как и следовало ожидать, “великолепен”, “невероятен”, “не сравним ни с одной из существующих игр”… и так до бесконечности. Ролик мгновенно распространился по Сети и побил все мыслимые рекорды download’а.

Не прошло и пары дней, как образовался неофициальный ролик. На Е3 кто-то умный зашел в коробок id с видеокамерой и заснял 10 минут чистого геймплея. Эта запись, само собой, тоже появилась в Сети, что спровоцировало скандал. Представители id выступили с требованием убрать его со всех сайтов, поэтому ролик скачивали со скоростью света. Кто успел — тот не опоздал. Успели, впрочем, все, кто хотел.

Хорошенько подперев челюсти — кто шваброй, а кто системным блоком — мы в редакции уселись смотреть оба ролика. Начали с официального. Мягко говоря — было чему удивиться. Умопомрачительные модели, абсолютно жизнеподобная анимация, фантастическая игра теней… Такого и правда нигде раньше не было. Дядя Федор тут же засомневался, что ролик показывает именно геймплей — мол, подмешали заранее отрендеренных кадров. К его сомнениям присоединились и парни с забугорного игрового портала GameSpy , подробно освещавшие победоносное шествие Doom III по выставке. Но мы посмотрели неофициальные съемки, а журналисты GameSpy увидели игру в действии. Все сомнения пришлось отмести — геймплей и ролик в графическом плане не различаются ни на йоту. Если, конечно, пиратская съемка в павильоне не была коварным ходом PR-отдела id. Но с такими мыслями и до паранойи недалеко…

Сам Джон Кармак говорит, что графические технологии не совершали такого гигантского прыжка со времен Quake.“После путешествия в мир Doom другие игры станут напоминать вам кукольный театр”, обещает маэстро. И в самом деле — вряд ли в другой игре вы сможете увидеть кожные поры на лицах персонажей или тени, убегающие от света лампы, которая раскачивается на потолке. Кармак и компания не ставят целью сделать свой движок “самым лицензируемым в мире”. Он пишется для одной-единственной игры; а уж что там будет с лицензиями — в id мало кого волнует.

Очевидцы говорят, что такой подход позволяет добиться “невиданного ранее единства движка и игрового дизайна”. Фантасмагорическое шоу света и тени — не просто “фича” движка, но важная часть геймплея. "Вряд ли какой-либо из существующих движков мог бы послужить основой для такой игры, как новый Doom ", — уверенно заявляют коллеги с сайта GameSpy.

Мощная система скелетной анимации дает возможность моделировать любые, даже самые мелкие движения персонажей. Богатая мимика, разнообразные движения глаз, ювелирная синхронизация речи и движения губ, предельно кинематографичная камера — за все это отвечает специально нанятый парень по имени Фред Нильсон , работавший с кучей фильмов, в числе которых анимационные шедевры Ants и “Шрек”.

Глядя на всю эту красотищу, посетители Е3 горстями глотали валидол, прикидывая, сколько месячных зарплат уйдет на компьютер, способный переварить сей пир графики. Джон Кармак успокоил публику, заявив, что ко времени выхода Doom III компьютеры как раз подрастут, окрепнут и прекрасно справятся с игрой. Тем более, добавил Джон, сейчас в проекте находится пара весьма перспективных видеокарт, на которых “Дум” вообще забегает как стрелка компаса над Курской магнитной аномалией. Из ныне существующих чемпионов видеоринга против “Дума” смогут выйти GeForce 4 Ti и Radeon 8500, причем последнему Кармак даже отдает предпочтение. Ну, и еще GeForce 3 продержится пару раундов, а остальным (GeForce 2 и т.п.) лучше покончить жизнь самоубийством под лопастями кулера.

Физика Doom III производит и вовсе взрывное впечатление. В прямом смысле. Игра начинается со взрыва в исследовательском комплексе. Стальные плиты и куски аппаратуры взлетают в воздух, один из них задевает висящую на потолке лампу — и та начинает раскачиваться, заставляя тени на полу кружиться в причудливом танце. Или, к примеру, стреляет Тим Виллитс (один из программистов id ) по коробке, которая стоит на полке. Коробка сваливается на пол, но Тиму этого мало. Выстрелами из шотгана он гонит ее к двери. Коробка крутится и переворачивается, демонстрируя пробоины на всех гранях. И последний пример. Ракета, прошивая дыру в пелене дыма, заставляет его виться рваными клубами. Дыра быстро затягивается…

Никто не услышит

О геймплее “Дума” мы уже говорили полгода назад, и тут ничего не изменилось. В большинстве современных экшенов игрок чешет напролом, как всадник Апокалипсиса, оставляя за собой горы расчлененных трупов. Оба Кармака и их друзья считают, что время таких экшенов прошло. Они хотят, чтобы играющий в Doom III каждые полчаса вопил “мама!” и “выпустите меня отсюда!..”. Чтоб вопил, но продолжал играть. Чтоб сидел как прикованный.

…Мрачная, пугающая, вязкая как кисель атмосфера. Неясный скрежет за углом. Шум механизмов, почти заглушающий чей-то рев в соседней комнате. Монстр разрывает тонкую переборку и в момент оказывается у вас перед носом. Другой монстр — жрет на кафельном полу сортира чей-то вздувшийся труп. По кафелю растекается темная лужа. Ого!.. Недоеденный труп встает и идет прямо на вас. Наверное, хочет познакомиться…

К сильной атмосфере в id хотят добавить захватывающий сюжет. Его пишет голливудский сценарист Мэттью Костелло , с талантом которого знакомы все, кто играл в великие квесты 7th Guest и The 11th Hour. Помните, какие это были веселые, жизнерадостные игры? Вот и игроки в “Дум” немало позабавятся, просматривая ролики на движке и скриптовые сцены. Как стало известно на Е3, сюжет Doom III как бы пересказывает историю оригинального “Дума”; но на сей раз это будет не грубая мозаика из трех кубиков смальты, а целое эпическое sci-fi полотно. Большая часть игры происходит на Марсе, в научных комплексах Union Aerospace Corporation, где производятся эксперименты в области телепортации. Вернее, производились эксперименты… Но, по слухам, нам также доведется побывать по ту сторону телепортеров. Интересно, смогут ли в id переплюнуть старика Данте?

В тени мощной и ветвистой сингл-части Doom III ютится чахлый кустик мультиплеера. Джон Кармак предполагает, что фанаты Quake III захотят настучать ему по рогам за пренебрежение к сетевым побоищам, так как, по его же словам, “мультиплеер в Doom вряд ли будет представлять собой что-то особенное”.“Мы хотим сконцентрировать все наши усилия на создании непревзойденной одиночной игры” , — продолжает оправдываться Джон, — “но в будущем мы обязательно вернемся к мультиплеерным проектам”. И логично заключает: “Я всецело убежден, что лучше сделать несколько разных игр, чем пытаться запихать все в один разнесчастный проект”. Ну кто бы спорил…

Мы наш, мы новый “Дум”…

Если партия киберспортсменов имеет основания для жалоб в сенат, то партия мэп-мейкеров и доморощенных дизайнеров, напротив, может ходатайствовать о присвоении Кармаку звания “лучшего друга картоделов”. Как говорят в id , " запуская игру, вы запускаете и редактор ". Объясняю на пальцах: редактор встроен в игру. Причем не какая-нибудь финтифлюшка для замены шрифтов, а мощнейший инструмент, позволяющий лепить из движка, как из пластилина, практически все что угодно прямо на лету. К примеру, вы можете побродить по уровню (оригинальному или собственной лепки), посмотреть, что там и как, тут же запустить редактор, переставить пару источников света — и сразу вернуться обратно, чтобы оценить результат. Движок Doom III обсчитывает все освещение в реальном времени, поэтому нет необходимости компилировать уровень перед его запуском. Работать удобно до безобразия — сколько раз отмерил, столько и отрезал. Хотя традиционная BSP-структура отчасти сохранена. Если, скажем, вам понадобится заменить текстуру или передвинуть объект, перекомпиляции не избежать.

Диез на нотном стане

Музыку для игры, как известно, пишет адский скрипач Трент Резнор (автор музыки к первому Quake ). Что же касается тревожных слухов о выходе Doom III исключительно на Xbox , то они не имеют под собой основания. Повторяем это на случай, если вы пропустили соответствующую врезку в “Новостном меридиане”.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь