Tomb Raider: Anniversary
Свои дети растут быстро, а чужие — еще быстрее. Не успели мы оглянуться, как игры, в которые, казалось, мы играли только вчера, начали справлять десяти-, двадцати- и даже тридцатилетние юбилеи. Десятилетие Tomb Raider компания Eidos (бессменный издатель серии) в прошлом году благополучно пропустила, но вовремя спохватилась и пусть с опозданием на год, но выпустила юбилейный римейк самой первой части. Звучный подзаголовок 10th Anniversary , правда, пришлось сменить на простецкий Anniversary.
Десять лет, а целлюлита нет
Итак, время назад: на дворе 1996 год. Лара отдыхает в Калькутте после путешествия в Гималаи. Здесь ей наносит визит Ларсон Конэуй, наемник, работающий на бизнесменшу не самой приятной наружности по имени Жаклин Натла. Последняя предлагает Ларе отправиться на поиски артефакта атлантов, и непоседливая расхитительница гробниц, естественно, соглашается. По ходу дела выяснится, что Жаклин нечиста на руку и не прочь пустить Лару в расход, а артефакт интересует ее отнюдь не как коллекционера.
Экскурсионная программа на этот раз включает в себя Перу, Грецию, Египет и фрагмент Атлантиды. Людей по пути встретится очень мало (потому что массовый геноцид тайных обществ к тому времени еще не стал для Лары вторым хобби), зато много и плодотворно придется общаться с фауной: летучими мышами, волками, медведями, гориллами, львами, пантерами и даже динозаврами.
Но главную угрозу для Лары представляют все же не люди и не животные, а она сама — вернее, ее неумное желание пролезть везде и повсюду. Tomb Raider — это выросший из платформеров вообще и Prince of Persia в частности симулятор преодоления надуманных препятствий. Замороченный, многоходовый, местами очень сложный, но почему-то неизменно интересный. В Tomb Raider: Legend от старой схемы частично ушли в пользу стрельбы и сюжета, но теперь вернулись снова. Anniversary — это, как и прежде, изощренная головоломка, тест на собранность и тренажер для развития пространственного мышления, сделанный скорее для студентов архитектурных вузов, чем для обычных людей.
Игры часто бывают линейными, то есть мы движемся из одной точки в другую, время от времени отвлекаясь на поиск ключей/рубильников/NPC. В Tomb Raider все иначе. Цель здесь, как правило, видима сразу, но, чтобы добраться до нее, приходится обшарить весь уровень со всеми его закоулками, выступами, ловушками, подводными и подземными пространствами. Инки, древние греки, египтяне и прочие народы старины глубокой, вероятно, сразу строили свои сооружения только для того, чтобы доставить максимум удовольствия безумной англичанке. Все двери предусмотрительно закрыты на несколько замков, все подходы заботливо обрушены, перегорожены и перекрыты ловушками, водой или огнем, а в самых труднодоступных местах, где сотни лет никого не было и не растет ни единой травинки, поселены дикие звери. Когда нужно, любые конструкции считают своим долгом развалиться в труху от одного прикосновения, но механизмы и аптечки/патроны, разложенные в укромных местах строителями, сохранились безупречно. Места, за которые можно зацепиться, отчетливо выделены, а если где и попадется замороченная головоломка, подсказка будет буквально под ногами. И над головой. И на стенах. И еще в пятидесяти пяти местах вокруг, чтобы заказчица приключения не дай бог не застряла в попытке сообразить, что от нее требуется.
Попытка номер 444
За десять лет многое изменилось, и стопроцентный римейк никто, конечно, делать бы уже не стал. У Anniversary тот же сюжет и та же структура, что и в оригинале, различия лишь в деталях — весьма существенных, впрочем. Уровни стали больше, масштабнее, сильно изменилась архитектура.
Изменения эти связаны главным образом с тем, что за прошедшие годы Лара много чему научилась. С выступов она теперь может прыгать не только вперед и назад, но и вбок, умеет балансировать на столбах, вовсю пользуется альпинистской веревкой с крюком. Под водой Лара начинает задыхаться быстрее, чем прежде, но зато и в огне больше не горит. Ну то есть как не горит: здоровье от ожогов уменьшается с фантастической скоростью, но пламя не перебрасывается на одежду, а значит, не нужно каждый раз бултыхаться в воду.
По большей части, играть в Anniversary легко и приятно. Игра словно течет сама по себе, ты ее даже не проходишь, а как будто плавно прокручиваешь. Такое свойство присуще проработанным, выверенным играм, которые выходят под занавес жизненного цикла какой-нибудь консоли (Anniversary делались с прицелом на старушку PS2). Технология отработана, мудрить ни с чем больше не надо — отсюда и хороший результат.
Вместе с тем, PS2 пошел уже восьмой год, срок для консоли более чем приличный. В самой игре недочеты графики малозаметны, ну разве что периодически прорезаются угловатости в фигурке Лары. Заметно сильнее они становятся в роликах, но и то потому, что люди из Crystal Dynamics традиционно очень топорно работают с лицевой анимацией своих героев. Сама по себе игра бегает гораздо шустрее, чем Legend, и не тормозит вообще нигде.
А вот за что Anniversary действительно заслуживает нагоняй, так это за то, что это… Tomb Raider. Ну, вы знаете: бежишь себе и бежишь, а потом натыкаешься на какое-нибудь заковыристое место и все — до следующего сеанса можно отчаливать, потому что после -дцатой попытки ты уже на нервах и ничего все равно не получится… Одно дело, когда такие места не удается пройти из-за собственной неловкости, но ведь нет! В Anniversary время от времени (слава богу, довольно редко) случаются вещи, которые в нормально оттестированной игре случаться не должны. То босс-динозавр, потеряв Лару из виду, спокойно расстреливается без единой потерянной жизни, то обнаруживается непроходимое при определенных обстоятельствах место (и догадаться об этом непросто), то вдруг встречается камень, на который можно запрыгнуть, минуя «официальный» маршрут, проложенный разработчиками.
Лара и пустота
Периодические застревания изрядно бесят, но в целом игра оставляет положительное впечатление. Сюжет почти не подает признаков жизни (по сравнению с Tomb Raider: Legend, где каждые пять минут что-нибудь случалось), но и это воспринимается скорее в плюс, чем в минус. Во-первых, потому, что сценарий и ролики Crystal Dynamics, прямо скажем, делать не умеет, а во-вторых, кто сказал, что они здесь нужны? Лара ведь не для того лезет во всякие дебри, чтобы вести душеспасительные беседы с каждым встречным, — она ищет в том числе и уединения. Tomb Raider — приключение в этом смысле (ну и в другом, конечно, тоже) очень интимное. Только вы и окружающий мир, в котором надо выжить, — и ничего больше.
25-й кадр
За все годы существования сериала о Ларе у разработчиков только спустя десять лет вдруг неожиданно прорезалась необъяснимая страсть к цитатам из « Матрицы ». Вот сразу два кадра из Anniversary , которые условно можно назвать «Ложки нет» и «Сон Нео».
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 80%
Геймплей: 8.0
Графика: 7.0
Звук и музыка: 7.0
Интерфейс и управление: 8.0
Дождались? У Tomb Raider: Anniversary характер как у иной девушки: иногда она способна вывести из себя, но нравиться от этого не перестает.
Рейтинг «Мании»: 7,5