29 января 2007
Обновлено 17.05.2023

Anno 1701

Anno 1701 - изображение обложка

23 мая 1701 года в Лондоне при большом стечении зевак вздернули Уильяма Кидда, капитана, пожилого шотландца (ему было 56) с худым изможденным лицом. Кидд два года провел в пыточных камерах, много раз лежал на дыбе и, видимо, смерти уже не боялся. Тем не менее при оглашении приговора Кидд выглядел озадаченным. Судили его ни за что. Кидд был британским капером, получил от лордов Новой Англии патент на перехват французских судов (фотокопию этой бумаги можно найти в интернете) и несколько лет занимался гоп-стопом в Карибском море на 34-пушечном корабле. Дело оказалось убыточным, поэтому Кидд вернулся к жене в Нью-Йорк и… узнал, что стоит вне закона: власти, когда-то выдавшие капитану охранную грамоту, теперь его же и преследовали. Кидд с командой сдался. Вероятно, рассчитывал на помилование. Но после двухлетнего разбирательства капитана выслали в старую Англию и приговорили к казни через повешение. Не за пиратство, нет! — это потом Кидда назовут величайшим пиратом, но на суде вопрос грабежей деликатно замалчивался, — а за убийство собственного канонира. Во время плавания пушкарь по имени Уильям Мур поднял бунт, и Кидд тяжелым ведром проломил зачинщику череп.

Кидда вешали с пафосом, как большого государственного преступника. Он должен был запомниться мучеником в назидание юным корсарам. Кидд действительно мучился. Веревка порвалась, придушенного капитана пришлось снова тащить на эшафот и вешать на бис. После казни тело Кидда просмолили и в специальной клети вывесили догнивать где-то на берегу Темзы. После этого удавили команду. Этих — в рабочем порядке: моряков вздернули и закопали на анонимном кладбище тюрьмы Ньюгейт.

В то самое время, когда Кидд с эшафота произносил свое последнее слово (« Таково мое предначертание моряка… »), главный герой стратегии Anno 1701 — то есть мы — высаживается на маленьком острове на Карибах. Герой выглядит в точности как Кидд в лучшие годы. Камзол, улыбка, пронзительный взгляд. Вверенное ему судно нагружено деревом, провизией и инструментами. В капитанской шкатулке — патент Ее Величества на основание колонии. Игрок, хоть как-то знакомый с историей, должен бы насторожиться: империи не бывают добры к инициативным подданным. И любого колонизатора, как и злосчастного капитана Кидда, свобода может завести далеко.

Стройка века

Anno 1701 — это третья часть сериала, неспешно производимого немецкой студией Sunflowers (теперь вот еще и в сотрудничестве с Related Designs ). На популярную нынче тему пиратства разработчики заходят с тыла, с позиций немецкой стратегической школы. Вроде как насиловали, грабили, разворовывали природные ресурсы — ладно; но вот вопрос: а что карибские пираты ели на ужин? Чтобы на него ответить, Sunflowers восьмой год подряд сочиняет экономическую модель развития европейской колонии. Вот ты высаживаешься на необитаемом острове, закладываешь поселение, тянешь дороги. Вот строишь овечьи фермы и разрабатываешь природные ископаемые — сперва уголь и глину, потом доходит и до брюликов.

Регион баснословно богат: есть табак и какао, мрамор и золото. Поэтому без конкуренции не обходится. Ты исследуешь карту и встречаешь коренные народы и других колонизаторов из Старого Света. Понимая, что на одном островке колония не уместится, ты подминаешь второй.

Конкуренты не дремлют, и вскоре между твоими и чужими портами уже снуют торговые караваны. Индейцы так резво скупают курево, что не успеваешь задуматься: а откуда здесь, собственно, индейцы? Сообщение прерывается только в случае бубонной чумы. Чужие купцы с грустью телеграфируют, что швартоваться у нас не станут, поскольку колонисты мертвы и дурно пахнут. Кроме чумы бывают и другие стихийные бедствия вроде извержения вулкана или торнадо. Последний величественен, неукротим и легко сметает с суши тонкий налет прогресса. Вновь запускается стройка — фермы, шахты, порты; ты стартуешь с нуля.

Инфраструктуру эдакого карибского муравейника сложно наладить, зато потом он начинает жить сам по себе. Капитал увеличивается, отношения с соседями крепнут. Зародившаяся аристократия вспоминает слово «независимость» — и заодно приходится вспомнить судьбу капитана Кидда. Ее Величество (представленная в виде бледной недовольной дамы в наряде) требует дань, а при отказе направляет в колонию карательную экспедицию. Но для борьбы с пиратством — а также для собственных корсарских набегов — мы уже давным-давно спустили на воду боевые суда. И вот независимые галеоны выходят в море и дают европейцам бой. Вежливый компьютерный голос напоминает: « Вы играете уже два часа. Не пора ли размять ноги? ». Все это и есть Anno 1701.

Анно не пахнет

Действие первой Anno разворачивалось в 1602 году, второй — в 1503-м. Теперь вот наступил 1701-й. Но за две сотни лет на Карибах мало что изменилось. То же самое и с игрой: функции от серии к серии повторяются, будто треки в iTunes. Изменения в Anno 1701 — сугубо косметические. Панель строительства, прежде занимавшая треть дисплея, спряталась за аккуратной иконкой. Информация о богатствах из нижней части экрана переместилась наверх.

А между этими панельками — замечательная, очень сочная картинка. С симпатичных рисованных домиков Anno перешла на полигональные, став, по мнению некоторых несдержанных немецких рецензентов, самой красивой игрой в сегменте градостроительных стратегий. Зажав кнопку мыши, колонию можно вертеть, приближать и рассматривать на крупных планах. По фермам бродят овечки. По проселку с водовозками несутся пожарные. На главной площади торчит толстый тип с телегой, груженной пивными бочками: в колонии начался Октоберфест.

Anno 1701 цинично эксплуатирует страсть игрока к вуайеризму, здесь все до последнего ацтекского каменного божка анимировано с любовью. Кузнецы звенят молотками. Рыбаки ме-е-едленно бьют веслами по воде в поисках косяков рыбы, а после сбавляют ход и закидывают сети. Пресловутый торнадо, прежде чем снести табачную ферму, сначала засасывает посевы и крышу фермерского домика… Вежливый компьютерный голос напоминает: « Вы играете уже четыре часа » — но парировать нечем. Только тем, что такой макросъемки не было даже в последней серии The Settlers.

Не прорисовано одно: колонисты. Да, по городу снуют грузчики. Но даже когда население зашкаливает за тысячу жителей, людей на улицах нет. Между тем именно человека хочется рассмотреть повнимательнее. К нему в Anno 1701 больше всего вопросов. Колония развивается поэтапно. Сначала селятся простые мужики, которые просят лишь рыбу на ужин. Постепенно их потребности растут: колонисты требуют ткани, церковь, дальше — больше. Табак, вино, развлечения. Пирожные и благовония. Драгоценности. Масла.

* * *

Anno 1701, как и многие немецкие игры, продвигает концепцию « мир как супермаркет » — предлагает создать конвейерную цивилизацию, в которой клонированных людей можно вскармливать однотипными товарами. В монти-пайтоновской комедии « Житие Брайана » есть поучительный эпизод. « Вы все личности! » — кричал пророк толпе. Паства блеяла: « Да, мы все личности… ». « Вы все уникальны! » — повторял пророк. Все кивали, и только один тонкий голос пищал: « А я нет! ».

Образ безмозглой толпы — единственное, что хочется поставить Anno в укор. Нельзя, невозможно понять, для кого ты все это строишь. Кто в муравейнике — муравьи? Почему, обретя веру, они сразу берутся за стопку? Как отсутствие сладкого может привести к революции? Почему в этом мире нет лидеров, нет личностей, нет своего Кидда, наконец? Вежливый голос возвращает в реальность: « Вы играете шесть часов » — и тут-то в отношениях с Anno 1701 происходит сбой. Стройка сворачивается, ты запускаешь World of Warcraft , и магия исчезает.

Новый мир — это прекрасно. Но ей-богу, нам хочется чего-нибудь человечного.


Реиграбельностьда

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьнет

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей :7.0

Графика : 8.0

Звук и музыка: 7.0

Интерфейс и управление: 7.0

Дождались? Еще одна игра в городки — очень качественная, но без души. Интерактивный аналог журфаковской первокурсницы: с Anno 1701 хочется провести ночь, но не жизнь.

Рейтинг «Мании»: 7.5

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь