19 декабря 2006
Обновлено 17.05.2023

Тень колосса. Warhammer: Mark of Chaos

Тень колосса. Warhammer: Mark of Chaos - изображение обложка

Что? Ожидаемая тактическая стратегия по сверхпопулярной вселенной Warhammer.

Как? Путем коварных интриг быстро завладеть единственной редакционной копией Warhammer: Mark of Chaos. Прийти домой, где уже месяц нет интернета, и обнаружить, что без него ничего не запускается. Вернуться на работу, установить игру, понять, что к ней нет ключа активации. Путем угроз и шантажа раздобыть проклятый ключ у «Нового Диска», запустить, наконец, игру, играть весь день украдкой и… разочароваться.

Пресс-версия Warhammer: Mark of Chaos , пришедшая в редакцию « Игромании », наполнила наши мужественные редакторские сердца холодным страхом. После громких заявлений граждан из Black Hole Entertainment , шикарных роликов и восторженных криков Александра Кузьменко, увидевшего игру на E3, мы получили не то чтобы совсем пропащую поделку, но явно не то, что нам обещали сладкоголосые разработчики. Учитывая, что Mark of Chaos должна выйти уже этой зимой, очень сильны подозрения, что в финальном релизе все именно так и будет.

Заметим, что версия, попавшая в наши длинные руки, — это практически завершенная игра. Враждующие стороны, уровни, апгрейды и юниты — все на своих местах, и, похоже, к релизу ничего кардинально не изменится. Единственное, чего мы не увидели в пресс-версии, — сюжетных роликов и вменяемой истории. Все местные диалоги пока состоят из «заглушек», где в скором времени будет вставлен нормальный текст. Так что предпосылки происходящего пока остаются загадкой и внятных ответов на вопросы вроде « почему вот эти рогатые черти бьются с остроухими эльфами » пока нет.

Молотом по голове

Начинается Mark of Chaos довольно бодро. Вступительный ролик (единственный, что нам довелось увидеть) исполнен колоссального пафоса. Похоже, это становится традицией для всех Warhammer-игр. Так вот, открывающее видео демонстрирует, как исполинских размеров мужчина попадает в засаду и после недолгой, но выразительной битвы находит вечный покой в ближайших кустах. Ролик, как и полагается, сделан с голливудским размахом. Заставки в Mark of Chaos делает, напомним, Digic Pictures , ответственная за спецэффекты к « Терминатору 3 ». Цепкая режиссура и летающие по экрану конечности, казалось бы, предваряют адреналиновое действие — душа уже жаждет яростных битв.

Но на деле все оказывается несколько иначе. Наше активное участие в светопреставлении начинается на модной нынче глобальной карте. В центре располагается фигурка рыцаря, который при ближайшем рассмотрении оказывается главным героем с несколькими отрядами солдат в кармане. Тут надо сказать, что на предыдущих допросах граждане из Black Hole Entertainment рвали на груди тельняшку и клятвенно обещали нам чуть ли не полноценный макроэкономический режим: захват городов, приватизацию кузниц, лесопилок и прочих ресурсодобывающих построек, необходимых для найма серьезного войска.

В реальности все оказалось совсем не так. В макрорежиме можно только посылать войска на штурм очередной локации, нанимать новые войска в лагере и заваливаться в дружественные города, где в магазинчиках предлагается купить новое оружие для главного героя, проапгрейдить армию, купить новых юнитов и так далее. На все это, конечно, требуется золото, которое добывается вовсе не из мифических шахт, обещанных разработчиками, а путем банального выполнения заданий. Причем никакой свободы выбора нет — ваш путь лежит по заранее прочерченной разработчиками дороге. Если на пути стоит очередная «Темная цитадель», то штурмовать ее придется при любых раскладах. Альтернативных вариантов (скажем, ослабить защиту противника) не предлагается.

Все это, конечно, было бы не так страшно. В легендарном Warhammer: Dark Omen (по мнению многих, лучшей компьютерной игры во вселенной Warhammer) ситуация обстояла аналогичным образом — карта несла исключительно визуальную нагрузку, и никто не жаловался. Однако разрыв между звонкими пресс-релизами, обещаниями и реальностью здесь настолько велик, что даже нам становится как-то неловко за восторженные превью.

После недолгих манипуляций над войсками в макрорежиме приходится сделать только одну действительно полезную вещь — послать солдат на штурм вражеских позиций. После этого действо переходит в нормальный тактический режим, где все становится немного веселее.

Звуки музыки

Всем известно, что музыка, звучащая в игре, самым непосредственным образом влияет на атмосферу. И вот как раз с саундтреком у Warhammer: Mark of Chaos , по идее, должен быть полный порядок. Над музыкальным сопровождением трудится легендарный Джереми Соул (www.jeremysoule.com). За свою жизнь этот композитор успел поработать со SquareSoft , написать музыку для Dungeon Siege , Total Annihilation , Baldur’s Gate: Dark Alliance , Warhammer 40 000: Dawn of War , TES 3: Morrowind , TES 4: Oblivion и недавнего Prey.

Тем удивительней, что на данный момент музыка Warhammer: Mark of Chaos явно не поражает воображение. На протяжении игры мы услышали несколько вполне обычных для подобных игр музыкальных тем, которые, если честно, даже не запомнились. Очень надеемся, что к финальному релизу Соул все-таки порадует нас действительно яркими мелодиями.

Огнем и мечом

На первых порах происходящее на тактической карте вызывает настоящую ностальгию по временам все того же Warhammer: Dark Omen. Мечники, конники и стрелки радуют глаз сплоченным построением. В тылу расположились пушки, вокруг которых снуют артиллеристы, спешно готовя их к бою. В центре горделиво высится главный герой, облаченный в глухую броню с шашкой наголо. На первый взгляд, все это воинство анимировано весьма прилично — наблюдать, как подопечные солдаты мнутся, сплевывают под ноги и нервно тянут из ножен мечи, — одно удовольствие. На другом конце крошечной (почему — непонятно) карты расположился враг.

Быстро расставляем войска: лучников — на холмик, кавалерию — в ближайшем лесу, пехоту выдвигаем на передние позиции. В общем, активно вспоминаем приемы ведения войны и начинаем битву. Поначалу все выглядит более чем достойно. Отряды, бодро размахивая оружием, отправляются на позиции. Впереди, грозно рыча и изрыгая проклятия, топает армия демонов. Кажется, что вот-вот грянет исполинская битва…

Горькая правда открывается как раз в тот самый момент, когда армии переходят к активному мордобою. В первую очередь замечаешь, что сами сражения в Mark of Chaos совершенно не впечатляют визуально. Мы не знаем, откуда были взяты те самые шикарные скриншоты, которыми пиарщики Black Hole Entertainment гипнотизировали толпу, но в реальной игре битвы напоминают скорее копошение муравьев, чем брутальную схватку. Максимальное приближение камеры помогает мало — муравьи превращаются в скверно нарисованных, слегка угловатых персонажей, обученных всего лишь одному (!) удару. Весь бой выглядит как утомительная схватка двух пьяных группировок из спальных районов Москвы. Особенно печально местные сражения выглядят на фоне Company of Heroes или, чего уж там, Warhammer 40 000: Dawn of WarDark Crusade.

Но бедную анимацию и тоскливую графику мы готовы простить ради тактической глубины. Беда в том, что ее разработчики тоже умудрились растерять. То есть тактика, конечно, присутствует, но в очень упрощенном виде. Стрелки, расставленные на горке, бьют дальше, а добраться до них врагу сложнее. На этом, пожалуй, все. Авторы игры отчего-то исключили такие понятия, как удары с флангов и с тыла. Вспомните золотые времена Warhammer: Dark Omen, где один неожиданный удар кавалерией по флангам противника мог решить чуть ли не исход всего сражения. В Mark of Chaos, куда бы вы ни послали солдат, они все одно смешаются в дезорганизованную кучу-малу, разрушая ваш хитроумный план.

Дальше — больше. Теперь пули, стрелы и прочие колюще-режущие предметы отказываются ранить дружественных юнитов. Вы можете смело засыпать стрелами подчиненные войска, они лишь продолжат позевывать и плеваться под ноги. Ну а чтобы самые маленькие игроки совсем не грустили, разработчики также позволили отрядам, во-первых, в любой момент выходить из боя без последствий для здоровья, а во-вторых, легко и просто проходить сквозь другие отряды. В итоге всех этих странных упрощений битвы стали напоминать потасовки из обычных RTS, только без постройки базы, изучения апгрейдов и прочих соответствующих радостей.

Играть при этом чудовищно сложно. Лишив нас возможности проводить толковые тактические маневры, разработчики сделали солдат очень хилыми (очень уж быстро умирают) и сохранили товарно-денежные отношения (то есть потери приходится восполнять из собственного кошелька). Так вот, загвоздка в том, что войска непрерывно мрут в каких-то немыслимых количествах и очень часто денег на подкрепления попросту нет. А нет войск — нет печенья. Выход один — либо загружаться, либо начинать игру заново. Причем избежать таких больших потерь не получается, ибо тактики нет, а войска прут в бой по канонам обычных RTS.

Несбывшиеся надежды

Еще в Mark of Chaos, как и обещали разработчики, есть осадные миссии. Это когда вам надо захватить укрепленную крепость противника. Местные штурмы выглядят плачевно. Обычно успешная осада происходит примерно следующим образом: главный герой бегает под стенами замка и отвлекает на себя защитные пушки, которые лупят по нему что есть мочи, но не попадают, ибо герой быстр и весел. В этот напряженный момент мы подтягиваем свои орудия и начинаем методично крушить врага. Компьютерный болван будет продолжать усердно обстреливать гарцующего под стенами героя, не обращая внимания на обстрел. Весь этот цирк продолжается до тех пор, пока ваши залпы не превратят вражескую оборону в руины. Такая здесь, с позволения сказать, стратегия и тактика.

Пара слов о героях. Они, конечно, были еще в Warhammer: Dark Omen, но там особо выдающиеся юниты воевали исключительно в составе соединений. Mark of Chaos выделяет героев в полноценные боевые единицы. Мощь таких персонажей действительно велика. Будучи прокачанными всего лишь до пятого уровня, они обретают поистине неземную силу и могут в одиночку крушить целые отряды. Дисбаланс безумный, из-за чего вся тактика сводится к тому, чтобы неожиданно натравить героя на зазевавшихся врагов и выиграть битву.

Графика в Mark of Chaos бесконечно далека от того, что показывалось на скриншотах и демонстрировалось на крупных выставках. Выкрутив настройки на максимум, мы даже близко не получили обещанную картинку. Вместо детализированных солдат Империи — мутноватые мужланы в разноцветных рейтузах, снабженные дерганой анимацией и обученные одному-единственному движению. Местная конница напоминает скорее отряд Санчо Панс верхом на ослах, нежели мужественных защитников Империи. Войска Хаоса тоже не впечатляют — какие-то черные сгустки с рогами на голове. Удивительно, но в Mark of Chaos нет и следа красоты и нечеловеческой мощи двухлетней давности Dawn of War. Если там каждая раса всем своим видом, озвучкой и анимацией демонстрировала собственную индивидуальность, то Mark of Chaos демонстрирует какие-то совершенно безликие образы, неотличимые от сонма эльфов, демонов и мечников из прочих RTS. Да и сами сражения, как уже было сказано, не впечатляют. Ярости, агрессии и жестокости не завезли. Warhammer в исполнении Black Hole Entertainment выглядит какой-то стерильной фэнтези-вселенной, каких миллионы.

Сделай сам

Как и было обещано, в Mark of Chaos любой желающий может создать свою неповторимую армию. С помощью мощного инструментария вы можете разобрать по винтикам буквально каждый отряд. Можно раскрашивать форму солдат в совершенно дикие цвета, менять лица пехотинцев, форму, штандарты «сквадов» и так далее. Но того размаха, о котором пели разработчики, тут, конечно, нет. Во-первых, разукрашивать позволяется только целые группы солдат, а не отдельных юнитов. Во-вторых, набор дополнительных курток, шляп, сапог и лиц весьма ограничен, так что создать, например, сорок уникальных юнитов не получится ни при каком желании. Плюс ко всему, самолично выпестованный взвод обычно погибает в первом же сражении и приходится нанимать стандартных солдат.

Однако в целом возможность довольно интересная, так что любители поиздеваться над подопечными войсками будут довольны. Для серьезных же игроков, лично раскрашивающих кисточкой фигурки персонажей, местный редактор покажется сущим баловством и напрасной тратой времени. Масштаб, понимаете ли, совсем не тот.

* * *

На счету Эндрю Вайны, отца Black Hole Entertainment, пока только один проект — Armies of Exigo , который оставил след в наших сердцах исключительно благодаря изумительному вступительному ролику. В остальном это был невнятный клон Warcraft, снабженный удивительно нудным геймплеем. Но теперь Эндрю замахнулся на святое. Warhammer — это не просто популярная вселенная. Это многомиллионная армия образованных и обеспеченных фанатов, которые уже сегодня точат вилы и обещают сжечь Вайну на костре, если тот не возьмется на ум.

Mark of Chaos на данный момент выглядит и играется совсем не так, как мы ожидали. Вместо глубоких стратегических противостояний — невнятная толпа юнитов и мордобой всем скопом. Вместо шикарной графики — кривобокая анимация, куцые спецэффекты и кастрированный дизайн местных карт. Из грядущего колосса игра скукожилась до размеров повседневной стратегии.

Мы тут, конечно, надеемся на лучшее. Что в эту самую минуту Black Hole старательно прикручивают недостающие анимации, спецэффекты и, главное, стратегическую глубину. Ну там налаживают альтернативные маршруты на карте и так далее. Потому что если все вышеозначенные ингредиенты все-таки окажутся в Mark of Chaos, то мы действительно обретем идейного наследника великой Dark Omen. Но если все обстоит именно так, как описано выше, то Warhammer ждут грустные времена.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь