Игра в материале
Вторая мировая (2006)
?Рейтинг
Игромании
?Рейтинг
игроков
PC
Жанр: Стратегия, Стратегия в реальном времени
Мультиплеер:  Интернет, локальная сеть
Разработчик: СофтКлаб
Издатель: СофтКлаб
Дата выхода: 20 октября 2006
Вторая мировая

Вторая мировая

Вердикт — Вторая мировая
...все прочие стратегические деятели обычно поддают жару — рисуют нам уличный бой, армады танков и прочую романтику, которой во время Второй мировой было не то чтобы очень много. Проект 1С занят другим, гораздо более важным делом — он действит
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
Вторая мировая

Все без исключения рецензии на «Вторую мировую» начинаются с рассказа о том, какой это колоссальный долгострой, подсчета вложенных 1С денег и прочей псевдоаналитики. Отказать себе в таком удовольствии действительно сложно. Не для того, чтобы оценить, села 1С со своим амбициозным проектом в лужу или нет, а для того, чтобы понять, что в итоге получилось.

Вокруг «Второй мировой» ходило какое-то несусветное количество слухов. 1С делают стратегию на движке «Ил-2: Штурмовик»! 1С подписали контракт с Codemasters! Codemasters сказали все к черту переделать! 1С разорвали контракт с Codemasters! Последний раз автор этих строк вживую видел «Вторую мировую» в офисе разработчиков в 2004 году — смотрел на бесконечные анимации пушечного разряда и общался с руководителем проекта, похожим на школьного учителя истории. Игру планировали выпускать буквально через 5—6 месяцев. После чего поползли какие-то совершенно запредельные сплетни: игру, мол, упрощают до вида столовской RTS, с объемами работы никто не справляется, от проекта в ужасе шарахаются западные издатели, все плохо. Все это венчалось совершенно невменяемым роликом на движке, в котором советского солдата, пока тот пил пиво и отливал в кустах, били опереточные немцы. И тут «Вторая мировая» неожиданно вышла.

Сделано в СССР

Некоторые стратегии рекомендуют действовать одним-единственным танком, выманивая врагов чуть ли не по одному.

Так уж вышло, что автор этих строк запустил игру аккурат после просмотра финальных титров Company of Heroes. «Вторая мировая», конечно, совершенно про другое, но так уж вышло. Так вот, запускать проект 1С после недели в объятьях с голливудским лоском Relic физически тяжело. Речь не о графике и геймплее, а о том, с какой небрежностью по отношению к конечному пользователю сделана игра. Больше всего «Вторая мировая» напоминает детский конструктор, произведенный в СССР: чтобы понять, что к чему присоединяется, необходимо прочитать руководство, набранное десятым кеглем на туалетной бумаге, догадаться о том, что в описании не сказано, обнаружить, что некоторые детали не подходят друг к другу, после чего, наконец, собрать необходимое и получить от этого совершенно оргазмическое удовольствие. Потому что здесь все точно так: подсказки в обучающем режиме всплывают на несколько секунд, набраны издевательски мелким шрифтом и по объему приближаются к содержанию брифингов. Мало того — если авторам необходимо описать какую-нибудь иконку, они не приводят ее изображение, а так и пишут: «Пиктограмма открытой двери со стрелкой, указывающей внутрь». Чувствуешь себя несчастным советским ребенком.

Графика, о которой столько говорили, уже никуда не годится. Обратите внимание — практически все опубликованные скриншоты демонстрируют технику крупным планом (такое положение камеры, кстати, стало возможно только после патча). Это все потому, что модели техники действительно являются главной визуальной достопримечательностью игры. Все остальное — солдаты, анимация, ландшафт и строения выглядят на фоне той же «В тылу врага 2» довольно стыдно. Интерфейс, в котором треть экрана занимают ТТХ юнитов. Тонны текста на экране, пиктограммы, на которые, оказывается, можно нажимать — это все про «Вторую мировую». Говорим же — натуральная советская игрушка. Пользоваться почти физически сложно, зато удовольствие двойное.

Не танчики

Деревья, говорят, расставляли руками.

Ну и, наконец, геймплей. На коробке с игрой гордо значится «стратегия в реальном времени». Но идеологическая основа «Второй мировой» находится за пределами жанра RTS. Это породистый варгейм, перенесенный из пошагового режима в real-time. Если вы вдруг никогда не играли в такие игры, то представьте себе, скажем, Company of Heroes, где вам необходимо контролировать количество боеприпасов в танке, нельзя производить новых юнитов, солдат надо самолично рассаживать внутри танка и следить, чтобы лучший водитель случайно не оказался на месте стрелка. Добавьте сюда хрупкую мораль подчиненных (пехотинец в одиночку никогда не побежит бросать гранату под танк), детальную баллистику, историческую достоверность и огромные открытые пространства. Вот так выглядела настоящая война, а не те «танчики», в которые предлагает сыграть Relic. Интересно ли во всем этом участвовать — довольно спорный вопрос. Если вы не привыкли контролировать в десять раз больше параметров, чем обычно, то, наверное, не очень. А если вы, как и авторы, провели все детство за изучением военной энциклопедии и склеиванием аутентичных моделек, то «Вторая мировая», видимо, то, что вам нужно.

Важно понимать, что обезоруживающая сложность освоения и вызывающий внешний вид — это своего рода фильтр, призванный просеять игроков, оставив сильных духом и мозгом. Конечно, система упрощений, задуманная для того, чтобы одним кликом мыши превратить «Вторую мировую» в доступную всем и каждому RTS, не работает. Большинство миссий проходят на открытых полях — как оно, собственно, и было в реальной жизни. Отключенная мораль и упрощенное управление превращают игру в тупое перемещение юнитов по местности.

Понимая это, все прочие стратегические деятели обычно поддают жару — рисуют нам уличный бой, армады танков и прочую романтику, которой во время Второй мировой было не то чтобы очень много. Проект 1С занят другим, гораздо более важным делом — он действительно дает некоторое представление о том, как это — командовать людьми на войне.

Если коротко описать местную механику, то она составлена из трех компонентов: тактика, микроменеджмент и мораль. С тактикой все понятно — необходимо заходить с флангов, прятать танки в придорожных кустах и планировать действия. С микроменеджментом сложнее: если ваша пушка вот уже как пять минут не может уничтожить поломанный немецкий танк — проверьте, какими снарядами она заряжена. Каждый солдат обладает своими индивидуальными характеристиками, так что необходимо проверить, кто, скажем, в танке усажен за пулемет, а кто — за руль. Ну и мораль. Это, наверное, самый сложный в освоении параметр. При неумелых действиях вверенные вам войска разворачиваются и бегут в противоположном от врага направлении практически сразу. Автор этих строк, к своему стыду, отключал мораль на особо сложных миссиях, а то очень уж сложно.

Если у пушки останется хотя бы один солдат, она все еще будет функционировать. С худшими, понятно, результатами.

Получить такой ракурс самостоятельно можно только установив свежий патч.

* * *

Данный текст не ставит перед собой цели описать все предлагаемые «Второй мировой» возможности. По поводу правомочности отдельных геймдизайнерских решений на специальных форумах уже вовсю ведутся споры. «Вторая мировая» — это действительно не игра, а скорее интерактивный учебник (тут, кстати, встроена колоссальная энциклопедия с трехмерными моделями и подробным описанием ТТХ). Это, очевидно, выдающийся проект, рассчитанный на небольшую, но сплоченную и внимательную группу игроков. Они прямо сейчас по винтикам разбирают геймплей на части, пробуют на зуб систему повреждений и придирчиво осматривают маркировку моделей.

Мы, в свою очередь, аккуратно заметим, что всем любителям ненавязчивых WW2-развлечений сюда лучше не заглядывать.

P.S. По доброй традиции игра, демонстрирующая абсолютно повседневную картинку, с легкостью тормозит на компьютерах, удовлетворяющих рекомендуемым требованиям. На форуме стонущим вежливо советуют отключить отображение трупов на поле боя, приобрести процессор Intel Core 2 Duo и ждать патчей. Топовые видеокарты, к слову, не спасают. Как и в случае с Microsoft Flight Simulator X, причина тормозов кроется в другом. Дело в том, что «Вторая мировая» очень щепетильно просчитывает баллистику и физику. На картинке это практически никак не сказывается, но каждый выстрел тут сопровождается серьезными вычислениями. Столкновение снаряда с броней приводит к нескольким калькуляциям и сравнению параметров. Каждый юнит на поле — это огромный набор характеристик, которые процессор непрерывно учитывает. Так что если вы бравировали перед друзьями своей пятисотдолларовой видеокартой, но во «Второй мировой» обнаружили 10 кадров в секунду — это нормально.


Реиграбельность да

Классный сюжет нет

Оригинальность нет

Легко освоить нет

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей : 7.0

Графика: 6.0

Звук и музыка: 5.0

Интерфейс и управление: 5

Дождались? Первая «советская» игра про Вторую мировую — разобраться сложно, играть еще сложнее, зато удовольствия в два раза больше.

Рейтинг «Мании»: 7.0

Комментарии
Загрузка комментариев