31 августа 2004
Обновлено 17.05.2023

В центре внимания "Сталинград"

В центре внимания "Сталинград" - изображение обложка

Сталинградскую битву, без сомнения, можно назвать одним из самых важных событий Второй мировой войны. По мнению большинства историков, именно здесь решалась судьба СССР. Сталинград был не только крупным промышленным центром и одним из символов коммунизма — он являлся еще и последним препятствием на пути немцев к Волге. Пади город — и войска вермахта смогли бы буквально перерезать страну на две части, усложнив тем самым снабжение Красной армии. Поэтому нет ничего странного в том, что 17 июля 1942 года разгорелась одна из самых страшных и ожесточенных битв в истории WW2. Вермахт бросил на город группу армий “Б”, насчитывавшую 270 тысяч солдат, 500 танков, 3 тысячи орудий и 1200 самолетов. В противовес этой армаде СССР выставили войска cталинградского фронта, насчитывавшие 160 тысяч солдат, 400 танков, 2200 орудий и более 400 самолетов. И это было только начало битвы — во время сражения стороны посылали в сталинградский котел все новые и новые части.

Разумеется, столь масштабное сражение не могло обойтись без внимания со стороны разработчиков компьютерных игр — достаточно вспомнить недавнюю Call of Duty , включавшую в себя миссию на берегах Волги. А уже осенью этого года стоит ожидать новую, целиком посвященную сталинградской битве игру от DTF Games , которая носит название “Сталинград”.

А при чем здесь Орловский?

Компания DTF Games выросла из коллектива, создавшего уважаемый в российском интернете сайт The Daily Telefrag. Как и почти все люди, близкие к компьютерно-игровой индустрии, ребята давно хотели сделать “свою” игру. И вот они решились. Сделать мечту былью во многом помогла одна случайность. На КРИ-2003 (надеюсь, никому не нужно пояснять, что значат эти три заветных буквы?) Сергей Орловский, человек и пароход, обмолвился, что Nival Interactive подумывает продать несколько лицензий на движок от игры “Блицкриг”. Коллектив DTF тут же взял Сергея на абордаж и, отведя в сторонку, расспросил о подробностях. Цены и условия оказались приемлемыми, поэтому стороны ударили по рукам. Уже летом все того же 2003 года DTF Games начали работу над своим первым проектом, издавать который на территории России взялась компания .

Следует отметить, что описанный выше расклад оказался практически идеальным для молодой команды. Сделка с “Нивалом” освободила DTF Games от одного из самых сложных этапов в разработке игры — создания собственного движка. Это позволило уделить значительно больше внимания сюжету, балансу и многим другим составляющим игры. И именно благодаря этому тот “Сталинград”, который мне довелось увидеть всего через год после начала разработки, оказался действительно взрослой игрой — продуманной, живой и очень интересной.

Первое, на что обращаешь внимание в проекте — это, несомненно, достоверность. Всего в игре более 40 миссий, большая часть которых основана на исторических событиях. Битва за Мамаев курган, оборона дома Павлова, стычки с группой “Дон”, рвущейся на помощь окруженной 6-ой армии — для любого, кто знаком с военной историей, эти слова являются отнюдь не пустым звуком. Разработчикам пришлось перелопатить огромное количество исторических материалов, приводя сюжет в соответствие с реальностью. Сверялось все, вплоть до состава отдельных частей — так что вряд ли человек, играющий в “Сталинград”, сможет встретить возле завода “Красный Октябрь” танк, которого там в действительности никогда не было. Мелочи, а приятно.

Миссии, разумеется, поделены на две кампании — за Германию и за СССР. Интересный факт: каждой кампании отведена своя “половинка” истории сталинградской битвы. То есть сначала предстоит играть за наступающие на город части вермахта, а потом, примерно в середине игры, мы перенесемся через линию фронта и займем место командира берущей реванш Красной армии. С одной стороны, решение это весьма политкорректно: игрок никогда не будет чувствовать себя проигрывающим, а разработчикам не придется выдумывать “хороший финал” для немцев, как это делается в некоторых играх.

В нынешнем виде “Сталинград” с точки зрения геймплея выглядит просто замечательно. Достигается это в первую очередь благодаря качественно проработанным миссиям. Базовая концепция осталась примерно такой же, как и в “Бликриге” или “Противостоянии” , но вот на уровне деталей и отдельных элементов появляются существенные различия. Начнем с того, что миссии в “Сталинграде” обычно менее масштабны и по стилю игры находятся куда ближе к тактике, чем к стратегии. Поэтому здесь практически нет моментов, когда на игрока взваливают управление огромным количеством войск — здесь делается ставка на грамотное и продуманное руководство небольшими группами подчиненных. Временами доходит даже до “руления” парой танков. Также следует заметить, что “Сталинград” очень благосклонно относится к внимательным игрокам — почти на каждой карте нас ждет несколько сюрпризов (как хороших, вроде секретной дорожки в тыл вражеской артиллерии, так и плохих — вроде неожиданного отряда противника).

Сюжеты миссий очень разнообразны. Тут и привычные оборонительные и наступательные задания, диверсии, действия малыми группами. Очень интересными в тактическом плане получились миссии на улицах самого города. Возможность обойти силы противника по соседнему бульвару и показать ему из тыла зловещую дулю в виде пары тяжелых танков дорогого стоит.

Ну а наибольшее впечатление на меня произвела “секретная” миссия, посвященная советской штрафной роте, наступление которой курировалось НКВД. Впрочем, после того как штрафники выполнили всю грязную работу, энкеведешники подобрели, перешли под мое командование, и миссия закончилось братанием под звуки автоматных очередей.

Вам Т-34 чьего розлива?

Для максимально подробной реализации всего вышеописанного счастья разработчикам пришлось значительно переделать движок “Блицкрига”. Изменения выглядывают буквально отовсюду — начиная с графики и заканчивая внутренней механикой. Так, более чем в два раза увеличилась дальность стрельбы практически всех юнитов, и теперь сражения идут на дистанциях, близких к реальности, что, разумеется, существенно видоизменяет геймплей. Артиллерия вообще бьет через всю карту, правда, платить за это приходится низкой точностью. Существенно переработана система маскировки, в результате чего некоторые юниты можно заметить только на очень короткой дистанции.

Очень интересно выглядит баланс, который теперь отражает реальную боевую обстановку. Так, в начале игры войска вермахта выглядят куда сильнее Красной армии — у них более мощное оружие и численное преимущество. Но, по мере развития сюжета, немцы начинают нести потери, количество людей во взводах уменьшается, зато увеличивается количество бойцов-ветеранов. Красная армия, наоборот, становится сильнее: у нее появляются свежие части и новые виды вооружения. А вот от системы “развития” подчиненных, существовавшей в “Блицкриге”, пришлось отказаться по тривиальной причине: войска в “Сталинграде” просто не могут кочевать за игроком из миссии в миссию — это недопустимо в проекте, претендующем на историческую достоверность.

Изменилась и графика. “Издалека” картинка, конечно, выглядит почти так же, как в “Блицкриге”, но если внимательно присмотреться, то можно заметить, что почти вся техника нарисована и анимирована “с нуля”. Внимание к деталям поражает и здесь. Так, в вышеописанной миссии про штрафную роту простые солдаты и энкеведешники выглядят по-разному.

В составе немецких войск имеются “ост-батальоны”, составленные из будущих клиентов концлагерей — русских предателей. “Досталось” даже всенародно любимому танку Т-34, который в игре представлен несколькими модификациями от разных заводов-производителей. Кстати, “тридцатьчетверками” не брезгуют и немцы — несколько захваченных танков встречаются в паре миссий. Приятно.

Не обошлось и без традиционных новинок — выданный мне разработчиками пресс-кит обещает, к примеру, САУ Panzerselbstfahrlafette V “Sturer Emil”, гаубицу Б-4 и еще много всякого интересного добра. Будем ждать.

* * *

“Сталинград” следует показывать всем в качестве примера правильной игры от начинающего разработчика. Пример игры грамотной, крепко сколоченной и четко нацеленной на определенную нишу, где ее встретят люди, которым не безразличны RTS и военная история. Надеюсь, что встреча эта пройдет в максимально теплой обстановке.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь