The Blackwell Convergence
The Blackwell Convergence начинается как американский фильм 40-50-х годов прошлого века. Крупным планом — пасмурное нью-йоркское небо, капли дождя и серые, нагоняющие тоску стены домов, сливающиеся и с этим дождем, и с этим небом. На карнизе одного из них стоят двое. Это местный бизнесмен, решивший свести счеты с жизнью, и Джои Маллон, детектив в мягкой фетровой шляпе и классическом костюме, в циничной форме пытающийся убедить самоубийцу вернуться в комнату.
Если вы считаете, что речь идет об игре про депрессию, джаз, мрачные улицы и еще более мрачного сыщика, глушащего виски в баре на углу, то вы, безусловно, правы. Есть лишь одна поправка: детектив Джои Маллон — мертв. Как и его собеседник. На карнизе старого нью-йоркского дома под проливным дождем общаются призраки.
Wadjet Eye Games , прославившаяся инди-квестом про депрессивного раввина Shivah , не впервые вольно обращается с нуаром. Недавно мы рассказывали об EmeraldCity Confidential — квесте, где творческое наследие нуар-классика Раймонда Чандлера, джаз и стилистика «черного фильма» помещены во вселенную «Волшебника из страны Оз» и дополнены летающими оленями. А недавно они выпустили третью часть сериала The Blackwell , в котором вопреки законам этого женоненавистнического жанра главным героем является как раз женщина, а типичный детектив в фетровой шляпе, неравнодушный к виски, девушкам и едким комментариям про выпивку, играет роль не то ее ангела-хранителя, не то домового. Джои Маллон давно мертв, а сейчас в виде призрака он вместе с писательницей Розанделлой Блэквелл выполняет важную миссию: помогает неупокоившимся душам обрести покой. А для этого нужно распутывать загадочные преступления. Сама Розанделла является медиумом — как и ее покойные мама и тетушка.
Охотники и привидения
Тем, кто не видел предыдущих игр серии, эта завязка может напомнить очередной квест от Telltale Games или фильм The Frighteners (в российском прокате — «Страшилы») с Майклом Фоксом — женщина-детектив с ручным приведением как-то не очень вяжется с классическими представлениями о нуаре, в этом видится подвох. Опять же, в предыдущей игре от этой же студии, Emerald City Confidential, нуар был не более чем декорацией для постмодернистской комедии.
В общем, с первого взгляда поверить в серьезность Convergence не получается, но эта игра именно такая — грустная и дождливая, каждый второй прохожий здесь, должно быть, держит в кармане намыленную веревку. Всем плохо и одиноко, особенно главным героям — передать атмосферу всеобщей депрессии Wadjet Eye сумели особенно хорошо. Первая игра серии, Legacy , начиналась с того, что Розанделла, круглая сирота, выбрасывала в воду урну с прахом своей тети, которая ее воспитывала. Convergence стартует беседами с мертвым самоубийцей. Такая депрессия в квадрате.
В доме Розанделлы с фотографий смотрят исключительно покойники, а за окнами разыгрываются новые криминальные драмы, которые станут сюжетами ее книг. На этот раз работы особенно много. Прямо на съемках фильма умирает актер, через пару дней художник гибнет на собственной выставке… Но авторы нашли изящный способ обуздать эту классическую нуаровскую безысходность. Если живым помочь нельзя и они обречены умирать на темных улицах, то можно спасти хотя бы мертвых. Помощь при этом носит адресный характер. Разобравшись с причиной преступления и поговорив с призраком, Джои Маллон соединяет неупокоившуюся душу и медиума, после чего Розанделла теряет сознание и переносится в буквальном смысле на небо. Там она «выгружает» из себя призрака, и тот, наконец, ступает в длинный коридор света, за которым, надо думать, — покой и счастье. А Розанделла приходит в себя на земле, слышит плачущий саксофон и едкий голос Джои: «Что ты так долго, куколка?»
Что вы с ним сделали?
Несмотря на то что триумфальное шествие нуара по литературе и кино закончилось в 60-е годы прошлого века, игровая индустрия активно использует все его любимые фетиши. Правда, очень творчески, по-своему.
Mean Streets
Одним из первых нуар-квестов стала серия приключений о похождениях детектива Текса Мерфи, стартовавшая в 1989 году с Mean Streets , а в итоге включающая в себя пять игр, в том числе культовые Under a Killing Moon и The Pandora Directive. Там были все признаки типичного нуара: джаз, виски, дождь, роковые женщины, циничная ирония мрачного, пьющего и пропахшего табаком детектива, депрессия. И конечно, загадочные преступления. Но все это происходило… в постапокалиптическом Сан-Франциско, где по улицам под печальные блюзовые переливы разгуливали мутанты. Уж не оттуда ли черпали вдохновение авторы Fallout?
Blade Runner
В 1982 году вышла кинокартина Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», а в 1998-м — блестящая игра по его мотивам, разработанная Westwood Studios. Кинокритики называли оригинальный фильм одним из первых представителей неонуара, а сам режиссер признавался, что хотел сделать главного героя Рика Декарда похожим на легендарного детектива Марлоу из романов Раймонда Чандлера. Фильм буквально источает меланхолию, здесь много дождя, джаза и почти черных, мрачных декораций. Герой при этом носит классический плащ, посещает здания, где снимались нуар-иконы «Двойная страховка» и «Мертв по прибытии», а также общается с классической роковой красоткой Рейчел. Есть лишь один нюанс: Рик Декард, тот самый «бегущий по лезвию», не был частным детективом из Америки 30-х годов. Он охотился за киборгами в Лос-Анджелесе 2019 года…
Discworld Noir
В 1999-м вышла третья часть приключенческого сериала Discworld , созданного по мотивам романов Терри Пратчетта. Первые две игры были яркими цветастыми квестами. А в Discworld Noir главным героем стал детектив в длинном плаще и мягкой фетровой шляпе. Но это была скорее меткая пародия на нуар. Было очень, очень темно, дождь не прекращался ни на минуту, заливая даже анимированную карту города (похожая есть и в The Blackwell Convergence), а главный герой отпускал чернушные шутки каждые полминуты. Тут же — фирменный юмор в духе первоисточника: уже в самом начале игры в баре мы слушали грустный блюз в исполнении вампира-тапера, а вскоре главный герой с криком «Не говори потом, что я тебя игнорировал!» спускал с лестницы докучливого гнома. Детектив в Discworld Noir, кстати, тоже был мертвым.
Мертвый детектив, подрабатывающий ангелом-хранителем, призраки — мистики в Convergence предостаточно. Здесь встречаются демоны и злобные привидения, у которых с Джои старые счеты. Но и в те минуты, когда на экран выходят исчадия преисподней, авторы не отходят от главной темы — они рассказывают о людях и их проблемах: об алкоголизме и трудностях творческой реализации, о коррупции и жадности, об одиночестве и безволии. Даже когда действие переносится в высшие сферы (небо и космос), речь идет о вещах приземленных: о необходимости и умении слышать друг друга и о том, что все мы связаны невидимыми ниточками.
Призраки в интернете
После всего этого как-то неудобно заводить разговор о механике игры, но в случае с Convergence нам есть о чем рассказать. Традиционных пазлов и пиксельхантинга почти нет. Лишь пару раз вас попросят что-то поднять и тут же применить. Основа игры — диалоги. Общаясь, мы выуживаем важную информацию, после чего появляются свежие темы для бесед, а на карте открываются новые локации. Именно на общении построены наиболее удачные головоломки в обойме The Blackwell Convergence: в одном случае Розанделле нужно подыгрывать мертвому актеру, выучив реплики сценария, в другом — отпускать изощренные комплименты картинам без пяти минут мертвого художника.
Кроме того, мы активно ищем информацию в интернете. В доме главной героини стоит компьютер, где есть ее личная электронная почта и браузер Oogle: как в старых квестах, приходится лично, ручками вбивать ключевые слова, которые предварительно нужно найти, услышать, запомнить, выписать на бумажку. В какой-то момент Розанделле придется даже взломать чужой почтовый ящик.
Наконец, мы можем переключаться между героями. Игра за мертвого детектива — отдельная тема для разговора. Маллон умеет просачиваться за закрытые двери, подбирать и передавать героине какие-то предметы, а также оставаться незамеченным в комнате, подслушивая важные разговоры. На фоне безыскусного пиксельхантинга и клонированных пазлов с перетаскиванием статуэток, зельеварением и взломом сейфов все это, естественно, смотрится очень свежо.
* * *
Единственная проблема во всем этом — графика. Игра выглядит так же архаично, как «Мальтийский сокол» с Хамфри Богартом в кинотеатре по соседству с «Трансформерами». Авторы намеренно тычут нам в лицо огромными пикселями и нелепыми спрайтами, словно подчеркивая связь игры с прошлым: со старыми фильмами и квестовой классикой. Это, конечно, сознательная и небезынтересная позиция, которая будет близка не всем, но, с другой стороны, сюда приходят не за высокими технологиями.
А так перед нами авторский квест ручной выделки, в котором нашлось место всем лучшим элементам нуара. Джаз, свинцовое небо, проливные дожди и детектив-привидение — такое сегодня увидишь не в каждой игре.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — да
Оригинальность — да
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 75%
Геймплей: 8
Графика: 5
Звук и музыка: 9
Интерфейс и управление: 6
Дождались? Авторский нуар-квест как грустная метафора из джаза и дождя: в этом мире помочь можно только мертвым.
Рейтинг «Мании»: 7.5
«Хорошо»