20 декабря 2006
Обновлено 17.05.2023

You Are Empty

You Are Empty - изображение обложка

You Are Empty совершенно неожиданно выполнила все задекларированные во время многочисленных интервью обещания. В свете последних тенденций удивительно обнаружить в коробке с игрой, произведенной на постсоветском пространстве, то, о чем писалось в пресс-релизах, а не полтора гигабайта слабоиграбельного мусора.

Проблема состоит в другом. Все без исключения журналисты, будучи посажены перед рабочей версией You Are Empty, охали по поводу атмосферы и эстетики, цокали языками, нахваливая культовый уже теперь арт с зомби-красноармейцем, и обсуждали в кулуарах удивительную схожесть главного идеолога игры и Владимира Сорокина — мол, несмотря на радикальную гражданскую позицию, оба тихие образованные люди. Удивительно, но про геймплей никто как-то не удосужился поинтересоваться. То есть вопросы, конечно, были, на что «Мандельштам» уклончиво отвечал что-то вроде « ну, будет как Half-Life , с сюжетом». Все удовлетворенно кивали и просили еще раз показать полусгнившую медсестру.

Путь Бро

Так вот, все это чистая правда. You Are Empty оказалась культурологической постановкой, которая успешно функционирует на дизайне образца первого Half-Life. Здесь имеется густая, почти осязаемая атмосфера (до которой, впрочем, нужно еще дотерпеть), но сам по себе игровой процесс напоминает обширно лоботомированный сюжетный шутер конца 90-x — начала 2000-x. Музыки нет (вернее, есть какое-то утробное техно, которое включается в особо напряженных моментах), вокруг — советские агитплакаты, тишина и периодически выпрыгивающие из ниоткуда монстры. Что, кто, кого и зачем — совершенно непонятно. Игра в You Are Empty напоминает ходьбу после внушительного удара по темечку: вроде бы что-то происходит, но что именно, не очень понятно. Выработанные за долгие годы шутерные рефлексы подсказывают, что надо, видимо, идти вперед, искать какой-то ключ, открывать дверь и бежать дальше. Но окружающая обстановка намекает на это слабо.

Самое удивительное, что так называемый сюжет и, собственно, игра практически не связаны между собой. Местные заставки — это лучшее, что мы видели в постсоветских проектах за очень долгое время. Чуть ли не впервые в истории православного игропрома кто-то, наконец, применил технику, альтернативную богомерзким комиксам и дешевому 3D. Ролики между миссиями, успешно совмещающие архивное видео, анимацию и какие-то чуть ли не карандашные рисунки, выполнены с удивительным вкусом. Но они категорически не помогают понять — что, в конце концов, происходит? Вот миловидного вида щенок с визгом бросается на стекло, пытаясь загрызть ребенка на улице, и расшибает себе лоб в кровь. Прекрасно, мы очень рады режиссуре и творческим находкам. Но отчего главгерой после этого обнаруживает себя в поезде? При чем здесь зоомагазин? Кто были эти люди? Где они? Нет ответа.

Периодически игра подбрасывает кат-сцены на движке, которые заставляют прямо-таки морщиться как от зубной боли. Чудовищно анимированные и скверно озвученные персонажи (голос не совпадает с действиями) вещают плохо поставленными голосами гнусные банальности про « скорее, пока не слишком поздно ». Апофеозом явился момент, в котором генерал, произнеся самообличительную речь, застрелился пустой рукой (пистолет, очевидно, прикрутить забыли).

В итоге сюжет про эксперимент по выведению идеального советского человека категорически не работает — единственной мотивацией к продвижению по игре являются те самые атмосферные видеоролики (категорически не имеющие ничего общего с самим сценарием) и новые уровни.

Голубое сало

Кстати, об уровнях. Они и вообще весь окрестный антураж являют собой основные достопримечательности You Are Empty. Все как и обещалось — массивная сталинская архитектура, гигантские элеваторы, Большой театр, метро и ободранная надпись « СЛАВА КПСС » на крыше. Штатным левел-дизайнерам можно вот прямо сейчас собирать вещи и подаваться куда-нибудь к Левелорду, в Америку. Это, безусловно, талантливейшие люди, благодаря которым окружающее пространство являет собой не привычный СССР-лубок, а самостоятельное произведение искусства. Абсолютно неинтерактивное, к сожалению. В лучших традициях старорежимных экшенов весь реквизит вдохновляет ровно до тех пор, пока вы не попытаетесь что-нибудь с ним сделать. Сваленные в кучу кровати намертво загораживают проход, хотя стоящую рядом инвалидную коляску можно преспокойно завалить на бок. Чугунная шинель прибита к огнеупорной вешалке, хотя окрестные табуретки разваливаются от одного удара гаечным ключом. И так повсюду — игра ведет вас по железобетонным рельсам, не предпринимая ни малейших попыток как-то разнообразить происходящее. Действию на экране категорически не хватает разыгранных скриптов и вообще какой-то видимости жизни. Если разработчикам вдруг показалось, что мы пробежим всю дорогу, руководствуясь одним лишь любопытством и геймплеем восьмилетней давности, то, пользуясь случаем, поясняем — этого, мягко говоря, недостаточно.

Крайне редко нас, впрочем, пытаются развлекать физической акробатикой. Это когда два солдата нарочно посажены в какую-нибудь малярную люльку, которую, разумеется, можно оборвать, полюбовавшись на работу физики. Тут есть сразу несколько проблем. Во-первых, подобные подарки выдаются по большим праздникам — в лучшем случае один раз на уровень, отчего действо начинает напоминать любительский театр, в который неожиданно завезли дорогую пиротехнику. Во-вторых, физический движок тут, мягко говоря, не Havok , так что выглядят все эти ньютоновские выкрутасы не то чтобы зрелищно. Мало того, физика отчаянно сбоит: стекло часто висит в воздухе отдельно от машины. Регулярно встречаются левитирующие мусорные ведра, стулья и будильники. Враги, соответственно, застревают в перилах, проваливаются и вообще ведут себя как герои экшенов от ValuSoft.

Периодически игра вдруг вспоминает про экшен и включает натуральный Painkiller (или Serious Sam — как вам будет угодно). То есть вас помещают на какое-нибудь открытое пространство (сцену театра, например) и начинают в разных комбинациях сыпать врагов на голову. Пять куриц, три алкоголика и четверо пожарных. Затем десять красноармейцев и три шахтера. Ну и так далее. Так вот, парадокс состоит в том, что в этот момент играть становится интересно. Враги, которым мы в свое время посвятили немало журнальных страниц, действительно впечатляют. То есть AI, конечно, может меряться интеллектом разве что с окрестными табуретками, но монстры интересно выглядят и обладают своими уникальными особенностями. Кроме того, из местного оружия приятно стрелять. Любовно смоделированные винтовки, какие-то электрические агрегаты и прочие ППШ действительно бабахают как положено. В такие минуты весь заложенный в игру потенциал неожиданно складывается и начинает работать — брошенная не туда граната подрывает бочки, сносит заграждения, отчего вы под шквальным огнем вынуждены нестись к очередному укрытию, параллельно расстреливая кусающих за пятки крыс. Очень убедительно.

* * *

Визуально You Are Empty выглядит, скажем так, пристойно. Поражавшие несколько лет назад модели сейчас, конечно, отчаянно недосчитываются полигонов. Спецэффектов попросту нет — окрестные взрывы выглядят как всполохи китайских новогодних хлопушек. Ситуацию спасают кристально четкие текстуры и трижды хваленая архитектура.

В общем, если смотреть суровым фактам в лицо, то резюме будет следующее: как шутер — You Are Empty безнадежно застряла в конце 90-х. Так сейчас уже не делают, к сожалению. С другой стороны, это лучший на сегодня экшен от первого лица, созданный на постсоветском пространстве — атмосферный и неглупый. «Мандельштаму» и компании не хватило не то опыта, не то времени (хотя, казалось бы, сколько уже можно?), не то бюджета. Сейчас команда, работавшая над проектом, раскололась на две независимые фракции. Mandel ArtPlains , ответственные за арт и геймдизайн, хранят молчание, а, собственно, Digital Spray Studios , ответственные за технологию, делают « Инстинкт » про Михаила Пореченкова и атомные испытания. Честно говоря, больше хочется узнать, чем заняты первые.

P. S. В лучших традициях православного игростроения You Are Empty вышла чудовищно недоделанной. Игра вываливается в Windows, тормозит на топовой конфигурации и отказывается работать на отдельных машинах. Более того, некоторые несчастные могут столкнуться с такой проблемой: You Are Empty категорически не захочет запоминать конфигурацию клавиатуры, установив все клавиши на unassigned. Секрет женских побед следующий: необходимо установить в Windows английский язык по умолчанию, после чего перегрузиться и вернуть управление к первоначальному виду. Будьте готовы к тому, что после каждого запуска все настройки будут сбиваться, так что операцию придется повторить. Как бороться с подобным хамством, «Игромания» пока что, к сожалению, не придумала.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей : 6.0

Графика: 7.0

Звук и музыка: 7.0

Интерфейс и управление: 7.0

Дождались? Исполненный безупречной атмосферы и сталинской архитектуры экшен, функционирующий на геймдизайне образца первого Half-Life.

Рейтинг «Мании»: 6.5

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь