29 января 2007
Обновлено 17.05.2023

Санитары подземелий

Санитары подземелий - изображение обложка

Призрак бродит по нашей стране. Призрак русского Fallout. Им пугают всех — и молодых разработчиков, и опытных дизайнеров, и даже простых геймеров. Мол, начнете заниматься разной фигней и подписываться на что попало — и придет этот самый призрак с коряво скопированным «Спешлом» в руках, и повергнет он отечественную игровую индустрию в мрак Fallout-клонирования, и настанет такой страшный кабздец, которого вы даже в век игр-по-фильмам не видели.

До недавних пор призрак русского Fallout прятался в основном в пресс-релизах начинающих команд уровня « это я, а еще есть мой друг Коля », но буквально несколько дней назад его обнаружили на планете Матросская Тишина с весьма серьезной свитой: известным в неопределенных кругах оперуполномоченным-балагуром Дмитрием «Гоблином» Пучковым и игродельческой сборной издательства 1С. Неужели началось?

Теперь мы живем по понятиям

Неа, не началось — апокалипсис можно отменять прямо сейчас. Удивительно, но в случае с « Санитарами подземелий » словосочетание « русский Fallout » вовсе не значит оскорбительное « безвкусный клон от людей, которые не в состоянии сами что-нибудь придумать ». Совсем наоборот — это комплимент. Перед нами действительно толковый наследник Fallout — игра, которая при прохождении вызывает примерно те же эмоции, что и легендарный постапокалиптический шедевр.

Дело здесь, конечно же, в атмосфере. «Санитары подземелий» — это ведь не только игра, но и старая, малоизвестная обычному люду книга Дмитрия Пучкова. Повествует она о трудной жизни на Матросской Тишине — планете-тюрьме, куда, строго следуя заветам современных фантастов, ссылают всех, кто серьезно провинился перед законом. В общем, сеттинг идеально подходит для создания атмосферы повсеместного запустения, вседозволенности и анархии — которая и царит в «Санитарах подземелий».

Сам игрок (огромный бычара по кличке Кабан) законов, кстати, никогда не нарушал. Наоборот — кристально чистое досье, отличные физические и умственные данные, служба в спецназе. Группа, в которую входит Кабан, должна посетить Матросскую Тишину для того, чтобы разыскать космический корабль, создаваемый лучшими умами, когда-либо нарушавшими закон. Бежать зэки собрались неспроста — жизнь на планете-тюрьме ну совершенно не райская. Человека, впервые попавшего сюда, ждет долгая и увлекательная акклиматизация — игровые законы на Матросской Тишине не в ходу. Равно как не в ходу и законы нашей обычной жизни. Изучать устройство местного социума и понятия, по которым он живет, — очень увлекательное и опасное для здоровья дело.

Падающему с неба «приплоду» здесь не сказать чтобы очень рады — прямо после неудачной посадки (десантирование не обошлось без проблем — горе-спецназовцев разбросало по всей планете) вылезшего из-под горы трупов Кабана атакуют темнокожие папуасы. Потом настает черед хмурых мужиков в черных робах, которые приставляют пистолет к виску и предлагают поработать немножко на Промзоне. То еще, к слову, заведение — зарплаты низкие, профсоюзов нет, а средняя продолжительность жизни равна нескольким месяцам. Из развлечений — общение с местным дурачком, тронувшимся на религиозной почве, да изобретение все новых отмаз от предложений, которые делают гомосексуально настроенные товарищи.

И что самое удивительное — примерно на этом самом месте становится ну так интересно, что натурально не оторваться (нет-нет, гомосексуализм здесь совсем не при чем). «Санитары подземелий» — яркий представитель сюжетных игр, которые умеют увлечь игрока правильно поданной и увлекательно рассказанной историей. Ты с разбегу включаешься в жизнь Промзоны, знакомишься с ее обитателями, изучаешь местные законы, делаешь карьеру в охранке и постоянно задумываешься о том, как бы взять ноги в руки да махнуть на волю, за обтянутый колючей проволокой забор.

Сильной стороной сюжета оказывается именно его необычность — с чем-то подобным мы уже сталкивались в The Chronicles of Riddick , пусть и в меньших масштабах. Браться за задания и просто вести диалоги здесь приходится с особой осторожностью — кинуть пытаются на каждом шагу, так что вместо наживы легко можно ввязаться во внеплановую драку. Сами миссии придуманы с не свойственной игроделам задоринкой — когда отправляешься решать конфликт негров-шахтеров и слушаешь все эти россказни про заколдованные кирки, трупы, межклановую рознь и неожиданное троекратное перевыполнение нормы одной из смен, челюсти натурально сводит от смеха. Еще веселее становится, когда узнаешь, из-за чего действительно переругались две негритянские группировки.

Не разочаровывает и подача сюжета. «Санитары подземелий» — редкая отечественная игра, чьи тексты не похожи на ночной кошмар преподавателя стилистики и литературного редактирования. Написано связно, увлекательно, по делу и практически без ошибок. Единственный заусенец — «стиль одного человека». В текстах чувствуется слишком уж много «Гоблина» — такое впечатление, что его манере излагать свои мысли подражает как минимум половина Матросской Тишины (вторая же половина — это по большей части животные да самые молчаливые из зеков). Не пошло на пользу игре и чрезмерное увлечение скриптовыми роликами — движок совершенно не приспособлен для демонстрации крупных планов, поэтому для того, чтобы без содрогания смотреть кривляния здешних «актеров», нужна почти армейская выдержка.

Правда жизни

Вообще, за достаточно высокую оценку создатели «Санитаров» должны благодарить именно качественный сюжет и атмосферу — они великолепно скрывают недостатки игры. Желание побыстрее получить ответ на вопрос « а что же там дальше? » настолько сильно, что на всякие пакости просто не обращаешь внимание. Тем не менее, если приглядеться внимательнее, становится ясно, что игра очень далека от идеала. Та же самая игровая кампания местами сделана потрясающе топорно. Вроде как и нелинейность заявлена — но есть она только там, «где положено». В целом же чувство свободы пропадает уже после того, как столкнешься с парой могучих, разветвленных диалогов, где все варианты ответов ведут к паре финалов, один из которых стопроцентный game over. Зачем, спрашивается, было огород городить?

Ролевую систему можно поругать за вторичность. Она с некоторыми упрощениями слизана у Fallout: классические базовые параметры, небольшой набор прокачивающихся навыков, то и дело выдаваемые «перки» (бонусы к характеристикам или просто спецумения). В общем, все просто и знакомо — от скуки спасают только некоторые оригинальные находки. Например, как и положено по тюремным законам, особую роль играет параметр «внушительность» — чем он выше, тем уважительнее к Кабану будут относиться его собеседники. Обязательно следите и за тем, что на вас одето — если после побега с Промзоны продолжать ходить в тамошней робе, то может случиться так, что совсем скоро вы вернетесь обратно. Прямиком в большую и жаркую печку.

Самый же главный провал «Санитаров» — это боевая система. Сражения здесь проходят в реальном времени (пауза готова прийти на помощь в любой момент) и выглядят как простое рубилово, в котором противники стоят друг напротив друга и по очереди отвешивают ленивых плюх. Появление новых бойцов в команде (всего под нашим началом может находиться до четырех квадратных морд) добавляет не столько тактического элементу, сколько головной боли — ведь теперь приходится следить сразу за несколькими подчиненными. Окончательно картину портит еще один, совершенно глупый и досадный просчет — аптечки в «Санитарах» играют, пожалуй, самую главную роль. Посудите сами: в игре огромное количество еды и медикаментов, которые очень щедро восстанавливают здоровье во время боя — при этом ограничение есть лишь на использование разнообразной дряни вроде водки. В итоге большинство серьезных сюжетных схваток выглядят примерно следующим образом: мы шляемся по округе и, выполняя квесты, набиваем карманы целебной картошкой, мясом, морковкой и прочими радостями агронома. Потом идем к боссу и проверяем: хватает ли продуктового запаса? Если нет — снова на грядки!

Зато есть чем заняться между боями — правда, опять же с учетом «специализации» планеты. Прокачали себе внушительность? Добро пожаловать на большую дорогу — грабить невинных бандитов. Можно воровать и исподтишка, но тогда качать придется совсем другие навыки. Классический набор Fallout-развлечений — мини-игры, случайные стычки — тоже никуда не делся.

* * *

Матчасть стараниями коллектива 1С содержится в очень хорошем состоянии. Позаимствованный (но-но, никакого воровства — все легально!) у « Магии крови » графический движок отлично балансирует между качественной картинкой и скромными системными требованиями. Прекрасно подобраны актеры, а музыка сочетается с атмосферой — честное слово, придраться просто не к чему!

Да и сама игра, право слово, удалась: добротная, необычная и очень увлекательная. Да — суровая, да — с огромным количеством нецензурщины (о чем, кстати, честно предупреждает вынесенное на обложку возрастное ограничение), да — с некоторыми серьезными недостатками. Но куда же без всего этого?


Реиграбельностьда

Классный сюжетда

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей : 7.0

Графика: 8.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 7.0

Дождались? «Санитары подземелий» — чуть ли не первая на нашей памяти игра, которая «живет по понятиям», а также требует очень серьезной выдержки и моральной подготовки. Тем не менее проект не скатился до уровня трэша, а радует очень правильным и качественным сюжетом.

Рейтинг «Мании»: 7,5

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь