31 марта 2004
Обновлено 17.05.2023

В центре внимания "Half-Life 2"

В центре внимания "Half-Life 2" - изображение обложка

Слухи о похищенной из недр Valve Software пре-пре-пре-альфа-версии Half-Life 2 будоражат интернет вот уже второй месяц. Сообщество фанатов гудит как потревоженный улей и с факелами рыщет по улицам в поисках злоумышленников. Разработчики оставляют на форумах злые комментарии, а издатели сообщают о переносе даты релиза с сентября 2003 года на рождественские праздники, а затем и вовсе на апрель’2004 с обязательной оговоркой “если, конечно, игра к тому времени будет готова”…

По велению репортерского бусидо мы не могли позволить себе остаться в стороне от эпицентра событий и решили разобраться, из-за чего, собственно, произошел весь сыр-бор. А именно — посмотреть и пощупать непосредственно за вымя злополучную пре-пре-пре-альфу…

Здесь будет город-ад

Променады по уровням альфа-версии Half-Life 2 чем-то напоминают экскурсии по недостроенному БАМу. С одной стороны, вроде бы не на что смотреть — разруха и развалины, а с другой — где-то внутри четко ощущается весь недетский размах “стройки века”.

По большому счету, в альфе нет ничего, что можно было бы назвать “игрой”. Уровни представляют собой беспорядочный набор локаций, половина текстур отсутствует как класс, супостаты лишены даже зачаточных признаков AI, а немногочисленные звуки — шипят, хрипят и заикаются. Но! Даже в таком беспорядочном наборе технологических кирпичиков уже сейчас можно разглядеть тень серьезного шедевра.

Первое, на что обращаешь внимание, — графика. Очень похоже на то, что нам обещали. Впечатляющая детализация текстур, знаменитые кривые Безье в моделях персонажей, красивейшие модели оружия, невиданная доселе концентрация полигонов на одном квадратном сантиметре — и так далее, и тому подобное. Но особенно впечатляют две вещи: полное отсутствие всяческих тормозов (и это на обычной по нынешним меркам “игровой машине”) и местная вода. Злополучная аш-два-о в Half-Life 2 выглядит именно как вода, а не как густой кисель или расплавленный свинец. Подобного не было даже в " Пиратах Карибского моря " — волны шуршат белой рябью, лужицы пускают солнечных зайчиков, а от сброшенных в сточную канаву ящиков медленно расходятся натуральные круги.

Удивление на этом отнюдь не заканчивается. На одном специальном техническом уровне, что просочился в альфа-версию, можно наблюдать практически всю анимацию гуманоидных персонажей, избивая специально подвешенного под потолком болванчика. Господи, чего он только не вытворяет! И бежит вперед, размахивая руками, и осторожно пятится, сжимая в ладонях невидимый автомат, и прижимается к несуществующей стене, и злобно скалится, грозя незнамо кому кулаком, и безразлично “скребет землю” носком ботинка, и суровым жестом бьет себя в грудь… Короче говоря, ведет себя крайне живо и разнообразно.

Примечательно, что на технических уровнях пре-альфы можно посмотреть на такие вещи, которых в релизе вы никогда не увидите. Например, на специально заготовленной площадке можно вдоволь попинать страдальцев-статистов, наблюдая за качественной скелетной анимацией их бездыханных тел. Физический движок Half-Life 2, хоть и является модифицированной версией знаменитого Havoc, смотрится куда более реалистично, чем в остальных играх на том же “моторчике”. Даже при всем желании вы не увидите в игре гуттаперчевых солдатиков, которые, скатываясь по лестнице, потешно сучат ватными конечностями и застывают на земле в позах, вызывающих жгучую зависть у самых продвинутых йогов. Все гораздо прозаичнее: получив в гарбуз добрый заряд свинца, гуманоиды честно отлетают на полметра, складывают руки по швам и падают наземь по стойке “смирно”. Может, это и смешно звучит, но на практике выглядит куда более правдиво, чем акробатические па “резиновых” супостатов из, скажем, Max Payne 2.

Из других приятных наблюдений: маниакальное отношение художников к прорисовке различных мелких деталей. Жухлые кустики под ногами, обгорелые ящики по углам военных складов, тонкие искры поврежденной проводки, ржавые таблички на дверях бункеров, замызганные свитера и красные нарукавные повязки бойцов ополчения, закопченные батареи парового отопления и покосившиеся коряги вдоль морского берега… Вся игра пропитана тонким постапокалиптическим ароматом, эдакой уэлссовской “Войной миров” в стиле хай-тек. Разработчикам удалось самое главное: вдохнуть в Half-Life 2 потрясающую атмосферу, и это видно даже сейчас, по недоделанной альфа-версии.

* * *

На десерт альфа предлагает еще ряд развлечений. Например — покататься по обширному уровню на моторном карте. Увы, из-за общей сырости проработки физической модели местного авто сказать что-нибудь вменяемое о подобных заездах решительно невозможно. Куда интереснее с практической точки зрения — повоевать на нескольких “вполне готовых” этапах, которые специально обученные люди демонстрировали на последней выставке E3. Их просмотр оставляет… скажем так, не самые радостные впечатления.

В реальности “умные монстры, которые умеют оценивать боевую ситуацию” и “настоящий игровой мир, который живет сам по себе” оказываются натуральной фикцией. Как это ни прискорбно, но разработчики не сдержали своих обещаний, и нам не видать когда-то обещанной “полной свободы действий”. Мир Half-Life — это фильм, театр одного актера! Противники стоят и ждут момента, когда же вы соизволите приблизиться к ним на условное расстояние и включить невидимый триггер. Щелк! — расстояние достигнуто, и жестокий скрипт уже гонит врагов в лобовую атаку. Мосты и парапеты рушатся под ногами в четко условленный момент, спецназовцы занимают боевые позиции, пришельцы прячутся по углам, а вертолет начинает обстрел только по специальной команде незримого режиссера… Как это ни прискорбно, но нам, скорее всего, вместо обещанной свободы к релизу снова покажут зрелищное, захватывающее, эффектное и…скриптовое кино.

P.S. От лица всего цивилизованного сообщества редакция “Игромании” призывает вас все-таки воздержаться от “ознакомления” со злополучной пиратской пре-пре-альфа-версией Half-Life 2. Обрывочные куски кода альфы ни в коем случае не могут считаться полноценной игрой. Поэтому не стоит портить себе впечатление. Потерпите до весны. Кстати, на территории России изданием проекта занимается уважаемая компания " Софт Клаб ". Так что через каких-то пять месяцев полная версия игры выйдет в нашей стране вполне лицензионным образом.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь