Penumbra: Requiem

По идее, Penumbra: Requiem вообще не должна была появиться на свет. Изначально серия задумывалась как трилогия, но смена издателя, финансовые трудности и прочая проза жизни заставили разработчиков пойти на отчаянный шаг и совместить сюжет второй и третьей части в Penumbra: Black Plague. Оказалось, что волновались они преждевременно: нынешний издатель, Paradox Entertainment , продажами второй части остался доволен и даже дал добро на разработку продолжения.
Строго говоря, Requiem — не полноценная третья часть, а скорее такой постскриптум (для игры вам потребуется диск с Black Plague), необходимость в создании которого довольно неочевидна. Первым делом в игре были окончательно упразднены монстры. Это абсолютно верное решение — с утомительным экшеном Frictional Games распрощались еще во второй части. Но проблема в том, что адекватной замены отсутствующему геймплейному блоку шведы не нашли. С исчезновением реальной физической угрозы пропало и фирменное напряжение Penumbra, играть уже не страшно. Ощущения по-прежнему гнетущие (в самом хорошем смысле этого слова), но не более — как будто оказался в мертвом, заброшенном доме.
Что осталось вместо этого? Жуткий сюрреалистичный мирок, где в одну кучу свалены покачивающиеся на цепях деревянные ящики, странного вида артефакты, плакаты с фотомоделями и бутылки с острым соусом, которые взрываются, словно гранаты. Происходящее вокруг напоминает какую-то потустороннюю версию Portal.
Для начала женский голос извещает нас о прибытии в пункт назначения. Затем мы бежим по пропитанному грязью уровню, таскаем груды ящиков, пытаясь забраться на возвышение, карабкаемся по лестницам, сто раз за час решаем задачку «поставь ящик на постамент — дверь откроется», скачем по передвижным платформам и дергаем в нужной последовательности рычаги. Иногда попадаются нетривиальные головоломки: например, нужно поднять ящик при помощи гравитационного поля, забраться на него, а уже оттуда прыгнуть на лестницу. В какой-то момент мы находим переливающийся узорами шарик, который затем таскаем с собой (горячий привет кубику из Portal ). В конце каждого уровня ожидает вибрирующий портал, в который предстоит запрыгнуть.
Все эти акробатические упражнения дополнены персональным ноу-хау серии — все манипуляции с предметами здесь выполняются только при помощи мышки и в полном соответствии с законами Ньютона. В предыдущих частях игры эту особенность использовали преступно редко, но в Requiem Frictional наверстывают упущенное.
Что касается сюжета, то здесь все совсем мутно. Четкой линии повествования нет, все больше какие-то воспоминания, диктофонные записи и речи неизвестного за кадром. С историей оригинальных игр весь этот галлюциногенный бред связан очень условно.
* * *
Вместо полноценного продолжения у Frictional Games получилось какое-то низкобюджетное подражание Portal. Причем подражание не то чтобы блестящее — мало выразительных, запоминающихся сцен, зато валом утомительных пробежек и головоломок сомнительной увлекательности. Здесь, конечно, есть все отличительные черты серии: инновационное управление, таинственная атмосфера, традиционно отличная работа со светом и звуком, но это совсем не та игра, которую мы ждали.
P.S. Русское издание от « 1C » и Snowball Interactive будет поставляться в комплекте с предыдущими частями игры — Overture и Black Plague. Так что у тех, кто пропустил праздник, будет шанс узнать, как все было.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — да
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 60%
Геймплей: 6
Графика: 5
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 7
Дождались? Сюжетный хоррор имени Исаака Ньютона ужался до набора пазлов и зачем-то начал передергивать Portal. Любопытно, но от Requiem ожидалось другого.
Рейтинг «Мании»: 6,5
«Выше среднего»