Zeno Clash
Панк-файтинг – в этом расплывчатом определении заключена вся суть Zeno Clash. С первых минут игра поражает двумя вещами: бредовым, даже диким окружением и сногсшибательной (в прямом смысле) детализацией боев, которые подаются от первого лица. Вам предстоит чистить клюв антропоморфным попугаям, лупить под дых помесь лошади с медведем и получать по сусалам от птицы-шамана, вооруженной бубном и барабанами. Самое интересное, что за всем этим кроется интригующая история с богатым морально-нравственным подтекстом.
Как все начиналось?
Однажды трое чилийцев – братья Андрес, Карлос и Эдмундо Борде – увлеклись разработкой модификаций для известных игр. В 1999 году они соорудили Batman Doom и Zanzan для Doom 2, а в 2002-м выпустили однопользовательский мод Dark Conjunction для Quake 3. В том же году была основана независимая компания ACE Team. Позже она работала над демоверсией проекта Zenozoik, но в свет он так и не вышел. Однако труды не пропали даром. Неудавшийся Zenozoik впоследствии переродился в Zeno Clash, а старым именем авторы назвали город в придуманном ими необычном мире.
О чем это?
Услышав словосочетание «чилийская игра», ждешь как минимум чего-то необычного. И ACE Team оправдывает ожидания, выплескивая с экрана на зрителя концентрированную экзотику. Zeno Clash приглашает всех желающих в диковинный мир, где с трудом уживаются две группировки. Первая представляет собой одну большую семейную банду, во главе которой стоит нечто по имени Папомама, в буквальном смысле слова рожающее своих последователей. Второй лагерь состоит из живущих в лесу анархистов Корвидов, которые только и делают, что нещадно лупят друг друга и вообще всех, кто подвернется под руку. Меж этих двух огней оказывается Гэт – сын Папомамы, разочаровавшийся в своем предке и сблизившийся с Корвидами. Собственная семья опротивела Гэту настолько, что он даже пошел на убийство, прикончив родителя. Поиск ответа на вопрос «Зачем?» становится главным смыслом пребывания игрока в этой бредовой вселенной.
Как играется?
Чтобы как можно более интересно подать сюжет, авторы чередуют реальные события с воспоминаниями героя. Однако и в прошлом, и в настоящем приходится заниматься одним и тем же: чистить клювы, бить морды и мять бока. По сути, вся игра представляет собой череду бескомпромиссных поединков, в которых зачастую приходится противостоять сразу нескольким противникам.
Драки в Zeno Clash – маленький шедевр и предмет заслуженной гордости разработчиков. Авторам удалось так смоделировать потасовки на экране, что у игрока невольно возникает ощущение, будто по репе стучат не какому-то абстрактному виртуальному мачо, а ему самому. Фактически ACE Team пошла по тому же пути, что создатели Mirror’s Edge. Только те сделали ставку на скрупулезное отображение всех нюансов паркура, а чилийцы бросили силы на драки. Если земля неожиданно встает на дыбы и пыльный пол арены норовит треснуть по лбу, знайте – это кто-то огрел вас сзади чем-то тяжелым, и вы попросту упали на живот. Но еще не все потеряно. Можно подняться, ловко поставить блок, сделать ложный выпад и залепить открывшемуся противнику ногой в лицо. Главное – самому не поддаться на уловку и не подставить тело под вражеский выпад. По части разнообразия приемов и богатства тактических возможностей Zeno Clash, конечно, далеко до Street Fighter 4, зато среди экшенов от первого лица это абсолютный чемпион.
Но если на подборку трюков жаловаться не приходится, то количество способов скрасить досуг неприятно удивляет. В Zeno Clash можно только драться, причем герой порой сталкивается с уже знакомыми противниками в одних и тех же декорациях. И чем больше времени проводишь за игрой, тем сильнее раздражает неприятный контраст. С одной стороны, хочется до конца разобраться в хитросплетениях сценария. С другой, однотипные поединки нагоняют тоску – реалистично получать по морде и давать сдачи интересно только первую треть всех приключений, а потом организм начинает настойчиво требовать новизны.
Как выглядит и звучит?
Для претворения в жизнь своих неординарных замыслов ACE Team лицензировала движок Source, который отлично справился с поставленной задачей. Особенно удалась детализация лиц. Во время драки враг не ведет себя словно бесчувственный деревянный чурбан. Напротив, он злится, кривится от боли и торжествует, одерживая верх: вся гамма эмоций безошибочно угадывается на его лице. А как приятно хрустит довольная физиономия, когда противник, наконец, пропускает удар… Хочется верить, что при записи смачного звука ни одного актера не пострадало.
То, что мы ждали?
Игра несет в себе заряд экзотики и новизны, но добрая ее половина, к сожалению, «уходит в землю». Авторы так увлеклись детализацией драк и безумной историей, что забыли о дополнительных аттракционах. Да, бои реализованы блестяще, но, как известно, слишком много хорошего – это тоже плохо. Разбавь ACE Team потасовки еще каким-нибудь времяпровождением, и мы бы, возможно, назвали Zeno Clash гениальным прорывом. А так это просто новаторский, но скучноватый панк-файтинг.
Плюсы
- Сногсшибательная реализация драк с видом от первого лица
- Более чем экзотичный антураж и персонажи
- Интересный сюжет с богатым подтекстом
Минусы
- Непростительное однообразие – драться все там же и все с теми же быстро надоедает
- Какое оружие есть в игре?
- Как авторы решили проблему баланса между кулачным боем и стрельбой?
- Чем опасны белки-парашютистки?
- Какими приемами можно разделаться с врагом?
- Каких диковинных персонажей предстоит повстречать игроку?
- Чем вредит Деадра, спутница Гэта?
НА ЭТИ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ВАМ ОТВЕТИТ РАЗВЕРНУТАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА ZENO CLASH В «ИГРОМАНИИ» № 06/2009 И «ИГРОМАНИИ ЛАЙТ» № 2/2009.