Eschalon: Book I

Призраки старомодных ролевых игр (см. сериал Ultima ) неожиданно материализовались на излете 2007 года в небольшой, но удивительно содержательный проект Eschalon: Book 1 от Basilisk Games. Эту игру очень легко пропустить. Примитивная двумерная графика, объем в 100 Мб и колоссальное количество текста могут отпугнуть практически любого. И, надо сказать, очень зря. Проект вырос из любительских штанишек в полноценного представителя жанра. Снабженного к тому же множеством редких по нынешним временам достоинств.
Во-первых, Eschalon: Book 1 содержит очень гибкую и подробную ролевую систему. Генерация персонажа включает выбор не только класса и расы, но и характера героя. Он может быть и атеистом, и агностиком, и альтруистом. Жаль лишь, что влияет это только на плюсы и минусы к боевым и магическим умениям, не отражаясь на стартовом отношении к окружающим. Мы вольны в произвольном порядке смешивать все три составляющих, получая на выходе собственного героя. Но подлинную уникальность ему придают специальные умения, которых здесь великое множество: алхимия, взлом замков, способность обнаруживать скрытые места и ловушки, прятаться в тени, использовать различные виды оружия и брони, познания в магии и т.д. Есть даже картография, определяющая, насколько подробно будет прорисовываться местность на карте, и будет ли эта карта вообще.
Развивая интеллект, вы начнете подмечать какие-то вещи в разговоре, обращать внимание на странные запахи или следы на местности. А качая вора, сможете ловко и тихо скользить в тени, минуя врагов и вскрывая на «раз-два-три» квестовые сундуки безо всяких ключей. То есть реиграбельность здесь возведена в культ.
Во-вторых, игра переполнена нюансами и деталями, отличающими настоящее приключение от его легкомысленной симуляции. В подземельях можно зажигать факелы, но они имеют свойство догорать, поэтому приходится снимать их со стен. Стража и жители очень нервно реагируют на попытку взломать в их присутствии дверь или сундук. Был даже случай, когда вора заметили за работой через открытую дверь из дома напротив. Пришлось все закрывать и тушить свет.
Игра проходит в привычном чередовании реального и пошагового режимов. Последний включается во время боя — правда, расходуются не очки хода, а время, затраченное на определенное действие.
Наконец, Eschalon: Book 1 — это огромный мир, который хочется исследовать. Не «нужно», а именно «хочется». Потому что во всем этом разнообразии городов, лесов, полей и рек всегда можно встретить что-то интересное, будь то болтливый путешественник, загадочный сундук с кодом, таинственный портал или говорящий гоблин посреди наполненной монстрами пещеры. Сюжет при этом не висит дамокловым мечом, игра позволяет почувствовать себя вольным и самостоятельным исследователем.
* * *
Можно, конечно, посетовать на отсутствие функции бега, на примитивность многих квестов, на штампы в сюжете, на слабую вариативность при выполнении заданий (как правило, выбор сводится следующему: выслушать персонажа или снять квестовый предмет с его трупа). Но главная проблема Eschalon состоит в том, что это нарочито старомодная игра. Мегабайты текста, таблицы, наплевательское отношение к своему внешнему виду. Эта игра рассчитана на тех, у кого сердце начинает учащенно биться не от очередного спецэффекта, а от строчек вроде « +15 к взлому ». Все остальное, как думают авторы, додумает ваше воображение. Впрочем, и в нынешнем состоянии Eschalon: Book 1 способна доставить то специфическое удовольствие, на которое в этом году щедр был, пожалуй, лишь «Ведьмак». Учитывая же, что серия только стартовала (уже начались работы по второй части), мы, кажется, можем рассчитывать на появление узкоспециального шедевра.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — да
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 80%
Геймплей: 7.0
Графика: 4
Звук и музыка: 7
Интерфейс и управление: 6
Дождались? Редкая сегодня отдушина для тех, кто соскучился по настоящему старомодному приключению.
Рейтинг «Мании»: 7,0
«Хорошо»