15 февраля 2008
Обновлено 17.05.2023

Чукча в большом городе

Чукча в большом городе - изображение обложка

Отечественные издатели с завидным упорством поддерживают жизнь специфического жанра русских квестов. Практически ежемесячно они выпускают проекты, в художественной, смысловой и прочей ценности которых возникают большие сомнения. Идеи, образы, сюжетные, с позволения сказать, ходы и шутки кочуют из одной игры в другую. «Чукча в большом городе» на этом фоне стоит несколько особняком. Сохраняя многие типичные черты «русских квестов, бессмысленных и беспощадных», проект, вы удивитесь, еще и несет в себе некий социальный посыл. Да и сам герой игры на удивление не вызывает отторжения, что само по себе — уже большое достижение.

Логика и «русский квест» — они ведь не пара?

Но сначала о типичном. Сюжетная завязка идеально следует традициям отечественного квестостроения: герой русских анекдотов выбирается из родной тайги, попадает в местный райцентр Тундринск, а затем едет в Москву, чтобы найти там какого-то зверя, способного защитить родную деревню от страшной напасти. По пути персонаж, естественно, попадает в массу «забавных» ситуаций, которые, по идее, должны вызывать у нас улыбку. Ну там будет лечить страждущих рассолом, вливать водку в рот бесчувственного геолога, караулить у туалета пьяного «быка», чтобы поднять оброненные им баксы, приманивать помойных кошек валерианкой и тому подобное.

Игровой процесс столь же банален и никак не может претендовать на высокий статус «тренажера для мозгов». Здесь практически нет пазлов или мини-игр, все построено на поиске и применении предметов в нужных местах. Можно еще беседовать с окружающими, но выудить из них какие-то подсказки, намеки или пароли не выйдет. Все куда проще: разговоры нужны в основном для получения какого-нибудь примитивного задания в стиле «принеси мне то или это» (денег, пирожки, пустую пивную бутылку, рассол, ведро и т.д.). Взамен выдается нужный предмет или просто возможность выйти с локации.

При этом логика периодически сдается под напором ленивых сценаристов, которые предпочитают решать все проблемы хаотичной раздачей квестовых предметов в руки представителя малых народов, нежели выстраивать логичные и увлекательные причинно-следственные связи. Почему, например, бомж в обмен на бутылку пива дарит нам клей? И таких нестыковок — масса. Например, на месте ДТП правоохранительные органы не разрешают нашему герою извлечь мотор из разбившейся машины под предлогом того, что это, дескать, вещдок. Но совершенно спокойно смотрят, как чукча берет аккумулятор, а затем на глазах у всех сливает бензин из милицейской машины. Сам северянин при этом бегает на лыжах по московскому асфальту.

Чукча спешит на помощь

И все же играть можно. Этот проект относится к разряду «более-менее приличных русских квестов», которые способны развлечь потребителя хотя бы на пару часов — было бы желание. Справедливости ради скажем, что не все задачки тут безнадежны. Многие несут на себе печать пусть простенькой, бытовой, но все же логики. А некоторые даже требуют образное мышление и фантазию, что не может не радовать. Встречаются и действительно забавные ситуации. Вот чукча, например, падает случайно в открытую могилу и вылезает оттуда на глазах у «готов», которые принимают его за демона, жаждущего жертвоприношений. А еще мы будем заправлять брюквой самодельную дрезину, разработанную в тундре местным Кулибиным: тут явно чувствуется отсылка к культовой картине «Назад в будущее». Посещение Мавзолея и прием у Владимира Владимировича Путина также можно отнести к удачам местного сценария. Уже хотя бы за смелость и забавность самого сочетания — вы только вдумайтесь, как это звучит, — «Чукча у Путина!».

Приятно порадовала и озвучка персонажей, качество которой как раз нетипично для «русских квестов»: практически все персонажи наделены яркими, выразительными, характерными голосами. Графика тоже оставляет скорее положительные, чем отрицательные эмоции. Ничего особенного, конечно, но для подобных проектов здесь довольно опрятные модели персонажей и неплохая детализация окружения.

* * *

Но главное, чем игра оправдывает свое существование, — это, конечно, обаяние главного героя. Чукча, несмотря на всю свою мифологическую глупость, оказывается чуть ли не единственным человеком, способным справиться с ворохом общероссийских болячек. Его путешествие напоминает развернутый диагноз нашей нынешней жизни, где люди пьянствуют, библиотеки нищают, а пункты приема металла — наоборот — богатеют, где в домах нет тепла, «скорые» не лечат, молодежь не идет в армию… А чукча — спешит на помощь! Он помогает всем и вся: кормит голодных, обеспечивает теплом замерзающий Тундринск, спасает попавших в ДТП и даже ловит сбежавших из зоопарка зверюшек. И все это не ради славы или успеха, а исключительно потому, что иначе, по искреннему убеждению чукчи, просто никак. Близкий к природе разум, столкнувшись, например, с московскими реалиями, искренне не понимает, «как же так странно происходит».

Непосредственный и обаятельный житель Крайнего Севера всеми своими действиями укоряет современное общество. В итоге игра напоминает сеанс оздоровительной психотерапии с наивным милым чукчей в качестве доктора, который с улыбкой на лице произносит: «Так дальше жить нельзя, однако!»

Рейтинг «Игромании.ру»: 3/5

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь