Street Fighter 4
Для любого нормального человека серия Street Fighter ― это прежде всего вторая часть, вышедшая в 1991 году (или одна из тридцати ее слегка улучшенных версий). Знакомство с жанром у большинства из нас началось именно со Street Fighter 2 ― Mortal Kombat появился годом позже. При слове «файтинг» мы до сих пор представляем себе двух парней с квадратными плечами, мечущих друг в друга файерболы. Street Fighter 2 ― пожалуй, вторая самая узнаваемая в мире игра после оригинального Prince of Persia.
Возвращение в Брайдсхед
За минувшие 18 лет серия развивалась, ветвилась и усложнялась. Объяснить, чем Street Fighter Alpha отличается от Street Fighter 3 , могут только толстый гик или занудный нерд, владеющие коллекцией аркадных джойстиков и минимум пятью консолями. Правила становились все более неочевидными (реверсалы, воздушные блоки), а сами бойцы ― невзрачными. Имена Рю, Кен, Чун Ли, Зангиев, Гайл и Далсим что-то да скажут практически каждому. А вот Алекс, Некро или Макото…
Благодаря нерегулярным релизам и странной политике разработчиков серия Street Fighter затерялась среди двухмерных файтингов; даже Guilty Gear в наше время пользуется большей популярностью. Но летом прошлого года случилось чудо: Capcom совместно с компанией Dimps (состоящей из людей, которые собаку съели на файтингах) выпустили на игровых автоматах Street Fighter 4 ― игру с нормальным порядковым номером, максимально приближенную к эстетике SF2 и нагло игнорирующую практически все позднейшие наработки.
SF4 сделала для серии то же самое, что в свое время The Sands of Time сделала для Prince of Persia. Это одновременно и перезагрузка серии, и ремейк лучшей ее части с применением последних технологий. Версия, вышедшая только что на PC, ― крупный творческий успех Capcom, игра, приятная во всех отношениях, и самый лучший файтинг, существующий сегодня на персоналках, Xbox 360 и PlayStation 3.
Генотип бойца
Феномен этой игры в том, что на первый взгляд она как две капли воды похожа на тот самый, канонический Street Fighter 2, несмотря на колоссальную разницу в технологиях. Разработчики не просто сделали каждому персонажу десятилитровую клизму с полигонами, а аккуратно, чуть ли не покадрово скопировали стилистику и сумели передать ритм оригинальной игры.
Они сделали это настолько ловко, что поначалу даже не чувствуешь подвоха. Да и в любом случае человеку, который в 1992-м уже умел держать в руках геймпад, будет решительно не до этого. Он будет глупо улыбаться и радостно хлопать в ладоши каждый раз, когда Рю закричит свое непременное «Hadouke-e-e-en!» И только после пары сыгранных боев приходит внезапное осознание: Street Fighter 4 ― трехмерная игра!
До этого на лишнее измерение как-то не обращаешь внимания. Персонажи ― такие же карикатурные и гипертрофированные, как и в Street Fighter 2: это либо квадратные мужики, либо девки с кривыми мускулистыми ногами. Знакомые с детских лет задники (аэродром, гонконгский переулок, джунгли) просто не воспринимаются как трехмерные; глаз (и мозг!) игрока постоянно бомбардируются заставками, да и цветовая гамма практически идентичная. В итоге получается любопытный и трудно передаваемый словами эффект полного игрового безвременья. Именно такими казались нам видеоигры в детстве, в девяносто первом или девяносто втором: громкими, яркими, непостижимо стремительными…
То же самое касается ритма: хотя все без исключения герои выглядят как ряженые с очередного аниме-фестиваля (не подумайте дурного, они всегда были такими, и игре это очень к лицу), но их движения — мягкие, пластичные. Даже если они закручиваются в невероятном тройном сальто, держа голову между пятками, то делают это грациозно, как герои лучших гонконгских боевиков. В их исполнении все эти сумасшедшие трюки уже не кажутся невозможными и выглядят естественно: боям в Street Fighter 4 веришь.
А еще эта игра яркая и смешная. Надо видеть, какие гримасы корчат персонажи, когда побеждают или, наоборот, проигрывают. Получив по лицу, подтянутый качок Гайл жалобно пучит глаза, а Зангиева в припадке боевой ярости лучше и не видеть — страшен! Продолжая сравнение с азиатскими боевиками, эти рожи невольно напоминают нам о ранних комедиях с Джеки Чаном.
Мастерство не пропьешь
Исходя из сказанного выше, можем поручиться, что вы умеете играть хотя бы одним из героев Street Fighter 4 ― даже если в последний раз это происходило в начале девяностых, вам надо всего лишь освежить в памяти основы. При этом (здесь кроется главный секрет обаяния серии) людей, одинаково хорошо управляющихся в Street Fighter двумя и более персонажами, в мире не больше, чем тех, кто свободно владеет и правой и левой рукой одновременно.
Сносно изучить второго бойца так же сложно, как освоить второй язык. Если в девяносто первом вы углубленно занимались Рю ― это на всю жизнь. Причем вы будете очень неуверенно чувствовать себя в шкуре Кена, хотя от Рю он отличается лишь исполнением пары бросков и ударов (и вблизи предпочитает драться ногами). В SF4 этого достаточно, чтобы изменить всю картину боя.
Что уж говорить о людях, играющих Гайлом или Чун Ли! Тут нужен совсем иной образ мышления. Что творится в голове у человека, играющего Далсимом или Бланкой, мы уж и судить не беремся.
В Street Fighter 4 нет развернутого квестового режима, как в последней версии Virtua Fighter или Soul Calibur. Есть честная аркадная кампания с аниме-заставками и шестью уровнями сложности. На первом уровне игру можно пройти, используя один сильный удар ногой, без блоков и прыжков. На самом сложном (Extra Hard) искусственный интеллект практически не оставляет шансов даже очень опытному игроку ― победить можно, но для этого надо разучивать уникальные для SF4 приемы и виды специальных атак. К управляемым AI бойцам разных стилей нужны разные подходы: на Кена или Сагата с их чудовищными апперкотами нельзя напрыгивать без предварительной разведки боем, на Бланку (электрическая атака) вообще запрещается прыгать, а вот сумоиста Хонду, наоборот, реально атаковать только с воздуха.
Вообще, игра раскрывается только в таких, продуманных и рассчитанных до мельчайшего движения боях. Новички, использующие прием «button mashing» (он же «жми на все кнопки разом, авось что получится»), очень быстро разочаруются в Street Fighter 4: в их руках любой герой будет неповоротливым и корявым поленом, лениво толкающим противника и поминутно получающим оплеухи. Чтобы раскрыть потенциал персонажа, придется запастись терпением и провести час-другой в Trial Mode, где нужно последовательно отрабатывать на несопротивляющемся противнике все более сложные приемы, связки и комбинации. Только заучив все основные комбо, вы поймете, ради чего все это затевалось. Каждый бой превратится в кровавый балет: выпад, отскок, апперкот, блок, контратака… А затем один из дерущихся обязательно исполнит какой-нибудь особо мощный прием, экран рассыплется спецэффектами… За этим сюда и пришли!
Сложность заключается вот в чем: чтобы как следует изучить персонажа, нужно еще сладить с управлением. Раскладка по умолчанию довольно удобна, но с ходу освоить все приемы игры не получится. За короткое время еще можно кое-как научиться сражаться за Рю с его простыми связками «вниз, вперед» или «вперед, вниз-вперед, вперед». Но вот у Чун Ли и Гайла встречаются, пардон, комбинации «вниз, вверх», которые невозможно выполнить на крестовине геймпада. А при игре Зангиевым бывает так, что нужно дергать джойстик в семи разных направлениях (при исполнении суперударов ― вообще в тринадцати). Теоретически можно научиться вертеть аналоговую рукоятку геймпада на 360 и 720 градусов… но тут есть одно серьезное препятствие.
В серии Street Fighter нет отдельной кнопки «блок», защита ставится отклонением рукоятки назад. Чтобы успешно отклонить удар, нужен стик для переключения по восьми направлениям (блок на нем ставится одним движением, с ощутимым щелчком). Соответственно, с обычной клавиатурой за игру лучше вовсе не садиться (мышь, сами понимаете, не поддерживается). Здесь приходится тяжко на любом уровне сложности выше Normal — достаточно уже того, что нет аналогового стика. Впрочем, мы уверены, что найдутся умельцы, которые приноровились играть в файтинги с клавиатуры еще десять-пятнадцать лет назад.
Против всех
Но гений Street Fighter 4 в том, что учиться самым сложным приемам вовсе не обязательно: если у вас во владении достаточно простой боец (вроде все того же Рю), то против живых людей в онлайне можно успешно выступать двумя-тремя своевременными суперударами. Главное ― правильно построить общую тактику боя, найти ритм, научиться ставить блок или уходить в прыжок во время гиператак соперника. А еще ― не раскрываться зря, уметь беспощадно зажимать в угол и делать захват, когда враг ушел в глухую защиту нижним блоком… В боях между двумя живыми соперниками важны не знание комбо и даже не скорость реакции ― все решают выдержка и хладнокровие. Хотя да ― профессионал, доведший все контратаки и ультракомбо до автоматизма, вас без труда поколотит.
Онлайн в SF4 очень оригинально соединен с режимом одиночной игры. Запуская аркаду, можно включить опцию «Принимать вызовы из Live» (речь об Xbox-версии; на РС используется та же система) ― дальше вы будете драться с AI, но вас в любой момент может выдернуть на дуэль человек из США, Великобритании или Японии.
Ну а что касается игрового баланса и «честности» поединков… Классические бойцы в Street Fighter притирались друг к другу многие годы, и в вечном бою между какими-нибудь Чун Ли и Далсимом все зависит от индивидуальных умений игроков. В поединках между бойцами «классической дюжины» всегда присутствуют азарт, баланс и гармония. С новичками сложнее: их стили боя понадерганы из других игр (от файтингов SNK до Virtua Fighter 5 ), радиус действия атак и суперударов не выверен до миллиметра, скорость движений не оттачивалась десятилетиями и они далеко не всегда удачно сочетаются со старой гвардией. Crimson Viper, на наш взгляд, еще приживется; а вот от остальных придется избавляться в следующей серии.
* * *
Street Fighter 4 ― не идеальная игра. Она чуточку старомодна, ее концепция не нова, но, однако, глупо упрекать в этом файтинг, притом что именно для этой игры ностальгические чувства ― один из главных козырей. Гораздо важнее другое: Street Fighter 4 ― игра сильная, пружинистая, эффектная, как гимнаст, выполняющий сложнейшую программу. Ее графика уникальна, оформление безупречно, боевая механика прошла проверку временем. Вопрос о том, насколько этот файтинг доступен для начинающих, остается открытым… Но вот вам приятная новость: если вы помните, как делается Shoryuken (он же апперкот) или Hadouken (он же файербол) у Рю в SF2… вы не начинающий! Даже если не видели ни одной другой игры этого жанра.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — да
Легко освоить — нет
Оправданность ожиданий: 100%
Геймплей: 10
Графика: 9
Звук и музыка: 9
Интерфейс и управление: 5
Дождались? Street Fighter 4 — идеально выверенный файтинг: одновременно яркий, динамичный, зрелищный, хардкорный и смешной. О том, что на РС это единственная крупная игра в жанре за последние много лет, и упоминать как-то неудобно.
Рейтинг «Мании»: 9.0
« Великолепно »
[[BREAK]] Философия битвы
Как работает Street Fighter 4
1. Полоска EX заполняется по мере того, как игрок наносит удары. Энергия в этой полоске нужна для исполнения суперкомбо и других мощных атак.
2. Полоска Revenge заполняется по мере того, как игрок удары пропускает. Энергия тратится на исполнение ультракомбо. Шкала опорожняется между раундами.
3. Что лучше ― пропускать удары и копить злость или наносить их и заправляться комбо-энергией? Дэн явно идет по второму пути…
4. Соперник набрал почти полную шкалу Revenge и может в любой момент ответить сокрушительной контратакой.
5. Сбивать сильные суперудары (меняющие цвет картинки и угол зрения) можно с помощью так называемых armor-breaking moves ― «бронебойных» приемов. Заряжать ее нужно, зажав кнопки среднего удара и пинка.
Рю
Рю, коренной житель Street Fighter, появился в первой части игры в 1987 году. Это боец для начинающего игрока: его движения легко освоить, но, чтобы овладеть им в совершенстве, нужны годы тренировок. Какими бы ультракомбо и мегаприемами ни обвешивали разработчики игру, Рю всегда может справиться с врагами старой доброй связкой из файербола и апперкота.
Чун Ли
Чун Ли, главный игровой секс-символ девяностых (до Лары Крофт), появилась в Street Fighter 2 в марте 1991-го. Первый играбельный персонаж женского пола в истории компьютерных файтингов, очень эффективный боец, которым, к сожалению, невозможно играть без аркадного стика. Феминистки в онлайне топчут соперников именно Чун Ли.
Далсим
Далсим, еще один ветеран Street Fighter 2, обладающий такими стандартными для плоских файтингов возможностями, как умение повисать в воздухе, телепортироваться, дышать огнем и бить соперника, вытянув руку или ногу на половину экрана. Идеальный боец для оборонительной игры ― но при этом очень медленный персонаж, совершенно не умеющий «держать» удар.
Зангиев
Русский (точнее, советский) борец Зангиев, которого во времена Street Fighter 2 многие пытались освоить из патриотических соображений. Это первый в истории файтингов боец, у которого для исполнения суперудара требовалось повернуть ручку стика на 360 градусов (а потом еще нажать удар). Теперь таких бойцов много… Еще раз напоминаю: исполнять приемы, требующие нажатия вверх, на геймпаде невозможно.